Как развивать коммуникативные навыки у дошкольников в детском саду и дома?

Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.

По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.

Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.

Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:

  • физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
  • психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.

Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.

Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:

  • умение адресовать сообщение;
  • умение привлечь к себе внимание собеседника;
  • аргументированность сообщения;
  • доброжелательность;
  • умение принять точку зрения собеседника;
  • умение заинтересовать собеседника своим мнением;
  • активное слушание;
  • проявлять эмпатию (сопереживать);
  • разрешать конфликтные ситуации.

Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.

Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.

Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.

Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.

О коммуникации и коммуникативных навыках

Коммуникация имеет несколько определений. В психологии ее называют общением, то есть информационным обменом у живых организмов. Этот процесс отличается сложностью и многоплановостью, подразумевает установление контактов между людьми и их развитие. Такое общение называют также межличностным или межгрупповым в зависимости от количества его участников.

Коммуникация позволяет ребенку выражать свое мнение, чувства, идеи, понимать значение сказанного ему или сделанного для него.

Коммуникативные навыки называют также навыками эффективного общения. Они включают легкость установления контактов с отдельными людьми и целыми группами, умение поддерживать разговор, договариваться, отстаивать свои законные права. К коммуникативным навыкам относится также синтонное общение, то есть нейтральное, доброжелательное, неконфликтное.

Коммуникативные навыки у каждого человека должны развиваться с детства. Общение формирует личность, позволяет благодаря другим людям познать и оценить себя.

У детей дошкольного возраста общение представлено несколькими последовательными стадиями:

  • Ситуативно-личностная стадия наблюдается в возрасте 2-4 лет и характеризуется эмоционально-практическим взаимодействием. Партнером по нему является сверстник ребенка.
  • Ситуативно-деловая стадия характерна для возраста 4-6 лет. Ситуативно-деловая коммуникация в этой фазе представлена преимущественно игровой деятельностью.
  • Внеситуативно-деловая фаза коммуникации приходится на возраст 6-7 лет и характеризуется появлением внеситуативных линий, когда содержание общения и наглядная ситуация разделяются, происходит формирование постоянных, но избирательных предпочтений.

Начало формирования способностей у дошколят

Зачастую так бывает — чем младше малыш, тем он более открыт и общителен. Дети двух лет легко идут на контакт, заводят знакомства, обмениваются игрушками. Спустя пару лет под влиянием примера взрослых, их занятости желание налаживать контакты в общении пропадает. В результате возникает необходимость целенаправленно учить дошкольников эффективно общаться.

СПРАВКА: Под коммуникативным развитием детей дошкольного возраста понимают целенаправленное обучение навыкам эффективного взаимодействия, совместной деятельности, общения.

Среди таких навыков выделяют:

  • способность ставить себя на место другого человека, сопереживать;
  • способность и желание заботиться об окружающих;
  • способность сдерживать или адекватно выражать эмоции;
  • способность понимать и принимать мнение другого человека.

Несомненно, начало формированию этих навыков закладывают родители и близкие родственники. Затем к этому процессу подключаются ясли и детские садики.

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников

Для дошкольного возраста свойственно изменение характера взаимодействия. Это выражается расширенным представлением об умениях и навыках партнера, заинтересованностью в ранее незаметных сторонах его личности. В результате развивается более цельное представление себя самого, личность стабилизируется.

Для дошкольников крайне важна помощь и сопереживание взрослого человека. В этом возрасте ребенок особенно чувствителен к негативной оценке и неуважительному отношению к нему. У дошкольников интенсивно развиваются и осмысливаются этические понятия, важнейшим источником знаний является взрослый человек. Если его оценка и самооценка ребенка расходятся, то это вызывает переживания.

Уровень развития коммуникативных способностей у дошкольника показывает его психологическую готовность к обучению в школе.

Эффективным общение называют при наличии следующих факторов:

  • желание взаимодействия с окружающими людьми;
  • знание норм и правил поведения;
  • восприятие социальных ролей в обществе;
  • умение общаться, слушать, воспринимать эмоции и сигналы от других людей, в том числе посылаемые бессознательно;
  • разрешение любых конфликтов в общении.

От уровня коммуникативных навыков у ребенка зависит не только социальная сторона его развития, но и формирование психических процессов – речи, памяти, мышления. Наблюдается прямая пропорциональность развитости психических процессов и эффективности дальнейшей адаптации в социуме.

При формировании коммуникативных навыков у ребенка успех зависит от выполнения следующих правил:

  • интересы ребенка – отправная точка при занятиях и общении с ним;
  • у ребенка должны быть партнеры для общения;
  • ребенку надо давать время на ответ;
  • стимулировать ребенка выражать свои желания, а не предугадывать их;
  • показывать ребенку ценность и пользу общения с ним в психологическом и эмоциональном плане.

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.


Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).


Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.


В детском саду дети учатся общению со сверстниками

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Задачи коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста

Коммуникативное воспитание дошкольников является многогранным процессом. Следует выделить несколько основных его задач:

  • усвоить нормы и ценности общества, в том числе моральные и нравственные;
  • развить общение и взаимодействие ребенка и его сверстников, взрослых людей;
  • сформировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
  • развить социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • сформировать уважение и осознание принадлежности к своей семье, обществу;
  • создать позитивную установку к труду и творчеству;
  • заложить основы безопасного поведения в обществе, быту;
  • подготовить к совместной деятельности со сверстниками.

Основная задача коммуникативного развития дошкольников – побуждение ребенка к общению. Именно оно является основой различных видов деятельности.

При формировании коммуникативных навыков в любом возрасте важно выполнение следующих задач:

  • легкая установка контактов и способность их поддерживать;
  • произведение нужного впечатления на оппонента;
  • умение объяснять свою позицию;
  • способность отстаивать свое мнение.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально — коммуникативное развитие детей рассматривается как: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития.

Это обусловлено, с одной стороны – сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой – потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (А. Г. Арушанова, С. С. Бычкова, Ю. В. Полякевич, Е. О. Смирнова и др.).

Е. А. Щербакова рассматривает процесс социально- коммуникативного развития ребенка в единстве его проявлений: адаптации к социальному миру; интеграции и принятия социального мира как данности; дифференциации–способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Согласно ФГОС, основными задачами социально коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
  2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  3. Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
  4. Формирование уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
  5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях.

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

  • организацию предметно-пространственной среды;
  • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
  • устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
  • мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
  • характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
  • обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
  • моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Таким образом, в дошкольный период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.

Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра — самая интересная и содержательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

С. Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры, который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми [9].

Согласно концепции, Д. Б. Эльконина, сюжетно — ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе.

Основного пика своего развития сюжетно-ролевая игра достигает в старшем дошкольном возрасте.

Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей в старшем дошкольном возрасте:

  1. Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как устойчивость, развитие, динамика.
  2. Важно совместное планирование игры детьми как процесс.
  3. В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества, формируется перспектива игры.
  4. В сообществе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми.
  5. В игре происходит совместное построение развития сюжета.
  6. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности.
  7. Речь дошкольника занимает значительное место в реализации его роли в игре.

В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения.

Также основываясь на мнении Д. Б. Эльконина, стоит отметить, что основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства, порождение новых значений и смыслов, т.е. то, что дети обозначают известным словом «понарошку» (или как будто).

Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет является главным компонентом сюжетно-ролевой игры.

По мнению А. Н. Леонтьева, сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру.

Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, планируют развитие содержания. В последующей деятельности формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов, рассказы взрослых.

Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры, как отмечает Н. А. Короткова.

Сюжеты игр достаточно разнообразны и вариативны.

Е. Д. Макарова выделяет следующие виды сюжетно-ролевых игр детей:

  1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни.
  3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.).
  4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет.

Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.

Для ребенка роль отражает его игровую позицию: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.

Принимая роль в игре, ребенок должен реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью, уметь изменять по ходу игры свое ролевое поведение в зависимости от действий и слов партнеров. Более того, в игре ребенку нужно менять свою роль в зависимости от развития сюжета – побыв шофером скорой помощи, превратиться в больного или мастера по починке автомобилей.

Задача педагога состоит в том, чтобы построить ролевое поведение. Внимание детей необходимо переключать с действий с игрушками на взаимодействие с партнером, которым на первых порах является взрослый. Отвечая на ролевые обращения взрослого, и вступая с ним в ролевой диалог, ребенок начнет принимать условность собственной позиции в игре.

Принять и удержать роль помогают специальные маркеры, роли. Маркерами роли называют специфические предметы, которые обозначают, как бы маркируют игровую роль. К ним относятся всевозможные воротники, шапочки, маски, повязки, сумки, детали костюмов животных, то, что ребенок надевает на себя, чтобы перевоплотиться. Это очень важный вид игровых материалов, обслуживающих ролевую игру дошкольников.

Для формирования сюжетно-ролевой игры эффективными являются следующие психолого-педагогические условия:

  • организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей;
  • использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей с учетом их возрастных особенностей, обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса.

Таким образом, именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок дошкольного возраста имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Игровая деятельность детей всегда связанна с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В сюжетно-ролевой игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока сам этого хочет и пока ему интересно, активно ищет партнеров для игры, вступает с ними в определенные отношения. Дети сами придумывают игры, организуются для игры, сами разрешают конфликты, сами создают играющие группы, меняют их состав.

Возможность сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии детей является очевидной, это детерминируется, прежде всего:

  • развитием отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;
  • усвоением своей роли в группе;
  • возможностью попробовать себя в разных ролях или той деятельности;
  • построением эффективных связей и взаимодействий;
  • созданию условий для развития социально-коммуникативных навыков.

Сюжетно-ролевая игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Сюжетно-ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.

Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласия действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.

В сюжетно-ролевой игре, дети берут на себя роль взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни, при осуществлении своих основных общественных и трудовых функций.

Большое значение для сюжетно-ролевой игры имеют коммуникативные навыки ребёнка.

Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста необходимо:

  1. договориться об игре;
  2. построить яркий ролевой диалог.

Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются умения взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра.

Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров.

При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: умение начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.

На основании исследований С. Н. Карповой и Е. Д. Макаровой, отношения в сюжетно-ролевой игре способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, формированию норм и правил взаимодействия и общения, формированию социально-коммуникативных навыков.

Более активно общение детей начинает проявляться, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния.

Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры–придумывания. Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

Следующая >

Методы развития коммуникации

Развитие коммуникации выполняется разными методами. Они бывают наглядными, словесными и практическими.

Наглядные методы делятся на две подгруппы:

  • Непосредственное наблюдение. Оно может осуществлять с помощью различных экскурсий, походов на природу.
  • Опосредованное наблюдение. Такой метод называют также изобразительной наглядностью. Ребенок разглядывает игрушки и картинки, составляет по ним рассказы.

Словесные методы коммуникации включают следующие элементы:

  • рассказ без наглядного материала;
  • чтение художественной литературы, пересказ;
  • заучивание наизусть;
  • беседа для обобщения.

Практические методы коммуникации представлены дидактическими играми и упражнениями, инсценировками, хороводными играми, пластическими этюдами, играми-драматизациями.

Средства коммуникации

Выделяют несколько средств коммуникации. Разделить их можно на две большие группы – вербальные и невербальные.

Вербальные средства коммуникации представлены словами и выражениями, то есть речью. Речь является одним из важнейших методов коммуникации. Речевая деятельность представлена не только говорением и слушанием, но также письмом и чтением, то есть умением зафиксировать информацию на бумаге и воспринимать зафиксированные таким способом данные.

Невербальные средства коммуникации характеризуются интонацией, мимикой, жестами, взглядом, картинками, фотографиями, различными предметами. С точки зрения психологии именно невербальные методы коммуникации, которые называют также неречевыми, крайне важны. Доказано, что люди больше доверяют невербальным знакам общения, чем словам, так как они более информативны и правдивы.

Способы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развить коммуникативные навыки у дошкольников можно различными способами.

Игры

Один из эффективных способов – игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. В игровой форме дети лучше воспринимают и усваивают информацию, ощущают себя более естественно и непринужденно.

Для развития коммуникативных навыков эффективны следующие игры:

  • Поезд. Взрослый человек или один из детей играет роль паровозика, а остальные являются вагонами. Паровозик каждому по очереди говорит: «Привет, я паровозик (имя)». Вагон здоровается и тоже представляется. Паровозик предлагает ему поехать вместе, а вагон соглашается. Так собирается целый поезд. После каждого знакомства можно делать небольшой круг. Присоединившиеся говорят «чух-чух», а паровозик перед знакомством с новым вагоном произносит «ту-ту». Если паровозиком является ребенок, то играть эту роль должны все по очереди.
  • Отгадай по голосу. Ребята должны встать вокруг водящего, у которого завязаны глаза. Они двигаются по кругу со словами: «Водим-водим хоровод, веселится весь народ, ты попробуй отгадать, кто имя будет называть». В это время руководитель дает одному из детей знак и тот называет имя ведущего, который должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадает, то назвавший имя ребенок становится ведущим.
  • Цветик-семицветик. Надо сделать цветок, лепестки которого можно оторвать – их количество должно быть равно числу детей. Каждый ребенок отрывает один лепесток и загадывает вслух желание, которое окружающие могут выполнить, например, попросить кого-то попрыгать на одной ноге или показать какое-нибудь животное.
  • Хор животных. Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.
  • Море волнуется. Дети встают произвольно, оставляя достаточно свободного места между собой. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри». Каждый ребенок должен при этом изобразить какую-либо фигуру, а ведущий отгадывает, что или кто это.
  • Сделай комплимент. Дети должны встать в цепочку или в круг. Каждый ребенок по очереди должен говорить соседу какой-нибудь комплимент, при этом дети должны смотреть друг другу в глаза. Говорить можно только хорошее, повторяться нельзя. Тот, кому сказали комплимент, должен поблагодарить сделавшего его человека и сказать, что ему приятно.
  • Королевство зеркал. Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.
  • Мышеловка. Для этой игры также выбирается один ведущий, который играет роль мышки. Остальные плотно встают вокруг него, обнимая друг друга. Задача мышки – вырваться из мышеловки, найдя лазейку или уговорив кого-нибудь сделать ее.
  • Компот. Для этого нужен большой круг – обруч, рисунок на полу, веревка, свернутая в кольцо. Дети должны встать вокруг этого круга. Каждый ребенок изображает какой-нибудь фрукт. Ведущий является поваром. Он называет фрукт, а изображающий его ребенок должен прыгнуть в круг. Можно разнообразить игру. Пусть каждый ребенок, как прыгнет в круг, говорит несколько предложений о фрукте, который изображает, например: «Я абрикос. Я оранжевый, расту на дереве, а внутри у меня косточка».
  • Царевна Несмеяна. Выбирается ведущий, который и будет царевной. Он должен изобразить уныние, а остальным нужно рассмешить Несмеяну. Можно рассказывать что-то смешное, использовать мимику и жесты. Кто первый рассмешит царевну, тот сам становится ведущим.

  • Поиск мяча. Выбирается один ведущий, остальные дети плотно встают вокруг него. Все заводят руки за спину и передают друг другу мяч, который ведущий не должен видеть. Задача ведущего – угадать по выражению лица, у кого в руках мяч. Когда он угадывает, то ребенок с мячом становится ведущим.
  • Газета. Нужно взять обычную газету и расстелить ее на полу. Все дети встают на эту газету. Затем она складывается пополам, затем еще пополам и так до того момента, пока все дети не смогут на ней уместиться. В ходе игры детям надо максимально контактировать, тесно вставать, поддерживать друг друга.
  • Разговор через стекло. Выбирается один ведущий, который встает напротив остальных детей. Необходимо представить, что он находится за толстым стеклом, который не пропускает звуки. Он должен что-нибудь беззвучно говорить и сопровождать это жестами и мимикой. Остальным надо отгадать, что он говорит. Первый отгадавший сам становится ведущим.
  • Испорченный телефон. Дети садятся или встают в цепочку. Первый человек поворачивается и говорит соседу на ухо какое-нибудь слово, а тот должен повторить его следующему по цепочке. Последний ребенок в цепочке говорит это слово громко. Часто оно отличается от начального варианта. Затем последний ребенок становится ведущим. Можно сделать эту игру командной. Командиры выбирают общее слово и передают его по своей цепочке. Побеждает та команда, чье слово в конце оказалось правильным или максимально похожим на начальный вариант. Главное правило игры – говорить быстро и на ухо, чтобы остальные не слышали.
  • Горячо-холодно. Выбирается ведущий, который должен выйти из комнаты. В это время остальные прячут какой-либо предмет. Ведущий заходит и должен найти этот предмет. Если он отходит дальше, то говорят «холодно», если подходит ближе – «теплее». Когда ведущий оказывается совсем близко, то говорят «горячо».
  • Ручеек. Дети должны встать в цепочку и держать друг друга за пояс или плечи. Необходимо, не разрывая цепочку, проходить различные препятствия – пройти болото, прыгая по кочкам, проползти по низкой пещере (под столом).
  • Потеряшка. Выбирается один ведущий, остальные садятся так, чтобы видеть друг друга. Ведущий говорит: «Внимание! Потерялся ребенок». Затем он описывает потерявшегося ребенка – мальчик или девочка, рост (высокий-низкий), цвет волос, цвет одежды, ее особенности (картинка на футболке, оборка на юбке). Остальным надо угадать, про кого идет речь. Первый отгадавший становится ведущим.
  • Угадай-ка. Выбирается ведущий, который загадывает какой-либо предмет. Остальные задают ему наводящие вопросы (живое, съедобное, твердое, красное и т. д.). Ведущий отвечает да или нет. Кто первый отгадает предмет, становится ведущим. Игру можно упростить, ограничив загадываемые предметы игрушками, находящимися в пределах этого помещения или на столе.
  • Лиса и зайцы. Один ребенок играет роль лисы, а остальные зайцев. Все зайцы встают у одной стены. Когда музыка включается, то зайцы бегают посередине комнаты, когда она выключается, то выпрыгивает лиса, а зайцы должны убежать от нее к стенке. Заяц, не успевший убежать от лисы, сам становится ею.
  • Отгадай сказку. Детям надо разделиться на две группы. Каждая по очереди изображает короткую и известную всем сказку, но слов при этом не произносит – можно двигаться, использовать жесты, мимику. Задача второй команды быстрее угадать. Можно засечь время, кто быстрее угадает сказку, или выбрать в каждой команде самого догадливого.
  • Красивая травинка. Выбирается один ведущий, а остальные дети изображают травинки. Они поднимают руки кверху, потягиваются навстречу солнцу, покачиваются на ветру, периодически замирая, когда ветер стихает (комментирует действия взрослый). Ведущему надо выбрать самую красивую травинку, которая его заменит.
  • Дракон. Детям нужно встать в линию. Первый человек является головой дракона, а последний – хвостом. Голова дракона должна поймать свой хвост, который все время убегает. Цепочка во время игры остается неразрывной. Когда голова ловит хвост, то она сама становится им, а головой становится второй по цепочке ребенок. Играть надо до тех пор, пока каждый не побудет в обеих ролях.

В любой игре должны быть задействованы все дети. Если предполагается выбор ведущего, то им по очереди должен побыть каждый ребенок. Взрослым надо следить, чтобы участвовали все дети. Если по какой-то причине один из детей не оказывается выбранным, то надо ему помочь, но делать это мягко и ненавязчиво.

Упражнения

Для таких упражнений используются различные картинки и доска, на которую их можно прикрепить. Если детей несколько, то они должны делать упражнение по очереди, а остальные наблюдают и с разрешения могут советовать.

Задания могут быть следующими:

  • Выбрать картинку с изображением человека с определенной эмоцией и рассказать небольшую историю, например: «Это Петя. Ему грустно, потому что он потерял свой мяч». Взрослый должен спросит, как можно помочь Пете, а рассказчик и остальные дети предлагают свои варианты.
  • Надо разделить доску на две половины и пометить знаками «+» и «-». Нужно по очереди звать детей к доске и показывать несколько картинок. Ребенок должен выбрать хороший и плохой вариант, но с одинаковым направлением – например, плачущая и смеющаяся девочка, целая и разбитая ваза. По этим картинкам можно составить небольшой рассказ.
  • На доску необходимо прикрепить иллюстрацию к пословице. Ребенок должен прослушать несколько пословиц и выбрать подходящий к картинке вариант. Надо объяснить значение пословицы и свой выбор.
  • На доску необходимо прикрепить несколько картинок. Задача ребенка заключается в размещении их по порядку и составлении рассказа.

Полезно использовать различные художественные произведения. Начинать лучше с небольших сказок. Надо прочитать сказку детям, а затем обсудить ее с ними. Особое внимание надо уделять действиям героев, делая упор на хорошие поступки. Необходимо говорить и об отрицательных моментах – надо обсуждать с детьми, почему так нельзя делать.

Полезно разучивать сказки по ролям. Можно использовать дополнительный реквизит, важно активно задействовать мимику и жесты.

При затруднении ребенка в каком-либо действии необходимо помогать ему. При этом надо не выполнять за него задание, а подталкивать к правильному решению с помощью наводящих вопросов, слов-подсказок. Начинать надо с простейших элементов, постепенно усложняя задачу.

Распространенные ошибки при формировании коммуникативных навыков

Многие родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков у ребенка, минимизируя общение с ним. Родитель задает формальные вопросы и, получив ответы на них, предоставляет ребенка самому себе. В результате у него нет образца нормальной и продуктивной коммуникации.

Еще одна ошибочная модель поведения взрослых – жесткое подавление личности ребенка. В этом случае мнение и интересы дошкольника не учитываются. Нередко применяются жесткие наказания, в том числе физические, ребенка оскорбляют, унижают. Последствия такого подхода в воспитании зависят от характера ребенка. Если он достаточно сильный, то поведение взрослых может восприниматься как норма, что чревато агрессивностью со сверстниками, склонностью к их запугиванию. Слабохарактерный ребенок будет сломлен таким отношением, поэтому начнет скрытничать, заискивать перед взрослыми.

Формируя коммуникативные навыки у дошкольника, взрослые совершают различные ошибки. В соответствии с ними выделяют несколько типичных ошибочных моделей поведения:

  • Гордость семьи. Родители считают ребенка исключительным, превосходящим сверстников во всем. Все его пожелания исполняют, капризы и ошибки прощают. Ребенок становится избалованным, растет эгоистом.
  • Любимчик. Такая модель поведения характерна для многодетных семей. Отношение к ребенку такое же, как в предыдущем случае, но только со стороны одного из членов семьи. В результате ощущается нехватка любви и внимания от других членов семьи, а отношение остальных детей становится негативным, завистливым.
  • Бедная Золушка. Такая модель воспитания также характерна для многодетных семей. С детства ребенку отводят второстепенную роль, подчиняя его жизнь другому ребенку, которого считают более успешным. Это приводит к зависти, комплексу неполноценности.
  • Послушный ребенок. Понятия приличного и неприличного внушаются с рождения. Поведение ребенка должно быть подчинено определенным правилам, чтобы показать окружающим его воспитанность. При этом мнение ребенка и его интересы игнорируются, что чревато в будущем совершением аморальных и неприличных поступков.
  • Виноват во всем. Ребенок у всех вызывает раздражение, его обвиняют в любых бедах, присваивают проступки, которые он не совершал. Он становится изгоем, запуган, постоянно боится недовольства, наказания.
  • Хрустальная ваза. Такая модель поведения свойственна семьям, где ребенок пережил тяжелую болезнь, серьезную травму, потрясение. Родители оберегают его от всего, что считают опасным. Ребенок растет безынициативным, постоянно ждет поблажек и считает, что все ему должны.
  • Проблемный ребенок. Он чрезмерно гиперактивен, очень озорной. На него не действуют выговоры, наказания. Это связывают с тем, что родители не желают воспитывать ребенка, не уделяют этому достаточно внимания.

Модели воспитания ребенка в семье


Семья — это первый коллектив, в котором оказывается маленький человек.

И не удивительно, что она накладывает отпечаток на характер общения ребенка.

Правильное поведение родителей в семье помогает малышу быстрее вливаться в коллектив и легче находить контакт с другими ребятами и взрослыми.

ВНИМАНИЕ! Психологи выделяют следующие модели поведения в семье, которые негативно сказываются на социализации дошкольников.

К ним относят:

  1. «Гордость семьи» — в этом случае ребенок растет избалованным, капризным и эгоистичным.
  2. «Мамин или папин любимчик» — такой малыш привыкает во всем соперничать с другими, добиваться внимания.
  3. «Послушная умница» — этим детям настолько внушают правила приличий, что зачастую пренебрегают их личными интересами. В результате, вырвавшиеся из-под опеки, дети могут совершать действительно асоциальные поступки.
  4. «Бедная золушка» растет с мнением о себе, как о гадком утенке, который должен прислуживать остальным. У таких деток огромный комплекс неполноценности, чувство зависти, зависимость.
  5. «Хрустальная ваза» — дети, которых оберегают от малейшего дуновения ветерка. Они растут несамостоятельными и безынициативными.
  6. «Ходячая проблема» — это чрезвычайно активные детки, которые доставляют проблемы родителям. Чаще всего это связано с тем, что никто не занимается их воспитанием.
  7. «Виновник всех бед» — на такого ребенка взрослые выгружают свое плохое настроение, обвиняя его во всех несчастьях. В этих условиях малыш растет запуганным и одиноким.

Вышеперечисленных проблем можно избежать, если относиться к ребенку с уважением, разговаривать, объясняя причины тех или иных поступков и решения, быть справедливым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]