Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.
Цели формирования КГН в дошкольном учреждении
Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил личной гигиены. То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня.
Проведение занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в старшей группе
Занятие по формированию КГН, как и любое другое, в старшей группе ДОУ длится не более 25 минут.
Мотивирующее начало занятия
Хотя дети шестого года жизни отличаются большей устойчивостью внимания, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, на любом занятии воспитатель всё равно должен продумывать увлекательную мотивацию. Задача педагога — максимально заинтересовать ребят предлагаемой темой, заинтриговать их с самого начала.
Так, если малышам педагог показывает куклу с грязным лицом и руками, то воспитанникам старшей группы он предлагает осмотреться в комнате и поискать, нет ли среди кукол чумазых. Когда дети находят такую неряшливую игрушку, им предлагается подумать, почему она так выпачкалась и что нужно сделать, чтобы исправить положение. Кроме того, обязательно затрагивается компонент общения: «А вам приятно было бы играть с такой девочкой?».
В старшей группе ребята сами могут найти в комнате среди кукол чумазую и вымыть её
Обобщающее занятие о предметах гигиены можно начать с посылки, где находятся данные вещи, или же с загадок про них (по мере отгадывания педагог прикрепляет картинки к доске):
- По утрам и вечерам Чистит-чистит зубы нам, А днём отдыхает, В стаканчике скучает. (Зубная щётка).
- Что за дождь без облаков Целый день идти готов? Только кран я повернул, На меня ливень хлынул. (Душ).
- Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло).
- Все девочки и мальчики Носят меня в карманчике, А как нужен стану, Так меня достанут. Чисто себя приберут И обратно спрячут. (Носовой платочек).
- Глаза я крепко закрываю, В голову его втираю, А потом водой смываю.
- Это средство для волос Может быть даже без слёз. (Шампунь). Мыло и подружка Помоют Андрюшку. Подружка по спине плясала, Спинка розовой стала. (Мочалка).
Если тема занятия «Гигиена и здоровье» («Где прячется здоровье», «Как сохранить здоровье»), то можно пригласить ребят в путешествие в страну Здоровейка. Другой вариант — в гости к детям приходит какой-нибудь известный им персонаж, например, Маша и мультфильма «Маша и медведь». У гостьи в руках большой лист бумаги: она хочет сделать газету для лесных жителей на тему «Где прячется здоровье», но не знает, о чём туда написать. Дошкольники с удовольствием помогут Маше.
Мотив помощи всегда очень хорошо работает. К ребятам может прийти девочка Сластёна, которая всё время грызёт леденцы и не умеет чистить зубы. Дошкольники с радостью выступят в роли учителей: ведь они хорошо знают правила гигиены.
Таблица: конспект занятия «Где прячется здоровье» по формированию культурно-гигиенических навыков в старшей группе (фрагмент)
Автор | Бондаренко Ю. О., МБДОУ Д/с №30 «Веснянка», г. Евпатория, Республика Крым. |
Организационная часть | Под музыку дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей. Здороваются с гостями.
|
Основная часть | В.: Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в волшебную страну Здоровейка. (Стук в дверь). Я пойду посмотрю, кто там к нам пришёл. (Открывает дверь, а там Маша). Посмотрите, дети, к нам пришла Маша. (Из мультфильма). У Маши в руках свёрнутая газета. В.: Здравствуй, Маша! А что это у тебя? Маша: Я хочу сделать газету для лесных жителей! (Показывает). В.: Какую такую газету? Маша: Я её назвала «Где прячется здоровье?». А что туда писать, я не знаю. В.: Маша, не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Маша: А что такое здоровье? В.: Ребята, кто из вас хочет быть здоровым? (Ответы детей). А как вы думаете, что значит быть здоровым? (Когда не болеешь, хорошо растёшь, когда хорошее настроение). Раз мы с вами хотим быть здоровыми и сильными, я предлагаю вам отправиться пешком. «Коврик здоровья» (под музыку). Остановка «Гигиена». В.: Ой, ребята посмотрите, кто же там такой чумазый, неумытый? (Это Грязнуля). Грязнуля, разве ты не знаешь, что нужно умываться? Ведь грязь — это микробы! Микробы бывают очень сердитые, злые, вредные. Ребята, а какие микробы? (Маленькие, живые, опасные). А мы можем их увидеть? (Нет, только в микроскоп). Грязнуля машет головой. В.: Грязнуля нам не верит. Давайте мы ему докажем и проведём «Эксперимент» (я нанесу на свою ладошку волшебную пыль и поздороваюсь с вами за руки). Что вы увидели? (Руки стали грязными). Правильно, волшебная пыль с моей ладошки перелетела на ваши. А что нужно сделать, чтобы они стали чистыми? (Помыть) Потешка с движениями под музыку. В.: Вот мы и научили Грязнулю мыть руки! Но что ещё нужно делать, чтобы выглядеть чистыми и опрятными, вы узнаете, если отгадаете загадки! Дети отгадывают загадки. <,…>, Дидактическая игра «Полезно, вредно». Дети делятся на две команды (мальчики и девочки). На магнитной доске два подноса — красный и синий. На красный нужно положить полезные продукты, а на синий — вредные. В.: Посмотрите, появился значок «Полезное питание». Продолжаем путешествие. (Кубики на расстоянии 1 м, под музыку перешагивают). Встречают Незнайку. В.: Здравствуй, Незнайка. О чём ты так задумался? Незнайка: Вот хочу научиться делать зарядку, а с чего начать, я не знаю! В.: Ребята, научим Незнайку делать зарядку? (Да). Зарядка под музыку. В.: Посмотрите, вот и ещё один значок появился — это «Физические упражнения». Остановка «Свежий воздух, солнце и вода». Воспитатель обращает внимание детей на шум воды. В.: Ребята, давайте послушаем. Присядьте, можно лечь закрыть глазки и представить, что мы на море. Светит солнышко, а мы с вами лежим на тёплом песочке, дышим свежим морским воздухом, нам хорошо и тепло…, а сейчас аккуратно встаём. Вот и ещё один значок — это «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Но нам пора возвращаться в детский сад. «Коврик здоровья» под музыку. В.: Ребята, я смотрю у вас очень хорошее настроение. Это очень хорошо! Вот появился ещё один значок — это «Хорошее настроение». |
Заключительный этап | Подведение итогов занятия:
В.: Давайте ещё раз посмотрим на газету. Будем все правила соблюдать и здоровье укреплять! Спасибо большое, ребята, я бы без вас не справилась, а за это вам угощение (яблоки). До свидания! |
Цит. по: https://konspekteka.ru/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-kulturno-gigienicheskih-navykov-na-temu-gde-pryachetsya-zdorovya/ |
В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Педагог уточняет у ребят, чему они научились, что нового узнали и т. д. Это позволяет закрепить освоенные навыки.
Видео: урок здоровья в детском саду
В одном из детских садов Красноярска педагоги и стоматологи провели урок здоровья, посвящённый уходу за зубами. Старшие дошкольники узнали о строении зубов, правилах ухода за ними и посмотрели спектакль про мальчика Ваню, который не хотел чистить зубы и попал в страну Сластёнию.
Видео: сказка про Машу и сладкое королевство (занятие по гигиене полости рта)
https://youtube.com/watch?v=dUjMKQUz4Sg
Занятие с детьми проводит студент пятого курса — будущий стоматолог Владимир Рябов. Вначале он рассказывает ребятам сказку про девочку Машу, которая не любила чистить зубы, но зато обожала сладкое (рассказ сопровождается показом иллюстраций). И вот однажды Маша попала в сладкое королевство, где её зубы задумал погубить злой Кариес. После прослушивания сказки дети узнают, как правильно нужно чистить полость рта (демонстрируется модель челюсти). Все желающие подходят к модели и сами пробуют почистить зубы.
Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания
С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения правил гигиены? С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.
Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились — благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом — основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.
Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет
Развитие культурно-гигиенических навыков (КГН) — длительный процесс. Если младшим дошкольникам на гигиенические моменты и самообслуживание выделяется гораздо больше времени (это можно заметить по режиму дня), то у пятилетних детей важные привычки уже, в принципе, сформированы. Задача воспитателя — совершенствовать их и выводить на новый уровень. Речь идёт о воспитании культуры общения. Например, после прогулки ребята раздеваются, аккуратно складывая свои вещи в шкафчик. При этом они стараются своими действиями не мешать другим детям (ведь бывает, что один ребёнок держит кабинку широко открытой, а другим из-за этого не хватает места). Другой режимный момент — мытьё рук. Важно не просто хорошо и быстро их вымыть, а не обрызгать при этом водой тех, кто стоит рядом, не толкать товарищей (ведь раковин намного меньше, чем дошкольников в группе).
Важно не только правильно выполнять гигиенические процедуры, но и не мешать при этом другим детям
Кроме того, в ходе гигиенических процедур, самообслуживания воспитатель должен поощрять взаимопомощь дошкольников. Например, дети поправляют друг другу капюшоны или шарфики перед выходом на прогулку. Аналогично во время обеда один ребёнок по просьбе другого передаёт ему хлеб.
В жизни старшего дошкольника коллектив начинает играть всё большую роль, усложняется взаимодействие его участников. В процессе общения ребёнок 5–6 лет способен проявлять большую сдержанность, учится действовать с учётом интересов другого человека либо группы сверстников.
Конечно, всегда есть дети, которым указанные действия даются непросто. С ними педагог проводит обязательную индивидуальную работу (в основном это беседы).
В старшем дошкольном звене педагог формирует у воспитанников более осознанное отношение к культурно-гигиеническим привычкам. Ребята должны понять, что опрятность (чистое лицо, тело, аккуратная причёска, ухоженная одежда, обувь) является не только элементарным требованием гигиены, но также нормой человеческих отношений. Соблюдая несложные правила, человек демонстрирует уважение к окружающим, поскольку никому не хочется прикасаться к грязным рукам, смотреть на помятую и испачканную одежду. Дошкольники с помощью воспитателя подмечают, что неряшливый ребёнок (тот, кто не умеет или ленится следить за своим внешним видом) чаще всего небрежен в играх, занятиях: например, неаккуратно рисует, не способен хорошо полить комнатные растения и пр.
В работе со старшими дошкольниками эффективным методом обобщения и закрепления КГН и связанных с ними нравственных представлений становится этическая беседа. Её содержанием могут быть реальные жизненные случаи, поведение окружающих людей, главным образом, самих детей. Педагог вместе с воспитанниками даёт оценку различным поступкам. Главная задача — сформировать у дошкольников нравственные мотивы поведения: ими они будут руководствоваться в дальнейших поступках. Пример темы для этической беседы — «Как своим внешним видом показать окружающим, что ты их уважаешь и ценишь». Подобные беседы следует проводить не спонтанно: лучше проанализировать, что вызвало у ребят яркие впечатления, и затронуть эту тему. Об эмоциональном отклике воспитанников будут свидетельствовать их вопросы, неподдельные эмоции, искренние оценки поступка. В результате такого общения педагогу словно открывается внутренний мир ребёнка, что даёт возможность в дальнейшем корректировать детское поведение. Кроме того, совместное обсуждение различных ситуаций порождает у дошкольников сопереживание, обогащение нравственных представлений.
Помимо нравственных бесед, в старшем звене широко используются познавательные, когда педагог обсуждает с ребятами те или иные аспекты гигиены и культуры: например, «Чем отличается шампунь от мыла» (или детская зубная паста от взрослой), «Почему так важно чистить зубы». В ходе таких дискуссий важно приводить ребятам любопытные факты, доступные сведения из истории вещей (к примеру, как появилась зубная щётка и какие предметы использовали люди до её изобретения).
В старшей группе педагогу следует активно использовать этические беседы
Для закрепления навыков личной гигиены старшим дошкольникам полезно давать различные поручения. Так, помимо обязательного дежурства по столовой, педагог может каждый день назначать «санитара». Он проверяет у своих одногруппников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды, порядок в кабинках.
Когда я работала воспитателем в старшей группе, то летом после прогулки всегда назначала ребёнка, ответственного за мытьё ног. Он быстрее всех раздевался после прогулки, шёл в душевую, садился там на стульчик и поливал воду из душевого шланга на ножки другим ребятам. Нужно было видеть, как дети просились на эту почётную «должность», каким важным себя чувствовал ответственный за душ!
В режимные моменты, которые касаются гигиены и самообслуживания, в старшей группе, полезно вносить соревновательный элемент. Например, перед приёмом пищи нужно предупредить детей, что проводится конкурс на самый чистый и аккуратный стол. После обеда на стол-победитель ставится символический приз — флажок, красивая статуэтка или импровизированный кубок.
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки поможет соревновательный элемент, например, конкурс на самый чистый стол после обеда
Что касается моего опыта, то после дневного сна я устраивала соревнование на три самые красиво и быстро заправленные кровати. В качестве дополнительного стимула (помимо похвалы) ребятам преподносились конфеты или наклейки. Этот приём очень хорошо стимулировал дошкольников. Кроме того, они быстрее чувствовали себя бодрыми после пробуждения. Кстати, благодаря такому сладкому призу некоторые дошкольники даже научились вставлять одеяло в пододеяльник (как помощь няне при смене постельного белья, причём всё это происходило исключительно по желанию детей). Эту «премудрость» освоили не только девочки, но и мальчики.
При работе с детьми шестого года жизни (как и с малышами) следует использовать игровой компонент, однако он заметно усложняется. Например, можно провести игру «Разрешается-запрещается». Педагог называет различные правила гигиены и их нарушения. Дети же должны отреагировать соответствующим образом. Они могут просто сказать «можно» либо «нельзя» или же педагог добавляет в игру элемент подвижности: в первом случае — хлопнуть в ладоши, а во втором — закрыть лицо руками. Примеры высказываний воспитателя:
- чистить зубы,
- грызть ногти,
- мыть волосы,
- вести беседу за столом во время еды,
- принимать душ,
- ковыряться в носу,
- чихать на окружающих,
- пользоваться носовым платком.
Можно использовать картинки, изображающие каждое из указанных действий.
Ещё один вариант — настольная игра «Подбери пару». Пособие учит соотносить предмет и действие, закрепляет КГН. Дошкольникам предлагается множество картинок. Из них нужно составить логические пары. Например, одежда — шкаф, мыло — руки, зубная паста и щётка — зубы, игрушки — коробка для них. При этом ребята комментируют свой выбор.
Увлекательна игра «Крокодил-чистюля» с использованием мимики и пантомимики. С помощью считалки выбирается ведущий. Он должен показать жестами и мимикой задуманное им действие, связанное с соблюдением правила гигиены: например, чистка зубов, умывание лица, одевание на прогулку и пр. Остальные дети должны угадать действие.
Гигиенические процедуры в старшей группе можно сопровождать художественным словом. Однако это уже не просто потешка или коротенькая песенка, как в младшей или средней группе, а, например, пословица. После того как ребята умылись и помыли руки после прогулки, можно обсудить с ними значение пословицы «Чистота — залог здоровья». А на основе знакомых литературных произведений («Мойдодыр» или «Федорино горе») можно разыгрывать небольшие сценки.
На основе знакомых произведений на тему гигиены можно разыгрывать сценки
Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС
Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:
- Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
- Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
- Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
- Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
- Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
- Четкое соблюдение режима дня.
Культурно-гигиенические навыки в средней группе
Татьяна Плотникова
Культурно-гигиенические навыки в средней группе
Питание Одевание-раздевание Умывание
Сентябрь
Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.
Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение детей быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Закреплять умения детей правильно размещать свои вещи в шкафу.
Закреплять умения детей аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.
Закреплять навыки у детей пользоваться личной расческой.
Приучать детей пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.
Октябрь
Закреплять умение есть вилкой второе блюдо, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.
Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Закреплять умение детей пользоваться всеми видами застежек.
Учить детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
Учить детей замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.
Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.
Приучать детей пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.
Ноябрь
Учить полоскать рот после приема пищи.
Закреплять умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Учить детей словесно выражать просьбу о помощи.
Закреплять у детей навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.
Закреплять умения детей правильно надевать обувь.
Формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не шу-меть, не толкаться, не разбрызгивать воду.
Учить детей перед умыванием засучивать рукава.
Закреплять навыки у детей мыть руки после пользования туалетом.
Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.
Декабрь
Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.
Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости.Приучать детей соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика.
Продолжать приучать детей соблюдать правила поведения в детском саду: вытирать ноги при входе в помещение.
Закреплять умения детей самостоятельно,с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.
Формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не шу-меть, не толкаться, не разбрызгивать воду.
Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.
Учить детей отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком, от других.
Январь
Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.
Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.
Совершенствовать умения детей поддерживать порядок в своем шкафу.
Учить детей самостоятельно выворачивать свои вещи налицо.
Закреплять умение у детей пользоваться индивидуальной расческой.
Учить детей отворачиваться при кашле, чихании от других.
Учить детей перед умыванием засучивать рукава.
Февраль
Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.
Закреплять умения детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
Закреплять умения детей наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике.
Закреплять навыки у детей поддерживания аккуратного внешнего вида.
Учить детей чистить одежду друг другу от снега с помощью взрослого.
Учить детей отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком, от других.
Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.
Март
Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.
Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.
Учить детей шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки,упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки.
Совершенствовать навыки у детей аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок свою одежду.
Учить детей правильно,пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь.
Учить детей перед умыванием засучивать рукава.
Апрель
Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.
Учить детей шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки,упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки.
Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.
Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.
Май
Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.
Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.
Закреплять умения детей наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике.
Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.
Закреплять умение у детей пользоваться индивидуальной расческой.
Учить детей перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.
Объем КГН в старшей группе по ФГОС
Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:
Картотека КГН в старшей группе
Светлана Шевцова
Картотека КГН в старшей группе
Картотека культурно-гигиенических навыков
Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы
Сентябрь
Карточка№1
Питание Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»
.
Карточка№2
Одевание-раздевание Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
.
Карточка№3
Умывание Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»
Карточка№4
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»
.
Октябрь
Карточка№5
Питание Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Чтение Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»
.
Карточка№6
Одевание-раздевание. Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. Беседа «Каждой вещи своё место»
.
Карточка№7
Умывание Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
.
Карточка№8
Заправка кровати Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню. Чтение С. Михалков «Я сам»
.
Ноябрь
Карточка№9
Питание Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»
Карточка№10
Одевание-раздевание Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек. Чтение И. Бурсов «Галоши»
, С. Михалков
«Я сам»
.
Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
.
Карточка№11
Умывание Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»
(отрывки)
.
Карточка№12
Заправка кровати Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель»
.
Декабрь
Карточка№13
Питание Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Беседа «Как правильно есть второе блюдо»
.
Карточка№14
Одевание –раздевание Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. Упражнение «Как мы умеем наводить порядок»
.
Карточка№15
Умывание Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем. Чтение А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая»
.
Карточка№16
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь Беседа «Как заботиться о своей одежде»
.
Январь
Карточка№17
Питание Закреплять умение есть второе блюдо.
Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. Беседа «Культура поведения во время еды»
.
Карточка№18
Одевание-раздевание Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»
Карточка№19
Умывание Совершенствовать умение быстро и правильно умываться. Игра-драматизация по произведению А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая»
.
Карточка№20
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.
Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья. Чтение Д. Крупской «Чистота»
Февраль
Карточка№21
Питание Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости. Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный»
Карточка№22
Одевание-раздевание Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках»
.
Умывание Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»
«Да здравствует мыло душистое….»
Карточка№23
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню. Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё»
.
Март
Карточка№24
Питание Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки. Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой»
.
Карточка№25
Одевание-раздевание Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь Чтение М. Зощенко «Глупая история»
Карточка№26
Умывание Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета. Беседа «Микробы – наши враги»
Карточка№27
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Формировать привычку следить за своим внешним видом.
Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья. Беседа «Чистота – залог здоровья»
Апрель
Карточка№28
Питание Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом. Беседа «Культура еды – серьёзное дело»
.
Карточка№29
Одевание-раздевание Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный»
Карточка№300
Умывание Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате. Чтение Е. Винокуров «Купание детей»
Карточка№31
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.
Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло. Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»
.
Май
Карточка№32
Питание Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно. Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»
Карточка№33
Одевание-раздевание Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки. Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»
Карточка№34
Умывание Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости Беседа «Чистые руки – здоровые дети»
Карточка№35
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.
Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Июнь
Карточка№36
Питание Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой. Чтение О. Григорьев «Варенье»
.
Карточка№37
Одевание-раздевание Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник. Чтение С. Михалков «Всё сам»
.
Карточка№38
Умывание Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела Чтение Т. Кожомбердиев «Всё равно»
.
Карточка№39
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный»
Июль
Карточка№40
Питание Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
.
Карточка№41
Одевание-раздевание Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Чтение Я. Аким «Неумейка»
.
Карточка№42
Умывание Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался»
.
Карточка№43
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Учить пришивать оторвавшиеся петли.
Полностью заправлять кровать после сна. Показ, напоминание, указание.
Август
Карточка№44
Питание Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой.Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения»
,
«Кафе»
.
Карточка№45
Одевание-раздевание Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам. Игра – соревнование «Кто быстрее всех»
,
«Кто самый аккуратный»
.
Карточка№46
Умывание Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости. Напоминание
Карточка№47
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья.Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.
Что такое картотека КГН?
В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.
Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным помощником воспитателя в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.
Виды занятий по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
Занятия по формированию КГН чаще всего бывают познавательными. Их примерные темы могут быть следующими:
- Что такое гигиена.
- Как ухаживать за зубами.
- Микробы — наши враги.
- Сервировка стола.
- Как заботиться о своей одежде.
Всегда интересно проходит экспериментально-опытная деятельность, которую также можно связать с гигиеной. Пример такого занятия — «Да здравствует мыло душистое!». Педагог каждому ребёнку даёт кусочек мыла и вместе с дошкольниками характеризует его по различным параметрам: форме, цвету, запаху, текстуре. Затем ребята совершают импровизированную экскурсию в магазин бытовой химии. На полочках там лежат самые разные виды мыла: туалетное и банное, хозяйственное и жидкое. Воспитатель при этом предстаёт в роли продавца и рассказывает ребятам о каждом наименовании (где и каким образом оно применяется). Самая увлекательная часть занятия — эксперимент с мыльной стружкой: в колбочки с водой воспитанники насыпают мыльную стружку, наблюдают за её постепенным растворением и образованием пены. В результате дети приходят к важному выводу о свойствах мыла: оно очень хорошо растворяется в воде, образуя при этом много пены.
Опытным путём ребята приходят к выводу, что мыло хорошо растворяется в воде, образуя пышную пену
Закреплению КГН способствуют и занятия по развитию речи, например, в виде этической или познавательной беседы. Обозначим возможные варианты тем:
- Вспомним, как надо правильно принимать пищу.
- Каждой вещи своё место.
- Что мы можем сделать для сохранения своего здоровья.
- Чем мыло отличается от шампуня.
- Правила ухода за волосами.
Большое воспитательное значение имеет художественная литература. Например, подходящий вариант для старшей группы — рассказ М. Зощенко «Глупая история». Его главный персонаж — мальчик Петя. Ему 4 года, однако мама считает сына совсем беспомощным малышом: сама одевает, обувает, кормит с ложечки. И вот однажды она торопилась, и обе ножки мальчика оказались в одной штанине. Причём никто долго не мог определить, что же случилось, и почему Петя падает: ни мама, ни папа, ни даже доктор, которого срочно вызвали. Помог разрешить загадку только мальчик Коля, который зашёл в гости. В результате на другой день Петя уже самостоятельно надевал штанишки.
Построить интересное занятие можно вокруг рассказа М. Зощенко «Глупая история»
После прочтения рассказа ребята обсуждают его. Педагог обязательно затрагивает проблемы воспитания: выясняет с детьми, хорошо ли, когда взрослые слишком опекают ребёнка, совсем не давая ему самостоятельности.
В ходе обсуждения воспитатель не даёт дошкольникам готовых ответов, а ненавязчиво подталкивает их к рассуждениям и выводам.
В старшей группе можно построить занятие вокруг стихотворения. Это может быть, например, «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской. Оба произведения наглядно показывают ребятам то, как нельзя себя вести. В первом случае автор красочно, даже с преувеличением, описывает, как персонаж ест варенье руками. В стихотворении Д. Крупской в доме потерялась Чистота, и это неудивительно.
Таблица: примеры стихотворений для привития культурно-гигиенических навыков (составлено по материалам открытого доступа)
Автор | Название | Текст стихотворения |
Григорьев О. | Варенье | У Сергея нет терпенья, Он руками ест варенье. Слиплись пальцы у Сережи, Приросла рубаха к коже. Ног от пола не отнять, Рук от ног не оторвать. Слиплись локти и колени, Уши склеило варенье. Раздаётся жалкий всхлип, Сам к себе Сергей прилип. |
Крупская Д. | Чистота | В нашем доме суета: Потерялась Чистота. Поискали мы у Кати В незастеленной кровати — Там всё слиплось от конфет, Чистоты в помине нет. Под диваном в горах пыли Норы длинные прорыли. Заглянули в зеркала — В зеркалах сплошная мгла. Посмотрели мы в духовку — Стало нам совсем неловко: Грязный дядька в бороде В нашей спит сковороде. Не нашли мы Чистоты, Видно, выкрали коты. |
После прочтения стихотворения дети с воспитателем активно обсуждают его содержание, выделяют ключевые моменты. При этом ребята сами должны прийти к важным выводам.
Кроме того, подключив фантазию, педагог может сам сочинять небольшие сказки на необходимую тему, обязательно включив туда назидательный компонент. Например, это «Сказка про Шампуньку». Жила-была на свете детская Шампунька — с красивым флакончиком и колпачком, очень вкусно пахнущая. Она была слишком довольна собой и не хотела, чтобы кто-то ею пользовался. Поэтому, когда мама брала флакон в руки, он нарочно выскальзывал. И тогда женщине приходилось своим детям мыть голову взрослым шампунем или мылом. От этого у них щипало глазки, и малыши сильно плакали. Процесс мытья волос становился мучением для всех. И вот как-то Шампунька подслушала, как мама жаловалась своей подруге, что её дети отказываются мыть голову. А от этого на голове могут поселиться вредные микробы, и малыши заболеют. Шампуньке стало жалко детишек, и когда они сидели в ванной, она прыгнула туда. Колпачок приоткрылся, и по всей ванне разнёсся чудесный клубничный аромат. А потом мама помыла головы детям, и теперь они не плакали, а смеялись. Шампуньке тоже стало радостно, ведь нельзя жить только ради себя. Ведь самое лучшее на свете — это сияющие глаза и лучезарные улыбки малышей. Кстати, когда Шампунька закончилась, её не стали выбрасывать: малыши использовали её как «брызгалку» во время купания.
Во время чтения сказки воспитателю желательно показать ребятам её героиню — красивую Шампуньку
Такая забавная сказка в ненавязчивой форме обогатит знания дошкольников о личной гигиене, а кроме того, будет способствовать воспитанию самых лучших нравственных качеств: стремлению помогать другим, радоваться за других людей.
Закреплять знания о гигиене и культуре поведения пятилетние воспитанники могут и в процессе продуктивной деятельности. Например, интересная идея — предложить ребятам нарисовать правильно сервированный стол.
Дежурство по столовой помогает ребятам на практике закрепить навыки сервировки стола
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.
Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.
Как составить картотеку для старшей группы?
Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:
Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.
Привитие культурно — гигиенических навыков в старшей группе в ДОУ
Уважаемые коллеги! Меня зовут Светлана Викторовна Попрядухина, хочу поделиться опытом работы в ДОУ по теме «Привитие культурно – гигиенических навыков у детей старшей группы». Эта тема является актуальной. Свою работу мы ведем по трем направлениям:
1. Организация развивающей среды в группе.
2. Организованная образовательная деятельность с детьми.
3. Взаимодействие с семьями детей.
Большую часть своей жизни ребенок проводит в детском саду. Поэтому особое внимание уделяется организации развивающей среды в группе. Для привития детям культурно – гигиенических навыков мы создали зоны: «Мы дежурим», «Гигиенический уголок» с индивидуальными кормашками для расчесок. «Парикмахерская» и «Уголок настроения» здесь дети расчесываются после сна и играют в сюжетно – ролевые и другие игры. В книжном уголке у нас находятся книги, в том числе и литература по привитию культурно – гигиенических навыков. Ребята с интересом рассматривают и обсуждают различные ситуации по КГН.
Для обучения через игру мы используем игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку», «Купание куклы Кати». Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Семья». Игры с пазлами «Мойдодыр».
— Схемы – модели последовательность этапов одевания и раздевания, правила поведения за столом, хорошие манеры.
— Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок».
В ходе реализации программы по воспитанию культурно – гигиенических навыков мы используем следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие
— Сон в летний период при открытых фрамугах;
— Гимнастика после сна;
— «Сухой массаж варежкой»;
— Ходьба по дорожкам здоровья;
— Игры на свежем воздухе.
Реализовали проекты по воспитанию культурно – гигиенических навыков: «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» и «Культура еды». Проводили занятия «Микробы и вирусы», «Съедобные и несъедобные грибы», рисовали рисунки на тему «Красивое полотенце». В воспитании культурно – гигиенических навыков важно единство требований воспитателей и родителей. Родители нашей группы прислушиваются к нашим советам. На родительских собраниях проводим беседы «Одежда по сезону», знакомим с результатами развития детей, проводим совместную работу с родителями по укреплению здоровья воспитанников. Информация для родителей находится в приемной: уголок «Вам, родители», «Айболит» — где содержится информация по привитию культурно – гигиенических навыков у детей. Таким образом, комплексное использование всех доступных средств и совместная целенаправленная работа с родителями, с опорой на новые технологии повышают эффективность учебно – воспитательной работы.