Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе
Транскрипт
1 Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе Воспитатели: Цидик Е.А., Ковалева Н.Ф. Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы Сентябрь держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»; Русская народная сказка «Жихарка». Расправление кровати самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем. Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение расправлять свою кровать Октябрь Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. Расправлять кровать: сложить аккуратно покрывало, расправить одеяло. Стихотворение «Машарастеряша» «Кто правильно и быстро положит одежду». Чтение: И. Ищук «Мои ладошки» «Как надо расправлять постель». Русская народная сказка «Три медведя» Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов». Беседа «Каждой вещи своё место». Чтение отрывка из стихотворения «Вот какой рассеянный» «Расскажем малышам, как надо умываться». Чтение наизусть детьми потешки: «Водичка, водичка..» Чтение С. Михалков «Я сам».
2 Расправление кровати Одевание раздевание Ноябрь пользование вилкой. одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек. правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом. Декабрь есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем. просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться вилкой» Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду». Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки). «Кто правильно и быстро заправит постель». Беседа «Как правильно есть второе блюдо». Упражнение «Как мы умеем наводить порядок». Успенский «Разгром» Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». Беседа «Как заботиться о своей одежде». Январь есть второе блюдо. пользоваться салфеткой по Чтение рассказа Драгунского «Тайное становится явным»
3 необходимости. Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. быстро и правильно умываться. мыть, протирать, чистить свою обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья. Февраль пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости. Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню. Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды» Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». Чтение Д.Крупской «Чистота» Чтение английской народной песенки «Робин Бобин Барабек Игра соревнование «Наведём порядок в шкафчиках». Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое.» «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё». Март правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки. Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой». Чтение русских потешек : «Зайчишка трусишка», «Хотел дед уху сварить» выворачивать снятую Чтение М. Зощенко «Глупая история» одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь Беседа «Микробы наши
4 заправка заправка кровати быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета. Формировать привычку следить за своим внешним видом. принимать участие в смене постельного белья. Апрель есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом. аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате. Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде. Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло. враги» Беседа «Чистота залог здоровья» Беседа «Культура еды серьёзное дело», Б.Заходера «Кискино горе» Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный», повторение потешек по теме Чтение Е. Винокуров «Купание детей» «Как помочь товарищу». Май детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно. детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и Н Гернет и Д.Хармс «Оченьочень вкусный пирог» «У кого в шкафу порядок»
5 заправка заправка одежде, завязывать шнурки. мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник. Июнь правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой. детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник. Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Беседа «Чистые руки здоровые дети» Чтение отрывка из произведения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья. Чтение рассказа Пермяка «Как Маша стала большой Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Чтение О. Григорьев «Варенье». Чтение С. Михалков «Всё сам». Чтение Т. Кожомбердиев «Всё равно». «Кто самый аккуратный» Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» Июль во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол. аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Сюжетно-ролевая игра «Кафе». И.Токмаковой «Плим» ( 2 четверостишия) Чтение Я. Аким «Неумейка».
6 заправка заправка Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Август Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой. быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам. мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости. Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья. «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался». Показ, напоминание, указание, вспоминание и называние знакомых произведений по теме. Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «Кафе». Игра соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный». Напоминание, чтение отрывка стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.
Формирование культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
(Из опыта работы)
Формирование культурно – гигиенических навыков в средней группе, задача состояла в том, чтобы закрепить с детьми полученные ранее знания и приобрести новые культурно – гигиенические навыки.
В этом возрасте дети уже довольно самостоятельные, но закрепление культурно – гигиенических навыков необходимо.
Каждый день в детском саду начинается с приема детей воспитателем. Что необходимо для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.
Перед воспитателем стоит большая задача помочь родителям правильно привить детям культурно – гигиенические навыки. Для этого я проводила систематически санитарно – просветительские работы среди родителей. Разъясняла важность выполнения режима дня, установленного в детском учреждении. Работу строила в форме бесед и во время приема детей. Проводила анкетирование, с выяснением: «Есть ли у ребенка своя комната, наличие игрушек, где они хранятся в доме, как помогает ребенок в доме, что ребенку говорят родители за оказанную помощь».
Постоянно интересовалась у родителей, не забыли ли они положить своему ребенку носовой платок, в летнее время – полотенце для ног, запасные трусы, майки, носки, колготки, личную расчёску.
С детьми проводила индивидуальные беседы, наблюдения, развлечения, игры. Индивидуальные беседы – основной целью этих бесед является закрепить знание детей, как правильно мыть руки, ухаживать за волосами, за вещами, закреплять умения пользоваться мылом, расчёской не только девочкам, но и мальчикам, носовым платком.
Вместе с детьми наблюдали за работой помощника воспитателя, как она поправляет и убирает постель, в какой последовательности, учила этому и детей. Вместе с детьми смотрели на результаты своей работы, оценивали, чтобы спальня детей выглядела уютно.
Наблюдали за тем, как одеты окружающие люди. Основная цель наблюдений – помочь детям увидеть, как правильно выполнять действия, учить видеть неполадки, неряшливость, направлять действия детей в правильную сторону.
Для закрепления этих навыков использовались пособия. Эти пособия помогали детям научиться правильно шнуровать обувь, а в последствии делать это самостоятельно и аккуратно.
Обучение проходило в игровой форме, через игру лучше и быстрее познаются культурно – гигиенические навыки. Детям предлагались сюжетно – ролевые игры.
В сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» дети закрепляли навыки общения между собой, расчесывания, завязывания бантиков.
В игре «Семья» и «Детский сад» — дети закрепляли навыки поведения, режимные моменты: сон, умывание, обед, занятие, как сервировать стол, как правильно вести себя за столом, аккуратно складывать вещи и т.д.
Были организованы дидактические игры, в играх закреплялись знания детей о предметах пользования в ванной комнате: найти предметы для чистки зубов, мытья рук, лица мылом, расчесывания головы.
Рассказывалось детям, что очень важно быть чистым, опрятным, аккуратным, причесанным, вежливым человеком.
Устраивали вместе с детьми уборку в кукольных уголках, стирали одежду кукол. Ведь для детей очень важно находиться в красиво оформленных комнатах.
В умывальной комнате были расставлены красивые мыльницы, пользовались красивыми полотенцами с детским рисунком, в умывальной комнате соответствующие наглядные изображения.
Детям очень нравилось мыть руки и брать мыло из красивых мыльниц, вытирать руки красивыми полотенцами.
Чтобы детям прививались культурно – гигиенические навыки, необходимо создавать для этого все возможные условия, повышать интерес детей за счёт художественных произведений, сюжетно – ролевых игр, дидактических, наглядных пособий, и конечно, прикладывать умение правильно и осознанно в различных формах, доступных для детей прививать культурно – гигиенические навыки.
Заключение
В ходе такой большой работы по обучению культурно – гигиеническим навыкам в старшей группе – дети освоили навыки личной гигиены, культуры поведения.
Эффективность работы достигнута за счёт рационального подбора методов и приемов. В основном достигали с помощью наглядных методов, так как, это больше привлекало внимание детей.
В своей работе достигла определенной цели, которая была поставлена перед работой с детьми. Были и неудачи в осуществлении личной гигиены, культуры в общении, приходилось помогать. В проведенной с детьми работе использовался необходимый материал, пособия.