Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС | Конспект урока |
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. | Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. |
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. | Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. |
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. | Указываются только общие цели всего урока. |
«Схемы уроков по ФГОС.»
Урок новых знаний
(урок-исследование)
Цели урока:
с точки зрения УУД –
формировать способность к исследованию: обнаружение необходимых учебных умений по построению нового понятия (или выведения правила), по оформлению нового знания;
с точки зрения предметных умений
– формировать умения выделять существенные признаки языкового понятия, обощать их и формулировать определение понятия.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1 . | Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков и ставится цель («решить проблему») на урок. |
2. Проверка домашнего задания ( | На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание при проверке видоизменияется (версифицируется), чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания (см. сценарий урока ниже) |
3. Подготовка к изучению новой темы ( | В беседе из темы урока ученики под руководстом учителя выводят цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливаются (проговариваются вслух) уже известные понятия. |
4.Наблюдение над фактами языка ( | а) читается подобранный учителем текст (или другой дидактический материал), желательно его подобрать в том литературном произведении, которое изучается на уроке литературы; б) выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила; в) графически оформляются признаки изучаемого понятия; г) сравниваются признаки и определяются, какие из них существенные для изучаемой темы (категории, понятия или правила). |
5.Обобщение структурных и семантических признаков понятия/правила ( | а) формулируется вывод из наблюдений; б) читается определение понятия или правила в учебнике; в) сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определение (их формулировки). |
6.Применение понятия (или правила) на новом языковом материале ( | а) выполняются упражнения на выявление словоформ по определенным существенным признакам (сначала устно, затем письменно); б) с выявлением параллельно графически оформляются единицы-носители этого признака; в) фиксируются существенные признаки и выводится обобщающая схема; г) выводится схема действий – алгоритм по применению понятия или правила. |
7. Итог урока ( | а) восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока); б) оформляется полученное знание: сначала формулируется определение понятия (или правила), затем выводится алгоритм действий , т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический или стилистический – в зависимости от темы урока, т.е. «рождается» языковой разбор как способ исследования языка) |
6. Задавание на дом ( | Предлагается ученикам сформулировать, какие умения они будут тренировать дома, и потом самостоятельно выбрать подходящее упражнение на закрепление полученных на уроке умений (находить и определять изученные языковые единицы или категории). |
Урок применения нового понятия
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способность к применению приобретенного знания и умения его использовать: осознать необходимость тренинга полученных умений выделять существенные признаки понятия;
с точки зрения предметных умений
– формировать умения применять определение понятия как инструмент, способность использовать алгоритм учебных действий с новым понятием
.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1.Оргмомент ( | Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока, в которой кратко восстанавливается ход предыдущего урока. |
2.Подготовка к применению понятия или правила ( | Беседа по домашнему заданию: видоизмененная проверка того, что было сделано (выборочное письменное задание по карточкам для учеников с различной степенью усвоения). |
3.Включение нового понятия в систему ранее изученных ( | Работа с упражнением: самостоятельное выявление словоформ – носителей нового понятия на новом тексте. Ученики схематизи-руют, сравнивают структурные и семантические признаки понятия с признаками уже изученных понятий, выясняют его роль в речи. |
4. Анализ текста ( | Самостоятельное применение алгоритма действия (грамматического разбора). Допускается частичное руководство учителем. Уточняются существенные признаки изучаемого понятия/правила для углубления понимания текста. |
5. Итог урока ( | Формулируется роль понятия в организации текста. Закрепляются умения языкового разбора, выводится его алгоритм и дается название (термин). |
6. Задавание на дом ( | Предлагается упражнение на конструирование собственного текста с употреблением изученных языковых единиц. Ученики формулируют задачу: «При выполнении упражнения я буду тренировать умения делать … (называет вид разбора) разбор, находить … (называется понятие, которое закреплялось на уроке), определять его роль в другом контексте». |
Урок включения нового понятия в систему освоенных
(урок-коммуникация)
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способность к обобщению, применению способов исследования; осознавать свою коммуникативную роль на уроке (
автора
,
адресата
,
критика
,
организатора коммуникации
).
с точки зрения предметных умений
– формировать умения систематизаровать полученные знания и умения по теме, формировать способность устанавливать место понятия (или правила) в системе изученных языковых понятий
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: поставить цель на урок самостоятельно) | Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок. |
2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма (цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения) | Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов: самостоятоятельного разбора выборочно взятых предложений (чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по экспертизе, взаимопроверка правописания). |
3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме (цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы) | Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы. |
4. Обобщение знаний о понятии/правиле (цель: определить его классификационные основания) | Составляются таблицы или другие классификационные схемы сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений (по таблице или на основе классификационной схемы). |
5. Самостоятельная работа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме) | Дается индувидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради. |
6. Итог урока (цель: формировать умение обобщать и оформлять определение) | Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме и алгоритм действий с применением существенных признаков. |
7.Задавание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия) | Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (или правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать … (называют изучаемое понятие) в тексте, который напишем сами». |
Урок-лекция
Данный тип урока оправдан только в старших классах, когда необходимо сообщить большое количество информации на высоком теоретическом уровне по конкретной языковой теме.
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способность аудирования, конспектирования на слух, т.е. самостоятельно выделять главное, структурировать материал;
с точки зрения предметных умений
– формировать умения выделять языковые понятия, соответствующие теме урока, систематизировать новый материал.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: мотивация к аудированию) | Создается ситуация мотивации, ученики ставят цель научиться слушать, выделять главное в речи лектора и кратко записывать. |
2. Чтение лекции (цель: развивать умение воспринимать информацию на слух) | Излагается учителем материал частями: сообщение информации делится на части, каждая смысловая часть должна быть завершена выводом, который записывается (сначала под диктовку, затем доля руководства в конспектировании лекции уменьшается, вплоть до полной самостоятельности). Лекция обязательно сопровождается средствами зрительной наглядности. |
3.Итог урока (цель: проверка усвоения лекционного содержания) | Краткая устная беседа для диагностики усвоенного сообщения, из которой учитель выясняет, насколько точно законспектировано содержание лекции. |
4. Задание на дом (цель: тренировка умения работать с конспектом) | Изучение конспекта, восстановление содержания лекции по конспекту. |
Урок-семинар
К такому уроку учитель готовится заранее вместе с учениками: класс делится на подгруппы, каждой из которых дают отдельное задание. Подготовка ведется минимум две недели. Дети должны самостоятельно найти дополнительный материал (помимо данного в учебнике), составить библиографию. Учитель помогает готовить материал. Урок-семинар дает навык соорганизации учебных действий, подчинение собственных интересов и действий групповым, вводит элементы учебно-исследовательской работы. Оценка подгруппе ставится единая.
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способности учебно-исследовательской деятельности: а) выделять в информационном потоке главное для соответствующих целей; б) формировать навыки самоконтроля; в) создать алгоритм подготовки к командной работе по решению поставленных задач; г) тренировать навыки устной речи.
с точки зрения предметных умений
– формировать готовности: а)отбирать материал по языковой теме; б) привести в систему изученный материал по теме; в) составить доклад (устный и письменный варианты) для отчёта о групповой работе; г) выступать с уствным сообщением
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: определить цель и структуру урока) | Обсуждается с учащимися цель семинара, план обсуждения на уроке докладов, очередность выступлений групп в соответствии с темой. |
2. Вступительное слово учителя (цель: дать установку на коммуникацию) | Дается обобщенная информация по теме, определяются критерии оценки докладов, рецензенты из других групп, условия подведения итогов семинара. |
3. Доклады учащихся (цель: развивать ораторские умения и умения воспринимать устную речь) | Делается доклад от каждой группы, учащимися-слушателями ведется краткая запись доклада, после каждого проводится беседа: вопросы на уточнение услышанного, дополнения к сказанному, оценивание речевого компонента (ясность, эмоциональность изложения, правильность, чистота речи докладчика). |
4. Обсуждение докладов (цель: развивать и формировать коммуникативные умения) | По каждому докладу выступает рецензент из другой группы (экспромтом), обсуждается содержание доклада по определенным критериям (соответствие теме, полнота ее раскрытия, ясность, точность, правильность и т.п.). |
5. Итог урока (цель: формировать умения конструктивной критики) | Заключительное слово учителя: подведение итогов, анализ подготовки каждой группы, оценка каждого докладчика и рецензента,а также отмечается активность участия каждой группы в обсуждении и отдельных учеников. |
Задание на дом не дается. |
Урок – практикум
(урок-тренинг)
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способность выделять тип задания, подбирать (создавать) соответствующий алгоритм его выполнения;
с точки зрения предметных знаний
– формировать умения письменной речи: совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические, речевые навыки.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1.Огрмомент (цель: поставить цель – тренировать конкретные умения ) | Создается мотивация к тренировочной деятельности: обсуждается изучаемая тема и перечисляются те умения, которые необходимы для ее успешного освоения, ставится цель на урок. |
2.Проверка домашнего задания (цель: организовать фронтальный опрос для выяснения сформированности умений по теме ) | К доске вызывается шесть человек (насколько позволяет доска), остальным даются задания индивидуально (перфокарты, карточки и т.п.): из домашнего задания по определенной схеме (которую учитель продумывает заранее при подготовке к данному уроку,чтобы не дублировать д/з) выписываются орфограммы/пунктограммы или словоформы, связанные с темой. Через десять минут письменные работы собираются, затем всем классом проводиться проверка выполненных заданий у доски. Оценка ставится всем (отвечавшим у доски – сразу, по письменным работам – после проверки объявляется на следующем уроке) |
3. Тренировка орфографической зоркости (цель: развивать умения на слух определять орфограммы и пунктограммы ) | Даются упражнения, связанные с диктовкой: — устно определяются на слух заданные орфограммы (пунктограммы), демонстрииуются карточки с правильным написанием; — письменные сопровождаются диктовкой (словарный диктант, выборочная запись по заданию, перфокарты, тесты и т.п.). |
4. Тренировка грамматических, орфографических, пунктуационных (цель: закреплять навык находить и распознавать заданные категории, орфогаммы и т.п .) | Выполняются упражнения, связанные с определением опознавательных признаков грамматических понятий , их категорий, орфограмм и пунктограмм: комментированное письмо, выборочное списывание (с пропуском букв, знаков препинания), распределение орфограмм и др. по типам, составление таблиц, обобщенных справочных материалов и т.д., работа со схемами (придумать по заданию, составить по образцу слова, предложения). |
5. Тренировка речевых умений умений и навыков (цель: закреплять навык находить и использовать изучаемые понятия в тексте ) | Предлагаются творческие задания — на анализ отрывка текста с целью обнаружения изученных понятий (категорий) или орфограмм/пунктограмм, — на составление собственных мини-текстов с изученными понятиями или орфограммами/ пунктограммами. |
6. Контрольный диктант (цель: самопроверка сформированности умений) | Выбирается связный текст с изученными по теме понятиями или орфограммами/ пунктограммами и диктуется учащимся для закрепления и применения усвоенных знаний на практике. |
7. Задавание на дом (цель: научиться определять языковую задачу) | Составление собственных диктантов или упражнения по изучаенной теме. |
Урок-диктант
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способность аудирования: научиться слушать, осмыслять текст с позиции «писаря» (пишущего за диктующим);
с точки зрения предметных знаний
– формировать умения выделять синтагмы, определять ошибкоопасные места, писать диктант для самопроверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.
Данный тип урока направлен на освоение детьми всех необходимых учебных действий при написании контрольных диктантов. Чтобы научить ребенка переводить звучащую речь в письменную, необходимо понимать, что эта деятельность состоит из целого ряда умений, которые формируются постепенно и отдельно друг от друга. Например, когда сознание настроено писать, т.е. изображать графически те слова, которые держит в «уме», оно не в состоянии ничего услышать. К таким умениям относятся
— умение держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм,
— умение услышать «ловушки», т.е. ошибкоопасные места – орфограммы и пунктограммы,
— умение опознать и проверить эти ошибкоопасные места – орфограммы и пунктограммы (вспомнить нужное правило),
— вспомнить графическое изображение нужных букв (заглавных, прописных, оформление предложений и абзацев),
— осуществлять самоконтроль за письмом.
Четкость действий учителя во время обучающего диктанта
– залог успеха ученика. Готовясь дома к проведению данного типа урока, учитель должен поделить предложения на синтагмы, удобные для диктовки (количество слов, входящих в синтагму для одноразового прочтения, определяется возрастом и индивидуальными особенностями учеников конкретного класса). От урока к уроку синтагмы, а также насыщенность их ошибкоопасными местами следует увеличивать постепенно. Для только что изученных правил допускается использование «шпаргалок»: словарей, таблиц, справочных материалов, выполненных учениками самостоятельно.
Обучающий диктант, как правило, сопровождается выполнением грамматических заданий по теме.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: дать установ-ку на перевод устной речи в письменную ) | Психологическая установка на самостоятельную работу: создается ситуация, в которой дети четко определяют круг своих действий, могут объяснить, что они будут делать, работая «писарем» (см. Глава 3, §3). |
2. Диктовка (цель: приучить правильно действовать во время диктовки, запоминать границы предложения) | 1.Текст диктанта читается полностью, неторопливо, выразительно, внятно. 2. Читается предложение целиком. Учеников предупреждают о том, что следует слушать предложение полностью («до точки»). 3. Диктует учитель по синтагмам, отрезок предложения произносится один раз (не повторяя). |
3. Самопроверка (цель: научить видеть ошибки ) | Учитель диктует текст медленно по предложениям, делая между ними достаточные паузы, давая возможность детям проверить написанное. |
4. Выполнение грамматических заданий (цель: закрепить знания по изученной теме ) | Для грамматического задания, как правило, связанного с изучаемой темой, выбираются языковые единицы из текста диктанта (по вариантам) и проверяются навыки языкового разбора (полного или частичного). |
5. Итог (цель: научить самоконтролю ) | Самопроверка контрольного задания и проверка написанного диктанта. |
Контрольные уроки
(урок самоконтроля)
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способность рефлексии: тренировать умения самоорганизоваться, использовать алгоритмы учебных действия самоконтроля;
с точки зрения предметных знаний
– формировать умения контролировать себя, самостоятельно проверять усвоенные знания и умения по изученным темам конкретного лингвистического раздела курса русского языка.
Контрольный диктант | проводится четыре раза в год, т.е. в конце каждой четверти | по структуре соответствуют обучающему диктанту |
диктант с грамматическим заданием | после диктовки выполняется по вариантам языковой разбор слов из текста диктанта (полный или частичный) | |
самостоятельная работа | даются варианты упражнений на все понятия и правила по изученной теме | |
урок-зачет | Для подготовки к зачету требуется время (список вопросов раздается минимум за три дня). Зачет может быть организован письменно (тестовые задания) или устно, индивидуально или по группам. Группы составляются по факту контроля учителем за усвоением материала: текущий учет усвоения учащимися знаний и умений дает возможность учителю объединить для ответа на вопросы учеников одного уровня знаний. Как вариант можно предложить учащимся самостоятельно подготовить список вопросов к зачету. Каждая группа готовит список для другой группы. Чем разнообразнее форма зачета, как показывает опыт, тем эффективней урок. Не следует забывать, что зачет – форма контроля не только ученических знаний и умений, но и профессионализма учителя. | |
уроки тестирования | Итоговый тип урока, возникшийся в связи с необходимостью подготовки к ГИА и ЕГЭ |
Урок анализа письменных работ
(урок-рефлексия)
Цели:
с точки зрения УУД –
формировать способность к самоконтролю: умения определить цель, отобрать соответствующие правила, находить к ним примеры, использовать рефлексию для восстановления алгоритмов действий;
с точки зрения предметных знаний
– формировать способность находить и исправлять грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки (в связи с конкретной языковой темой).
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
Оргмомент (цель: установка на самопроверку ) | Психологическая установка: создается ситуация, в которой дети определяют цель – научиться исправлять ошибки в письменной работе – и круг своих действий. |
Демострация действий по исправлению (цель: научить распо-знавать ошибочные написания ) | Коллективная работа: учитель предъявляет типичные ошибки, показывает, как оформить исправления (запись на доске), ученики определяют круг правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае. |
Самостоятельная работа (цель: тренировать умения находить ошибки, подводить под правило и исправлять ) | Ученики исправляют собственные конкретные ошибки, обозначенные учителем в их письменной работе: — грамматические, делая морфемный и морфологический разборы слова с ошибкой, подбирая подобные словоформы для примера; — орфографические/пунктуационные, формулируя опознавательные признаки орфограммы /пунктограммы и давая собственные примеры на данное правило. |
Взаимопроверка работ над ошибками (цель: закреплять умения проверки ) | Ученики, не имеющие ошибок или имеющие их минимальное количество, помогают учителю проверять и консультировать одноклассников, у которых большое количество ошибочных написаний. |
Итог урока (цель: определить индивидуальную картину названных умений) | Обсуждение результатов проверки работы над ошибками диктанта или контрольного задания. Составление (или заполнение) индивидуальной карты ошибок каждым учеником. Наблюдение за динамикой знаний и умений по русскому языку. |
11
Структура написания НОД с учетом ФГОС
Синарик Мкртчян
Структура написания НОД с учетом ФГОС
Структура написания НОД с учетом ФГОС
Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД».
Отличительные особенности НОД прежде всего в-
-формах ее организации
-в изменении позиции педагога по отношению к детям
-в обновлении структуры НОД.
Первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается НОД.
Мотивация бывает разная-практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом,то после чего дети захотят «этим»заниматься.
И так структура НОД
Вводная часть.
1) Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2)проектирование решений проблемной ситуации, выполнение действий. Детям даются новые знания,необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путем исследований, поиска, открытий.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ,
3)Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.
Вводная часть НОД
, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст
— вы сообщаете детям, что у каких- то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом,согласны
ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои
варианты выхода из сложившейся ситуации….
Средняя группа
– можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли,ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать, а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа- главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо, СМС, звонок). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе НОД может
Использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся
Роли.
В подготовительной группе
— потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это спланированное,специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря,проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш. Дать возможность каждому ребенку побывать в си-
туации выигрыша и проигрыша.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он»задает» развивающее содержание, предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Ответы детей не оценивать –принимать любые. В процессе деятельности в-ль всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь, чтобы ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итоги и рефлексия, до 5 минут.
Прежде всего,данную часть характеризует «открытый конец «; каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: то есть что хотел сделать –что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Надо спросить «зачем вы это делали? Чтобы понять осознал ли ребенок цель. Или «А для чего вам это нужно было? «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»
Найти,кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы. Оценка должна быть дифференцирована.
При организации НОД профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Нужно нам заранее подумать как обсуждать детские версии, не в жестко – оценочной форме