Театральный кружок
Многие преподаватели, работающие в области искусства, не согласятся с тем, что актеров воспитывают. Чтобы ребенок стал востребованным актером, его нужно обучать театральному мастерству, воспитывать в нем тонко чувствующую натуру, умеющую правильно выражать свои эмоции и мысли, сопереживать и сочувствовать.
Необходимо научить юного ценителя прекрасного уважать театральное искусство и четко разбираться в нем. Чтобы родителям и детям проще было достигать желаемого результата в овладении навыками актерского мастерства, на помощь приходит театральная студия.
Занятия театральным искусством не обязательны, однако, с их помощью дети приобретут бесценный опыт, который точно будет полезен в светлом будущем. Если педагог является поистине профессионалом своего дела, то он каждому ребенку: и чересчур самолюбивому, и, наоборот, слишком застенчивому, окажет поддержку в поиске собственного «я», поможет проявить таланты и скрыть недостатки.
Спектакль – это, прежде всего, взаимодействие в коллективе. Умение работать в команде, брать на себя ответственность, правильно пользоваться свободой, которая предоставляется в определенных обстоятельствах, уважение к своим чувствам и чувствам других – всему этому педагоги учат в театральном кружке.
Кому это нужно?
Заинтересованность в театральном искусстве объясняется прежде всего изучением национальной культуры. Кроме того, в игре можно развить наблюдательность, школьники и дошкольники учатся акцентировать внимание на конкретных объектах, да и сценическое воображение никому не помешает. Кружок театральный, программа которого неповторима для каждого класса или группы в саду, продумывается от и до, чтобы после его посещения дети могли узнать особенности театрального воспитания и образования.
Что подразумевается под занятиями в драмкружке?
Традиционным возрастом, по достижению которого ребенка могут принять в драматический кружок, считается 6 лет. Но есть студии, которые обучают мастерству перевоплощения детишек практически с младенчества.
Уроки театрального искусства с детишками, возраст которых больше года, проводятся в игровой форме и включают в себя обучение следующим действиям, являющимся первоначальными театральными этюдами: рычать как тигренок, мяукать как котенок и другие. На основании всего вышеперечисленного делается вывод, что возраст, который подходит для обучения актерскому мастерству, значения не имеет.
Понять, в чем действительно нуждается ребенок, очень сложно, так как никто, кроме самого малыша, этого не знает. Предоставление выбора – вот чем должны руководствоваться родители при выборе занятий, которые будет посещать юное дарование.
Причем это касается не только театральных кружков, но и любых других секций. Давление на ребенка – главная ошибка, приводящая к нежелательным результатам.
Активный поиск и частая смена кружков не возбраняется, ведь ребенок выбирает, какие занятия придутся ему по душе, а на какие он больше никогда не пойдет. Однако, после каждой неудачной попытки найти то, что нужно, необходимо проводить с ребенком анализ ситуации и выявлять причины, по которым поиск не увенчался успехом.
Предположить, понравится ли ребенку перевоплощаться в персонажей разных произведений и выступать перед большой аудиторией на сцене, сложно. Но важно ценить и понимать, что значат для дошкольника занятия в театральной студии.
Театр прививает детям много жизненно необходимых навыков, среди которых особенно выделяются:
Программа кружка «Драматический»
Пояснительная записка
Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;
театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Программа кружка “ Драматический ” построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Программа драматического кружка рассчитана на занятия с детьми с расчётом 2 часа в неделю (68 ч.).
Возраст детей: 7-12лет
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Место курса в учебном плане
На работу кружка выделяется 2 часа в неделю.
(34 учебные недели — 68 часов)
Результаты кружковой работы.
В результате освоения программы театрального кружка «Драматический» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
- Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
- Личностными результатами
являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок. Раскрывающих отношение к труду. Систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. - Метапредметными
результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. - Предметными
результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о театре, искусстве и сценической деятельности, об основах культуры творческого труда. Элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.
Содержание кружковой работы.
Основное содержание
занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач. Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и
праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная
горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками
русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками,
песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
- Формы и методы работы.
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров. Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и алтайского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее — либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
Основные разделы:
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- театральная игра
- Этика и этикет
- Фольклор
В программе используются следующие методы и формы:
1
.
По источнику передачи и восприятию информации:
—
словесный (беседа, рассказ, диалог);
— наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
— практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2.
По дидактическим задачам:
—
приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
— применение знаний через постановку спектаклей;
— закрепление через генеральные репетиции;
— творческая деятельность — показ спектаклей;
— проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3.
По характеру деятельности:
— репродуктивный — разработка и показ этюдов по образцу;
— частично-поисковый — во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1.
Приемы:
.
— исключения — умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
— тотального выражения — включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
— физического действия — выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
— психофизического жеста — помогает актеру в работе над ролью.
2.
Принципы:
—
наглядности — использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
— активности и сознательности обучения — создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
— сотрудничества — в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
— организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
— систематичности, последовательности — обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
— индивидуализации — учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
· Коллективная —
эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
· Парная —
рассчитать работу на двоих.
· Индивидуальная —
выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы —
групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Программное содержание
1. Вводное занятие.
· Игры на знакомство: «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д.
· Ознакомительная беседа о театральном искусстве
· Игры «Муравьи », «Кактус и ива»
· Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной студии.
2. Мастерство актёра.
· Упражнения психофизического тренинга:
— разогревающие
– связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
— основные
– упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
— упражнения на включение воображения
— «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
· одиночные этюды по темам:
— этюды на эмоции,
— на выразительность жеста,
— на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
· актёрская оценка
– это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
· сценическое внимание
– активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
· Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)
3. Сценическая речь.
· Правила гигиены голоса
· Способы закаливания голоса
· Гигиенический и вибрационный массаж лица
· Упражнения:
а)
на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б)
на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).
· Дыхание:
а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).
б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).
в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:
— подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;
— дыхательный тренинг.
· Артикуляционная гимнастика:
· упражнения для языка;
· упражнения для губ;
· упражнения для челюсти.
· Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»
Работа над скороговорками:
разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
4. Постановочная работа.
Специальные театральные игры («Зеркало», «Посмотри, что я делаю», «Одно и тоже по- разному», «Превращение предмета»)
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще воспитанникам будет «присвоить» его себе.
Кроме того, возможен вариант эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.
5. Пластика.
· Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.
· Разминка:
— упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
— упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).
— упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.
— упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).
Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята» и т.д.
Театр создан не только для актеров
Не стоит думать, что в театре нечего делать тому, кто не видит себя в будущем на сцене. Театральное искусство улучшает интеллект, тренирует память и сосредоточенность. Многочисленные исследования показали, что дети, которые в свое время принимали участие в театральных постановках, становятся в будущем гармоничными личностями. Окружающий мир и люди воспринимаются ими в самых разных проявлениях. Творческие личности отличаются толерантностью. Все эти качества будут полезны современным детям.
Основной целью руководителей драмкружков является предоставление возможности ребятам:
Как показывали многомиллионные опросы – не важно, какой сфере деятельности в будущем отдается предпочтение, ясно одно – театральный опыт никогда не забывается и только помогает в овладении той или иной профессией.
Театр – это уникальное место, завораживающее особой атмосферой и погружающее в совершенно другой мир, отличающийся своей эпохой, костюмами, манерой поведения людей, живших в то время.
Театр дает шанс раскрепоститься в компании других людей, избавиться от имеющихся комплексов, выявить скрытые способности и таланты. Кроме того, человек изучает правила красноречия, улучшает свою дикцию и овладевает секретным приемом, заключающимся в умении притягивать и заинтересовывать слушателей.
Работа в коллективе помогает легко понимать коллег, избавиться от трудностей, возникающих при общении с другими людьми, и находить свое место в новом окружении.
Источник
Зачем это нужно?
К масштабным целям любого театрального кружка относятся следующие задачи:
- Расширить общий художественный кругозор детей и практически познакомить их с элементами сценической грамоты, особенностями той или иной национальной культуры.
- Сформировать верные идейно-эстетические оценки ситуаций, которые доступны пониманию и возрасту детей.
- Развить творческие способности детей, воспитать у них наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение, творческую инициативу.
- Воспитывать у детей чувство коллективизма, эмоциональной отзывчивости, способности чувствовать и понимать красивое, требовательности к себе и окружающим.
Все это может решить интересный кружок театральный. Программа, согласно ФГОСам, должна ориентироваться в первую очередь на умение воплощать художественное произведение на сцене с учетом правил театрального искусства. Рассмотрим несколько рабочих программ, направленных на обучение детей разного возраста театральному мастерству.
Как организовать работу театрального кружка.
На занятиях кружка важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы он мог содействовать, сочувствовать реально.
Итак, сначала мы выбираем с детьми сказку и я по ней пишу сценарий. Сложность заключается в том, что детей в кружке занимается много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. На следующем занятии читаем выразительно. Если в тексте попадаются непонятные слова, объясняем их значение, подбираем синонимы, чтобы детям легче было заучивать текст.
Чтобы донести до зрителей идею произведения актеры должны проговорить свои реплики чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика.
А как в школах?
В школах, согласно ФГОСам, также должны проводиться занятия в театральных кружках, а многие учителя идут дальше и объединяют в рамках занятий уроки литературы и театральные элементы. Подобные кружки направляют свою деятельность на реализацию художественно-эстетического восприятия детей во время внеурочной деятельности и соответствуют ФГОС. Именно так проводится театральный кружок (2 класс). Рабочая программа в данном случае представляет собой сочетание нескольких образовательных программ. На занятиях дети будут знакомиться с разными видами и жанрами театрального искусства, узнают, как подготавливается спектакль, научатся оценивать специфику актерского мастерства. Главная задача курса – развитие личности ребенка и его умения работать с коллективом.
Актуальность литературно-театральных кружков в том, что есть возможность использовать театральную педагогику для развития личности ребенка, оптимизируя процесс развития речи, чувства ритма, голоса. Образовательная программа предполагает интересный учебно-познавательный процесс, когда задействуются различные направления работы:
- Воспитываются основы зрительской культуры.
- Развиваются навыки исполнительской деятельности.
- Накапливаются знания о театре.
Уже программа театрального кружка в старшей группе знакомит детей с большинством понятий и знаний, а в школе эти знания совершенствуются, благодаря чему воспитанники могут преодолеть психологическую инертность, развить творческую активность, научиться сравнивать, анализировать и делать выводы.
Особенности занятий
План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.
Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.
Цели программы
Основная цель – это приобщить детей к духовным и нравственным ценностям и развить личность через театрализованное действо. К основным задачам любого театрального кружка можно отнести следующие цели:
- Воспитывать гуманные чувства детей, формируя у них представление о таких важных качествах, как честность, доброта, справедливость и их противоположностях – жестокости, хитрости, трусости. Формировать умение правильно относиться к своим и чужим поступкам. Развивать чувство самоуважения, отзывчивости.
- Воспитывать коллективные чувства. Дети должны уметь поступать в нравственных интересах коллектива, правильно вести себя во время подготовки и постановки спектакля.
- Развивать творческие способности и приобщать детей к театральному искусству. Это выражается в знакомстве детей с разными видами театра, рассказах об особенностях театрализованной игры, ведь главная задача – заинтересовать их в данном действе.
Работа с детьми
Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.
Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.
На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.
Вариант 1
Предлагаем ознакомиться с одной из рабочих программ, которые успешно реализуются в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность позволяет детям этого возраста окунуться в мир сказки и волшебства, научиться перевоплощаться, и это скажется благоприятно на развитии детей и их эмоциональной сферы. Приобщить дошколят к театру нужно с подготовки и показов инсценировок по мотивам различных художественных произведений, и лучше делать это на примере любимых детьми сказок. Рабочая программа театрального кружка в детском саду предполагает внимание к таким известным сказкам, как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Снегурочка». Каждая сказка имеет свои особенности, у каждой своя идея, и дети дошкольного возраста должны понять ее в игре, в инсценировке. Театрализованная деятельность – это возможность оказать воздействие на эмоции и чувства ребенка, а из-за природной впечатлительности они впитывают в себя все посылы как губка.
Кому стоит посещать кружок?
Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.
Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.
Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, «ходят на голове», «стоят на ушах» и занимаются прочими полезными делами!
Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.
Дворец Культуры «Московский». Описание кружков
В ДК вновь объявлен дополнительный набор в кружки
Список:
1. Ансамбль русской народной песни «Околица» 2. Кружок «Англичанин» 3. Кружок изобразительного искусства «Жар-птица» 4. Театральная студия «Игра» 5. Театральный кружок «Играшки» 6. Женский клуб «Беседа» 7. Кружок «Играй, гармонь!» 8. Кружок «Восточные единоборства» 9. Танцевальный кружок «Сюрприз» 10. Кружок «Мозаика» 11. Кружок «Родничок» 12. Танцевальная школа «Спартак» 13. Кружок «Танец живота» 14. Кружок «Оранжевое Небо» 15. Кружок «Серебряный дождь»
1. Ансамбль русской народной песни «Околица»
Руководитель: Кошева Татьяна Григорьевна Количество участников: более 20 чел. (в т.ч. 2 баяниста). Ансамбль создан в августе 1999 года
Описание. Творчество этого коллектива направлено на сохранение традиций русского народа. В своих выступлениях коллектив раскрывает всю красоту и мудрость русской песни. Репертуар ансамбля разнообразен, от русских народных песен до современных. Так же в репертуаре песни собственного сочинения. Разнообразен и жанр песенного репертуара, куда входят лирические и игровые, плясовые и частушки, песни с элементами движений, игрой на народных музыкальных инструментах, благодаря всему этому песни приобретают другую окраску, более яркую, динамичную и с каждым годом коллектив повышает свой профессиональный уровень. Каждый год коллектив выпускает новые номера. Ансамбль «Околица» активно участвует в городских, районных, областных мероприятиях и награжден многочисленными грамотами и дипломами.
вернуться к списку
2. Кружок «Англичанин»
Руководитель: Лебедева Елена Николаевна Количество участников: 68 чел. Возраст: 1 группа 6-7 лет, 2 группа 8-9 лет, 3 группа 9-11 лет, 4 группа 12-17 лет Кружок создан в январе 1991 года
Описание. Занятия проводятся в увлекательной форме с элементами игры, используются разнообразные наглядные пособия, видео- и аудио- материалы, учебные издания отечественных и зарубежных авторов. На занятиях систематически проводятся беседы по страноведению с целью познакомить учащихся с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Учащиеся разучивают много стихотворений и песен (под живой аккомпанемент). Регулярно проводятся открытые занятия для родителей, праздничные вечера, экскурсии, викторины. К праздничным вечерам проводятся постановка спектаклей на английском языке (игровых, кукольных, рисованных). Участники кружка принимают активное участие в конкурсной деятельности ДК.
Февраль 2007 — Областная олимпиада по английскому языку (2 место) Ноябрь 2007 — Олимпиада по английскому языку (1 и 2 место)
вернуться к списку
3. Кружок изобразительного искусства «Жар-птица»
Руководитель: Евдокимова Марина Михайловна Преподаватель: Демидова Надежда Михайловна Количество участников: 82 чел. Возраст: с 4 до 16 лет Изостудия начала свою работу в апреле 1988 года.
Описание. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей по увлекательной игровой методике, с широким использованием наглядных всевозможных пособий. Для каждой возрастной группы создана авторская программа обучения. Количество участников кружка постоянно увеличивается. В коллективе ведётся не только учебная работа, организуются выставки, конкурсы, экскурсии, проводятся беседы по искусству, праздничные вечера. Участники изостудии выставляли свои работы и на районных конкурсах, и на конкурсах и выставках, проходящих в ДК. Работа кружка отмечена грамотами Администрации ДК, Председателя Мособкома профсоюза работников АПК, Исполнительного комитета генерального совета ФНПР, ЦК. проф. работников Агропромышленного комплекса РФ, Комитета по культуре. О работе кружка были репортажи на ТВ поселка Московский и статьи в газетах «Вести Московского» и «Видновские вести» В 2004 году кружок «Жар-птица получил звание «Образцовый». Методические разработки руководителя изостудии печатаются в журнале «Дошкольник, младший школьник» издательств «Школьная Пресса» и выпущены отдельные книгами «Волшебные краски», «Волшебный карандаш», «Многоцветная радуга», «Учимся рисовать красками», «Учимся рисовать карандашами», «Домашний зоопарк своими руками», «Рисунки и подарки к празднику».
вернуться к списку
4. Театральная студия «Игра»
Руководители: Защеринский Андрей Владимирович Количество участников: 15 чел. Возраст: 13 лет и старше Театральная студия создана в 1989 году.
Описание. Дети изучают актерское мастерство, сценическую речь, пластику движений. Коллектив «Игра» принимает активное участие в концертной деятельности ДК и много гастролирует по Ленинскому району. В 2001г. «Игра» на весенних каникулах выезжал с обменом театрального мастерства в г.Ренн (Франция). Участвовали в фестивалях Московской области самодеятельных театров «Театральная завалинка». В 2001г. получили Диплом, в 2002г. – заняли 1 место. Были выпущены следующие спектакли: «Рудольфо» В.Распутин, «Цилиндр», «Винченцо де Преторе» Э.де Филипп, «Эй, кто-нибудь» У.Сароян, «Акварель» А.Грин, «Тяжба», «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголь, «Соловей», «Снежная королева» Г.Х.Андерсен, «Обыкновенное чудо», «Голый король» Е.Шварц, «Маленькие трагедии», «Скажи мне кудесник, любимец богов» А.С.Пушкин, «Медведь» А.П.Чехов, «Все о любви» У.Шекспир, «Лес» А.Островский, «Али-баба и 40 разбойников», «Аленький цветочек» С.Аксаков, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Провинциальные анекдоты», «Солнце в аистовом гнезде», «Успех», «Дом окнами в поле» А.Вампилов и спектакли по оригинальным сценариям «Там, где рождаются звезды», «Волшебная поляна», «Лекарство для принцессы», «Три поросенка идут в школу», «Черное и белое». За спектакль «Снежная королева» в 1998 г. театральная студия получила звание «Народный коллектив» За спектакль «Старая, но вечно новая история» в 2001 г. театральная студия получила диплом лауреата гранта III степени на Московском областном молодежном фестивале-конкурсе самодеятельных театральных коллективов «Театральная завалинка». За спектакль «Ночь перед Рождеством» в 2002 г. театральная студия получила диплом лауреата гранта III степени на Московском областном молодежном фестивале-конкурсе самодеятельных театральных коллективов «Театральная завалинка». За спектакль «Винченцо де Преторе» в 2005 г. театральная студия получила диплом лауреата гранта I степени на Московском областном молодежном фестивале-конкурсе самодеятельных театральных коллективов «Театральная завалинка». За спектакль «Аленький цветочек» в 2006 г. театральная студия получила диплом за участие в межрегиональном открытом фестивале любительских театров «Друзья Мельпомены» За спектакль «Лес» в 2007 г. театральная студия получила диплом лауреата гранта III степени на Московском областном молодежном фестивале-конкурсе самодеятельных театральных коллективов «Театральная завалинка».
вернуться к списку
5. Театральный кружок «Играшки»
Руководитель: Ривкович Галина Александровна Количество участников: 23 чел. Возраст: с 7 лет и старше
Описание. Занятия в кружке проводятся по увлекательной игровой методике, дети изучают актерское мастерство, технику и пластику речи, художественное слово, постановку голоса. В кружке проводятся конкурсы, викторины, игры, капустники. Ребята активно участвуют в театральных постановках, в конкурсно-развлекательных программах. Каждый год коллектив принимает участие в различных мероприятиях, в фестивалях, конкурсах театрального искусства. В августе этого года коллектив принял участие в открытии чемпионата Европы по мотоболу, Дне города Видное, в Дне города Московский.
вернуться к списку
6. Женский клуб «Беседа»
Руководитель: Корнилова Елена Валентиновна Количество участников: 14 чел.
Описание. С давних пор женские посиделки называли беседами. Целью встреч в клубе является ознакомление с разными видами рукоделия. Рукоделие – нестареющий вид прикладного искусства. Он имеет многовековую историю и сегодня по-прежнему остается популярным. Обладание навыками и приемами рукоделия для одних – удовлетворение их художественных, эстетических потребностей, для других может стать серьезным подспорьем в семейном бюджете. Сюда приходят не только те, кто хочет научиться рукоделию, но и те, для кого рукоделие главное увлечение в жизни. Они охотно делятся своим мастерством с участниками клуба. В клубе обучают различным видам рукоделия: вышивка крестиком, художественная гладь, прорезная и ажурная гладь, вышивка бисером, мережка, кружева на коклюшках, плетение из лозы и соломки. Участники клуба обмениваются схемами, рисунками, выкройками, просматривают и обсуждают журналы по рукоделию. Планируются выставки собственных работ в ДК, а также посещение участниками клуба выставок на ВВЦ, ЦДХ.
вернуться к списку
7. Кружок «Играй, гармонь!»
Руководитель: Панюшин Валентин Андреевич Количество участников: 5 чел.
Описание. На занятиях изучают технику игры на музыкальных инструментах, музыкальные пьесы, русские песни и романсы. В настоящее время в репертуаре клуба более 50 песен. Основной состав клуба — дуэт гармонистов и участник, исполняющий художественный свист, имитирующий пение птиц. Клуб «Играй, гармонь!» участвуют во всех мероприятиях ДК, выезжают с концертной программой в деревни Говорово и Мешково.
Фрагмент статьи «Играй, гармонь!» из газеты «Видновские вести» от 27.12.2005 г.
«Играй, гармонь!» Гармонь – слово веселое, говорящее, звучащее, певучее! И если заглянуть в историю далекой дореволюционной еще России, во времена, когда русские купцы развозили по заморским странам пушнину, кожу, шелка, ситец, хохломская росись, ружья, одним из самых видных товаров были балалайки да гармони. Особенно удивляла иностранцев гармонь: два деревянных ящика, соединенные кожей, или мехами, издавали веселые певучие звуки. В разных губерниях России были свои неповторимые мастера – Тульские, Шуйские, Вятские, Саратовские гармошки пользовались большим спросом. В те далекие времена, устраивались базары ярмарки, ходили коробейники, выходили силачи, борцы, запрягали тройки рысаками – и в больших русских селениях и стар, и млад, и парни, и девчата с вечера и до утра танцевали кадриль под гармонь. Так зарождались народные праздники, которые празднуют и в настоящее время. Какие частушки без гармошки-говорушки, какая песня без баяна, какие танцы-пляски? Выходи, пой и пляши, и бросают гармонисты пальцы сверху вниз и по порядку. Гуляй народ от всей души.
Автор статьи: Панюшин В.А., руководитель клуба «Играй, гармонь!»
вернуться к списку
8. Кружок «Восточные единоборства»
Руководитель: Бахарев Максим Владимирович — инструктор Федерации Каратэ-до, Сито-рю, Кофукан, черный пояс 2 дан Количество участников: 47 чел. Возраст: младшая группа от 5 до 7 лет; старшая группа от 8 до 14 лет.
Описание. Тренировочные занятия построены на изучении техники движений, ударов и защитных действий, силовых и специальных упражнений на основе стиля и традиций каратэ-до, сито-рю, кофукан. Главная цель занятий: изучение культуры и сохранение традиций тренировочных форм каратэ-до, сито-рю.
вернуться к списку
9. Танцевальный кружок «Сюрприз»
Руководитель: Смирнова Елена Викторовна Количество участников: 12 чел. Возраст: с 6 до 10 лет
Описание. В программе обучения основы классического и народного танца, постановка русских танцев и танцев народов мира. Кружок «Сюрприз» принимают активное участие в мероприятиях ДК, в районных и областных мероприятиях. Участвуют в фестивале «Макси Данс».
вернуться к списку
10. Кружок «Мозаика»
Руководитель: Трандобуло Валентина Александровна Количество участников: 50 чел. Возраст: с 4 лет
Описание. В программе обучения основы хореографии, партерная гимнастика (упражнения на гибкость и пластику движений), изучение и отработка танцевальных движений в середине, по кругу зала (отработка ритмики, координации движений, развитие музыкального слуха). Занятие проводятся в игровой форме. Под детскую музыку проводятся развивающие игры. В настоящее время для выступления в концертной программе готов танец «Маленькая страна» и идет подготовка танца «Веселые пчелки».
Руководитель кружка, Валентина Александровна, закончила ДШИ г.Московский по специальности: хореография. Активно участвует в концертах в составе ансамбля «Россиянка».
вернуться к списку
11. Кружок «Родничок»
Руководитель: Мосинова Валентина Константиновна Количество участников: 32 чел. Возраст: 6 лет
Описание. Программа направлена на ранее интеллектуальное развитие детей, которым исполнилось 6 лет, и которые еще до школы хотят научится читать и пересказывать прочитанное, считать примеры и решать задачи, познакомиться с геометрическими понятиями, свойствами сравнения и сопоставление чисел и предметов, а также овладеть элементами письма, штриховкой и обводкой, научиться правильно держать ручку. Содержание занятий включает в себя развитие речи и логического мышления детей. Занятия опираются на красочный наглядный и демонстрационный материал (картинки, карточки, таблицы, схемы, игрушки…). Частая смена видов деятельности способствует быстрому запоминанию новых терминов, правильному выполнению любых заданий педагога в тетрадях на печатной основе. Весь материал программы ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и служит хорошей базой при поступлении детей в школу. Занятия ведет опытный педагог высшей категории.
вернуться к списку
12. Танцевальная школа «Спартак»
Руководитель: Полосина Марина Владимировна Количество участников: 12 чел. Возраст: 1 группа 5-7 лет, 2 группа 5-7 лет пары, 3 группа 8-13 лет, 4 группа с 13 лет.
Описание. В программе обучения: развитие гибкости, чувства ритма, координации. Изучение танцев латиноамериканской программы: «Ча-ча-ча», «Румба», «Самба», «Джайв», «Пасадобль» и европейской программы: «Медленный вальс», «Танго», «Венский вальс», «Медленный факстрот», «Быстрый факстрот». Дети участвуют в аттестации по программе «Соло» и получают медали, грамоты, дипломы. В четвертой группе занимаются танцевальные пары с 13 лет, которые участвуют в Российских и межрегиональных турнирах и конкурсах по бальным танцам.
вернуться к списку
13. Кружок «Танец живота»
Руководитель: Ложинская Светлана Анатольевна Количество участников: 24 чел.
Описание. В программе занятий: обучение восточным танцам, развитие координации и гибкости, лекции о культуре Востока и особенностях восточного костюма, постановка танцев.
вернуться к списку
14. Кружок «Оранжевое Небо»
Руководитель: Правдолюбов Сергей Владимирович Количество участников: 7 чел. Возраст: с 5 до 12 лет
Описание. В программе занятий: обучение пению современной музыки и манере пения: с микрофоном и фонограммой. Формирование репертуара. Создание индивидуальных «минусовок». Занятия ведет опытный педагог-вокалист.
вернуться к списку
15. Кружок «Серебряный дождь»
Руководитель: Кукарин Александр Вениаминович Количество участников: 13 чел. Возраст: 1 группа 3-7 лет, 2 группа 8-11 лет, 3 группа 12-18 лет
Описание. В программе занятий: обучение новым танцам и направлениям, правильной осанке и постановке корпуса, положительное воздействие на здоровье, развитие координации и гибкости, обучение танцевальной этике, занятия по актерскому мастерству. Кружок «Серебряный дождь» приглашает желающих познать мир танца: Брейк, Стрит, Джаз, Ретро, Модерн, Чечетки, Диско, народные и другие танцевальные ритмы. Принять участие в фестивалях и концертах, почувствовать себя артистом на сцене в ярком концертном костюме, познакомиться с обычаями и традициями народов мира. Идет набор в группу от 20 лет и старше.
вернуться к списку
Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?
Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.
Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.
Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка «Кошкин дом», «Красная шапочка», и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как «Царевна-Лягушка», «Сказка о царе Салтане». Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.
Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.
С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).
Часто допускаемые ошибки руководителя кружка
Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.
Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.
Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.
Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.
Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.
Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.
Этапы подготовки спектакля
Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.
Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?
Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.
Особенности работы со старшеклассниками
Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.
Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.
Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.
Направления программы
Рабочая программа театрального кружка в детском саду предполагает следующие виды деятельности на занятиях:
- Театрально-игровую, задача которой – развивать игровое поведение детей, формировать их умение общаться со сверстниками и взрослыми в той или иной жизненной ситуации. В данном блоке воспитатель проводит игры, упражнения, которые развивают способность к перевоплощению, организует театрализованные действия, что позволяет развивать фантазию детей, проводятся инсценировки стихов и сказок.
- Музыкально-творческую. На данном этапе воспитатель включает в работу музыкальные, пластические, ритмические игры, которые развивают естественные психомоторные способности дошкольников. В этом блоке упражнения направлены на то, чтобы развивать двигательные способности дошколят, их ловкость, подвижность, чувство ритма.
- Художественно-речевую. Данный вид деятельности предполагает проведение игр, упражнений, которые позволят совершенствовать речевое дыхание, формировать правильную артикуляцию, интонационную выразительность и логику речи.
Большое внимание должен уделять основам театральной культуры кружок театральный. Программа должна помочь детям понять, что такое театр, в чем его суть, кто такие актеры и какая роль им отводится.