консультация для воспитателей»Использование средств театральной деятельности в работе с детьми»консультация по теме


Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Содержание:

1. Актуальность данной проблемы.

2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

Мой практический опыт при выполнении этих задач:

а) Организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды.

б) Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства.

в) Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение А План работы театрального кружка «Теремок».

Приложение Б Сценарий спектакля «Путешествие в осенний лес».

Приложение В Фоторепортаж «Мы и театр».

Приложение Г Общее родительское собрание «Давайте вместе беречь планету».

Приложение Д Мониторинг эффективности применения методики театральной деятельности в подготовительной группе.

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие у детей творческого мышления и исследовательских способностей. Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача развития творческих способностей детей, идея приобщения их к художественной литературе и театральной деятельности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие другие.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Театральная деятельность, как не один другой вид деятельности, способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. Театральная игра предполагает, прежде всего, принятие ситуации равноправных позиций, позиций соучастия и сотрудничества, партнерства (диалог) взрослого и ребёнка.

Задача воспитателя — помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них. Этому способствует чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, чтобы продемонстрировать свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. Поэтому я стремлюсь создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они с удовольствием играли и постигали удивительный волшебный мир, название которому – театр!

В течение четырех лет я работаю над темой «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности». Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, и наш театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Работая над этой темой, я ставлю следующие задачи:

Изучение теоретического и практического опыта по данной теме

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды

Работа над культурой и техникой речи детей

Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства

Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей

Методологические основания моей работы базируются на таких сущностных аспектах театра, как:

игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;

ролевая игра;

игры с предметом;

модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;

модель развертывания процесса от замысла до реализации;

взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;

рассмотрение замысла с разных сторон − из разных языковых пространств (в детском саду − это принцип изучения одного явления сквозь призму различных учебных занятий).

актуализация незнакомого;

воздействие на чувства обучающегося и вовлечение его в процесс игры.

Изучив теоретический и практический опыт Н.Д. Сорокиной, А.В. Щёткина, Л.Я. Поляк, Л.Г. Киреевой, И.В. Бодраченко, Т.Н. Караманенко и других авторов популярной методической литературы в области театральной деятельности для дошкольников, работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, я составила план работы своего театрального кружка, начиная со второй младшей группы (приложение А).

Занятия театральной деятельностью в организованном мною кружке «Теремок» рассчитаны на детей от 3 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Количество детей в группе 15-20 человек.

Основная форма занятий — групповая. План работы кружка предполагает и другие формы работы — индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью отработки отдельных сцен спектаклей.

План работы кружка состоит из пяти разделов:

«Театральная игра» — направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

«Превращалки» — игры, развивающие способность к перевоплощению;

Театрализованные игры на развитие воображения и фантазии;

«Живая сказка» — инсценировки стихов, рассказов, сказок;

«Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности;

Игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности;

Музыкально-пластические импровизации;

«Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика;

Игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи;

«Сочиняем сказку вместе»;

Игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

«Основы театральной культуры» призваны обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Дети получают ответы на вопросы:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре;

«Работа над спектаклем» базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.

Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).

Работа над разделами плана кружка продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

Для осуществления плана необходимо было создать и оформить предметно-развивающую среду театральной студии. Большую помощь в этом мне оказали коллеги и родители. С помощью родителей мы сделали крупногабаритные, сомасштабные росту ребёнка конструкторы (приложение В), сшили мини-ширму, сделали различные маски, костюмы, атрибуты для выступления детей, приобрели аудиозаписи сказок и музыкальных произведений.

Первым видом театральной деятельности нашего кружка, с которым я познакомила детей, стал кукольный театр. Условность кукольного театра близка детям, они привыкли к ней в своих играх, вот почему ребята так быстро включались в спектакль: отвечали на вопросы кукол, предупреждали об опасности, выполняли их поручения, давали советы.

Мои воспитанники с удовольствием смотрели спектакли кукольного театра в моём исполнении («Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д.), а также в исполнении учащихся второго класса нашей школы.

Затем мы приступили к следующему этапу – работе над этюдами. Дети второй младшей группы разыгрывали с настольными куклами (театр игрушек), с картинками на картоне, на фланелеграфе (театр картинок), хорошо знакомые им русские народные сказки «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» и другие. Элементы театральной деятельности с успехом использовала и на учебных занятиях. Например, на занятиях по математике частым гостем был любимый детьми Незнайка (игрушка театра Би-ба-бо), на занятиях по развитию речи разучивал чистоговорки и физминутки Зайка (ложковый театр), на занятиях по ознакомлению с окружающим миром использовала теневой театр (заяц, собака, гусь). Впоследствии любимые игрушки детей, принесённые из дома, были частыми гостями на наших занятиях.

Следующим этапом моей работы стала театральная игра и ритмопластика. Ритмопластика включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений. Для этого на физкультурных, музыкальных занятиях использовались игры «Ванечка», «Каравай», «Угадай животного», «Морская фигура» и другие. Эти игры учат слышать ритм, развивают координацию движений, речевое дыхание, разнообразную интонацию, учат запоминать разнообразные позы и передавать их, создавать образ животного с помощью выразительных пластических движений.

Прошло совсем немного времени, и из зрителей мои воспитанники превратились в актеров. К четырём годам ребята стали активно принимать участие в театральных постановках к праздникам. На новогоднем утреннике они с успехом дебютировали в ролях: Заяц – Попов Стёпа, Лисичка – Зайчикова Вика, Медведь – Карелин Андрей. На утреннике, посвященном празднику 8 Марта, громких аплодисментов и улыбок была удостоена драматизация стихотворений: «Капризка» — Лаврентьева Настя и Александров Артём, «Непослушный» — Лебедев Никита и Семёнов Максим, «Мамин труд» — Гудзь Миша и Бессонова Алиса, «Сегодня мамин день» — Коровкина Катя и Николаева Вика, «Чаепитие» — Ледащева Лиза, Коровкина Катя, Лебедев Никита, Николаева Вика и Веретенникова Катя.

Достичь хороших результатов в исполнении стихов, мини-сценок, драматизации сказок, музыкальных постановок, способствовала системная работа по развитию культуры и техники речи на занятиях театрального кружка, в ходе которой дети научились:

Менять по заданию воспитателя высоту и силу звучания голоса

Чётко произносить в разных темпах скороговорки и чистоговорки

Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения

Строить диалог с партнером на заданную тему

Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие

Подбирать рифму к заданному слову

Произносить одну и ту же фразу с разными интонациями

Составлять диалог между сказочными героями

Все эти упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Прежде чем приступить к постановке спектаклей, я решила познакомить детей с устройством театра снаружи и изнутри. Для этого мы отправились в кукольный театр «Теремок» на экскурсию. Экскурсовод рассказала ребятам о театральных профессиях: гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр, провела за кулисы театра, где рассказала и показала, как куклы создаются, кто их реставрирует. Особый восторг у детей вызвало куклохранилище, где собрано огромное количество кукол разных видов (ростовые, марионетки, на гапите, и другие), с которыми ребята не только познакомились, но и сфотографировались на память (приложение В).

Мы с детьми неоднократно ездили в театр «Теремок» на спектакли «Весёлая школа», «Красная шапочка», «Гусёнок». Ребята с огромным удовольствием смотрели спектакли, обсуждали их, но ещё с большим восторгом стали участвовать в театральной игре.

Следующим этапом нашей работы с детьми стали уже непосредственные постановки спектаклей.

Именно при постановке спектаклей очень ярко видно, как ранее ранимые и неуверенные в себе дети становятся смелее, решительнее, занимают более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.

Я считаю, что для того, чтобы создать волшебный театральный мир, совсем необязательно иметь для этого большую сцену, изысканные декорации, обилие костюмов. Для нас это просторная комната родного детского сада, придуманные и нарисованные совместно с детьми декорации, изготовленные вместе с родителями костюмы (Приложение В). Для нас это место, где дети занимаются с удовольствием, в атмосфере творчества, игры и искусства.

Главное, на мой взгляд, — совместное желание сыграть сказку, сначала для себя, а затем для зрителей. А такое желание у нас есть! А результат нашей работы – прекрасные постановки.

Не задаваясь целью подробно рассмотреть конспекты занятий по подготовке и постановке спектакля, коснусь лишь основных его этапов.

Занятие 1. Работа над спектаклем «Путешествие в осенний лес»

Цель: Познакомить детей с текстом спектакля и обсудить его; пробуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремиться делать добро.

Ход занятия:

Знакомство с текстом спектакля.

После прочтения спектакля педагог беседует с ребятами: «Кто вам понравился в этом спектакле? Кто из героев понравился больше и почему? Чем были встревожены жители леса? и т. д.»

Игра «Ассоциации». Педагог предлагает самим детям распределить роли, опираясь на ассоциации. (Кто может сыграть ёжа? С кем из ребят он ассоциируется? У кого лучше всего может получиться его изобразить? и т. д.)

Предварительное распределение ролей по желанию детей. Подведение итогов занятия.

Занятие 2. Ритмопластика

Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Ход занятия:

Организационный момент.

Упражнение «Не ошибитесь» (Педагог в разных сочетаниях чередует хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям, меняя ритм, темп).

Создание образов животных. (Педагог предлагает всем ребятам под музыку изобразить образ ежа, зайца, белки, медведя, лисы, волка с помощью пластических движений. Затем изображают только те ребята, которые утверждены на эти роли, а остальные оценивают.)

Подведение итогов занятия.

Занятия 2-4. Работа над спектаклем. Разучивание песен.

Цель: Разучивать песни и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты.

Ход занятия:

Организационный момент.

Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, используемых в спектакле (песня «Ах, какая осень», «Осень», «Осень-художник», «Прощай осенний лес», частушки).

Индивидуальное разучивание музыкальных партий персонажей спектакля (песня белки, романс лисы, вальс ежей, песня волка, медведя).

Подведение итогов занятия.

Занятия 5-6. Работа над спектаклем.

Цель: Разучивать с детьми текст спектакля, обращая внимание на работу артикуляционного аппарата, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

Ход занятия:

Упражнения для губ, языка, мышц лица, шеи.

Работа над текстом и техникой речи.

Импровизации эпизодов спектакля.

Подведение итогов занятия.

Занятия 7-8. Работа над спектаклем. Изготовление декораций.

Цель: Изготовить декорации к спектаклю, решить в каких костюмах будет выступать каждый из героев. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Изготовление декораций. (Вместе со мной ребята сделали деревья из цветной бумаги и самоклеящейся пленки. На занятии были сделаны и головные уборы зверей, а костюмы ребята подготовили с родителями дома.)

Индивидуальная репетиция слов главных героев спектакля.

Подведение итогов занятия.

Занятия 9-10. Работа над спектаклем. Разучивание танцев.

Цель: Разучивать танцы и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты.

Ход занятия:

Организационный момент.

Разучивание танца с осенними листьями и «Польки».

Репетиция музыкальных произведений. Ритмопластика.

Подведение итогов.

Занятия 11-16. Работа над спектаклем.

Цель: Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

Ход занятия:

Организационный момент.

Репетиция спектакля.

Подведение итогов занятия.

Премьера спектакля «Путешествие в осенний лес»

Заключение

Результатом своей работы считаю тот факт, что благодаря занятиям театрального кружка, дети научились слушать и слышать друг друга, формулировать и излагать свои мысли публично. Частые выступления на сцене перед зрителями способствовали раскрепощению и повышению самооценки у детей. Ребята стали дружнее и сплоченнее. Это отметили не только воспитатели, но и родители, которые неоднократно говорили слова благодарности в наш адрес.

Обобщая всё выше сказанное, считаю, что работа над темой «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности», дала мне возможность создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, пробудить фантазию детей, максимально реализовать их творческие способности, когда каждый ребёнок в силу своих возможностей продвигался от уровня к уровню, а в итоге добился определенных высот. Об этом можно по результатам мониторинга, проводимого на всех этапах применения данной методики, позволяющего отслеживать позитивную динамику развития творческой личности ребенка (Приложение Д).

Лучшим свидетельством эффективности своей работы считаю: успешное поступление воспитанников в учебные заведения разного типа (школы, прогимназии, лицейские классы), сокращение адаптационного периода на первой ступени обучения и искренняя благодарность родителей.

И я твердо верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне успехами и победами моих воспитанников!

Содержание

Введение

.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1

Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности речи

1.2

Характеристика интонационно-выразительной стороны речи

.3

Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

1.4

Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками

.5

Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности

2.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1

Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент

2.2

Анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3

Опытно-экспериментальное обучение. Анализ и обработка результатов эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

интонационный театрализованный речь дошкольник

Актуальность

нашего исследования обусловлена тем, что интонация — важное смыслоразличительное средство языка, благодаря которому мы выражаем различные коммуникативные цели, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте. Задержка в формировании интонационной выразительности речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

Одним из малоисследованных направлений считается использование средств театрализованной деятельности, в целях развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

При помощи средств интонационно выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания [1].

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. В связи с этим были выделены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования.

Объект

исследования — процесс развития интонационной выразительности речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Предмет

исследования — средства театрализованной деятельности для развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

Гипотеза.

Мы предположили, что развитие интонационной выразительности речи у дошкольников будет успешно в том случае, если:

·занятия по театрализованной деятельности будут сключать комплекс упражнений, игр и этюдов для развития интонации, тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание;

·подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;

·создана художественно-эстетическая развивающая среда, позволяющая ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.

Цель исследования

— разработать и апробировать использование средств театрализованной деятельности в развитии интонационной выразительности речи у дошкольников.

При этом были поставлены следующие задачи

:

1)Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную развитию интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности;

2)Изучить характер воздействия театрализованной деятельности на развитие интонационной выразительности речи детей;

3)Изучить состояние интонационной выразительности речи у дошкольников;

4)Экспериментально проверить эффективность улучшения развития интонационной выразительности речи дошкольников используя театрализованную деятельность.

Методы

проведения исследования:

1)Организационные методы (комплексный и сравнительный);

2)Имперические методы (беседа, констатирующий и формирующий эксперименты);

)Качественный и количественный анализ полученных данных;

)Графические методы (представление результатов).

Практическая значимость

заключается в разработанном нами комплексе художественно-речевых средств для овладения навыками интонационной выразительности речи посредством метода художественного чтения. Этот комплекс может быть полезен логопедам, специальным педагогам и воспитателям в системе общего, специального и дополнительного образования дошкольников.

Научная новизна

определяется тем, что выявлены особенности развития интонационной выразительности речи дошкольников 6-7 лет; определены и апробированы содержание и методы развивающие работы по формированию интонационной выразительности дошкольников.

Методологическую основу

исследования составили:

общие дидактические положения о формировании уменй и навыков (Л.С. Выготский, Л.А. Леонтьев)

труды ученых в области нарушений речи ();

исследования по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова);

технологии использование театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников (А.И. Буренина, О.В. Гончарова, Е.В. Мигунова, Э.Г. Чурилова).

На защиту выносится положение о том, что комплекс речевых средств театрализованной деятельности влияет на формирование интонационной выразительности речи у дошкольников.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список из 40 источников и 6 приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

.1 Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности речи

Историю развития специальных исследований интонационной выразительности в языкознании можно разделить на два периода. Первый — с конца XIX до начала XX века — характеризуется поиском объекта изучения и методов его анализа. Во втором периоде — с 40-х годов XX века до наших дней происходило расширение интонационных исследований, связанное с развитием, как лингвистической теории, так и техники инструментальной фонетики. [26п]. Помимо изучения интонационной выразительности как совокупности супрасегментных единиц исследователями проводится анализ ее отдельных компонентов. Наибольшее значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, В.В. Виноградова, А.М. Гвоздева, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоустовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, И.Т. Торсуевой, Л.К. Цеплитиса, Н.В. Черемисиной, Л.В. Щербы.

Как фонетическое явление интонационной выразительности рассматривается в различных аспектах: артикуляторном, акустическом, перцептивном, лингвистическом [26].

Изучение интонационной выразительности в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи.

Исследование интонационной выразительности в акустическом аспекте рассматривает речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляются объективные характеристики интонации: частота основного тона, спектр, интенсивность и длительность (Я.П. Альтман, А.В. Венцов, Г.В. Гершуни, Л.А. Чистович)

Изучение интонационной выразительности в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения, которые соотносятся с объективными характеристиками интонационной выразительности, — это высота, длительность, громкость, тембр (Вахтина Н.Ю.) [2].

В лингвистическом аспекте под интонационной выразительностью понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи. Каждый из этих параметров обладает своими специфическими единицами — носителями значения: тонемами, хронемами, акцентемами (Николаева Т.М.) [3].

Независимость интонации от конкретного лексико-грамматического состава высказывания позволяет говорить об относительной ее автономности. Большое значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, Л.П. Блохина, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоусовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, Н.С. Трубецкого, Л.Д. Щербы, разработавших концепцию суперсегментной организации речи как системы. Под просодической организацией речи понимается совокупность звуковых средств, которые оформляют последовательности сегментных единиц (фонем) и служат для объединения их в значимые языковые единицы: слова, синтагмы, высказывания. Использование в качестве просодических характеристик речи таких обязательных признаков звука, как длительность, интенсивность и частота основного тона, является одним из универсальных свойств человеческой речи (Н.Д. Светозарова) [5л].

Н.И. Жинкин, рассматривая просодическую организацию языка, о. Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров — интонацией [18].

Е.А. Брызгунова, анализируя соотношение компонентов интонации, утверждает, что логическое ударение оформляется в речи сочетанием названных компонентов, поскольку на логических центрах голос меняется по высоте, силе, темпу, тембру [7].

Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л.В. Щерба, который отметил, что связь между смысловой и звуковой сторонами речи осуществляется в пределах простейшего синтаксического целого — синтагмы, единого смыслового целого в процессе речи — мысли.

И.Г. Торсуева, используя семантический подход при выявлении единиц реи, выделяет высказывания. Основными характеристиками высказывания являются его коммуникативная направленность, адресованность, возможность смыслового членения, эмоциональная насыщенность, присутствие подтекста. В отличие от предложения, обладающего значением, у высказывания, помимо значения, имеется конкретный целостный смысл, оно обладает авторством и экспрессивной стороной [5].

Интонация каждой фразы является результатом взаимодействия многих факторов, наиболее важными являются: коммуникативная установка говорящего, отражение им ситуации общения, универсальные физиологические основы производства речи.

Наиболее эмоциональны фразы типа «восклицание», «приказание», «импликация», меньшей степенью эмоциональности обладают фразы типа «общий и специальный вопрос», а слабая степень эмоциональной насыщенности свойственна простым утверждениям и фразам.

Л.В. Бондарко выделяет несколько факторов, определяющих поведение всех компонентов интонации: «…важным является место главного ударения в синтагме: именно в этом месте происходит самое значительное изменение мелодики — понижение или повышение. Само направление изменения определяется типом интонации (повествование, вопрос, незавершенная интонация, восклицание). Изменение темпа и громкости также связаны с местом главного ударения: если оно близко к концу синтагмы, то темп замедляется более значительно, а громкость ослабляется меньше, чем в том случае, когда синтагматическое ударение оказывается близко к началу синтагмы [9].

1.2 Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

Интонационная выразительность речи представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.

В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение) [32].

Темп речи -это важнейший компонент интонации. Темп — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего [38].

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.

Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Особое место в интонации занимают паузы — это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса — это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа). Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса — это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения [17].

Высота голоса — это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным [31].

Ритм — это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.) [19].

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

Логическое ударение — это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения — в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога [27].

Речевое дыхание — это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания [8].

Дикция — Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

1.3 Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

По мнению Жинкина, интонационная выразительность речи является наивысшим уровнем развития языка. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период [20].

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благо-I даря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки — гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации [35].

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия формирования ударения.

Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Исследование Тонковой-Ямпольской показали, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Гвоздев отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни — вопросительные [5].

Проявления интонационной выразительности речи, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка.

Интонационная выразительность речи включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонационной выразительности речи зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Интонационная выразительность речи увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонационной выразительности речи составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин) [19].

Интонационная выразительность речи уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций — повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи.

Реакции младенца на тон голоса проявляются довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

Классификацию типов интонационной выразительности речи предложил А.К. Цеплитис и выделил следующие [36]:

. Интеллектуальные

. Волюнтативные

а) повествовательные

б) побудительные

. Эмотивные

. Изобразительные

Значение интеллектуальных типов интонационной выразительности речи предоставляет собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).

Волюнтативные значения интонационной выразительности речи относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации:

а) повествовательные — интонация констатации в высказываниях факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние говорящего; интонация совета, но без принуждения исполнить его;

б) побудительные типы интонации: интонация приказа; интонация просьбы.

Эмотивная интонация — выражение эмоций интонационными средствами: гнева, испуга, нежности, печали, равнодушия, стыда, удивления.

Изобразительные типы интонационной выразительность речи служат для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонационной выразительность ричи связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение. Например, для сообщения о чем-то большом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики чего-то маленького используется высокий диапазон голоса.

Мелодика является основным компонентом интонационной выразительности речи и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика, ровная мелодика.

.4 Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками

Театрализованная деятельность — деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной деятельности.

Существует много разновидностей театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности. По классификации Л.С. Фурминой — это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль) [18].

Театрализованную деятельность исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизация и режиссёрская деятельность [5].

Гончарова О.В. выделяет следующие формы театрализованной деятельности:

спектакли;

театрализованные игры;

драматизация;

музыкально-драматические спектакли.

В основе драматического спектакля

лежит литературное произведение — пьеса

Методика использования выразительных средств в театрализованном празднике

 В данной статье рассмотрена проблема использования выразительных средств в массовом театрализованном празднике. Специфика массового представления заключается в особом,часто минималистическом использовании слов. Современное массовое представление часто может включать в себя и такие виды искусств как фрагменты спектаклей, песни танцы и т. д.

Ключевые слова:праздник, масса, сценарий, искусство, иллюстрация, театрализация, идейно- эмоциональное воздействие

Массовый праздник разнообразны средств идейно- эмоционального воздействия. Благодаря им, выстраивается эмоциональная подача и оценка происходящего на праздничной площадке. Однако «не всем организаторам праздника удается добиться высокой эмоционально-содержательной результативности праздников. А именно эмоции и содержание составляют, по словам теоретиков, основу творческой результивности». [1,181].

Они в первую очередь определяют палитру сценариста. Это прежде всего живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал. Устное выступление в череде праздничного действия может охватить большой отрезок времени, ввести собравшихся в атмосферу борьбы, передать то, что не удается выразить средствами искусства.

Специфика массового представления требует чрезвычайно экономного обращения со словом. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, стараться найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово. Очень важно также, чтобы участники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к появлению выступающего, к его речи. В этом отличие выступления в театрализованном представлении от других видов выступлений. Слово интересного героя, почетного гостя, участника тех или иных событий —часто обязательная составная часть массового действа.

Другим распространенным видом использования живого слова в массовом представлении является речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды. Зрелищнее и эмоциональнее ход театрализованного праздника при образном решении ведущего, который несет смысловую нагрузку и становится полноправным действующим лицом, театрализованным персонажем. За основу для создания образа ведущего берутся персонажи истории, персонажи собирательного образа: земля, книга, учитель, воины, молодые люди, и др. Действенным средством для сценариста служит также и поэтическое слово.

Таким образом, говоря о слове как выразительном средстве массового праздника, мы рассматриваем его и как документальное, публицистическое слово, и как художественное.

В качестве других выразительных средств театрализованного массового действа выступают различные виды искусства, которые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спектаклей и кинофильмов, песен, музыки, танца и отдельных художественных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их движении и развитии, передать историко-бытовую обстановку, перенести участников из одного места действия в другое, за считанные минуты показать общественные процессы, раскрыть накал конфликта. «Средства искусства, используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперед действие» [2, 52]. они используются как продолжение мысли или действия, как «второй план» к устному выступлению, как зрительный образ.

Искусство в качестве выразительного средства театрализованного массового действа может выступать в нем и как иллюстрация, и как движущая сила сюжета, и как ассоциация. Иллюстрируя какую-либо мысль, чаще всего применяют методический прием продолжения этой мысли средствами искусства.

Есть еще и другой, менее распространенный метод использования искусства в массовом действе — ассоциация, т. е. стремление с помощью образов уже существующих, знакомых, усилить звучание тех или иных компонентов сюжета, сделать ярче, глубже, понятнее реальный образ современника.

Так, в массовом празднике, посвященном Дню Победы эпизод «Никто не забыт».Выход на сцену реальных героев- поисковиков, которые побывали на местах боевых действий, с участием их родных, погибших под Ленинградом. Через всю сценическую площадку участники прошлик экрану с букетами из гвоздик, в вазе-гильзе очень большой величины. Наэкранах демонстрировали фото-слайды посещения братских могил, места погребения родственников, чтениеКорана и осыпаниемогил землей из Мовзолея Хожа Ахмета Йассауи в Туркестане. Этот эпизодсоздал ассоциацию личного присутствия на долгожданной встрече безизвестного прошлого и реального сегодня. Все зрители из зала стали участниками минуты встречи войны и мира, беззаветного подвига воинов, портреты которых демонстрировались по ходу шествия и повествования о солдатах — героях.

Эти действия могут быть заменены другими приемами ассоциации.Алый стяг медленно разворачивался на площадке с выносом солдатских касок и преклонением колен перед ними.

Ассоциативность является важным методом использования искусства как одного из компонентов в драматургии и режиссуре театрализованного массового действа.

Остановимся несколько подробнее на использовании музыки. Она может быть очень уместно использована в театрализованном концерте, празднике, митинге, шествии в качестве более или менее самостоятельного целого, даже специально созданного к конкретной праздничной дате. Но чаще всего речь идет о своеобразной музыкальной драматургии сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам. Это задача сложная, она требует умения искусно монтировать музыкальные отрывки, определенной музыкальной эрудиции.

Уместно использование хора как действующего лица на празднике. Выражая основную идею праздника68-летия Победы советских войск в Великой Отечественной Войне, хор исполнял последовательно в течение всего действия три песни: «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Мы все за мир» С. Туликова.«Бейбіт күн үшін» Ш.Калдаякова.Прием, использованный подобно античному хору, превратился в участника массового действия, выражая скорбь и протест народа против войны. Музыка может стать лейтмотивом всего действия, способом усиления эмоциональной поддержки происходящего, акцентировать ассоциативность восприятия.

Подобно музыке и песне режиссер массового действа может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно используется оно в прологе, помогает перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий. Таковы многочисленные кинопрологи, посвященные истории родной земли, боевому пути армии, трудового народа.

Таким был кинопролог, открывавший торжественное праздничное представление в ЮКГУ, посвященного 70летию университета.На весь экран проецируются кадры документальной хроники, оживляющие в памяти этапы становления и развития вуза начиная с 1943 года — года открытия института. В конце этого кинопролога мы видим студентов, выбегающих из аудитории. Как бы продолжая киномонтаж, из глубины сцены бегут студенты хореографы, начиная праздничное представление.

Киноматериал позволяет усилить в нужном направлении звучание эпизода, укрупнить его до массового действа. В театрализованном концерте, посвященном юбилею ЮКГУ им. М.Ауезова танцевальный номер «Дружба народов» шел«аккомпанементом» кинокадров о единстве народа Казахстана, о том, что малая Ассамблея студентов, обучающихся в университете — частица,символ миролюбия казахстанцев. Танец демонстрировался одновременно на трех экранах и как бы расширял границы танца, превращающих его в своеобразный символ единства.

Широко распространенным приемом является использование в построении праздничного действа фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский прием особенно популярен в корпоротивных представлениях, где есть возможность показать героя праздника более крупным планом.

Раскрыть биографию героя, оживить страницы его молодости.Возможности использования кино или видеосюжета как выразительного средства в театрализованном массовом действе чрезвычайно многообразны.

Современные праздники трудно представить без танцев. На одном из праздников в Шымкенте, посвященном Дню победы над фашизмом, танец, символизирующий жестокую битву с врагами, органически плавно переходил в «разорванный круг», выстроенный из застывших монументовобнимающихся матерей и детей, разных национальностей со свечами в руках. Это мизансценическое решение прочитывалось как образ Родины, скорбящей по своим погибшим сыновьям. Эта образная мизансцена «Скорбящих матерей», не только вошла в ткань сюжета, но и придала действу ассоциативный характер. Круг в миропонимании казахов — неразрывность, единство, нерушимость связи, входящих в этот круг. Война разрушила эту связь.

В массовом празднике очень велика роль изобразительных средств, наглядного решения, выступающего в качестве одного из важнейших компонентов театрализованного действия. Образное оформление, продуманность отдельных символических деталей, несущих особую смысловую и эмоциональную нагрузку — все имеет значение в возможности подчеркнуть основной замысел. Так, к празднованию юбилея области художник (заслуженный деятель культуры РК Жумакулов К.) задумал интересный образ сценической площадки в виде одеяния старца, голова которого возвышалась над полотнищем-одеждой у колосника. От плеч его и до красной линии вся площадка была покрыта его одеянием-накидкой. На поверхности которой возникали и скрывались исполнители, т. е. происходили действия о семидесяти годах области, в фактах, выступлениях героев, артистов и т. д. Земля оставалась свидетелем всего происходящего и вела комментарий вместе со «своими детьми» — ведущими.

Таким образом, видно, что конкретная площадка действия может подсказать художнику-постановщику интересный декоративно-художественный образ праздника.

Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздничного зрелища предполагает умение пользоваться эффектами воздействия света и звука, значение которых особенно существенно именно теперь, когда новейшие технические средства — источники света, проекционная и звукозаписывающая аппаратуры безгранично расширяют возможности световых и звуковых эффектов.

Звукозаписи также позволяют режиссеру и сценаристу вызвать в памяти любое историческое событие, «перенести» участников действия то на площадь Независимости, то на площадку космодрома, прослушать выступления выдающихся деятелей страны.

Помимо сценарных выразительных средств театрализованного праздника есть еще и специфические самостоятельные возможности усиления эмоционального воздействия праздников. Это выразительные средства искусства театра. Они построены на создании символических и аллегорических действий, используемых в сценических действиях — мизансценах; материальных предметов, несущих духовно-знаковый эффект внешнего и содержательного воздействия. [3,461] Они находят отражение в атрибутах, одежде, реквизитах, оформлении сценической площадки. Видам, содержаниям и технологиям их использования должна быть посвящена следющая статья.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика — С.П.б, 2001.
  2. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.- Москва:Просвещение, 2000.- 2-е изд. — 461 С.
  3. Конович А. А. Театрализованные праздники. М. Высш. шк.,1999. — 206С.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]