Конспект занятия по обучению грамоте на тему Звук и буква Й

Обучение грамоте «Звуки [и], [й] и буквы И, Й»

Начнем мы наш интернет — урок со сказки…

«Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…

-Бе – бе — безобразие! — сказал он.

-Почему безобразие? -Ко – ко — конечно! — рассердился зверек. Мальчик удивился: -В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь… -Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал? -Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал? -Нет, узнать можно. -Так в чем же дело? -З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться. -Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….

— Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?

Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.

Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук

Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’]? (согласный, мягкий, звонкий).

Запомни! Звук [й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!

1. Придумайте слова со звуком [й’]в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поёт (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).

3. Послушайте слова, скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’]: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай! Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зайка не превратился в заику….

5. Доскажи словечко

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай. Отправляется… (трамвай).

***

Врач живет в стеклянной банке. Лечит он болячки, ранки. «Ай, как щиплет!», «Ой, как жжет!». Узнаете? Это… (йод)

Зимой уснули комары, Спит медведь в берлоге, А где-то в джунглях от жары Изнывают… (йоги)

***

Что мы пели, угадай? «Кара…» (вай). Что нам пели, угадай? «Баю…» (бай). Что за месяц, угадай?

Месяц… (май). Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай) Знакомьтесь, буква И и буква Й!

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
2. Найди спрятанные буквы И и Й. Обведи их.

3. Определи букву в неправильном положении.

4. Отремонтируй буквы:

5. Выдели знакомую букву.

6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й.

7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.

8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й.

9. Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и].

10. Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’].

11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.

12.

Букву Й

зовут «И кратким»
Й
как И в твоей тетрадке. Чтобы
Й
не путать с И, Сверху галочку пиши.

Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й.


13. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

14.

Словарь

  • Иллюзия — вымысел, фантазия
  • Иллюзионист — фокусник
  • Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
  • Иммунитет — защитная реакция организма
  • Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
  • Интеллект — ум
  • Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
  • Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
  • Йод — химический элемент.
  • Йога — физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
  • Играть с огнём — рисковать.
  • Идти по чьим-либо стопам — подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
  • Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
  • Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
  • Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
  • Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.

Рекомендую прочитать:

  • 77 эффективных образовательных приёмов
  • Интересно…Великие люди, изменившие мир
  • Праздник «Прощай, Азбука!» (сценарий)
  • Интернет-урок по литературному чтению «М. Лермонтов «Бородино»

Tags: Интернет-урокрусский языкчтение

Пропись с буквой И

Нарисуй червяков для важного индюка.

Напиши печатные буквы И

Раскрась игрушки в названии которых есть звук И.

Работа по прописи с буквой И, Й.

Начинаем со штриховки по образцу, пропечатывания строчных и заглавных букв. Затем переходим к прописыванию прописных букв. А также ищем букву И среди ряда других букв.

Пропись со строчной и заглавной буквой И, Й.


Пропись с заглавной буквой И


Пропись со строчной буквой И


Пропись с заглавной буквой Й


Пропись со строчной буквой Й

.

Работа ведется над звуко-буквенным анализом, выделением гласного И в начале, середине и конце слов.

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

Источник: Н.Ю. Костылёва «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»

Логопедическая работа в группе над звуком и начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики, определения наличия звука [И] и его места в словах. Продолжается работой над просодической стороной речи, запоминанием графического образа буквы И, на основе всех каналов восприятия (зрительный, слуховой, двигательный). Заканчивается работа чтением выученных букв и их прописыванием.

Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Загадки для детей на букву Й

Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. — Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)

Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (Троллейбус)

На поляне шерстяной Пляшет тонконожка. Из-под туфельки стальной Выползает стежка. (Швейная машина)

Может и разбиться. Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо) Скажи, кто дела так боится, Как палки — пес, Как камня — птица? (Лентяй)

К маме-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился весной. (Ручей)

Выпускает он листы Широченной широты. Держится на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдешь — На себе их все найдешь. (Репей)

Вырос в поле злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей)

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. (Чайник)

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить. — Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

— Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

(Г. Юдин)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]