Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Р] и буква Р»


Дополнительные упражнения

Для развития речевого аппарата полезны также упражнения, не связанные с артикуляцией — задания на мелкую моторику и пальчиковые игры. Хорошо развитая мелкая моторика благотворно отражается на развитии детской речи.

Упражнения:

  1. Хватательные движения. Ребенок захватывает ладонью одной руки или двумя ручками предметы, имеющие разную форму (мячик, погремушку, кубик), затем тремя пальчиками (щепотью) и двумя пальцами — большим и указательным (пинцетный захват).
  2. Соотносящие действия — это совмещение двух предметов или составляющих одного, например, матрешки или пирамидки. Для тренировки таких движений можно просто рвать кусочки бумаги.
  3. Развитие мелкой моторики у малышей до года при помощи массажа.
  4. Разнообразные движения пальчиков. Просите малыша показать различные фигурки при помощи пальчиков, например, волка, зайчика, стул, домик. Поначалу движения ребенка будут неуклюжими, но с течением времени они станут более четкими и ловкими. Важно также, чтобы дошкольник умел подражать движениям, которые демонстрирует взрослый.

Развитию пальчиков способствуют:

  • застегивание и расстегивание молний, кнопок, пуговиц при одевании и снятии одежды, поэтому это то, что малыш должен делать сам;
  • посильная помощь взрослым, например, полить цветы и протереть их листочки губкой, стереть пыль, почистить одежду щеткой (подобные поручения ребенок способен выполнять с трехлетнего возраста);
  • конструирование, аппликация, лепка, рисование, изготовление игрушек своими руками.

Существуют специальные пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику дошкольников, помогая тем самым ставить их правильную речь:

  1. Купите в аптеке небольшую резиновую грушу, при нажатии на нее выходит струя воздуха, которую можно использовать, например, чтобы играть в футбол на столе, пытаясь загнать с ее помощью в ворота кусочек ватки.
  2. Пусть малыш украсит изюмом приготовленное для выпечки тесто. Обязательно покажите, как нужно брать изюминку верно (большим и указательным пальчиком — пинцетный захват).

Многих родителей интересует, когда начинать заниматься с малышом. Оптимальный возраст для постановки звука [р] — с трех до шести лет. Артикуляционная гимнастика в три года помогает быстрее освоить звук. Большинство детей к 5,5 годам уверенно рычат. Если этого не произошло, следует заняться коррекционной артикуляционной гимнастикой самостоятельно либо обратившись к логопеду.

Основные виды нарушений при произношении звука «р»

Есть два вида неправильного произношения [р]: параротацизм и ротацизм.

Параротацизм бывает семи видов и представляет собой замену [р] на согласные [в], [д], [г], [й], [л], [л’], [р’] (один вид — одна согласная), причем замена [р] на [р’] или [р] на [л’] впоследствии отражается на письме.

Ротацизм подразделяется на двенадцать видов в зависимости от специфики произношения:

  1. Глоточный (фарингальный) ребенок произносит [р] хрипло вследствие прохождения воздушной струи через заднюю стенку глотки и корень языка.
  2. Носовой (гнусавый) — воздушная струя проходит через нос, в результате чего слышится специфический хрип.
  3. Гортанный — колебание формируется вследствие вибрирования сомкнутых голосовых складок.
  4. Проторный (одноударный) — выговариваемый звук напоминает [д], чтобы произнести [р] малыш правильно артикулирует, но вибрация возникает лишь однажды или ее нет вообще. Издать рычание [рррр] ребенок не может.
  5. Билабиальный по-другому называется кучерным, так как формируется вследствие вибрирования губ при выпускании воздушной струи. Произносимый звук похож на [прр], которым наездники останавливают лошадей (отсюда название — «кучерный»).
  6. Щечный — ребенок произносит [р] с помощью щек и боковых участков языка.
  7. Назальный — один из видов ротацизма, который может возникать при анатомической патологии в форме укорочения мягкого неба. Вибрация формируется при участии глотки и задней части неба.
  8. Интердентальный — малыш говорит [р], располагая язык в межзубное пространство.
  9. Боковой — вибрация осуществляется участком языка сбоку. Очень часто такой дефект постановки звука можно услышать, если имеются неполадки анатомического строения ротовой полости. Когда ребенок начинает выговаривать [р], то он сочетает «р» и «ль», в результате чего произносит [рль].
  10. Велярный — когда малыш пытается выговорить [р] при прохождении воздуха вибрирует небо. В результате звук формируется неправильно. Подобное произношение иначе называется картавостью.
  11. Увулярный — представляет собой своеобразный «рокот» от горлового произношения, такой дефект иначе называют «французское р». Искажение звука происходит по причине вибрации только мягкого язычка.
  12. Звук [р] ребенком не произносится, например, рыба — ыба, рак — ак, кучер — куче, краб — каб.

Обратите внимание, что мы учим ребенка произносить не букву «эр», а звуки [р] и [р’] («рь»).

Чаще всего причиной, почему малыш неправильно говорит [р] служат горловой, боковой, гнусавый, кучерский, щелевой и проторный ротацизм. Другие виды можно встретить сравнительно редко и в большинстве случаев они являются следствием анатомических проблем ротовой полости и наследственности.

Картотека заданий по автоматизации звука Ркартотека по логопедии (старшая группа)

Картотека заданий по автоматизации звука Р

Речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса дошкольников. При отсутствии у ребёнка звуков [С], [Ш] , [Л] и других, не рекомендуется произносить слова с этими звуками. В практической деятельности учителя-логопеды могут варьировать порядок заданий.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Повтори слоги:

РА-РА-РА РУ-РУ-РУ РО-РО-РО РЫ-РЫ-РЫ
РА-РО-РУ РО-РЫ-РА РЫ-РУ-РА РУ-РА-РО

2. Повтори слова:

Рак Работа Радио Рана Рама Ранетка Ракета Рая рот рога розы родина Рома рота роса робот рыба рыбак рысь рынок рыть рывок рыдать рыдание рука рукав ручка рубить рубаха руда рубка рубанок

3. «Большой – маленький»

Рука- ручка Рубаха-… Рана-… Рот-… Рома-… Рыба-…. Ракета-… Роза-… Рога-… Рая-…

4. «Запомни – повтори»:

Рак-рана Рама-Рая Радио-работа Ракета-ранетка рог-рога рот-ров рота-роза родина-Россия рыба-рыбак рысь-рыть рынок-рывок рывина-рычаг рука-рукав ручка-рубка руда-рубить рубка-рубанок

5. Повтори словосочетания:

Розовые розы. У Раи розы. Родной дом. Ровный ров. Разные рукава. Разбитая раковина. Разные шары. Рычание рыси. Робкий Рома. Румяный рулет. Рыбный рынок. Радостные родители.

6. Повтори предложения:

Рома поймал рыбу. Роза рассказывает рассказ. Рабочие рыли ров. Рая радует родителей. Рая надевает рукавицы. В рундуке рабочая роба. Рая растит розы. У Ромы родинка. У рубахи длинные рукава. Рома поедет к родным. У Ромы ракета. Рабочий идёт на работу.

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Повтори слоги:

АР-АР-АР УР-УРУР ИР-ИР-ИР ОР-ОР-ОР ЫР-ЫР-ЫР ЯР-ЯР-ЯР
АР-ОР-УР ОР-ЯР-ИР ИР-АР-ОР УР-ЫР-АР

2. Повтори слова:

Пар Дар Шар Удар Комар Загар Бар хор бор забор топор выбор мотор набор пир мир тир кефир зефир мундир командир ветер вечер мастер веер катер номер танкер бугор помидор мухомор договор отпор узор двор

3. Повтори пары слов:

Хор-бор Топор-забор Мотор-набор Пар-шар Удар-загар Товар-базар пир-мир кефир-зефир ветер-вечер катер-номер помидор-мухомор двор-узор

4. Повтори чистоговорки:

ОР-ОР-ОР – в поле мухомор. АР-АР-АР — в небе пар. УР-УР-УР – длинный шнур. ИР-ИР-ИР – Рома пьёт кефир. ОР-ОР-ОР – не работает мотор. АР-АР-АР – на носу сидит комар. УР-УР-УР – уведите кур. ИР-ИР-ИР – я хочу увидеть мир.

5. Повторите словосочетания:

Новый забор. Поёт хор. У Раи загар. Родной двор. Сильный боксёр. Ядовитый мухомор. Дать отпор. Пойду на базар. Вкусный зефир. Российский сыр. Пить кефир. Купить самовар. Сказка «Мойдодыр». Пятый номер. Вышивать узор. Подмету двор.

6. Заучи скороговорку:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Повтори слова:

Гора Дыра Ура Нора Кора Пора Ира тара пара фара гитара Вера Кира Юра конура контора игра фанера пантера детвора жара баран варан буран пират парад карат Марат ворона корона порог творог урок горох народ город воробей хоровод пароход герой дорога ворота перо озеро бюро ведро утро ядро бедро

2. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- тонкая кора. Ро-ро-ро- новое перо. Ры-ры-ры- в небе комары. Ру-ру-ру- скачет кенгуру. Ра-ра-ра- высокая гора. Ро-ро-ро- новое ведро. Ры-ры-ры- купим всем шары. Ру-ру-ру- много ягод наберу.

3. «Запомни – повтори»:

Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора

4. Повтори словосочетания:

Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай.

5. «Один – много»

Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы



6. Заучи скороговорку:

Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Повтори слова:

Барабан Таракан Караван Ураган муравей каравай веранда баранка воротник огород бородавки порода поросёнок хворост паровоз боровик пирамида мороз корона гороскоп

2. Договори последний слог:

«РЫ» Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА» Но…, го…, па…, иг…, детво…, жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

3. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- начинается игра. Ро-ро-ро- мы поедем на метро. Ры-ры-ры- добежали до горы. Ру-ру-ру- ручку новую беру. Ра-ра-ра- весенняя пора. Ра-ра-ра- мне домой идти пора. Ры-ры-ры- сидит мышка у норы. Ру-ру-ру- закатили мяч в дыру.

4. Повтори предложения:

Маруся собирает помидоры. Рома собирает горох. Дорога ведёт в город. У Раи новый сарафан. Тамара печёт пирог. Юра не боится мороза. Корова идёт в сарай. Ворона клюёт кукурузу. Роме купили гитару. Буратино идёт на урок. На пароходе много детворы.

5. Заучи скороговорку:

Рано, рано, поутру Скачет рыжий кенгуру.

ЗАНЯТИЕ 5.

1. Повтори слоги:

АРКА-АРКА-АРКА ОРКА-ОРКА-ОРКА УРКА-УРКА-УРКА АРКА-УРКА-ОРКА

2. Повтори слова:

Арка Арфа Карта Марка Парта Марта карман картон картина картофель гардина гармонь горка норка корка порка тёрка каморка ферма верба бирка фирма пурга Мурка парк март порт корм торт борт верх карп герб корт горн морс

3. Повтори словосочетания:

Старая горка. Северный город. Озорной воробей. Короткий ворс. Яркая картина. Чёрный картон. Морской ветер. Красивые марки. Царский герб. Маркая куртка. Собирать картофель. Морковный сок.

4. «Назови ласково»

Торт – тортик Марка-… Парта -… Карта-… карман -… гармонь -… картина -… верба -… Мурка -… морс -… шарф -… зерно -…

5. Заучи скороговорки:

Заяц Егорка Свалился в озёрко. Бегите под горку, Спасайте Егорку!

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход.

ЗАНЯТИЕ 6.

1. Повтори слоги:

ПРА-ПРА-ПРА ПРО-ПРО-ПРО ПРУ-ПРУ-ПРУ ПРЫ-ПРЫ-ПРЫ

2. Повтори слова:

Правда Правый Праздник Правильный Право Прадед Практика Прачка пробка проба продукты просо простой провод продать проход прут прутик пруд пружина прыгать прыжок прыгун прыгунья

3. Повтори слоги и слова:

БРА-БРА – брак БРА-БРА – браво БРА-БРА – брать БРА-БРА – брат БРА-БРА – брань БРА-БРА – кобра БРА-БРА – зебра БРО-БРО — брови БРО-БРО — бросать БРО-БРО — брод БРО-БРО — бродить БРО-БРО — бросок БРО-БРО — бронза БРО-БРО — бронхит
БРУ-БРУ – брус БРУ-БРУ – брусок БРУ-БРУ – брусника БРЫ-БРЫ — брысь БРЫ-БРЫ — брызги БРЫ-БРЫ – брынза БРЫ-БРЫ — бобры

4. Повтори фразы:

Ровные бруски. У Ромы бронхит. Бравый офицер. Бронзовая награда. Проводить брата. Брызгать в пруду. Бросать пробку. Прыгать с горы. Упругая пружина. Простой карандаш. Мы видели зебру и кобру. Проходить по проходу.

5. Заучи скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.

ЗАНЯТИЕ 7.

1. Повтори слоги:

ГРА-ГРА-ГРА ГРО-ГРО-ГРО ГРУ-ГРУ-ГРУ ГРЫ-ГРЫ-ГРЫ ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ ГРО-ГРЫ-ГРА-ГРО

2. Повтори слова:

Град Грач Граф Грамм Гранат Граната Грамота грабли грачата графин графиня градусник градусы граница гром гроза грохот громкий грозный груз грузить грубый грустный грузить груша группа грузовик груздь грызун грызть ограда награда игра фотография игрушка

3. Повтори цепочку слов:

Град – грамм – грач Гром – грохот – гроза груз – грузить — грузовик грызть – грызун – огрызок
Грабли – гранат – грамота Громко – грубо – грустно ограда – награда — граната груша – грачата — группа

4. Измени слова по образцу:

Гранат – гранатовый Груша – грушевый громкость – громкий грубость – грубый груз — грузовой группа – групповой

5. Повтори предложения:

Грузить груши в грузовик. Громко грохочет гром. В небе гром и грохот. Грызуны грызут огрызок. На градуснике пять градусов. Громко грузят груз. На границе прочная ограда. В графине грушевый сироп. Наградить грамотой и наградой. В группе громкий смех. Купить гранатовый браслет.

6. Заучи скороговорку:

В небе гром, гроза, Закрывай глаза. Грома нет, трава блестит. В небе радуга стоит.

ЗАНЯТИЕ 8.

1.Повтори слоги:

КРА-КРА-КРА КРО-КРО-КРО КРЫ-КРЫ-КРЫ КРУ-КРУ-КРУ
КРА-КРА-КРО КРУ-КРУ-КРЫ КРО-КРО-КРУ КРЫ-КРЫ-КРА

2. Повтори слова:

Краска Краб Крапива Кран Край Красота Красный крот кров кровь крона кроха кросс кролик круг крупа крутить кружить кружок круто крутой крышка крыть крыса крыша крышка крылья Крым

3. «Назови ласково»

Кран – краник Краб – крабик Крот -… Круг -… Крыса -… Крыша -… Крылья -… крыльцо -… кроссовки -… краска -… кружка -… крапива -… открытка -… окрошка — ….

4. Повтори словосочетания:

Красный сарафан. Крытый рынок. Чёрная краска. Открытая форточка. Красивый кролик. Старая фотография. Крутой поворот. Красная строка. Крупный крыжовник. Покрасить крышу. Укротитель тигров. Красивое покрытие. Выкрашенное крыльцо. Закрыть кран. Закрутить крышку.

5. Заучи скороговорку:

Красной краскою Егор Красит крышу и забор.

ЗАНЯТИЕ 9.

1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):

Рупор Радар Гарнир Турнир Гонорар Фарфор фермер Аврора характер трактор пробор рапорт прорубь гардероб ярмарка тараторка мрамор квартира маркер партнёр курорт хирург пробирка программа аэропорт аэродром бутерброд круговорот термометр оркестр
Разрыв Разруха Разгром Размер Разговор раскраска раствор конструктор трансформер скороговорка простор скороварка пароварка проигрыш супермаркет инструктор кругозор разборка маршрут проигрыш

2. Повтори словосочетания:

Громкий рупор. Грамотный инструктор. Просторная квартира. Играет оркестр. Яркая раскраска. Крупный супермаркет. Городской транспорт. Огромный размер. Красный раствор. Бутерброд с красной икрой. Широкий кругозор. Ровный пробор. Красивая ярмарка. Фарфоровая посуда. Вечерняя программа. Испорченная пароварка. Трудная скороговорка. Короткий разговор.

3. Заучи скороговорки:

Три сороки–тараторки Тараторили на горке.(А. Тараскин)

Проворонила ворона воронёнка.

Описание правильной артикуляции

Чтобы подобрать подходящие упражнения для органов артикуляционного аппарата, необходимо знать их правильное положение при произношении данного звука. Когда человек говорит Р, его губы занимают положение последующего звука. Зубы разомкнуты, язык поднят и упирается в альвеолы.

Для создания вибрации нужна сильная воздушная струя. На выдохе она попадает на кончик языка, в результате получается вибрация. Голосовые связки работают, звук получается громкий, звонкий.

Обследование ребенка

Если у малыша неправильный прикус или укороченная подъязычная уздечка вам может потребоваться консультация ортодонта или хирурга. Но справиться с укороченной уздечкой можно и при помощи логопедических упражнений. При наличии в анамнезе отставания не только в речевом, но и в психофизиологическом развитии, обратитесь к неврологу. Если причиной неправильного произношения является недоразвитие речевых центров, может понадобиться медикаментозное лечение.

Логопед оценивает не только анатомическое состояние органов артикуляции, но и их работу.

Для этого предлагают выполнить задания на статику, то есть удержание позы в течение нужного количества времени. Затем предлагают упражнения для диагностики артикуляционной моторики. Логопед обращает внимание на состояние мышечного тонуса языка и способность ребенка удерживать его в верхнем положении.

Затем специалист смотрит сформированность речевого дыхания: он наблюдает за тем, как осуществляет малыш вдох и выдох. Для оценки силы и длительности выдоха малышу предлагают поиграть на духовых инструментах и сдуть легкий предмет (кусочек ваты, перышко).

Во время диагностики произносительной стороны речи логопед проверяет все гласные и согласные. Он просит произнести ребенка их отдельно, в сочетании с другими звуками, в словах. Потому что бывает так, что изолированно малыш произносит его правильно, а в сочетании допускает ошибки.

После обследования звукопроизносительной стороны смотрят на сформированность фонетико-фонематических процессов: узнавание нужной фонемы среди других, определение наличия нужного звука в слове и его места в нем, работа со словами-паронимами. Также оценивают состояние слоговой структуры.

Логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь (понимание речи, значения слов, насколько правильно дошкольник использует слова в самостоятельной речи). Также специалист оценивает и усвоение грамматических категорий (согласование слов в предложении, словообразования, подбор синонимов и антонимов). Для оценивания самостоятельной речи малыша просят рассказать о любимой игрушке, о семье, друзьях. Используют сюжетные картинки, чтобы ребенок описал то, что на них изображено.

Такая полная логопедическая диагностика позволяет составить коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Потому что неправильное произношение часто является частью более сложного речевого нарушения. Цель занятий с логопедом – это ввести ребенка в нормальную речевую среду и максимально исправить дефект.

Упражнения по постановке

Ребенок в 5 лет выучивает практически все звуки, если же возникают трудности при произнесении некоторых из них или малыш вообще их не выговаривает, то потребуется помощь специалиста (логопеда).

Постановку необходимо начинать с зарядки, так называемого разогрева артикуляционного аппарата. Эффективны следующие упражнения:

  1. «Малярная кисть». Ребенок должен сложить губки в улыбку (улыбнуться) и приоткрыть ротик. После этого скажите ему язычком погладить небо, начиная от верхнего зубного ряда и продвигаясь как можно глубже в направлении горла. 10—12 поглаживаний.
  2. «Маятник». Малыш улыбается и открывает ротик, после чего высовывает язычок и помещает его сначала в одну, а затем в другую сторону — от левого уголка рта к правому (движения маятника). 10—20 повторений.
  3. «Гармошка». Ребенок улыбается и как можно шире открывает рот, после чего прижимает язычок к верхнему небу, как будто хочет проговорить долгий и мягкий звук «нь». Ротик нужно открывать пошире, а затем закрывать, не изменяя при этом положения язычка. 15—20 повторений.
  4. «Чистим зубки». Малыш улыбается и открывает рот, после чего кончиком язычка водит вправо-влево по внутренней поверхности верхнего зубного ряда, как будто подметает их. 10—15 повторений. После этого ребенок по очереди упирается кончиком язычка в каждый зуб с внутренней стороны (проверить, остались ли они на месте).
  5. «Комарик». Предложите ребенку открыть ротик, высунуть кончик языка за передние зубки и проговорить «з—з—з» (как будто звенит комарик). После чего убрать язык в рот, упереться им в верхнее небо у основания зубного ряда и вновь произнести «з—з—з».

Подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата, способствуют укреплению мышц и растягиванию уздечки. Но чтобы отработать правильное произношение [р], необходимо выполнять специальные постановочные упражнения. В идеале занятия проводятся ежедневно в первой половине дня. Как правило, в детском саду с ребятами занимаются воспитатели (или логопеды). Дома позаботиться об артикуляции малыша должны родители.

Самому за 1 день выучить ребенка говорить [р] правильно не удастся, особенно, если этот звук горловой (увулярный или «французское р»), в этом случае целесообразно обратиться за помощью к логопеду.

Способов поставить [р] есть больше десяти. Одно из наиболее эффективных логопедических упражнений на звук [р], позволяющее научить ребенка говорить р своими силами дома — «Моторчик». Постановка делается от протяжного [д] с помощью пальца или соски. Второй способ предпочтителен: он удобней и безопасней, резиновая или латексная соска заведомо не причинит боли.

СоветУпражнение лучше выполнять, лежа на спине, так как в таком случае все мышцы расслаблены и при поднятии язычка к небу он легче чувствуется.

Звук [р] — это вибрация, чтобы правильно его произнести, важно верно расположить язык: его следует поднять к небу. При этом необходимо учесть, что его кончик обязательно должен опираться в альвеолы, находящиеся за резцами в верхнем зубном ряду, а участки по бокам — прикасаться к жевательным зубам на верхней челюсти. Передняя часть языка должна немного выгибаться. Когда воздушная струя проходит через весь язычок, то заставляет его кончик вибрировать — так происходит образование звука [р].

Малыш должен поставить язычок в правильное положение, описанное выше, и открыть широко ротик. На указательный палец наденьте соску и при выдохе, когда ребенок проговаривает «д-д-д» водите этим пальцем по языку (внутренней его поверхности). Малыш автоматически начнет произносить [ррр], так как палец создаст нужную вибрацию.

На что обратить внимание при выполнении в домашних условиях:

  • язык малыша должен прилегать к альвеолам как можно плотнее;
  • нужно добиваться правильного положения губ;
  • язычок не должен болтаться из стороны в сторону, его надо хорошенько зафиксировать;
  • нужно делать выдох со всей силы.

Артикуляционная гимнастика и упражнения по постановке звука будет эффективной, только если делать ее регулярно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]