Программа драматического кружка «Вдохновение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК
(художественно-эстетическая направленность)
«Вдохновение»
Составитель: Додонова И.И. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
2015 г.
Пояснительная записка
В основе концепции литературно — драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства: театральная деятельность и литература.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки отрывков из сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Цели и задачи:
1. Развивать творческие возможности детей.
2. Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.
3. Развивать у детей навыки действовать на сцене логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.
4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние.
5. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
6. Воспитывать культуру речи, приобретать навыки дикции, мимики и пластики.
7. Воспитывать в детях нравственные качества: добро, милосердие, внимание к людям, родной земле.
8. Воспитывать наблюдательность, внимание, воображение.
Организация деятельности литературно драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных гостиных, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сценок из жизни школы и постановка пьесок для свободного просмотра, проведение литературных вечеров.
Дети должны знать и уметь:
знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок;
знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть;
читать выразительно стихи, басни;
уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений;
уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене, уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя.
Содержание программы
Программа кружка ориентирована на учащихся 5 классов. и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
№№ | Название темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности. Актерское мастерство | 1 |
2. | Беседа о театральном искусстве. Искусство декламации. Выразительность чтения. Дикция. Орфоэпия | 2 |
3. | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука | 6 |
4. | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | 2 |
5. | Виды театров, их сходства и различие. | 6 |
6. | Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны | 1 |
7. | Логика чтения. Логические паузы | 10 |
8. | Репетиции спектаклей и подготовка к школьным праздникам | 10 |
9. | Литературно — музыкальная композиция | 10 |
10. | Участие в школьных мероприятиях | 20 |
11. | Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка | 1 |
Итого: | 70 |
Календарно — тематическое планирование работы кружка
№ | Дата | Тема теоретического занятия | Практика | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности | Простейшие упражнения и игры. | ||
2-3 | «Что такое театр?» | Простейшие упражнения и игры. | ||
4-5 | Слово и современная сцена | Подготовка к выступлению на сборе ( прием в октябрята) | ||
6-7 | Игры, упражнения, этюды | Подготовка к общешкольному мероприятию «День Учителя» | ||
8-9 | «Учитель! Перед именем твоим…» | Репетиция сценок к празднику | ||
10-11 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | Чтение в лицах стихов А. Барто, О. Высотской, разучивание скороговорок | ||
12-13 | Искусство декламации. Дикция. Орфоэпия | Работа над этюдами | ||
14-15 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок | ||
16-17 | «Загляните в мамины глаза» | Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери» | ||
18-19 | «Загляните в мамины глаза» | Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери» | ||
20-21 | «Загляните в мамины глаза» Литературно – музыкальная композиция | Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Матери | ||
22-23 | Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения | Совместная подборка сценок к Новому году. | ||
24-25 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок | ||
26-27 | «Новогодние приключения» | Подбор сценок, распределение ролей к Новому году | ||
28-29 | «Новогодние приключения» | Обсуждение образов, подбор костюмов | ||
30-31 | «Новогодние приключения» | Репетиция. | ||
32-33 | «Новогодние приключения» | Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Новому году | ||
34-35 | Рождество Христово | Рождественские посиделки. Разучивание колядок | ||
36-37 | Коляда пришла! | Рождественские посиделки. | ||
38-39 | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину | ||
40-41 | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину | ||
42-43 | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Выступление. Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти А.С.Пушкину | ||
44-45 | «Женский день Восьмое марта» | Подготовка к Восьмому марта. Подбор стихов, сценок | ||
46-47 | «Женский день Восьмое марта» | Репетиция к празднику | ||
48-49 | «Женский день Восьмое марта» | Выступление на празднике | ||
50-51 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок | ||
52-53 | Общение. Взаимодействие. Этюды | Подготовка к празднику «День Победы»». Подборка материалов для выступления, распределение ролей. | ||
54-55 | «День Победы! Как он был от нас далек…» | Репетиция. Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Победы | ||
56-57 | «День Победы! Как он был от нас далек…» | Выступление на митинге, посвященном Дню Победы | ||
58-60 | Словесное действие. Упражнения | Разучивание стихов и басен | ||
61-62 | «Школьные годы чудесные» | Репетиция минипостановок для «Последнего звонка» | ||
63-64 | «Школьные годы чудесные» | Репетиция минипостановок для «Последнего звонка» | ||
65-69 | «Школьные годы чудесные» | Участие в празднике Последнего звонка | ||
70 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы | Обсуждение работы кружка |
Список литературы для учащихся
Богуславская Н. Е., Кунина Н. А. Веселый этикет. — Екатеринбург, 1997.
Градова К.В. Театральный костюм. — М.,1987.
Козлянинова И. П. Произношение и дикция. — М., 1997.
Мерцалова М.Н. Костюмы разных времён и народов. — М., 1981.
Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.
Список литературы для педагогов
1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.
2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
3. Градова К.В. Театральный костюм. — М.,1987.
4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.
5. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
6.. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 — 11кл. М.: Просвещение. 1995.
7. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.
Как найти подходящий театральный кружок для подростков
Пубертатный период – непростое время как для ребенка, так и для его родителей. Поэтому первая и основная рекомендация – ищите внешкольное занятие для подросшего чада вместе, учитывайте его желания. Если вы остановили свое внимание на предмете данной статьи, то неизбежно столкнулись с вопросом: как выбрать подходящий из всего многообразия театральных кружков для подростков? Для принятия решения учитывайте отзывы в сети о преподавательском составе, атмосфере в коллективе. В некоторых студиях могут присутствовать дополнительные отборы и условия приема, на это тоже стоит обратить внимание. Не нужно игнорировать и программу занятий в театральных кружках для детей, среди которых осуществляется выбор. Данная статья поможет изучить информацию о них в разных городах России, сделать правильный выбор.
Студия «Наш театр»
Перенесемся в новый город, театральные кружки для подростков в Ярославле представлены множеством вариантов. Один из них – студия «Наш театр», основанная в 2006 году. Участие в творческой жизни центра – прекрасная возможность проявить себя для детей и взрослых, раскрыть свой творческий потенциал. Обучение разделено на возрастные ступени, студийцев ждут актерское мастерство, сценическая речь, вокал и хореография под руководством опытных преподавателей. Ежегодно ставится по одному новому спектаклю, регулярно проводятся выступления для приглашенной публики. Мастерская находится сразу в трех точках города, что очень удобно.
Студия при Молодежном театре под руководством В. Спесивцева
При театре Вячеслава Спесивцева почти с самого основания существует мастерская. Обучение в ней бесплатно. Из-за наличия отбора уже в процессе обучения и серьезного подхода, школу не смогли причислить к театральным кружкам для подростков. Попробовать свои силы и получить знания и опыт в студии может каждый, но, скорее, это еще одно место серьезного старта для не мыслящих своей жизни без сцены детей и подростков. Обучение проводится в трех группах: от 6-10 лет, от 10 до 15 и от 16 до 18. Здесь обещают, что воспитанники студии получат знания, сравнимые с первыми курсами специализированных актерских училищ. Программа обучения превосходит другие занятия для театрального кружка для детей. Помимо актерского мастерства, сольфеджио и прочих предметов, здесь проводятся уроки сценического фехтования, акробатики и танцев. Но не стоит бояться профессионального отношения, в студии оказывают всяческую поддержку и развивают таланты учеников. Она расположена по адресу Молодежного театра: улица Руставели, 19. Записаться можно каждое воскресенье в 10:45 (со служебного входа).
Частная студия «Домашний театр»
Вопросами поиска подходящей студии задаются родители из разных городов, но львиная доля подобных запросов поступает из столицы. Поэтому первыми в этой статье станут театральные кружки для подростков в Москве. Ребятам, которые занимаются здесь, не стоит переживать о наличии хороших ролей. Новые спектакли ставятся ежемесячно, и ученики студии успевают побывать в различных амплуа. Ее создатели – Арсений Эпельбаум и Ольга Зейгер – сторонники индивидуального подхода к ученикам, для раскрытия творческого потенциала каждого. Дети здесь – настоящие творцы и соавторы постановок: сами создают текст, костюмы и декорации к спектаклям теневого, кукольного, игрового и бумажного театров. Многообразие жанров и глубокое погружение способствуют творческому развитию каждого ребенка, служат гарантом того, что ему обязательно придется что-то по душе. Создатели студии считают, что нет бесталанных детей, потому в студии нет строгого отбора – здесь рады приобщить к творчеству каждого. Многие театральные и творческие знаменитости также приводят сюда детей и внуков, в числе них Лев Рубинштейн и Татьяна Друбич. Стоимость месячного посещения — 8000 р. Студия расположена по адресу: Москва, Гранатный пер., д. 12 рядом с метро Баррикадная. О серьезном подходе преподавателей говорит также и то, что все участники кружка бесплатно заносятся в актерскую базу агентства «ТЕЛЕкастинг», через которую федеральные каналы находят участников своих проектов.
Студия при музыкальной школе «Виртуозы»
Эта мастерская принадлежит к числу театральных кружков для подростков в Спб. Есть детская и взрослая студии, последнюю могут посещать старшие подростки и молодежь. Студия предлагает детям попробовать себя в актерской профессии и попутно приобрести навыки работы в команде и взаимодействия с единомышленниками разных возрастов. Занятия здесь проходят в игровой форме, с учетом особенностей детской психологии. Участие платное, но, по отзывам многих родителей, стоит недорого. Цель студии – предоставить воспитанникам возможность творческого самовыражения вне стен общеобразовательных учреждений. Педагоги студии – актеры лучших театров Санкт-Петербурга. Результатом прохождения курса становится постановка спектакля или мюзикла. «Виртуозы» – отличный вариант для тех школьников, кто еще не определился с выбором профессии и хочет получить навыки выступлений для общего развития.