Мнение о том, что школа научит ребенка всему, что должен знать и уметь грамотный человек, уже давно не актуально.
Если раньше родители считали, что подготовка к школе лишает ребенка детства, теперь большинство старается отдать дошкольника в центры подготовки или заниматься с ним самостоятельно.
Вопрос о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях волнует многих родителей.
Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс
Часто случается так, что родители, готовя ребенка к школе, сосредотачиваются на чем-то одном, и пренебрегают другими сторонами развития. Ниже приводится примерный перечень знаний, которыми должен обладать ребенок 6-7 лет при поступлении в школу:
- своя фамилия, имя и отчество, фамилия, имя и отчество родителей, домашний адрес, страна и город проживания;
- свой день рождения и дни рождения своих родителей;
- дни недели, месяцы, сезоны;
- названия распространенных животных и растений;
- основные цвета;
- основы ПДД;
- профессии, виды спорта, имена известных поэтов и писателей;
- основные праздники;
- «право»-«лево», «больше»-«меньше», «старше»-«младше», «длинный»-«короткий» и так далее;
- чем отличаются водоемы (не путать реки с морями);
- чем отличаются кустарники от деревьев, овощи и фрукты от ягод;
- чем отличаются звуки от букв, гласные от согласных;
- решать простые задачки;
- отгадывать логические загадки;
- восстанавливать последовательность, находить сходства и различия на картинках;
- описывать изображение, пересказывать истории;
- знать небольшие стихотворения;
- считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
- читать небольшие предложения (4-5 слов), понимать прочитанное;
- вырезать ножницами геометрические фигуры;
- рисовать ровные линии без линейки, штриховать, не выходя за контур.
Упражнение «Четвёртый — лишний» — назвать лишнее и объяснить свой выбор.
Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это — птица, а остальные — животные) Скворец, собака, кукушка, соловей. Воробей, голубь, журавль, синица. Грач, лебедь, утка, ворона. «Кого много в лесу?» В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка, цапля, стриж) «Сосчитай до 5». Одна ласточка, две ласточки, …… пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль, цапля) «Назови птенцов». грач – грачонок… утка — … кукушка —… скворец –
Выучите с ребёнком стихотворение о птицах. Выполните с ним пальчиковую гимнастику. (при назывании птицы — загибать пальцы на руке). Птичек стайка Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка, десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей. Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель. Эта птичка — скворушка, серенькое пёрышко. Эта — зяблик, это — стриж, это — развеселый чиж. Ну, а это — злой орлан. Птички, птички, по домам! Сжать пальчики в кулачки
Наверх
Задания и игры по разным предметам
Готовя ребенка к школе, родители должны запомнить несколько важных моментов:
- Проводить занятия нужно исключительно в игровой форме. Заставлять ребенка заниматься, кричать на него, а тем более наказывать или бить – недопустимо. Задача родителей заинтересовать ребенка, только тогда он будет успешным в жизни и завоюет уважение среди друзей.
- Длительность урока не должна превышать 15 минут, между уроками обязательно должна быть перемена в 20 минут.
- Предметы следует чередовать – чтение с рисованием, математику с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение плохо сказывается на состоянии растущего организма.
- Сложность материала следует увеличивать постепенно, спешить с новыми заданиями не нужно.
- Пособия рекомендуется использовать красочные, тексты для чтения должны быть интересными.
- Помогайте ребенку, объясняйте то, что не понятно, читайте добрые сказки.
Уроки математики
Учить ребенка считать желательно на знакомых предметах – конфетах, игрушках. Чуть позже можно переходить на счетные палочки или специальные карточки.
Очень полезно изучать цифры парами, например, 5 яблок и 1 яблоко, вместе будет 6 яблок. Одну такую пару нужно изучать целый урок, а в начале следующего урока, нужно повторить пройденный материал, а потом переходить к следующей паре чисел.
Геометрические фигуры ребенок может изучать на примере печенья – в магазинах можно легко найти круглые, квадратные, треугольные печенья.
Когда ребенок запомнит формы и названия основных фигур можно переходить к их черчению при помощи линейки.
Справка! Больше пользы принесет чередование – сегодня счет, завтра — геометрия, послезавтра – решение простых примеров.
Математические игры:
- Нарисовать 2 домика из 3 этажей, в некоторых окнах одного дома заштриховать окна, и сказать ребенку, что в этих квартирах живут люди. Задание – заселить такое же количество людей в другой дом.
- Скачать числовые картинки, в которых нужно в правильном порядке соединять цифры линиями, чтобы получился рисунок.
- Нарисовать геометрические фигуры, и попросить ребенка придумать во что их можно превратить. Например, круг – в солнышко, несколько треугольников – в елочку и так далее.
Письмо
Полезные советы:
- Сначала нужно натренировать руку ребенка – без этого малыши не смогут долго заниматься письмом,
- Развивайте мелкую моторику – пусть ребенок сортирует крупы (фасоль, макароны), занимается лепкой,
- К письму руку хорошо готовит вырезание ножницами различных фигур.
Сначала нужно научить малыша писать печатные буквы, и только когда будет пройден весь алфавит, можно будет переходить к прописным.
Нужно обязательно объяснить ребенку, что писать нужно аккуратно, за полоски или клеточки выходить нельзя. Конечно ручка должна быть удобной, и ребенок должен правильно ее держать.
Задания по письму:
- Нарисуйте лабиринт, и пусть ребенок с помощью ручки прочертит путь из него, чтобы, скажем, зайчонок нашел свою маму.
- Нарисуйте простую картинку, например, букет цветов, пусть ребенок дорисует вазу для него.
Эти упражнения помогут ребенку научиться более уверенно держать ручку.
Чтение
Чем скорее ребенок научится читать, тем проще ему будет осваивать все остальные предметы.
Буквы нужно изучать по алфавиту. Их можно рисовать, лепить из пластилина, родители должны придумать ассоциацию к каждой букве. Например, буква О похожа на очки, Ж – на жука, а Д – на дом. Если получается, можно показывать буквы при помощи пальцев или туловища.
После того, как ребенок выучил несколько букв, прочитайте ему небольшой текст, и предложите поискать в нем знакомые ему буквы.
Обязательно спросите о чем был прочитанный текст, попросите пересказать, задайте несколько вопросов по тексту.
Задания:
- В небольшом тексте искать знакомое слово. Причем сделать это нужно за 1 минуту.
- Просите ребенка читать сначала громко, потом тихо, потом про себя. При этом надо следить, чтобы темп чтения не менялся. Попросите ребенка почитать не размыкая зубы. После прочтения ребенок должен пересказать текст.
- За 30 секунд предложите ребенку написать как можно больше сначала гласных, потом согласных.
- Пишите на карточках слоги, путь ребенок составляет из них слова.
- Играйте в «перевертыши» — покажите ребенку как «кот» может превратиться в «ток», а «зов» в «воз».
- Напишите насколько знакомых ребенку слов, и пропустите в них по одной букве. Путь ребенок вставит их.
- Учите ребенка читать на скорость. Для наглядности улучшения скорости можно использовать песочные часы.
Творчество
Учите ребенка пользоваться фломастерами, красками и кисочкой. Учите ребенка штриховать ограниченную область, не выходя за рамки. В этом хорошо помогут раскраски с крупными, а затем с мелкими деталями.
Во время рисования или лепки, можно заниматься изучением других предметов, например, пусть ребенок слепит буквы, или во время рисования находит геометрические фигуры – дом – это квадрат, его крыша – треугольник, а мяч – круг.
Как готовиться к школе с помощью… тела
Если очень хочется пройтись по детской дошкольной программе, постарайтесь сделать это в стиле естественнонаучной лаборатории. Только телом ребенок может полноценно понять и прочувствовать окружающий его мир. Поэтому работайте по возможности с живыми предметами, а не с картинками и электронными «говорилками».
Как сравнивать предметы
Классическая задачка для поступающих в первый класс — сравнить похожие предметы. Сравни яблоко и грушу. Сравни арбуз и тыкву. Сравни березу и ель.
Вы идете в магазин и покупаете грушу и яблоко. Приносите домой, кладете на стол. Предоставляете вашему коллеге подробно и придирчиво описать внешний вид этих плодов, пощупать кожицу, взвесить на руке.
Разрежьте плоды и попробуйте на вкус. Оценивайте не только кислоту и сладость, но и зернистость груши на языке, твердость яблока, запах. Затем все это зафиксируйте на бумаге.
То же самое проделайте с тыквой и арбузом, а потом отправляйтесь в парк и обследуйте два разных дерева — пусть до леса придется ехать полчаса на автобусе, разок можно потратить время на такую важную академическую задачу.
Хотите перечислить десять африканских животных — отправляйтесь в зоопарк или в цирк. Одно такое упражнение принесет больше пользы, чем ежедневная систематическая зубрежка этих стандартных сравнений.
Как изучать состав числа
Математика постигается телом. Возьмите двадцать одинаковых по размеру бусин, пуговиц или камешков. Положите ребенку на ладонь один предмет, дайте его помять в руке. Потом — два, потом — пять.
Дальше играйте так: быстро берите в горсть небольшое количество предметов, затем кладите ребенку в ладошку и спрашивайте: сколько? Пусть он щупает, взвешивает, пусть телом почувствует, чем два отличается от пяти.
Потом дайте потрогать двадцать — это будет микрошок. А если вы сможете показать или дорисовать на листе ватмана тысячу таких же элементов — ребенок сделает первый шаг к тому, чтобы никогда не путаться в разрядах. Раз ощутив эту разницу физически, ты уже никогда не забудешь, насколько тысяча отличается от десятка.
Ольга Наумова «Учимся сравнивать»
У детей дошкольного возраста нередко возникают трудности со сравнением. Умение сравнивать — одна из главнейших мыслительных операций, которая базируется на развитой речи, логике и наблюдательности. Поэтому крайне важно с раннего детства стимулировать развитие у детей логического мышления, внимания, и наблюдательности. Вместе с этими навыками развивается речь ребёнка, обогащается его словарный запас.
Скачать книгу О. Наумова «Учимся сравнивать»
Как развивать речь ребенка перед школой
Сложно представить себе развитие речи без диалога. Но вот ведь странная штука, мы практически не бываем в диалоге с нашими детьми. Ты ел? Да. Спать хочешь? Нет. Ты разбил чашку? Я.
Все это — не диалог, а допрос. Родитель задает вопросы, не способные «зацепить» ребенка. Потому и речь ребенка становится односложной и бесцветной. То, что дети бормочут себе под нос, пока качаются на качелях или бродят по саду, — в разы ярче.
Открытые вопросы
Тренировать речь ребенка нужно через эмоции. Попробуйте составить список вопросов, которые вызовут эмоциональный отклик у ребенка, и постарайтесь обсудить в свободные минуты — по пути в поликлинику, перед сном, во время приготовления завтрака.
Например:
- Если бы вдруг к нам в квартиру забрел Человек-паук — что бы ты стал делать? Куда бы его отвел, что бы показал? Чем бы стал его угощать — не мухами же?
- Представь, что у тебя в комнате будет ремонт. В какой цвет ты бы хотел покрасить стены? А потолок? А какую мебель бы поставил? Нарисуем все это? Спроси меня, что я думаю о черных стенах в моей комнате.
- Ты говоришь, что хочешь стать ветеринаром. А можешь рассказать, как будет проходить твой рабочий день? Что ты будешь делать сначала, что потом? А как ты поможешь вот такому пациенту? Представь, к тебе в клинику придет жираф… Что у него болит?
Что ты выберешь – и почему?
Еще одна очень полезная игра на стыке смыслов и эмоций: развивает не только мышление и речь, но и умение чувствовать себя и устанавливать границы. Задавайте ребенку вопрос: то или это? Ты выбираешь кашу или хлопья? Лето на даче или лето в городе? Велосипед или самокат? Читать сказки или читать комиксы? Есть суп, потом котлету, или котлету, потом суп?
И всегда задавайте следуюший вопрос — почему. Расскажи, почему сначала суп — просто так привычнее? А почему вдруг лето в городе?
Старайтесь не договаривать за ребенком и не предлагать ему вариантов, пока он не впадет в явный ступор. Иногда нам нужно время, чтобы понять, почему мы выбрали вишню вместо клубники или коктейль вместо мороженого. Но потом оказывается, что здесь как раз и показывает себя наша личность — наш вкус, воспоминания, уникальные ассоциативные ряды.
Когда ребенок созреет — пусть спрашивает вас. Эта игра, такая простая на первый взгляд, очень увлекательна. Мы с детьми играем в нее вот уже много лет, и нам никогда не бывает скучно, потому что меняемся и мы, и наши интересы. А развивать речь, конечно, можно только тогда, когда говоришь о том, что тебе близко.
Ольга Наумова «Логика»
Умение логически мыслить и рассуждать необходимо для успешного обучения ребёнка в школе — иначе он может столкнуться с трудностями в освоении основных предметов. Данное пособие содержит упражнения, которые помогут будущему первокласснику овладеть основными навыками — узнавать предметы по заданным признакам, сравнивать и находить общие и отличительные черты, обобщать, определять закономерности и последовательность событий, решать несложные логические задачи.