«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»
«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»
Актуальность метода
проектов
В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
●обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
●обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
●реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
●помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;
●привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
●обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).
В этой связи, перед нами, воспитателями становится задача — воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов
.
Что такое проект?
Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект
— это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.
Что такое метод проектов?
Метод проектов
– педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.
Проектная деятельность
индивидуального и коллективного субъекта – это (соответственно) индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов
– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Суть метода проектов
в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Проект — это модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать это?
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Иными словами в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители.
Для чего нужен метод проектов?
Является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей.
Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.
Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта.
Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.
Происходит формирование субъективной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление
Повышается компетентность педагога.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
а) по составу участников:
групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.
в) доминирующему в проекте виду деятельности:
—информационно-социальные
. В ходе реализации этого проекта, дети собирают и изучают информацию из книг, интернета, журналов и других источников. Оформляется в виде видеофильма, газеты, папки-раскладушки. Например «Мой домашний питомец»
—практико-ориентированные
или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые используются в деятельности. Результаты оформляются в виде альбома, памятки, рисунков, модели. Например, «Дорожная азбука».
—творческие проекты
. Дети овладевают различными видами творческой деятельности. Оформление происходит в виде праздника, концерта, дизайна, альбома, выставки, драматизации. Например, «Осенние фантазии»
—исследовательские проекты
. Дети получают ответ на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей. Например, «Какая бывает вода»
—игровые проекты
. Дети входят в образ персонажа, и в игровой форме решают поставленные проблемы.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Пример, сюжетно-ролевая игра.
г) по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
д) по срокам реализации:
— краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);
— средней продолжительности (2-3 месяца);
— долгосрочные (на учебный год).
Этапы работы над проектом:
I этап — целеполагание, проблема
Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт».
На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.
I I этап — разработка совместного плана по достижению цели
(гипотеза-это и есть цель проекта)
Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.
I I I этап — поиск и накопление материала
Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.
I V этап — практический, реализация проекта
Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.
Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.
V этап – презентация
Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.
Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:
выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.
Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:
1.Проблема
2.Планирование
3.Поиск материала
4.Практическая реализация
5.Презентация
Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое «П» проекта — это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.
Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:
Необходимо о имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать.
Дошкольник не может самостоятельно определить цель или замысел, определить проблему, поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги и даже родители, которые могут стать полноценными участниками проекта. В большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в совместный проект, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.
Дети 3-5 лет:
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Дети 5-6 лет:
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Дети 6–7 лет:
Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Виды деятельности педагога в рамках технологии «Метод проектов»:
В рамках технологии «Метод проектов» возможны следующие виды деятельности педагога:
●педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);
●вовлекает дошкольников в решение проблемы;
●намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);
●обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);
●обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
●вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;
●собирает информацию, материал;
●организует занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),
●предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;
●поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
●организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
●подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);
●консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ
Титульный лист — название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.
Тема проекта и ее происхождение, актуальность.
Цель и задачи проекта.
Системная паутинка по проекту.
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.
Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.
Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.
Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).
Рефлексия педагога, использующего технологию «Метод проектов»
Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее:
«Метод проектов — один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей».
«В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность».
«Действуя самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях использовали свои знания для создания новых объектов деятельности».
«Проектная деятельность способствовала у детей к формированию самостоятельности, глубоко мотивированной познавательной деятельности».
«Проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов».
«Дети становятся более эмоциональными, активизируется их словарный запас, развивается фантазия».
«От результата выполненной работы дети получают удовольствие».
Выводы:
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать всем свою индивидуальность.
Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сторону развития, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение, а, главное, действовать. А активная деятельность — наиболее эффективный вид восприятия информации.
Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной, ретрансляционной, передачи знаний к активным методам обучения.
Китайская пословица гласит:
«
Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.
Информационные ресурсы:
Литература
Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера, -2010.
Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2004, №4.
Интернет-источники
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
8
Проектная деятельность в ДОУ: подходы, содержание
В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи: — обучать элементарному планированию; — формировать навыки сбора и обработки информации, материалов; — развивать творческие способности; — формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Основные требования к проектной деятельности: — наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; — практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; — самостоятельная деятельность дошкольника; — использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Типология проектов: (по Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ») — доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); — предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; — характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов); — количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые); — продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка [1]
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Проектную деятельность в детском саду можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1].
В дошкольном учреждении могут быть [2]: 1. Информационные проекты — направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; — структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.
Пример информационного проекта можно посмотреть здесь.
2. Исследовательские проекты — осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
Пример исследовательского проекта можно посмотреть здесь.
3. Ролевые проекты — это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы. 4. Творческие проекты — как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников; — творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)
Пример творческого проекта можно посмотреть здесь.
Деятельность педагога: На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу. В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию. На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д. На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.
Деятельность дошкольников: На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту. На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности. На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности
Структура образовательного проекта: — название проекта; — авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта; — общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты; — этапы проведения проекта; — результаты проекта, их оценка, призы и награды.
Примерные темы:
- комплексные:
«Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; - межгрупповые:
«Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; - творческие:
«Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; - групповые:
«Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; - индивидуальные:
«Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; - исследовательские:
«Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» – на учебный год).
Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)
Источники:
- Ковыляева Л. А., Третьякова Н. И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 46. – С. 167–175. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
- Проектная деятельность в ДОУ
- https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
Коллеги!
Давайте поразмышляем…
Какое место занимает проектная деятельность в дошкольном образовании?
ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. В яслях-саду № 92 каждый ребенок может почувствовать себя ученым
Почувствовать себя ученым может каждый ребенок, уверены педагоги столичных яслей-сада № 92. Здесь уже не один год проходит фестиваль проектов и исследовательских работ. Подробности на месте узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Жажда знаний
Проектно-исследовательской деятельностью здесь активно занимаются с 2009 года.
— Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину рассматриваются как важнейшие факторы развития творческой личности, — отмечает заместитель заведующей по основной деятельности яслей-сада № 92 Лилия Ладутько.
Конечно, детвора не претендует на громкие научные открытия, но ведь в дошкольном возрасте каждый день узнаешь что-то новое, изучаешь мир с разных сторон и удивляешься тому, как он устроен. Почему светит солнце или идет дождь, сколько глаз у паука, какие блюда можно приготовить из картошки, как делают национальные игрушки… С каждым годом все больше воспитанников увлекаются интересным исследовательским делом. Помогают им воспитатели и родители. Работает в садике и клуб юных исследователей «В гостях у мудрой совы».
— Накопили достаточно опыта и пять лет назад решили ежегодно в мае-апреле проводить детско-родительский фестиваль проектов и исследовательских работ, — продолжает Лилия Константиновна. — Он позволяет наиболее активно подключать родителей к сотворчеству с детьми, совместной познавательной деятельности.
Секрет факира
За прошедшие восемь лет какие только проекты не разрабатывали юные исследователи!
Изучали удивительный мир насекомых и космические глубины, достопримечательности родного края и далеких стран, тонкости различных профессий и основы правильного питания.
— Ребята с интересом погружаются в тему, — отмечает Лилия Константиновна. — Одна из групп взялась за проект о цирке и не только рассказала об истории этого зрелищного искусства, профессиях дрессировщика, фокусника и других, но и объяснила, как факир выдувает изо рта огонь. А завершили ребята свое выступление дефиле в цирковых костюмах.
Запомнился малышам и проект «Я люблю Беларусь», посвященный патриотическому воспитанию. Каждая группа выбирала ту тему, которая оказалась ближе интересам детей и педагога.
Одни решили организовать импровизированное туристическое агентство и в процессе исследования знакомились с замками и музеями Беларуси, немало интересного узнали о людях, которые прославили страну. Другие изучали белорусские традиции и даже организовали выставку народных кукол, экспонаты сделали своими руками! Третьи готовили проект о любимом корнеплоде белорусов — картофеле. Как его выращивают, почему очищенные клубни темнеют, какие блюда из картошки готовят.
Попробовали журналистский хлеб
Познавательной и полезной оказалась серия проектов по экологии.
Вместе со взрослыми ребята изготовили макеты водопровода и электростанции.
Из бросового материала делали игрушки и платья.
А проблема утилизации полиэтиленовых пакетов подтолкнула к созданию коллекции экосумок.
Устроили настоящий модный показ этих аксессуаров из натуральных материалов, читали про них стихи.
— При выборе темы руководствуемся главным правилом — детям должно быть интересно. Нужно найти или создать такую проблемно-игровую ситуацию, чтобы ребята по-настоящему увлеклись проектом, — поясняет Лилия Ладутько. — И вашу профессию тоже изучили!
В проекте «Мы — юные журналисты» дошкольники рассказывали о своих любимых журналах, газетах и передачах, особенностях работы фотокорреспондента, о том, как устроено телевидение, и даже разложили по полочкам подготовку спортивного репортажа. Тимофей совершил экскурсию на телеканал и попробовал себя в роли ведущего. А Павел с помощью родителей подготовил семейную газету. Также детвора брала интервью у работников детского сада. Так увлеклись этим проектом, что потом еще долго играли в журналистов.
Изучать профессии ребятам очень нравится. Здорово попробовать себя в роли репортера или экскурсовода, врача или учителя. Кто-то уже решил пойти по родительским стопам, а кто-то еще не определился, кем бы хотел стать.
В помощь бабушке
Отправляемся в группы, чтобы своими глазами увидеть проекты, в которых участвуют маленькие исследователи.
Первой посещаем группу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Воспитатель Раиса Барсукова предлагает ребятам совершить путешествие в деревню и узнать, как урожай попадает к нам на стол, а заодно изучить, какие овощи растут на огороде и как их правильно убирают, например, что срезают, что выкапывают, а что выдергивают. Бабуля вырастила отменные картофель и морковь, свеклу и перец, репу и кукурузу, помидоры и огурцы.
И ребята молодцы! Весь урожай собрали аккуратно и получили от бабушки в награду самые настоящие хрустящие сладкие перцы. Славно потрудились — теперь можно и подкрепиться!
В средней группе воспитатель Людмила Дыдышко и ее юные исследователи представили нам свои проекты про насекомых.
— Вы знаете, что пауки появились еще в эпоху динозавров, — рассказал Гриша. — Эти насекомые бывают маленькие и большие, как обеденная тарелка! А паутина такая прочная, что если бы она была толщиной, как карандаш, то остановила бы самолет на полном ходу.
О каком насекомом расскажет Кристина, мы поняли сразу. Ведь девочка даже нарядилась в костюм пчелы — крылатой труженицы, собирающей с цветов мед.
Показали нам ребята и игру «Азбука профессий». Это макет настоящего города, где есть больница и магазин, аквапарк и банк, строительная площадка и многое другое. Изготовили его родители вместе с детьми.
А в музыкальном зале Даша из другой средней группы с помощью мультимедийной презентации рассказала про домашних животных, уход за ними и напомнила, что люди в ответе за тех, кого приручили.
К новым вершинам
Своими наработками педагоги детсада № 92 делятся с коллегами на научно-практических конференциях и семинарах, проводят мастер-классы.
— В этом году воспитатель Яна Дановская рассказывала о нашей проектной деятельности на международном семинаре в Барановичах, а педагоги Раиса Барсукова и Светлана Шкляр представили свой опыт использования метода проектов для развития коммуникативных умений на городском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании», где заняли 3-е место. Также они получили диплом за лучшую работу на республиканском конкурсе, — подытоживает Лилия Ладутько. — Одна из наших воспитанниц победила в городском конкурсе «Я — исследователь» с проектом «Профессии моей семьи».
В этом году на весеннем фестивале проектов в детском саду № 92 дипломы и медали юных исследователей получили 32 ребенка. Подготовили же работ вдвое больше, просто не каждый малыш готов выступать публично. Но все они рассказывают о своих проектах на занятиях в группе, в клубе исследователей и получают дипломы участника.
Еще один фестиваль администрация дошкольного учреждения решила провести в декабре, завершив таким образом Год науки.
Сейчас дети и взрослые заняты новыми исследованиями. Пожелаем им успехов и ярких открытий!
Фото Сергея Пожоги и из архива детсада
Еще материалы рубрики:
ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Поиграем с детсадом-трансформером
ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как пробудить в ребенке дух исследователя
ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как театральная игра помогает раскрепоститься ребенку
ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как «Вечерка» в гости к детям ходила
ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Каким запомнилось лето дошколятам
Статья:
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.
Типы проектов.
Е.С.Евдокимова предлагает следующую классификацию типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Исследовательские проекты.
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Технология проектирования в ДОУ.
План тематического проекта.
- Тема и ее происхождение.
- Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
- Необходимые материалы.
- Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
— Что мы знаем?
— Что мы хотим узнать?
— Как нам найти ответы на наши вопросы?
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.
Механизм проектирования.
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Развитие у детей проектных умений.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.
Критерии проектов.
- Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
- Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
- Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
После защиты проекта переходят к его реализации, т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.