В 2020-м году изменились требования к образовательным стандартам, поэтому над годовым планом придется поработать дольше обычного. Из-за пандемии и обновлений в законе нужно добавить в план 5 крупных задач.
Рекомендуем начать подготовку плана с новых пунктов, потому что они займут больше всего времени. Если вы уже составили план без учета новых задач, пропишите их в корректировочном листе:
- Прошлогодние цели
- Дистанционные технологии
- Антитеррористическая защита
- Сетевое взаимодействие
- Консультационный центр для родителей
- Утверждение и контроль годового плана
Утверждение и контроль годового плана
Когда составлен новый годовой план, прописаны все задачи и назначены их исполнители, нужно согласовать итоговую версию плана. Обычно ее согласовывают с педагогическим советом. Для этого разошлите электронную версию плана сотрудникам за день до заседания, чтобы они успели ознакомиться и подготовить свои предложения и вопросы. Если на заседании возникли разногласия, доработайте план в соответствии с ними. Если у педагогического совета нет возражений, поставьте гриф “Утверждаю”.
После утверждения плана нужно сообщить о новых задачах и выдать инструкции всем, кто участвует в их исполнении. Затем можно разместить годовой план на официальном сайте. Если решите публиковать его, исключите из публичной версии информацию, которую нельзя распространять в открытом доступе. Например, сведения о работе со служебной документацией или подробности плана антитеррористической защиты ДОУ.
Когда коллектив начнет выполнение плана, контролируйте его работу на ежемесячном совещании. Для этого удобно составить контрольный лист, в котором сотрудники будут отмечать, что они выполнили, а что нет. В этом листе нужно прописать отчетные мероприятия, исполнителей и сроки.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Изменения в законе
Новый федеральный закон дополнил прежний закон «Об образовании в Российской Федерации». Коротко об изменениях.
Изменили понятие “воспитание”. В детском саду нужно воспитывать чувство патриотизма, заботливого отношения к природе, уважения к памяти защитникам Отечества, к труду и старшему поколению, к законам и к самому себе.
Конкретизировали определение образовательной программы. В программу нужно включить отдельные блоки по воспитанию и календарный план воспитательных работ. Закон разрешает организациям самостоятельно разрабатывать структуру и содержание рабочей программы, поэтому над созданием модулей должны работать педагогический и родительский советы детского сада.
Установили сроки по внедрению изменений. Закон вступил в силу 1‑го сентября 2021 года, а к 1-му сентября 2021 года образовательные программы детских садов уже должны соответствовать этому закону. Государство проверит выполнение требований во время государственной аккредитации.
Обязали рассказать родителям об изменениях.
Сотрудники детских садов должны сообщить родителям о новой направленности учебной программы.
С одной стороны эти изменения позволят эффективно объединить воспитательные процессы в детском саду и в семье. С другой стороны воспитание и обучение детей неразделимы, поэтому нет очевидного смысла выделять план воспитания в отдельный документ. Однако нельзя игнорировать государственные требования, потому что воспитание стало обязательной частью образовательной программы. Разберемся, как реализовать нововведения.
Цифровая гигиена
Какие самые большие родительские страхи перед лицом технологий? Что они так засосут – не вытащишь. Что виртуальная реальность станет привлекательнее настоящей жизни. Что кто-то там, внутри глобальной сети, может обмануть или обидеть ребенка.
Так вот, совместная игра – это еще отличная профилактика. Как ребенок поймет, что это агрессивная и злая игра, если вы бросите его с ней один на один? Как он догадается, что хватит, если вы сами постоянно «серфите»? Как он научится распознавать обман и недобрые намерения в сети, если собеседник по ту сторону экрана предлагает ему что-то захватывающее, а вы вообще ни о чем не спрашиваете, кроме как помыл ли ребенок руки и выучил ли стих к утреннику?
Технология – это инструмент, которым нужно научиться пользоваться. Сами по себе они ни вредные, ни полезные. И учить пользоваться должен родитель – своим примером, уделяя время, внимание и терпение и показывая, КАК на самом деле стоит относиться к этому инструменту.
Технологии в образовании – это зверь, которого нужно приручать и изучать. Узнать, как именно это сделать, можно на
конференции EDCRUNCH 2021.
Эксперты рассказали, как пандемия повлияла на дошкольное образование
— Принятые меры по снижению негативного влияния COVID-19 в сфере дошкольного образования заставили переосмыслить теоретические подходы к пониманию детства. Исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации в отдельных регионах принимались решения о том, могут ли детские сады продолжать работу в период пандемии, — рассказывает член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса. — В целом ряде стран были закрыты все детские сады. Появился ряд исследований, посвященных анализу влияния цифровизации на детей. Именно гаджет стал альтернативой общению и традиционным видам деятельности, которую многие взрослые предложили детям. Очевидно, что мир не будет прежним, поэтому отдельная задача сегодня: создать развивающий контент. Сделать так, чтобы жизнь детей в цифровом мире была связана с вхождением в культуру, а не угрожала их развитию.
Ученые отмечают, что длительное нахождение у экрана в карантин оказало негативное влияние на детей младшего возраста, они стали гораздо меньше двигаться. Ученые факультета физической культуры и спорта Карлова университета Чехии отмечают, что малоподвижный образ жизни ограничивает способности памяти у дошкольников.
— Наше исследование показало, что у 20% детей наблюдается неправильное соотношение жировой и мышечной тканей. У детей, двигающихся гораздо меньше сверстников и страдающих ожирением, отмечается ухудшение метаболической и нервной систем, — подчеркивает доцент факультета физической культуры и спорта Карлова университета Мартин Мусалек.
Что еще важного отмечают эксперты? Принятые меры методической и технической поддержки во время самоизоляции, в основном, касались общего и высшего образования. Организация дистанционного образования для детей дошкольного возраста отошла на второй план. Родителям предложили заниматься с малышами с помощью обучающих цифровых ресурсов, но и тут есть сложности — не все они учитывают особенности обучения дошкольников. Результаты международных исследований под руководством Александра Вераксы на примере приложений, обучающих математике, показали, что большая часть приложений для обучения математике основаны на использовании метода проб и ошибок, что противоречит концепции развивающего обучения. 87% таких приложений лишь сообщают о правильности ответа, и лишь оставшиеся 13% дают подсказки и инструкции, подогревающие интерес у ребенка, и совсем немногие предполагают диалог со взрослым.
— Что показал анализ рынка существующих приложений для обучения математике, доступных для скачивания в России? Приложений, соответствующих потребностям дошкольного возраста не так много. А существующие, как правило, не используют весь потенциал современных гаджетов, — отмечает Вера Сухих, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.
Какие еще проблемы есть в российском дошкольном образовании? РАНХиГС совместно с МПАДО подготовили об этом экспертный доклад. К основным проблемам в сфере дошкольного образования респонденты отнесли избыточную отчетность (27,7% от ответов), нехватку площадей (18,7%), несоответствие предметно-развивающей среды потребностям детей для полноценной реализации образовательной деятельности (18,6%). Только 5,1% опрошенных ответили, что в их учреждениях проблем нет.
«Другие» технологии
Конечно, искусственный интеллект не заменит ни родителя, ни педагога, и самое продвинутое приложение не спасет занятие, если его ведет кто-то равнодушный и глупый. Но прелесть современных технологий как раз в том, что они постоянно меняются и подстраиваются под ребенка, чтобы обучение было в удовольствие и на пользу. Даже если не повезло с педагогом, или материал ужасно скучный.
Что уже придумали в EdTech для того, чтобы разнообразить обучение и сделать его более эффективным?
Вы удивитесь, но это старые добрые видеоигры. Профессор Джордан Шапиро посвятил изучению игры свою научную деятельность и карьеру, и вот как он кратко описывает преимущества: «Важность игры в том, что она помогает понять предмет или задачу в контексте системы. Зазубривание, запоминание и опросы не работают, потому что концентрируются на разрозненных фактах. А компьютерные игры заставляют игроков взаимодействовать с изучаемой проблемой».
Приложения, которые учат устному счету, азам геометрии и азбуке – это уже наша реальность. Но это далеко не все. На EdTech рынке все больше так называемых non fiction apps – приложений и сервисов, которые совмещают онлайн и офлайн. Например, они учат, как что-то смастерить, а материал для поделки – самый что ни на есть настоящий, картон, клей, ножницы. Или в буквальном смысле – выводят погулять. Квесты, в которых нужно выполнять задания, находя места или предметы на Google maps, – пользуются бешеной популярностью у ребят.
Шапиро говорит, что совсем не обязательно гнаться за новинками и пытаться скачать все, что выпускают разработчики. Обычной видеоигры будет достаточно. Главное – правильно все организовать. Как?
Большая часть обучения – это результат ежедневной работы. Родители постоянно, сами того не замечая, учат детей — отвечая на их, казалось бы, простые вопросы, гуляя с ними, читая им, кормя и укладывая спать. Совместная игра – такая же возможность научиться. Не оставляйте ребенка один на один с игрой. Садитесь рядом. Задавайте вопросы. Сами объясняйте. Интересуйтесь. Включите режим парной игры и начните сражаться. Превратите самую простую игру в возможность побыть вместе и научиться чему-то новому.
Программы и технологии
О.И. Голубева, А.С. Титова, Т.Б. Шемина. Артель. Форма организации образовательного процесса
В первой части статьи рассказывалась история зарождения уникальной формы организации деятельности людей – артели, описывались ее особенности, принципы и правила союза артельщиков. Вниманию читателей был предложен сценарий мастер-класса для взрослых, так как внедрение новой формы в организацию образовательного процесса следует начинать именно с педагогического коллектива.
Учим детей учиться
Подготовить к какой-то одной профессии нельзя, хотя бы потому, что ее еще не придумали. Значит, самое важное – научить детей учиться и развить такие качества характера, которые пригодятся везде.
Soft skills и эмоциональный интеллект – сегодня на слуху. Но все ли понимают, что это такое, как это развить и, самое главное, как это поможет детям во взрослой жизни?
Нейропсихолог Эрин Клейбоу говорит, что эмоциональный интеллект – это, прежде всего, способность сопереживать. Эмпатия, второе название эмоционального интеллекта, бывает двух видов: эмоциональная и интеллектуальная. Первой научить невозможно: слезы или радость за другого человека – это просто реакция нашей лимбической системы. А вот вторая – это настоящая «суперсила». Уча ребенка понимать, как чувствует себя другой человек, мы даем ему власть буквально «проникнуть» в его сознание. Что это дает? О, здесь просто тонны возможностей! Это и анализ причин, и прогнозирование результатов, и умение находить общий язык с кем угодно, и подстраиваться под собеседника или ситуацию так, чтобы выиграли все, и понимание собственных ощущений, и выстраивание личных границ.
Главное преимущество, по словам профессора Клейбоу, в том, что интеллектуальная эмпатия позволяет ребенку предсказывать будущее. Никакой магии: зная, что чувствует собеседник, проще подобрать слова, чтобы его поддержать, утешить или, наоборот, поставить на место, без ненужной мелодрамы и конфликта.
Как этому научить? И снова ничего сверхъестественного. Начните с азов: обсуждайте, как чувствуют себя и о чем сейчас думают герои сказок и мультиков, а потом и обычные люди из ежедневного круга. Чем можно помочь в трудной ситуации? Что бы сам ребенок стал делать, окажись он на месте того, кто попал в беду? Как, скорее всего, поведет себя герой и почему ребенок сделал такой вывод?
Актуальный разговор
А.И. Бучкова. Сложные ситуации в вопросах и ответах. Знакомство детей с правилами безопасности
В 2021 году «Актуальный разговор» продолжится в прежнем формате. В выпусках можно будет найти полезную информацию, психотерапевтическую сказку или перечень мультфильмов по волнующим вас проблемам. Некоторые темы будут разделены на два номера, другие представлены только сказкой или перечнем мультфильмов. Заключительный выпуск будет посвящен исключительно разбору того, о чем вы спросите. Вопросов много, мы планируем ответить на все. По-прежнему ждем от вас актуальных тем для обсуждения и предложений по сказкам и мультфильмам.
Конкурс «Всероссийская контрольная по психологии для воспитателей»
Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» совместно с кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Московского государственного психолого-педагогического университета предлагает коллегам проверить свои знания в области психологии и возможность использовать их в решении проблемных ситуаций.
В цикле материалов, включенных в конкурс, будут описаны для анализа и решения ситуации из образовательных практик. В основе задач «контрольной» – различные психологические понятия и закономерности.
Цель цикла – профессиональное саморазвитие педагога системы дошкольного образования.
Положение о конкурсе
Физическое развитие
А.П. Щербак. Энциклопедия физической культуры ребенка. Подвижная игра
Аннотация. Статья посвящена феномену физической культуры ребенка – подвижной игре, так как она является и средством, и методом, и формой занятий физическими упражнениями. Представлена классификация подвижных игр. Описан алгоритм проведения подвижной игры: выбор, непосредственная подготовка, проведение и анализ игры.
Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья
Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждении
Relevant trends of modern education in preschool educational institution
УДК 3 37.37.01/.09 37.02
В данной статье рассмотрены современные тренды в дошкольном образовательном учреждении: smart-обучение, образовательная робототехника, обучение вне занятий, образовательные игры, социальные медиа, STEAM.
In this article modern trends in preschool educational institution are considered: smart training, educational robotics, training out of occupations, educational games, social media, STEAM.
Ключевые слова: тренды, образование, технологии, STEAM, smart-обучение, образовательная робототехника, образовательные игры, социальные медиа, обучение, занятия.
Keywords: trends, education, technologies, STEAM, smart training, educational robotics, educational games, social media, training, occupations.
XXI век — век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.
Обратим внимание на веяния ФГОС ДО, чтобы соотнести их с возможностями рассмотренных трендов образования[3].
1. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.
2. Основная цель ФГОС ДО– полноценное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира(в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности).
3. Инновационный характер стандартов — это требования к условиям осуществления образования.
4. В планах появляются образовательные области, а также деятельность вне занятий.
5. ФГОС ДО ставит во главу угла образовательные технологии. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.
6. Ценностные ориентиры во ФГОС ДО смещены: от общности и коллективизма — к индивидуализации, от познавательной деятельности к социализации.
На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.
Smart-обучение – первый тренд обучения, состоящий из слияния онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа.
Главная цель Smart-обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы[1, с.1].
Второй тренд – образовательная робототехника, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в педагогический процесс через объединение конструирования и программирования.
Занятия по робототехнике предоставляют возможности для разностороннего развития и формирования важнейших компетенций, обозначенных в стандартах нового поколения:
- навыки проведения экспериментального исследования: выдвижение гипотез, поиск решений, проведение наблюдений и измерений, установление причинно-следственных связей, оценка влияния отдельных факторов, обработка и анализ результатов;
- развитие творческого, образного, пространственного, логического, критического мышления;
- развитие коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе) по выработке и реализации идей, планированию и осуществлению деятельности, развитие словарного запаса и навыков общения.
Обучение вне занятий – третий тренд. Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.
Четвёртый тренд современного образования – это социальные медиа. Социальный сервис Facebook, сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостингYoutube – все это можно и нужно использовать на занятиях.
В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.
Введение в обучение образовательных игр является пятым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей.Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы экологии и тому подобное.
Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM.Шестой тренд – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.
Аббревиатура STEAM расшифровывается как:
S – science,
T – technology,
E – engineering,
A – art,
M – mathematics.
Или естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
На Международной конференции “STEAM forward”, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления: «Привлечение детей к STEAM. Данное образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады[5].»
Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.
И как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм.
Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий[4].
Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.
Список литературы:
1.Тен А.С. и др. Smart-обучение в системе повышения квалификации педагогов. Методическое пособие. –Алматы: АО НЦПК «Орлеу». 2014. -112с.
2.Кейс Терлоу. Десять трендов современного образования URL:https://www.hse.ru/news/media/63841790.html
3.Тренды современного образования. Особенности образовательных трендов
URL:https://sites.google.com/site/trendsofedu/fgos
4.Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL:https://edguru.ru/blog/edutrends/
5.Тамара Стрельникова. Что такое STEAM-образование?
URL:https://www.unikaz.asia/ru/content/chto-takoe-steam-obrazovanie
Обучение не для галочки, а для жизни
Готовят ли детсады и школы к настоящей жизни? И вопрос даже не в том, какие знания они дают, а в том, как они эти знания проверяют. Самостоятельные, контрольные, диктанты – эти формы оценки безнадежно устарели, если вообще когда-то были полезными.
В реальной жизни нет ни тестов, ни контрольных, но навыки и знания проверяются строго и часто. Можно ли отказаться от формальной оценки и, как в этом случае, увидеть прогресс или провал?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что именно мы проверяем. Какую теорию помнит ребенок или как он может ей воспользоваться? Скорее, второе. А как проверяются простые навыки в жизни? Внезапно, без предупреждения, без шанса подготовиться заранее, и длится такой «тест» – всего ничего. А главное, последствия всегда ощутимее «двойки» в журнал. Не успел завязать шнурки – пришел на прогулку последний. Разбросал Lego по всему дому – мало того что наступил и укололся, так еще и мультфильмов мама лишила за беспорядок.
Именно так учит и тестирует искусственный интеллект. Он анализирует контекст, в котором ребенок находится сейчас, дает ситуативные подсказки и создает обстоятельства, которые одновременно учат и проверяют умения. Увидеть, как это работает, можно уже сейчас.
Например, приложение Pica. Это виртуальная камера. Задача ребенка — фотографировать все, что его окружает, и учить роботов, которые «живут» в приложении, распознавать цвета всех этих предметов.
Или приложение MyBuddy. Оно «слушает», как ваш ребенок говорит по-английски, оценивает произношение, подсовывает изученные слова на повторение.
Искусственный интеллект можно использовать и в групповом обучении и нестандартно решать ежедневные проблемы. Например, не ждать, когда выздоровеет приболевший соперник по шахматам, а сражаться прямо сейчас: искусственный интеллект подберет того, кто равен по силам. Все тот же искусственный интеллект увидит слабые места и предложит такие задания, которые восполнят пробелы. Больше не нужно ждать воспитателя, чтобы он оценил, правильно ли ты делаешь поделку: ИИ подскажет в самом процессе и направит, как нужно.