Обучение грамоте «Звук [э] и буква Э»
Отгадайте загадку.. Живет без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит.
Верно, это эхо. Что такое эхо?
Эхо — это как отражение в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо — это отражение звука, и мы его слышим. Звук отражается от любого препятствия, что встречается ему на пути (от стен, гор, деревьев). Эхо можно услышать в пустой комнате, в горах или в лесу.
Например, на пустом стадионе. Стоит что-нибудь крикнуть, и отразившись от бетонных ступенек трибун этот звук, многократно, вернется в виде эха. Интересно то, что эхо возникнет только тогда, когда трибуны будут пустые. Если же на них будут сидеть много болельщиков, не получится эха, потому, что звук не будет отражаться, ведь люди, их одежда просто поглотят звук.
То же случается и в пустой комнате. Пока в ней нет мебели и вещей, звук легко отражается стенами. Но стоит нам поставить туда шкафы, кресла, занести вещи — и эхо исчезает.
Эхо часто помогает человеку во многих делах. Есть такой прибор — эхолот, которыйчаще всего устанавливают на кораблях. Он издает звуки под водой, отправляет их в море или океан и сам же принимает отраженное эхо. Эхолот просто на ходу судна измеряет глубину морского дна. Он помогает морякам избежать столкновения с отмелями и рифами.
С помощью радиоэха моряки специальными приборами на большом расстоянии замечают даже в темноте коварные айсберги, вовремя засекают подводные лодки врага подкрадываются к их кораблям.
(По материалам https://baby-chaild.ru)
Верно, звук [э]— гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
1. Хлопните в ладоши, если услышите звук [э].
Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо, единица, если, дети.
2. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [э]):
автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
3. И г р а «Кто больше?»
Придумайте как можно больше слов со звуком [э].
О т в е т : эвкалипт, экватор, эскиз и др.
4. И г р а «Слоговой аукцион»
Продолжите слова.
эс… (-киз), эста… (-фета), аэро… (-дром), по… (-эт), ду… (-эт).
5. И г р а «Рифма»
Придумайте рифму к слову этаж.
О т в е т : шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.
6. Доскажи словечко
На большие расстояния Мчится он без опоздания; Пишется в конце два С, Называется… (экспресс)
* * *
К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество, Это… (электричество).
***
На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само. Что же это?.. (Эскимо)
* * *
Угукало, агакало, Аукало и плакало, И рассыпалось смехом, И называлось… (эхом)
7. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики» (Запомните как можно больше слов со звуком [э].)
ЭКСКАВАТОРЩИКИ
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
— Бросай свои этикетки! — кричит. — У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
— Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб. Экскаватор по этому столбу — р-р-раз! Столб на бок — два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
- Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э]…
- А какие вы знаете правила о соблюдении безопасности…
8. Словесный эксперимент.
— Мы купили много. (эскимо). Чем мы друга угостим?… Эскимо.
Съели одно… (эскимо). Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов: кофе, пальто, Буратино.
Это буква Э….
Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О.Гофман)
На что еще похожа буква Э?
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка. (А. Шибаев)
9. Жёлтым карандашом закрась все участки с буквой Э.
10. И г р а «Волшебная цепочка»
1. Превратите этаж в дом:
О т в е т : Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.
2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».
Эластик – канапе – экран.
Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.
3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор?
О т в е т : эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.
11. И г р а «Найди слово»
- Этажерка – этаж, река, арка.
- Эластик – ластик, кит, тик, ласт.
12. И г р а «Дополните слово»
Эта (этаж), кран (экран), пресс (экспресс), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж).
13. И г р а «Головоломка – Эхо»
Чемпион стряпуха гречка хомут
Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:
- Какой цветок вручили чемпиону?
- Какое блюдо приготовила стряпуха?
- Как называется водный поток, у которого растет гречка?
- Куда забросили хомут?
О т в е т : пион, уха, речка, омут.
14. И г р а «Наборщик»
Составьте слова из букв слова электровоз.
О т в е т : ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.
15. Пишем…
16.
Словарь
- Эвакуатор — специально оборудованный автомобиль, который предназначен для погрузки, разгрузки и перевозки автомобилей в случае их поломки, аварии.
- Эвакуация — организованный вывоз населения, учреждений и т.п.
- Эвкалипт — это вечнозелёные деревья, часто достигающие высоты 100 м.
- Эволюция — это развитие природы.
- Эврика
— (греческ. «я нашел») — восклицание при открытии чего-то нового. - Эгоист — человек, который чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей.
- Экватор — воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара и делящая его на два полушария: северное и южное.
- Эквилибрист — артист цирка, который способен удерживать равновесие на проволоке, на канате и т.д.
- Экзамен — проверка знаний, Проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.
- Экземпляр — отдельный предмет из множества таких же предметов; образец.
- Экзотика — причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусства и прочее) отдаленных стран.
- Экипаж — команда судна.
- Экология — это
наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой. - Экономика — это
наука, которая изучает как люди используют свои ресурсы для своих потребностей. - Экскурсия — это посещение музея, достопримечательного места, выставки и т. п.; поездка, прогулка с какой либо целью.
- Экспедиция — путешествие с научной или военной целью.
- Эксперимент — опыт, исследование.
- Эксперт — специалист.
- Эксплуатация — использование, извлечение выгоды.
- Экспонат — предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
- Экспресс — поезд, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной скоростью и меньшим числом остановок.
- Элита — лучшие представители общества.
- Эмблема — символ с определенным смыслом.
- Эмоция — душевное переживание, чувство.
- Эпизод — случай, происшествие.
- Эталон — точная мера
- Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.
- Этимология — наука, которая изучает происхождение слов.
Рекомендую прочитать:
- 77 эффективных образовательных приёмов
- Олимпиада по математике (2 класс)
- Интересно…Великие люди, изменившие мир
- Детские конкурсы и игры_8
Tags: Интернет-урокрусский языкчтение
Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.
Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
Научить ребенка четко произносить звук [Э].
Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.
Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации.
Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
Задание 1. Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:
мак — бак — так — банан;
сом — ком
— индюк —
дом; лимон — вагон —
кот —
бутон; мак — рак —
веник — бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;
— горлышко «работает».
Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ…»
Характеристика
звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ…х!»
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:
э, а, э, у, о, э…; эх, ах, ух, эх…; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):
автобус, эхо,
апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик,
усики.
Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].
Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?,
а неодушевленные предметы — на вопрос:
что это?
Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.
Продолжить ряд:
Кто это? Это девочка, кошка, собака…
Что это? Это машина, стол, куртка…
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):
машина, самолет, стол, дедушка;
ворона, соловей,
стул,
корова.
Задание 11. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
О.Гофман
На что еще похожа буква Э?
Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
Игры с буквой.
Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик:
составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.
Стихи про букву Э для детей
Экскаватор — крану брат. Ворошит такие глыбы, Что, пожалуй, сто лопат Их осилить не смогли бы. (Я. Аким)
Эта кнопка и шнурок — Электрический звонок. (С. Маршак)
Эму Я про страуса, Про ЭМУ, Написал бы вам Поэму, Но никак я не пойму: Эму он Или эму?! (Б. Заходер)
Эхо — Мама! — слышится с холма. Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!» Это маму звал малыш. Эхо, ты кому кричишь? (Г. Виеру) Эхо ищем всем отрядом: — Эхо, где ты? — Рядом! Рядом! Эхо! Эхо! Вот потеха! Значит, тропкою лесной Ходит-бродит с вами эхо Невидимкой день-деньской. (Ф. Бобылев)
Неясно, зверь он или птица. Есть перья, а летать боится. Быть может, ты решишь проблему: Зверь или птица страус эму. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)
LiveInternetLiveInternet
Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звука «э», в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука «э» в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; формировать навык чтения предложений с разной интонацией; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки со звуком «э», магнитная доска, цветные маркеры, буква «э», таблицы для чтения, мяч; раздаточный материал — верёвочки, тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с буквой «э» и «с».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .
II.
1.
Повторение пройденного:
— уточнение артикуляции звуков «а», «у», «о» и их характеристика.
2.
Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:
Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал. Без тела — а живёт оно, Без языка — кричит оно. (Эхо)
— Какой первый звук мы слышим в слове «эхо»?
Педагог объявляет тему занятия.
3.
Знакомство с артикуляцией звука «э». (При произнесении звука «э» губы «смеются»).
4.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука «э».
5.
Характеристика звука «э». (Звук «э» — гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).
6.
Дидактическая игра «Хлопай, не зевай!» Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук «э»: э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
7.
Игровое упражнение «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов):
эп-оп-ап
уп-эп-оп ип-уп-эп ип-эп-aп эп-aп-эп oп-уп-эп
8.
Дидактическая игра с мячом «Где спрятался звук «э»?» (определение позиции звука «э» в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.
9.
Дидактическая игра «Чего не стало?» (опора — предметные картинки со звуком «э»: эскимо, экскаватор, электричка, экран : . Логопед выставляет
5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Чего не стало?»).
10.
Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.
11.
Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?». Продолжить ряд:
- Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
- Что это? Это кукла, стул, мяч :
12.
Физминутка.
Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь.
13.
Знакомство с буквой «э» (показ буквы). Логопед читает стихотворение:
Это — Э С открытым ртом И большущим языком.
14.
Выкладывание буквы «Э» из верёвочек, прорисовывание «э»в воздухе.
15.
Работа в тетрадях. Печатание букв «Э», «э»; слогов: «эм», «эп», «эт», «эк», «мэ», «пэ», «тэ», «кэ»; слов: «это», «эму», «Эмма».
Списывание предложений с доски: «Тут Эмма.», «Там эму.».
16.
Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).
17.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.
III.
Итог занятия:
1. — С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука «э».
2. — Зачеркните букву, отличающуюся от остальных (работа на карточках):
Э Э Э Э Э С Э
3. Оценка деятельности детей.
Орешкина Е.А. |
https://50ds.ru/logoped/10115-frontalnoe-zanyatie-p…e-po-teme-zvuk-e—bukva-e.html
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
в старшей группе МБДОУ детского сада №42 «Мамонтёнок».
Воспитатель: Васильева Сахаяна Петровна
Программное содержание:
- способствовать развитию звуко-буквенного анализа
- способствовать развитию фонематического слуха
- познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат
- учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение
- познакомить с буквой Э, используя образец
- учить писать печатную букву Э, используя образец
- закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы
- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Провожу игру «Закончи предложение»
- Закончить предложение, подсказав нужное слово
Мороженое на палочке называется … (эскимо)
У этого дома пять … (этажей)
Самолет приземлился на … (аэродроме)
— Назвать первый звук в словах эскимо, этаж (Э)
— Есть ли звук Э в слове аэродром? (да)
— Где он находится? (В середине)
— Нарисовать красный квадрат в схемах – там, где этот звук находится в названии предмета.
Затем даю задание на листе:
— Буква Э написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение.
— Читаю стихотворение И. Блюмкина
С электричеством, друзья, Нужно осторожным быть, Потому что, как змея, Оно может укусить.
Задание детям
— написать букву Э сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Провожу физкультминутку по желанию детей.
Провожу игру «Напиши правильно».
Читаю детям стихотворение И.А. Гусевой
Что за звуки – Словно песни, Нет преграды на пути. Голосисты, как артисты,
Ты их в слове назови.
Задания и вопросы детям:
— О каких звуках говорится в стихотворении? (О гласных)
— Определить первый гласный звук в названиях нарисованных предметов и написать соответствующую букву в квадрат.
— Какой гласный звук в слове бык? (Ы)
— Написать букву Ы в квадрат.
Примечание. Напоминаю детям, что в русском языке нет слов, которые начинаются на звук Ы.
Провожу игру «Кто больше».
Задание детям:
— Назвать слова с заданными звуками (А, О, У, Ы, Э)
А: арбуз, автобус, груша, зайка, шапка, апельсин, аист, аквариум, астры.
О: ослик, зонт, пальто, осы, ножик, почки, дочка, осень, озеро.
У: утюг, улитка, лягушка, ученик, лук, жук, муха, утка, ухо, урок.
Ы: дым, рысь, сыр, лыжи, рыба, мышь, мыло, тыква.
Э: экран, этаж, экскаватор, эхо, экспресс, электричество, аэродром.
В конце занятия делаем анализ работы.
Следующая > |