Статья:
Работа воспитателя детского сада исключительно важна для будущего всей страны, потому что ему доверено самое ценное, что есть в каждой семье – это дети. А сегодняшние дошкольники – это будущее государства, поэтому правительство и уделяет столь много внимания вопросам образования и обучения, начиная с самых «стартовых» уровней – яслей и детского сада. Для полноценного развития педагогики каждый сотрудник детского образовательного учреждения обязан знать основные направления воспитателя, непосредственно касающиеся его работы как специалиста по воспитанию детей раннего возраста.
Основные направление деятельности воспитателя ДОУ
В дошкольной деятельности выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последние годы все больше внимания уделяется экологическому и правовому воспитанию. Это связано с тем, что социально-экономическая и политическая ситуация в стране и во всем мире стремительно меняется, и современные дети в этих направлениях развиты намного лучше своих сверстников прошлых лет. К тому же требования к развитию полноценной личности предусматривают всестороннее развитие ребенка, поэтому игнорирование вопросов современного времени не принесет ничего хорошего. Педагогам ДОУ приходится использовать намного больше знаний и умений, чем в предыдущие годы, так как этого требует окружающая обстановка и изменившиеся правила оценки деятельности воспитателя, требований к ней.
В основные направления педагогической деятельности воспитателя входят следующие разделы:
- Самообразование.
- Организация проблемно-поисковой работы детского коллектива.
- Расширение навыков и умений воспитанников путем внедрения в деятельность новых информационных технологий.
- Расширение образовательного пространства воспитанников.
- Использование специальных занятий по подготовке воспитанников к школе с использованием ИКТ.
- Расширение собственного кругозора и образовательного пространства педагога с применением новейших информационных технологий.
Работа преподавателей и воспитателей ДОУ ведется в разных направлениях, но, по сути, направлена на одну важнейшую цель – формирование ребенка как цельной творческой личности. Поэтому одной из самых важных задач любого воспитателя является гармоничное объединение всех направлений своей деятельности для достижения своей цели.
В педагогической литературе часто встречаются 5 основных направлений деятельности воспитателя в ДОУ. Эти понятия перекликаются с должностными обязанностями воспитателя, но не копируют, а дополняют их.
Можно найти много различных определений основных направлений работы воспитателя, но все они, по сути своей, сводятся к следующим кратким и емким формулировкам:
1. Попечение.
2. Воспитание.
3. Надзор.
4. Организация учебной работы.
5. Проведение учебной работы.
Расшифровать это можно следующим образом:
- Попечение представляет собой заботу, покровительство и оказание помощи воспитаннику. Оно касается как обучения и воспитания, так и чисто человеческих чувств, а также здоровья ребенка. Воспитатель создает психологически здоровую атмосферу в детском образовательном учреждении, благодаря чему ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, в безопасности.
- Воспитание – широкое понятие, включающее в себя как привитие общечеловеческих норм, так и формирование свободной, полноценно и разносторонне развитой личности.
- Надзор предусматривает контроль не только поведение и успеваемости, но и выявление разнообразных нарушений с целью последующего их исправления, коррекции.
- Организация учебной работы – это планирование и подготовка всего процесса обучения в ДОУ. Она включает в себя многочисленные этапы – от самообразования до изготовления необходимого наглядного материала.
- Проведение учебной работы – собственно процесс обучения, в котором задействованы все знания и умения, накопленные воспитателем.
Также направления работы воспитателя можно сформулировать следующим образом:
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-просветительское.
- Общекультурное.
- Общеинтеллектуальное.
- Социальное.
Наличие нескольких формулировок не вносит различных толкований в определение направлений воспитательной деятельности, а только лишь объясняет, «расшифровывает» их.
Трудности, с которыми сталкиваются старшие воспитатели
- Повышение до должности старшего воспитателя (методиста) – это признание начальством ДОУ вашего педагогического опыта, способностей к руководству и управлению персоналом. Поэтому главной сложностью является высокая степень ответственности, ведь именно со старшего воспитателя будет спрос по верному ведению документации, грамотной деятельности педагогического состава и результатам обучения и развития детей в условиях детского сада.
- Старший воспитатель наравне с руководителем отвечает за жизнь и здоровье дошкольников, поэтому возможен риск эмоционального выгорания.
- Работа в тесном контакте с начальством также предполагает серьезное напряжение, ведь постоянно ощущать на себе контроль не так-то просто.
- Специалист может столкнуться со сложностями в управлении коллективом – у всех педагогов индивидуальный темперамент и характер.
- Старший воспитатель должен быть стрессоустойчивым, хорошо ориентироваться в психологии, потому как в процессе работы придется решать множество проблемных вопросов и общаться с разными людьми, не всегда приятными и дисциплинированными.
- А вот самому специалисту придется тщательно следить за своей организованностью, без этого качества в принципе невозможно руководить людьми.
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ
Методист, или старший воспитатель, выступает в роли связующего звена между государственной системой образования, педагогической и психологической наукой, передовым профессиональным опытом и практической деятельностью педагогического и воспитательного коллектива детского образовательного учреждения. В результате основными направлениями методической работы воспитателя-методиста становится способствование становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ.
Согласно требованиям современного законодательства и профессионального педагогического стандарта, основными направлениями деятельности старшего воспитателя и всей методической службы являются следующие:
- Воспитание и обучение дошкольников в детском саду в соответствии с требованиями современными стандартами педагогики и психологии.
- Формирование образовательного стандарта ДОУ на базе общечеловеческих ценностей, свободного развития ребенка как полноценной личности, с соблюдением приоритетов здоровья и благополучия воспитанников. В работе ДОУ придерживаться принципов уважения к правам и свободам человека, любви к родной стране, природе и окружающей среде, формирования основ здорового образа жизни, отсутствия вредных привычек. Также требуется формирование принципов гражданственности, трудолюбия и социальной ответственности с учетом возраста воспитанников.
- Адаптация деятельности детского сада к особенностям физиологии и психологии дошкольников, а также к социальному заказу.
- Обеспечение светскости образовательного процесса.
В своей деятельности старший воспитатель детского дошкольного учреждения проводит методическую и учебно-воспитательную работу с целью выполнения следующих показателей:
- Внесение предложений и изменений в план работы ДОУ.
- Повышение квалификации педагогов и воспитателей.
- Поддержка и помощь педагогическому коллективу в самообразовании и совершенствовании профессиональных знаний.
- Составление сетки проведения занятий с учетом возрастных групп воспитанников.
- Оказание методической помощи воспитателям, в первую очередь, молодым специалистам и новичкам в работе конкретного ДОУ.
- Обмен опытом сотрудников.
- Работа с родителями.
- Комплектование групп необходимыми пособиями, книгами и игрушками.
- Анализ состояния учебной, воспитательной и методической работы в ДОУ и принятие мер по ее улучшению и совершенствованию.
- Аттестация воспитателей и педагогов детского образовательного учреждения.
Обеспечить выполнение всех этих сложных и многогранных задач возможно только при слаженной коллективной работе всех представителей образовательного и воспитательного процесса.
Плюсы профессии
Помимо самого главного преимущества – погружения в мир детства, – профессия старшего воспитателя имеет множество и других плюсов.
- Она статусная и престижная, руководителю есть за что себя уважать.
- Предполагает стабильную заработную плату.
- Дает возможность контролировать своего ребенка в ДОУ.
- В большинстве детских садов бесплатно кормят персонал.
- Работникам госучреждений становятся доступными все льготы.
- Профессия старшего воспитателя востребована на рынке труда.
- Специалист в области педагогики получает возможность раннего выхода на пенсию (после 25 лет стажа).
- Старший воспитатель – это интересная должность, не предполагающая рутины и однообразия.
- Возможно постоянное самосовершенствование и самообразование из-за регулярного внедрения новшеств.
- Контроль за менее опытными сотрудниками способствует собственной дисциплинированности и стремлению к знаниям.
Гигиена и медицина
Должностные обязанности воспитателя также подразумевают соблюдение самим сотрудником санитарных норм и правил гигиены. Это касается и детей. То есть воспитатель обязан следить за санитарными нормами в группе, а также за соблюдением правил гигиены малышами.
Придется побеспокоиться и о здоровье, как о своем, так и о детском. Иными словами, работник обязан своевременно проходить медицинский осмотр. И, помимо этого, водить детей на плановые осмотры. Обычно медсестра или врач-педиатр есть прямо в здании садика.
Кроме того, именно воспитатель обязан докладывать о подозрениях на какие-то заболевания, а также показывать ребенка врачу, если у малыша уже наблюдаются определенные симптомы болезни. Когда ребенку становится плохо, педагог должен также показать его медсестре в садике. При необходимости, как уже было сказано, придется позвонить родителям, рассказать о случившемся, а также попросить забрать малыша и показать его доктору.
Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ — осознаннее владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА — набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.
Воспитатель дошкольного учреждения выполняет две основные функции
I) материнская — проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам; 2) развивающая. функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.
I. Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды. Это и умения объективно оценивать эффективность применяемых методов воспитания и обучения, учитывать опыт других с целью перенесения передового, творческого его содержания в свою педагогическую практику.
П. Конструктивные умения нужны воспитателю для того, чтобы видеть «завтрашний день» воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать воспитательно-образовательную работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать фактический материал по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.
Ш. Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными- детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.
ГУ. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, «заразить» их своей энергией, инициативой.
У. Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.
На уровне современных требований ставится вопрос о многоуровневой подготовке профессиональных кадров для системы дошкольного воспитания. I ступень высшего педагогического образования обеспечивает широкопрофильную подготовку. II ступень — бакалаврская подготовка, Ш ступень — магистратура. Свой профессиональный уровень и квалификацию воспитатели усовершенствуют на курсах, семинарах, которые организуются при институтах повышения квалификации. С этой целью также периодически проводятся научно-практические конференции, лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения. Повышению квалификации содействуют методобъединения, на которых обсуждаются вопросы методики работы с детьми, предлагаются для укоренения передовые и новаторские методики.
Непосредственно в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод. работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т.д.
Профессиональному росту воспитателя, приобщению его к передовым идеям в области психолого-педагогических наук, общечеловеческим и национальным ценностям помогает систематическое самоусовершенствование, самообразование и самовоспитание. Активизации педагогического творчества способствует овладение психологической диагностикой и аутодиагностикой, тренингом. Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Воспитателю нужно быть прежде всего высоконравственным человеком. Важными личностными качествами являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать. Необходимым качеством является умение сдержать данное детям обещание. Единство слова и дела — качество необходимое воспитателю. Отсутствие этого подрывает не только авторитет воспитателя, но и веру ребенка в людей, в их честность, авторитет воспитателя.
33 УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.
Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.
Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания объективной реальности».
Первая ступень познания — живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.
Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)
вторая и высшая ступень познания- абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение — являются примером экономной работы человеческого мозга.
Решающую роль впознании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика — не только критерий истины, но иисточник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный харпктер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и др.потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исслеовательский характер.
В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления — наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.
Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности — умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.
Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.
Задачи умственного воспитания дошкольников:
I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;
3) формирование познавательных интересов и любознательности;
4) приучение детей к умственному труду.
В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.
Игра
— практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень —
словесно-логический.
В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого.
В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.
В процессе конструирования
к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.
В процессе изобразительной деятельности
происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).
Трудовая деятельность
содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей.
Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение
. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.
42 МЕТОД (гр. — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.ПРИЕМ — часть метода, его конкретный элемент.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ — это упорядоченная по определенному признаку их система.В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. таблицу ). Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е.Я.Го-лант, С.И.Петровский).
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
Практические и игровые – упражнение, игровые методы влементарные опыты ,моделирование
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.Наблюдени
е — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида: I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.); 2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира; 3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.
Метод демонстрации
, включает различные приемы: а) показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.; б) показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
в) показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным; г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.Использование ТСО
— в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.Объяснение
используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитателя
: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Рассказ детей
— это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
Чтение
расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
40 41ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4)Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. В занятии можно выделить три основные части.
Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. Вторая часть— самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. Третья, часть — анализ выполнения задания и его оценка. В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей
Изучение поведения и особенностей детей
Очень важным пунктом среди всех обязанностей воспитателя детского сада является изучение поведения и особенностей малышей. Именно этот момент требует отдельного внимания. Он важен точно так же, как и обеспечение безопасности ребенка в садике.
Дело все в том, что именно изучение поведения малышей и их склонностей/особенностей помогает разрабатывать учебный план на год. Без него невозможно добиться успеха в развитии. И только индивидуальный подход, как уже было сказано, поможет показать самые высокие результаты.
На деле данный пункт обязанностей зачастую опускается. И применяется он крайне редко. Ведь сотрудникам гораздо проще воспитывать детей по шаблону, чем придумывать самостоятельно разнообразные занятия, развлечения и методы обучения. Это не очень хороший (да и не всегда эффективный) подход к решению проблемы.
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Консультация для воспитателей на тему «Особенности отношения к природе детей старшего дошкольного возраста» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом педагог, который удивляется вместе с…
Консультация для воспитателей «Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет» «Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5-6 лет» Основной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи по развитию у них связной описательной речи является организованная образовательная деятельность (ООД….
Родительские собрания
Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что в должностные обязанности воспитателя входит проведение родительских собраний и, разумеется, бесед с мамами и папами. О данном пункте известно всем. Особенно когда время близится к праздникам и надо решать, каким образом это событие будет отмечаться. И, конечно же, если детскому саду необходимо провести сбор денег.
Тем не менее воспитатель детского сада должен своевременно и регулярно проводить собрания родителей. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, «домашнее задание» родителям.
На практике такое происходит крайне редко, приблизительно 2-3 раза в год. Хотя лучше всего проводить родительские собрания раз в месяц или два. Это помогает отследить успехи ребенка и его своевременную подготовку к школе.
Кто может получить эту должность
Среднее педагогическое образование даст возможность соискателю претендовать на должности: помощника воспитателя, младшего воспитателя, воспитателя. Чаще всего, эти специалисты работают в саду несколько лет, участвуют в мероприятиях, пробуют писать образовательные программы, а после пяти лет такой деятельности могут получить повышение до старшего воспитателя. В некоторых коммерческих ДОУ этот срок незначительно сокращается.
В соответствии с законодательством старшим воспитателем (методистом) имеют право работать люди, имеющие диплом педагога и прошедшие программу профессиональной переподготовки.
Распорядок дня
Должностные обязанности воспитателя, как правило, включают в себя контроль за распорядком дня малышей. У детей в садике есть четкий график того, что они делают и во сколько (по времени). И этот распорядок приходится постоянно контролировать.
Если у детей в 13:00 тихий час, это значит, что воспитатель детского сада должен проследить за подготовкой малышей ко сну и при необходимости помочь им. При всем этом в данный период требуется также следить за тишиной. На практике в таких вещах помогает помощник воспитателя.
Когда распорядок дня малышей нарушается, приходится быстро исправлять ситуацию. Если кто-то капризничает и ни в какую не подчиняется графику, такого ребенка могут наказать, хотя споры о допустимости наказаний в детском саду ведутся постоянно. Воспитатель может отчитать малыша либо посадить его на некоторое время на стул.