Гигиенические навыки в детском саду подготовительная группа. Воспитание культурно – гигиенических навыков

Сентябрь.

  1. «Вспомним, как правильно надо кушать».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Столик, накройся!».

  1. «Каждой вещи – свое место».

Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.

Д/И: «Найди место для игрушки».

  1. «Советы Мойдодыра».

Цель: Учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом, следить за чистотой своей одежды.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Кто такой дежурный».

Цель: Закреплять знания детей об обязанностях дежурных по столовой, занятиям, уголку природы.

Д/И: «Хорошо или плохо».

Октябрь.

  1. «Вежливые слова».

Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.). Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Как мы наводим порядок в шкафу».

Цель: Формировать у детей привычку аккуратно складывать одежду и убирать ее в шкаф; поддерживать порядок в шкафу.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Советы Мойдодыра».

Цель: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.

Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Как надо заправлять кровать».

Цель: Учить детей заправлять кровать: расправлять простынь, складывать одеяло, заправлять покрывалом, разглаживая складки. Формировать привычку делать все аккуратно.

Д/И: «Уложим куклу спать».

Ноябрь.

  1. «Вспомним правила поведения за столом».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Кормление куклы».

  1. «Каждой вещи- свое место».

Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.

Д/И: «Подбери пару».

  1. «Зачем надо полоскать рот после еды».

Цель: продолжать формировать понятие «здоровый образ жизни»;объяснить, зачем нам нужно полоскать рот после еды.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Как просушивают мокрую одежду».

Цель: Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Д/И: «Подбери пару».

Декабрь.

  1. «Вспомним правила вежливости».

Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.) Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

Д/И: «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой».

  1. «Как ведут себя воспитанные дети».

Цель: Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

Д/И: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей».

  1. Беседа «Хорошо и плохо»

Цель: Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «К нам идут гости».

Цель: Вспомнить правила сервировки стола, правила поведения за столом.

Д/И: «Столик, накройся».

Январь.

  1. «Культура поведения во время еды».

Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом).

Д/И: «Принимайся за обед».

  1. «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».

Цель: Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды; воспитывать бережное отношение к вещам.

Д/И: «Крокодил- чистюля».

  1. «Как заботиться о своей одежде».

Цель: Воспитывать бережное отношение к своей одежде; формировать привычку аккуратно складывать одежду.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Терпение и труд все перетрут».

Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.

Д/И: «Поможем Мишке».

Февраль.

  1. «Вежливость в разговоре».

Цель: Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству. Закреплять умение благодарить за еду, помощь. Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. Беседа «Как играют воспитанные дети».

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

Д/И: «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней».

  1. «К нам идут гости».

Цель: Знакомить детей с названиями предметов чайного сервиза, обговорить правила сервировки стола к чаю.

Д/И: «Напоим куклу чаем».

  1. «Хороший человек- это кто?»

Цель: Формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, жадности, трусости, лживости, лени, предательства, тщеславия и т.д.

Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Д/И: «Хорошо или плохо».

Март.

  1. «Культура еды – серьёзное дело».

Цель: Знакомить детей с культурой приготовления пищи.

Д/И: «Кто больше назовет блюд».

  1. «Чистота – залог здоровья».

Цель: Воспитывать желание вести здоровый образ жизни; формировать привычку быть чистым, опрятным.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Мы- дружные ребята».

Цель: Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: благодарить за оказанную помощь и заботу, вежливо прощаться, оказывать поддержку товарищам в трудную минуту. Продолжать формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Как мы разговариваем друг с другом».

Цель: Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Д/И: «Можно- нельзя».

Апрель.

  1. «К нам идут гости».

Цель: Учить встречать гостей, воспитывать доброжелательное отношение к гостям.

Д/И: «Этикет- школа изящных манер».

  1. «Столовые приборы».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Покормим зверей салатом».

  1. «Каждой вещи – свое место».

Цель: Воспитывать привычку быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Мы- вежливые дети».

Цель: Закреплять навыки поведения в общественных местах.

Д/И: «Можно- нельзя».

Май.

  1. «Мы умеем себя вести правильно за столом».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Этикет- школа изящных манер».

  1. «Мы вежливы».

Цель: Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, говорить тихо, вежливо прощаться, не мешать другим.

Д/И: «Можно- нельзя».

  1. «Мы аккуратны».

Цель: Продолжать воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом; быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Д/И: «Крокодил- чистюля».

  1. «Мы- друзья».

Цель: Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе.

Продолжать учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам.

Д/И: «Хорошо или плохо».

Дидактические игры по формированию культурно- гигиенических навыков

и культуры поведения:

  • «Столик, накройся!».

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

  • «Найди место для игрушки».

Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

Игровые задания. 1. Обыгрывание игрушек (2— 3 новые игрушки) — рассказать стихотворение, загадать загадку, узнать по описанию и др. 2. Ставить игрушки на место. Оценивать совместно правильность выполнения задания: где лучшее место для игрушек. Роль ведущего может выполнять воспитатель или ребенок.

Оборудование. Игрушки.

  • «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Культурно-гигиенические навыки в подготовительной группе детского сада, картотека с целями

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду.

В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.

Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:

  • навыки, связанные с поведением за столом;
  • одевание-раздевание;
  • водные процедуры;
  • содержание в порядке личных вещей и спального места.

. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом

Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе

В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым.

А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации.

При этом другие способы взаимодействия — наглядность, игры, практика — применяются ничуть не менее активно.

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов

Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Объяснение

В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка.

Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась.

Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».

. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.

Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей — каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой — настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.

К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

  • Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло);
  • Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода);
  • Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей

Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации.

В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К.

Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.

Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый.

Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе.

Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:

  • У Сергея нет терпенья, Он руками ест варенье. Слиплись пальцы у Серёжи, Приросла рубаха к коже. Ног от пола не отнять, Рук от ног не оторвать. Слиплись локти и колени, Уши склеило варенье. Раздаётся жалкий всхлип – Сам к себе Сергей прилип.

После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме

Наглядность

Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:

  • картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться);
  • атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены — твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр., чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки);
  • демонстрация (любой навык — пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом);
  • показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).

Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:

  • подвижные игры (обычно в виде соревнований «Кто лучше застелит постель», «Кто быстрее выполнит гигиенические процедуры после возвращения с прогулки» и пр.);
  • театрализованные игры (этот приём незаменим при отработке культуры поведения за столом, когда дети в сюжетно-ролевых играх предстают посетителями кафе, гостями короля);Работа по воспитанию КГН объединяет режимные моменты с отработкой навыков
  • дидактические игры, позволяющие закрепить порядок выполнения той или иной гигиенической процедуры.

. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.

Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл

Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:

  • экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом);
  • творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.

Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер

Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет

При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно здесь.

Что касается структуры картотеки, то, опираясь на свой опыт, могу сказать: её удобно организовывать по образцу перспективного плана — поквартально. При этом подходящие приёмы для работы педагог выбирает согласно тематике конкретного учебного дня.

. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки».

Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.).

Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.

В играх по воспитанию КГН дети обогащают свой личный опыт, совершенствуя навыки

Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет

Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.

Воспитание КГН происходит систематически весь учебный год

Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:

  • обучающее (что нового узнают ребята, к примеру, художественное произведение, историческую справку и т. д.);
  • развивающее (какой конкретный навык отрабатывается — правила поведения за столом, личная гигиена и т. д.);
  • воспитательное (как то или иное умение влияет на повышение общей культуры личности).

: о правилах гигиены зрения для детей подготовительной группы

В подготовительной группе детского сада воспитание КГН носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее.

Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами.

Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий по КГН.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kgn-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.html

Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет

При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно здесь.

Что касается структуры картотеки, то, опираясь на свой опыт, могу сказать: её удобно организовывать по образцу перспективного плана — поквартально. При этом подходящие приёмы для работы педагог выбирает согласно тематике конкретного учебного дня.

Это интересно. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.). Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.

В играх по воспитанию КГН дети обогащают свой личный опыт, совершенствуя навыки

Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет

Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.

Временной промежутокТемыМетодические приёмы
Первая четверть«Как кушать вкусно»,
  • беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»,
  • чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
«Я сам»
  • беседа «Каждой вещи — своё место»,
  • чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам»,
  • дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».
«Вода, мыло, полотенце»
  • чтение: И. Ищук «Мои ладошки»,
  • дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо мыть руки и умываться».
«Укладываем кроватку спать»
  • дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».
Вторая четверть«На приёме у короля»
  • беседа «Культура поведения вовремя еды»
«Каждой вещи своё место»
  • беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».
«Чистота»
  • беседа «Как заботиться о своей одежде»,
  • чтение: Д. Крупская «Чистота».
«Не хотим мы быть чумазыми»
  • игра-драматизация по произве­дению А. Барто, П. Барто «Девоч­ка чумазая».
Третья четверть«Поведение за столом»
  • беседа «Культура еды — серьёзное дело».
«Почему важно одеваться самому»
  • чтение: М. Зощенко «Глупая история».
«Любим купаться»
  • чтение: Е. Винокуров «Купание детей».
«Зачем нужна гигиена»
  • беседа «Чистота — залог здоровья»,
  • дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»,
  • продуктивная деятельность: шитье кукольного белья.
Четвёртая четверть«Культура поведения за столом в общественных местах и дома»
  • чтение: О. Григорьев «Варенье»,
  • сюжетно-ролевая игра «Кафе».
«Письмо от Неумейки»
  • чтение: Я. Аким «Неумейка».
«Нам не всё равно!»
  • чтение: Т. Кожомбердиев «Всё равно».
«Борьба с оторванными пуговицами»
  • показ,
  • продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

Воспитание КГН происходит систематически весь учебный год

Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:

  • обучающее (что нового узнают ребята, к примеру, художественное произведение, историческую справку и т. д.),
  • развивающее (какой конкретный навык отрабатывается — правила поведения за столом, личная гигиена и т. д.),
  • воспитательное (как то или иное умение влияет на повышение общей культуры личности).

Таблица: примеры формулировок целей и задач занятий по воспитанию КГН в подготовительной группе

ТемаЦелиЗадачи
«Мы ищем кляксу»
  • совершенствовать познавательную потребность,
  • развивать потребность соблюдения чистоты и выполнения культурно-гигиенических навыков.
  • закреплять знания о правилах личной гигиены, поддерживать интерес детей старшего дошкольного возраста к систематическому выполнению культурно-гигиенических навыков, прививать привычку к чистоте, воспитывать положительное отношение к личной гигиене,
  • создать возможность стать эмоционально заинтересованным участником самостоятельного изготовления мыла,
  • создать условия для исследовательской деятельности дошкольников,
  • расширять кругозор детей, активный словарь, развивать память, внимание, положительные эмоции, мелкую моторику рук,
  • воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, к совместной деятельности, развивать творческий подход к деятельности.
«Всё о личной гигиене»Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
  • закреплять знания о правилах личной гигиены, закреплять в речи обобщающее понятие «предметы личной гигиены»,
  • развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, познавательную и речевую активность детей,
  • воспитывать культуру здорового образа жизни.
«Столовый этикет»Расширять знания о столовом этикете.
  • закрепить знания о назначении и названии различной посуды,
  • закрепить умение правильно сервировать стол,
  • вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета,
  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Таблица: Смирнова И.А. конспект занятия на тему «Всё о личной гигиене» по воспитанию КГН в подготовительной группе (фрагменты)

ЭтапСодержание
ВводныйДорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. (Воспитатель читает «Письмо ко всем детям по одному важному делу» Ю. Тувима).
ОсновнойВоспитатель: — Каждый должен ухаживать за своим телом и взрослый, и ребёнок. А что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? Ответы детей. А вы знаете, что случилось с одним мальчиком, который не умывался? Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр». — Вы совершенно правильно сказали, что можно заболеть, если не мыть руки, не умываться. Наше тело покрыто кожей, а она защищает наши внутренние органы от микробов…>, <,… Ухаживать нужно по определённым правилам. А правила эти называются «Правила личной гигиены». (дети повторяют)…>,
<,… — Как вы думаете, какие предметы нам понадобятся для соблюдения личной гигиены? Попробуйте отгадать загадки…>,
<,… Загадка: Возле зеркала на полке Поселился хитрый ёж. С ним расчешешь куклу Катю И косичку заплетёшь. Станет модною причёска, Если трудится …. (расчёска). В: — А вы знаете, зачем нужно расчёсывать волосы? Может, это и не нужно вовсе? (ответы)…>,
<,… В: — А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили то, о чём мы говорили, предлагаю поиграть в игру «Чем я могу поделиться». У меня есть «Чудесный мешочек». В нём находятся предметы гигиены. А на столе 2 коробочки: красного и зелёного цвета. В коробку красного цвета будем класть предметы, которые другим давать нельзя, потому что это личные предметы, а в коробку зелёного цвета — те предметы, которыми могут пользоваться все…>,
Закрепление материала<,… — Ребята о чём мы сегодня с вами говорили, что интересного вы узнали? (ответы детей).
Заключительный этап— Вот мы с вами и повторили правила личной гигиены. Вы поняли, как важно заботиться о себе, поддерживать тело в чистоте, быть опрятным, аккуратным, чистым, а значит, быть здоровым. Потому что чистота — залог здоровья! — А в заключение, давайте послушаем песенку «Если дети утром умываются…»

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Определение 1

Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения, представляющая собой навыки соблюдения опрятности, содержания в чистоте собственного лица, рук, тела, одежды и обуви.

Формирование культурно-гигиенических навыков, это не только усвоение норм и правил культуры поведения, но и очень важный процесс по вхождению ребенка в общество и его социализация.

Каждый ребенок с самого раннего детства должен понимать и соблюдать правила, осознавать, что быть неопрятным, грязным и неряшливым это некрасиво и некультурно.

Внешний вид человека формирует первое представление о нем как о личности.

Процесс гигиенического воспитания и обучения находится в тесной взаимосвязи с воспитанием культурного поведения. С самого раннего детства ребенка учат правильно сидеть за столом, аккуратно кушать, пользоваться столовыми приборами, учат вежливо и доброжелательно разговаривать с окружающими, соблюдать опрятность во внешнем виде, знакомят с правилами поведения в обществе и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Все культурно-гигиенические правила, ребенок должен не просто знать, их соблюдение необходимо довести до автоматизма.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает решение следующего круга задач:

  1. Развитие у детей культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время ежедневного туалета, приема пищи и т.д.
  2. Формирование стойкой привычки следить за собственным внешним видом, умение пользоваться предметами туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа и т.д.).
  3. Формирование навыков поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами.
  4. Формирование основных представлений о значимости собственного здоровья и умение его сохранять и укреплять; закрепление четкого правила, что «чистота тела – это основной залог здоровья».
  5. Формирование стойкой потребности в соблюдении правил гигиены и опрятности в повседневной жизнедеятельности.
  6. Привлечение родителей воспитанников к формированию и развитию у детей культурно-гигиенических навыков в условиях семьи.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Успешное решение данных задач осуществляется посредством применения ряда педагогических приемов, которые воспитатель использует в работе с воспитанниками, с учетом их возраста:

  • Прямое обучение
  • Показ
  • Упражнения, предполагающие выполнение конкретных действий во время дидактических игр
  • Систематические напоминания детям о правилах гигиены и их соблюдения (в режимных моментах, играх и т.д.)
  • Постепенное повышение требований к соблюдению правил гигиены и формированию навыков самоконтроля за их выполнением

Данные приемы могут быть использованы по отдельности, а могут и в комплексе. Комплексное применение приемов целесообразно для детей старшего дошкольного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]