Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка
Введение
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни и в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. (Н.С. Карпинская).
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. (Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 2000. — 400 с.)
Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов.
На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
Приоритетность тематических недель
Работа по тематическим неделям повысила интерес педагогов к созданию проектов, использованию активных форм взаимодействия. Основная цель работы по тематическим неделям — это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между воспитанниками, воспитателем, специалистами ДОУ, родителями. Используются различные формы проведения мероприятий: игры-путешествия, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки, эксперименты…
Тематическое планирование в ДОУ позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её.
Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.
Преимущества такого подхода:
— высокая эффективность за счет включения каждого участника в активную деятельность;
— развитие гибкости мышления, возможность для проявления своей индивидуальности и творчества;
— возможность для рефлексии, анализа и оценки своей деятельности (обратная связь);
— возможность для внедрения в практику ДОУ интегрированных форм организации образовательного процесса; вариативность применения форм и методов работы как во взрослыми, так и с детьми;
— возможность для вовлечения родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров;
— возможность для оперативного и в то же время системного решения актуальных проблем;
— появление условий для сплочения всех участников педагогического процесса, становление традиций детского сада;
— возможность для обогащения предметно-развивающей среды ДОУ, для плодотворного взаимодействия с окружающим социумом.
В основе тематических недель лежит принцип интеграции разных видов деятельности, которые затрагивают все сферы развития личности ребенка.
Одним из педагогических условий эффективности тематической недели является взаимодействие специалистов ДОУ, воспитателей и родителей, направленное на создание благоприятных условий для развития и самовыражения детей.
Тематика должна быть актуальна, интересна и педагогически целесообразна. Для тематических недель характерна четкая структура, подчиненная определенному алгоритму, включающая поэтапную реализацию всех компонентов.
Образовательный проект «Книжкина неделя»
Длительность проекта: 1 неделя (с 30.03.2015 по 03.03.2015)
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет)
Цели проекта:
— привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме использования детских книг и литературных произведений;
— введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
— привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
— воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
— актуализация важности участия родителей в формировании книжной культуры детей, создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.
Задачи проекта:
Дети | Родители | Педагоги |
— приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, -формирование интереса к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя; — воспитание ценностного отношения к книге как к произведению искусства; — формирование личностной позиции дошкольников как при восприятии литературных произведений, так и в процессе творчества; — развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе; — расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса (обложка, переплет, иллюстрация, типография, шрифт, рукопись, пергамент, папирус, береста, энциклопедия, словарь и т.д.); — развитие творческих способностей детей к выражению своих впечатлений в различных видах продуктивной деятельности; — воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. | — внедрение разнообразных методов работы с книгой в практику семейного воспитания — привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду; — повышение родительской компетентности в процессе детского чтения. | -повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями; — активизация творческого потенциала педагогов; — разработка методических материалов «Работа в книжном уголке» (картотека игр, методы и приемы работы с литературными произведениями, конспекты занятий, досугов и других мероприятий); — внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей. |
Методы:
— Наглядные (оргназация выстовок,презентаций, книжных уголков, и т.д. )
— Словесные (беседы, викторины,конкурсы, литературные загадки, и т.д.)
— Практические ( познавательно — речевая и продутивная деятельность детей, экскурсия в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах).
Ход мероприятия
Понедельник | ||
Первая половина дня | Торжественное открытие «Недели детской книги». (Проводится в музыкальном зале). Приглашенные гости (библиотекари) проводят беседу с детьми на тему «А у книжки именины!» ( сообщение о том, где и когда родилась «Неделя детской книги); Сообщение библиотекаря о книжках- юбилярах. Игра «Сказки. Сказки. Сказки» (Приложение 1) Приглашение детей в гости в Библиотеку. | |
Вторая половина дня | Экскурсия в библиотеку. Знакомимся с работой хранителей книг. (Обыграть как сюжетно – ролевую игру «Путешествие в мир книг»). | |
Вторник | ||
Первая половина дня | Подготовка к театрализованному представлению « Муха – Цокотуха». Творческая мастерская: готовим декорации (маски, наряды, атрибуты к сказке – самовар, большая денежка, чашки и т.д.) Приглашаем родителей принять участие в подготовке к представлению. | |
Вторая половина дня | Организация Сюжетно – ролевой игры: « Книжная «Скорая помощь» (вместе с детьми « лечим» книжки). (Подготовить «врачебные» халаты, шапочки, очки, бинты – скотч, клей, носилки и т.д.) | |
Среда | ||
Первая половина дня | Изготовление рукописных книг-самоделок — «Книжки – малышки» (совместное творчество детей и родителей, детей и педагогов); Оформление выставок по результатам творчества. | |
Вторая половина дня | Литературная викторина «Путешествие по сказкам» Проводится вместе с родителями. (Приложение 2) | |
Четверг | ||
Первая половина дня | Художественное творчество (рисование): « Мой любимый сказочный герой». Хороводные игры с игровыми припевами : « Березка», « Тюлень». (Приложение 3) | |
Вторая половина дня | Выставка детских рисунков по мотивам сказок. «Репка» Народная игра – развлечение. (Приложение 4) | |
Пятница | ||
Первая половина дня | Организация сюжетно – ролевой игры « Книжный магазин». Выставка детских рисунков по мотивам сказок. | |
Вторая половина дня | Торжественное закрытие « Недели книги». Обмен «Книжками – малышками» на память. Театрализованное представление «Муха – Цокотуха» ( в музыкальном зале для детей и родителей других групп). Чаепитие с Мухой – Цокотухой и ее гостями. |
Заключение
Вышеназванный проект актуален еще и тем, что позволяет интегрировать образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес, любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
Список используемой литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 2000. — 400 с.
2. Большева Т.В. Учимся по сказке. — СПб., 2001.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,1974.
4. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.
5. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и д.р .. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.
6. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 1986. – т. 1.
7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
О пользе чтения для детей
Каждый человек вспоминает свое детство, мысленно возвращаясь к нему снова и снова. Разве для вас не было счастьем в любимом уголке в доме перенестись в мир сказки, доблести и чести, мир дружбы и преданности, мир, в котором ценят душу человека, его нравственные качества? В мир, где показывается вся красота родной природы, все величие нашей Родины, мир, в котором добро одерживает победу над злом, показывая ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо? Не зря во многих пособиях для молодых мам, примером является чтение своему ребенку стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», которое расширяет знание детей о хороших и плохих поступках, о нормах поведения, развивает стремление к хорошим, правильным поступкам и умение избегать негативного выбора.
Разве можно представить умного, высоконравственного, образованного человека без любви к литературе? Этот вопрос становится очень важным при развитии ребенка, становлении его личности, ведь именно через литературу дети получают основные сведения о качествах людей, о жизни, справедливости, о силе любви и доброты, дружбе и преданности. Именно через литературу формируется патриотизм ребенка, появляется некая связь со своей Родиной, своеобразная незримая нить, соединяющая внутренний мир ребенка с произведением искусства.
Разве может остаться равнодушным ребенок, прочитавший рассказ Тургенева «Муму»? Разве не задумается он о ценности жизни, любви? О том, что между человеком и животным может быть настоящая, искренняя дружба? Какие эмоции испытает ребенок, читая строчку за строчкой, ощущая всю любовь, боль и муки бедного Герасима? Разве не эти ощущения должны формировать нравственные и моральные качества детей? Это ли не влияет на формирование высоконравственной личности?