Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО


Комплект 14 — Арки и цифры


Малыш знакомится с необычными фигурами, из которых можно собрать круг разного диаметра. Он сравнивает размеры, усваивает понятие «пропорция».

Методические указания к комплекту 14

Рекомендовано для детей с 5 лет.

  • Круглые фигуры помогут сделать домики из кубиков более округлыми и внесут в общую композицию новую архитектурную форму.
  • Отдельные сегменты круга позволяют создавать окружности разных размеров, посчитать количество получившихся колец и округлых частей в каждом.
  • Кубики можно нанизать на перекладину из набора 2 и использовать в качестве счетов.

Что входит в состав?

  • 9 кубиков с цифрами.
  • 3 одинаковых набора кругов, поделенных на сегменты в виде четверти круга и колец.

Кому пригодится набор?

Игровой набор предназначен, в первую очередь, для детских садов. Его можно использовать при подготовке к школе, для всестороннего развития.

Методику Фребеля успешно применяют психологи, которые отмечают улучшение мыслительной активности, внимания, усидчивости, умения сравнивать и анализировать.

Логопеды также практикуют «дары» для того, чтобы улучшить мелкую моторику, обогатить тактильные ощущения. Это стимулирует участки мозга, которые влияют на речь. Проговаривание слов помогает пополнить словарный запас.

Методика Фребеля эффективна в работе дефектологов. Ее используют для проработки проблемных сторон развития, восстановления потерянных физических и интеллектуальных умений. Дары Фребеля являются частью адаптивной государственной программы «Доступная среда».

Минусы

Как и у любой системы дошкольного образования, у методики Фрёбеля есть свои недостатки. Расскажем о некоторых из них, напомнив, что все они субъективные, как и преимущества.

Первое — это чёткое регламентирование деятельности дошкольника. В отличие от других систем воспитания, малышу не дают в полной мере быть самостоятельным. И это не нравится многим родителям. Во-первых, ребёнку приходится уделять больше внимания (вы ведь должны следить за тем, что делает ваш сын или дочь постоянно). Во-вторых, не все детские сады Красноярска могут предложить вам обучение по этой методике. В этих дошкольных учреждениях ребёнок, скорее всего, будет предоставлен самому себе довольно продолжительное время, что противоречит сути системы.

Второе — обучающий материал и низкие показатели. Если верить основному замыслу, то игры со складыванием бумаги, упражнения с мячом или деревянным конструктором должны развивать ребёнка. Польза их, конечно, бесспорна, но у педагогов возникают сомнения — достаточно ли таких упражнений для высоких результатов?

Третье — ребёнок не вырастает самостоятельным. Такое противоречие ощущается сильнее всего. С одной стороны, мы развиваем гармоничную личность, распределяем свободное время малыша целиком и полностью, но у отсутствия самостоятельного досуга по интересам есть и обратная сторона. Он будет уметь принимать решения, отвечать за свои поступки, но только за те, на которые ему указали окружающие.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

Плюсы

Первое и несомненное преимущество — это вклад учёного в институт дошкольного образования. С его помощью детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Великий педагог создал целостную методику, оснастил её практическими пособиями и воплотил в жизнь.

Второй плюс — максимальное внимание ребёнку. Так или иначе, а родительское внимание дорогого стоит. Хорошо, если вы проводите с малышом максимум времени, но далеко не все родители придерживаются этого правила — и не так уж важно, какой системы развития вы придерживаетесь.

Третий плюс — последователи. За годы существования методики на её основе возникли другие, труды Фрёбеля до сих пор остаются актуальными и используются в дошкольном образовании, а это означает, что есть смысл использовать её положения для воспитания и развития собственных детей.

Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Примеры упражнений с «Дарами Фребеля»

«Фабрика цветов». Дети выкладывают на столе с помощью комплектов любимый цветок для мамы, сестры или бабушки. Затем получившийся рисунок необходимо зарисовать в тетрадь. При этом нужно точно повторить фигуры и цвета.

«Что в мешочке?». Педагог показывает и помещает в мешочек 3 разноцветных шарика. Затем ребенок достает только 2 клубочка. Задача игрока – определить, какого цвета шар остался в мешочке.

«Чудо-змейка». Педагог нанизывает на шнурок фигуры разных форм и цветов, создавая длинную змейку. Задача детей – в точности повторить узор, сохранив последовательность цветных фигурок. Занятие начинается с легкого узора, и постепенно переходят к усложненным.

Популярные вопросы родителей

Вас консультирует детский психолог Юлия Викторовна Буянова.

В чём вы видите основные плюсы этой методики?

«Несомненным плюсом этого метода является внимание к ребёнку, его потребностям и индивидуальным способностям. А совместная деятельность с родителями обеспечивает психологический комфорт и развитие каждого члена семьи, установление крепких связей и взаимопонимания».

Какие минусы методики вы можете отметить?

«Методика Фрёбеля оказала огромное влияние на развитие дошкольной педагогики и получила широкое распространение. Однако в исходном виде не соответствует уровню развития технологий и скорости нашего времени».

Как считаете, почему сегодня эта методика не является столь популярной, как, например, Монтессори?

«Следует отметить, что Фрёбель был основоположником сенсорного воспитания. Вместе с тем, Мария Монтессори активно применяла сенсорные упражнения для развития мышления, чувств, зрения и звука. Также методика Фрёбеля наибольшим образом регламентирует деятельность детей, в отличие от чего, методика Монтессори направлена на то, что педагог лишь наблюдает за процессом, создавая для малыша окружение для многогранного развития».

Надеемся, что наша статья помогла вам глубже понять эту систему образования дошкольников. Что-то из неё вы сможете использовать для развития своих детей, создав собственную методику для воспитания и образования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]