Обучение грамоте «Звуки [и], [й] и буквы И, Й»
Начнем мы наш интернет — урок со сказки…
«Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…
-Бе – бе — безобразие! — сказал он.
-Почему безобразие? -Ко – ко — конечно! — рассердился зверек. Мальчик удивился: -В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь… -Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал? -Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал? -Нет, узнать можно. -Так в чем же дело? -З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.
Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться. -Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….
— Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?
Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.
Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук
Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’]? (согласный, мягкий, звонкий).
Запомни! Звук [й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!
1. Придумайте слова со звуком [й’]в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).
2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поёт (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).
3. Послушайте слова, скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’]: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.
4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай! Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зайка не превратился в заику….
5. Доскажи словечко
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай. Отправляется… (трамвай).
***
Врач живет в стеклянной банке. Лечит он болячки, ранки. «Ай, как щиплет!», «Ой, как жжет!». Узнаете? Это… (йод)
Зимой уснули комары, Спит медведь в берлоге, А где-то в джунглях от жары Изнывают… (йоги)
***
Что мы пели, угадай? «Кара…» (вай). Что нам пели, угадай? «Баю…» (бай). Что за месяц, угадай?
Месяц… (май). Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай) Знакомьтесь, буква И и буква Й!
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
2. Найди спрятанные буквы И и Й. Обведи их.
3. Определи букву в неправильном положении.
4. Отремонтируй буквы:
5. Выдели знакомую букву.
6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й.
7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.
8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й.
9. Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и].
10. Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’].
11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.
12.
Букву Й
зовут «И кратким»
Й
как И в твоей тетрадке. Чтобы
Й
не путать с И, Сверху галочку пиши.
Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й.
13. Пишем…
Учимся красиво писать здесь
14.
Словарь
- Иллюзия — вымысел, фантазия
- Иллюзионист — фокусник
- Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
- Иммунитет — защитная реакция организма
- Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
- Интеллект — ум
- Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
- Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
- Йод — химический элемент.
- Йога — физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
- Играть с огнём — рисковать.
- Идти по чьим-либо стопам — подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
- Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
- Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
- Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
- Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.
Рекомендую прочитать:
- 77 эффективных образовательных приёмов
- Интересно…Великие люди, изменившие мир
- Праздник «Прощай, Азбука!» (сценарий)
- Интернет-урок по литературному чтению «М. Лермонтов «Бородино»
Tags: Интернет-урокрусский языкчтение
Пропись с буквой И
Нарисуй червяков для важного индюка.
Напиши печатные буквы И
Раскрась игрушки в названии которых есть звук И.
Работа по прописи с буквой И, Й.
Начинаем со штриховки по образцу, пропечатывания строчных и заглавных букв. Затем переходим к прописыванию прописных букв. А также ищем букву И среди ряда других букв.
Пропись со строчной и заглавной буквой И, Й.
Пропись с заглавной буквой И
Пропись со строчной буквой И
Пропись с заглавной буквой Й
Пропись со строчной буквой Й
.
Работа ведется над звуко-буквенным анализом, выделением гласного И в начале, середине и конце слов.
Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»
Источник: Н.Ю. Костылёва «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»
Логопедическая работа в группе над звуком и начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики, определения наличия звука [И] и его места в словах. Продолжается работой над просодической стороной речи, запоминанием графического образа буквы И, на основе всех каналов восприятия (зрительный, слуховой, двигательный). Заканчивается работа чтением выученных букв и их прописыванием.
Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Загадки для детей на букву Й
Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. — Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (Троллейбус)
На поляне шерстяной Пляшет тонконожка. Из-под туфельки стальной Выползает стежка. (Швейная машина)
Может и разбиться. Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо) Скажи, кто дела так боится, Как палки — пес, Как камня — птица? (Лентяй)
К маме-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился весной. (Ручей)
Выпускает он листы Широченной широты. Держится на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдешь — На себе их все найдешь. (Репей)
Вырос в поле злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей)
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)
На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. (Чайник)
Сказка про букву Й
Что вы знаете о йогах?
«Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить. — Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:
— Ой-е-е-е-ей!!!
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».
(Г. Юдин)