Статья:
Тема: Звук У. Буква У. Цели: Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком у, способом его характеристики с опорой на артикуляцию;
- Закрепить понятие «гласный звук», «слово»;
- Познакомить с буквой У.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую, мимическую и артикуляционную моторику;
- Развивать дыхание и голос;
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- Развивать наглядно-образное мышление;
- Развивать умение образовывать и употреблять существительные множественного числа.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей умение внимательно слушать речь педагога.
Оборудование: предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.
- Организационный момент.
Игра «Узнай по голосу». -Логопед предлагает детям встать в круг. Один их них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал. 2. Основная часть.
- Мимическая гимнастика «Дуб».
Дуб дождя и ветраСмелое выражение лица. Вовсе не боится. Кто сказал, что дубуСтрах. Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Радость. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный.Гордость.
- Артикуляционная гимнастика
Педагог предлагает перед зеркалом выполнить серию артикуляционных упражнений: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата»-«Лопата копает»-«Вкусное варенье». Комплекс повторяется 4 раза.
- Песня «Музыкальная голосилка» с движениями.
А-пальцы рук широко расставлены; О-пальцы собраны в кольцо; У-кисть сжата в кулак; И-большой палец и мизинец выставлены; Э-«мягкие» руки ладошками вперед.
- Знакомство со звуком [У]
—Логопед показывает картинку с изображением девочки. Это Уля. Давайте поздороваемся с ней. —Дети. Здравствуй Уля! —Логопед. Послушайте ребята, какой первый звук в имени Уля. Логопед произносит имя растягивая первый звук. Логопед размещает предметные картинки: уши, утюг, улитка, и т.д. и например апельсин. —Какой звук мы слышим в начале каждого слова? —Дети. У-у-у. —А в слове а-а-апельсин, какой первый звук, тоже у? —Дети. Нет. Звук у.
- Артикуляция звука.
-Логопед. Посмотрите в зеркало и произнесите звук у. В каком положении находятся губы? Где находится язык? А зубы сближены или сомкнуты? -Дети. Вытягиваются трубочкой. Спокойно лежит во дне рта. Зубы сближены.
- Характеристика звука У.
-Когда мы произносим звук У, струя воздуха встречает на пути преграду? -Дети. Нет, струя воздуха выходит свободно. -Логопед. Такой звук мы называем гласным. -Дети. Произносят звук У. Гласный. -Звук У-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. -Дети показывают фишки красного цвета, и снова произносят звук У.
- Выделение звука [у] на слух
-Логопед произносит гласные звуки: [а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у]. -Дети услышав звук [у], дети хлопают в ладоши.
- Дидактическая игра с мячом «Один-много»
-Логопед: Я буду говорить про 1 предмет, а вы про много. Улитка-улитки, и т.д.
- Физ. Минутка.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук [у] дети приседают.
- Основная часть. Знакомство с буквой У.
-Логопед показывает букву У. Дети на что похожа буква у? -Дети. Буква У похожа на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д. -Логопед. Ребята как вы думайте, а чем отличается звук от буквы? -Дети. Звук я слышу, говорю! Букву вижу и пишу! -Ребята, сколько элементов у буквы у? Давайте напишем ее в воздухе! -Дети пишут букву в воздухе. -А теперь давайте выложим букву У из палочек! -Дети выкладывают букву У из палочек. -А теперь откройте печатные тетради и обведите букву У карандашом, а каким цветом мы обведем букву У? Каким цветом мы обозначили гласный звук У? -Дети красным цветом. Обводят букву У в печатной тетради. 4. Итог занятия. —Логопед. Какой звук в имени «Уля» самый первый? -Дети. Звук У. -Какой это звук? -Дети. Гласный. -А как вы догадались? Воздух выходит свободно, не встречает преграду. -Фишкой какого цвета будем его обозначать? -Красным цветом. -Логопед оценивает деятельность детей.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»
Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)
Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,
Ход занятия:
1. Вводная часть.
— Организационный момент.
Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем — сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].
2. Основная часть.
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.
— знакомство со звуком [у]:
Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])
— характеристика звука [у]:
Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].
Когда мы произносим звук [У], то:
губки вытянуты вперед трубочкой — «Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем».
зубки не смыкаются;
звук можно петь, тянуть – ууууу
воздух свободно выходит изо рта.
Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград)
— фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
волк воет: уууууууууу.
поезд едет: уууууууууу.
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ.
поезд удаляется: УУУУууууу.
в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У
1. Игровое упражнение «Свое место»
Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительную память
Ход игры: продолжить по образцу
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.
5. Игра «Собери грибы в корзинку»
Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.
Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор — несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.
Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор — [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).
6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»
Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.
Производим звуковой анализ слова Ау.
Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе — выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.
Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.
7. Игра «Обведи правильно написанную букву»
Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.
Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.
Ход занятия.
Оргмомент.
2. Основная часть.
2.1. Введение в тему.
Логопед: Отгадайте загадки:
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может…..(удочка).
Гладит все, что касается, А дотронешься — кусается (утюг).
Кто на себе свой домик носит? (улитка)
Логопед: Какой первый звук в словах удочка, утюг, улитка. (Слайд №1 )
2.2. Фонетические упражнения.
Логопед: На что похож звук «У»? (вой волка, гудок паровоза).
(Слайд №2)
а) произнести вслед за в логопедом на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу. — поезд едет: уууууууууу…
в) произнести самостоятельно звук «У» отрывисто
2.3. Уточнение артикуляции звука «У».
Логопед:
— Как складываются губы, когда произносим звук «У»? (в трубочку, зубки не смыкаются ); (Слайд №3)
— Какой это звук? (гласный). Почему? (Голос поет.).
Для фиксации голосовых складок дети кладут руку на горлышко.
— Фишкой какого цвета будем обозначать звук? (красного)
2.4. Игра «Тихо — громко». ( Слайд №4)
Логопед: Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо. Мальчики будут у нас «волками», а девочки «волчатами». Потом поменяемся ролями.
2.5. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Выделение звука «У» на слух в ряду:
Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».
— гласных звуков: А, У, И, У, А, У, У, А, И;
— слов: утка, ива, машина, кукла, шутка, ананас, буква, подушка, самолет, умный, кошка, барсук, думать,…
2.6. Упражнения на развитие фонематического анализа.
Логопед: Рассмотрите картинки, назовите те из них, где звук «У» в начале слова, в середине слова. (Слайды № 5,6 )
— А теперь, наоборот, я называю слово, а вы на своих звуковых линейках отмечаете, где находится звук «У»: в середина, в начале или в конце слова:
Улица, посуда, туфли, уголь, удав, туча.
Динамическая пауза.
Логопед: Слушайте меня и повторяйте за мной движения:
Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.) Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.) На полянку тихо сели. Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)
Продолжение основной части.
4.1.Логопед: Выберите и назовите только те картинки, в названиях которых есть звук «У». (Слайды № 7,8 )
4.2. Игра « Четвертый лишний». (Слайды №9,10 )
4.3. Упражнение «Дорисуй картинку и раскрась».
Логопед раздает детям цветные карандаши и трафарет фигурки «Уточка». (Приложение №1 )
Итог занятия.
Логопед: Какой звук учились четко произносить?
— Как складываются губы, когда произносим звук «У»?
Сюрпризный момент. Просмотр музыкального ролика « Волк». (Слайд № 11)
Презентация: Звук [У]
Терентьева Наталия Анатольевна, учитель-логопед, ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок», Россия, Самарская область, Хворостянский район, с. Хворостянка
- Конспект фронтального логопедического занятия [Звук и буква Б]
- Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ
- Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук [Л], этап автоматизации
- Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7 года жизни с ФФН. Тема: «Звук Р»
- Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: «Весна»
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …