ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.
Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.
Задачи можно выделить следующие:
- формирование эмоционального опыта;
- преодоление внутренних противоречий;
- получение образца поведения в различных ситуациях.
Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти
ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ
Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.
В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.
НАПРАВЛЕНИЯ
Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:
- Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
- Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
- Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
- Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
- Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
- Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.
ФУНКЦИИ
Принято выделять такие функции сказкотерапии:
- Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
- Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
- Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
- Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
- Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.
Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.
Пришло время познакомиться с типами сказок
В сказкотерапии также очень важно сделать правильный выбор типологии сказки. А какими они бывают, мы сейчас разберем:
- Народные – это самый древний вид сказок, который основан на многовековом опыте наших предков. К ним можно отнести различные мифы, легенды и притчи, в которых содержаться общие представления нации о добре и зле.
- Художественные в отличие от народных являются результатом одного человека – автора. В таких историях писатель отдельное место уделяет деталям, описаниям и образам персонажей. Также этот вид сказок имеет собственную классификацию:
- Бытовые;
- Волшебные;
- О животных;
- Страшные.
- Психокоррекционные сказки должны быть схожи с проблемой ребенка, но указывать на нее косвенно, а ее сюжет составляется по определенной схеме:
- В самом начале происходит знакомство с персонажами произведения;
- У главного героя появляется какая-то резонансная ситуация, похожая на ту, кому адресована сказка;
- Показывается, как герои ищут способы преодоления проблемы, и в чем ее суть;
- Далее герой благополучно преодолевает все сложности;
- Финал коррекционной сказки непременно должен быть позитивным, потому как это дает ребенку ощущение психологической безопасности, и он понимает, что какие бы негативные и сложные обстоятельства не случались в жизни, все непременно будет хорошо;
- Вывод, который делают персонажи, после чего их жизнь меняется в лучшую сторону.
- Психотерапевтические сказки способны решить практически любую проблему, даже когда все остальные психологические методы уже бессильны. Данный вид произведений направлен на решение более серьезных проблем: потерям, находкам, жизни, смерти, любви и так далее. У них не обязательно счастливый финал, однако они очень хорошо стимулируют личностный рост человека.
Типы сказок могут быть совершенно разными, и каждый из них может отвечать на какую-то определенную проблему, поэтому в сказкотерапии очень важно опираться на особенности каждого ребенка.
В сказкотерапии используются не только разные типы, но и жанры произведений
При выборе произведения для сказкотерапии, нужно помнить главное правило: к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, а история быть актуальной его проблеме. Жанры могут быть совершенно разные:
- Притча в основном направлена на укрепление духовных ценностей, а ее мораль, чаще всего, сформулирована четко и прямо, не завуалированно;
- Басня по своей форме очень похожа на притчу, разница состоит в том, что она более короткая и содержит нравоучение, как правило, в начале и конце произведения;
- Былина и легенда наибольшим успехом пользуются у подростков, в их сюжете, основанном на реальных событиях, зачастую используются сражения;
- Миф это древнее повествование наших предков о сотворении мира, героях, царях, Богах и природных явлениях, которое помогает лучше понять менталитет разных народов;
- Сказка по своей форме является самым свободным из всех жанров, и в отличие от былин, легенд и мифов, может рассказывать не только о прошлом, но и о будущем времени. Мораль в ней завуалирована, поэтому произведение является более деликатным и ненавязчивым.
Для каждой возрастной группы сказки подбираются отдельно
В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии:
- 2-3 года. На этом этапе в жизни детки первый раз отлучаются от родителей, посещая детский сад, поэтому в данном возрасте сказкотерапия помогает избавить от страхов и тревог, снять эмоциональное напряжение и настроить на сон гиперактивных малышей. Также способствует развитию фантазии, внимания и речи;
- 3-5 лет. В этом возрасте дети начинают чувствовать в себе личность, появляются страхи, кризисы, капризы. Одним из важнейших навыков, становится общение с выстраиванием полноценного диалога. Родителям нужно учитывать, что маленькие люди этой возрастной группы зачастую ассоциируют себя с животными, поэтому сказки с ними будут наиболее интересны, но не менее увлекательными для них являются произведения с участием принцесс, волшебников и фей;
- 5-6 лет. Данный период характеризуется появлением первых комплексов, чувства неуверенности в себе, поэтому волшебные истории о трансформациях и прекрасных перевоплощениях вызывают восторг у детей, а взрослым служат отличным помощником в коррекции поведения и мышления;
- 6-10 лет. Перед детками в этом возрасте открывается «новый мир» — школа, поэтому необходимо помочь своему чаду пройти адаптацию максимально комфортно, научить ставить и достигать первые цели, а также продолжать закреплять полученные навыки. Новые авторские сказки, которые ранее не были прочитаны (прослушаны), вызовут у ребят неподдельный интерес;
- Подростковый период Один из самых непредсказуемых и тяжелых. Человек себя полностью осознает единицей общества с собственным мышлением, и зачастую находится в поисках «внутреннего я». Легче всего воспринимаются истории, притчи и легенды.
Сказки всегда помогали детям отправиться в невероятное фантастическое путешествие, а волшебство, которое дарит каждая история дает ребенку возможность научиться мыслить позитивно и осознать, что в жизни нет ничего невозможного. Родителям важно помнить о том, что вовремя рассказанная сказка может помочь справиться маленькому человеку с серьезной проблемой, поэтому будьте внимательней к своим детям, проводите больше времени вместе, ведь всем нужны забота и тепло!
Сегодня жизненный ритм гораздо быстрей, чем у наших предков, и время, проведенное в кругу семьи, стало бесценным ресурсом, а сказки помогают взрослым и детям решить вопрос с нехваткой совместного времяпрепровождения.
Также следует отметить, что теперь существует более широкий выбор транслирования сказок:
- читать;
- рассказывать;
- слушать аудиосказки.
Во все времена сказки всегда вызывали восторг и интерес у детей. Каждый ребенок больше всего на свете ждет вечера, когда любимые близкие расскажут новую увлекательную историю или продолжение той, что поведали вчера. Для родителей же сказка – это прекрасная возможность передать чаду свои знания и опыт в игровой форме, она помогает разговаривать с ним на одном языке и лишний раз проявить заботу.
ВИДЫ СКАЗОК
Познакомимся с классификацией сказок, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой. Информация представлена в форме таблицы.
Форма сказки | Краткая характеристика |
Художественная | Это традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские сказки, в сюжете которых могут присутствовать элементы других форм. |
Дидактическая | Созданы педагогами для упрощенной подачи учебного материала. Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками, подросткам же предлагают сочинения таких текстов. |
Медитативная | Помогают расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение посредством накопления положительного опыта. Часто чтение сопровождается прослушиванием успокаивающей музыки или звуков природы. |
Психотерапевтическая | Помогают разобраться в событиях окружающего мира, часто они очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества. |
Психокоррекционная | В ненавязчивой форме влияют на поведение, чаще всего применяются по отношению к подросткам 11-13 лет и взрослым, помогают решить проблемы агрессивного и неэффективного поведения. Такую сказку не обязательно обсуждать или обыгрывать, зачастую достаточно дать ее прочесть и обдумать самостоятельно. |
Используемые в рамках такой терапии жанры отличаются многообразием, это не всегда сказки. Вот основные из них:
- былины, мифы, легенды, саги – эти 4 жанра лучше всего подходят для работы с подростками;
- басни (мораль сформулирована достаточно четко, можно использовать тексты не только Крылова, но и Эзопа, Лафонтена);
- притчи (часто содержат важные жизненные уроки, посвящены какой-то конкретной проблеме и могут использоваться для ее проработки).
Иногда допустимо применение и современных жанров, например детективов, фантастики – главное, чтобы жанр соответствовал вкусу ребенка.
РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИКИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.
Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.
К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.
Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.
Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.
Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.
Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
При правильном подходе при помощи сказок можно решить такие проблемы:
- лень;
- неаккуратность;
- обман;
- агрессия;
- нежелание ходить в садик.
В случае серьезных фобий или появления нового члена семьи лучше воспользоваться помощью профессионала.
Рассмотрим, как дома мама может использовать элементы терапии сказками для ребенка-дошкольника. Зачастую малышу мало просто послушать текст сказки. Важно, чтобы родители обсудили его с ним, помогли разобраться в тех уроках, которые дают сюжет и герои.
Размышляя с сыном или дочерью над каждой прочитанной сказкой, можно сформировать у них так называемый «банк жизненных ситуаций» – то есть того, как можно и нельзя поступать в различных случаях. Чем чаще подобные обсуждения будут происходить, тем быстрее ребенок получит необходимый жизненный опыт. Тем самым родители подготовят его к самостоятельной дальнейшей жизни, помогут сформировать систему ценностей.
Если ребенок просит маму рассказать одну и ту же сказку несколько раз, просьбу следует выполнить, поскольку она говорит о важности данного сюжета для крохи.
КАКИЕ СКАЗКИ ВЫБИРАТЬ?
Рассмотрим примеры сказок и требования к ним. Для дошкольников и детей 7 лет подойдут такие варианты:
- бытовые («Курочка ряба», «Колобок», «Каша из топора»);
- волшебные («Морозко», «Кот в сапогах»);
- героические («Добрыня и Змей», «Илья Муромец»);
- поучительные («Лиса и журавль», «Золотая рыбка»).
Это могут быть как устные народные, так и авторские произведения. Главное, чтобы они отвечали следующим требованиям:
- Герои были понятны и интересны детям. Отличный вариант, если действующим лицом является ровесник. Следует учитывать и возрастную специфику: для 2-3 лет предпочтительны герои-животные, в 4 года следует вводить элемент волшебства, в 5 лет волшебные сказки уже становятся основными.
- Персонажи должны четко подразделяться на положительных и отрицательных. В силу возраста детям пока трудно судить о том, что честный и добрый человек в определенных обстоятельствах не всегда поступает хорошо. Поэтому в отобранном материале все должно быть доступно и однозначно.
- Сам текст следует выбирать интересный ребенку, близкий ему по тематике и увлечениям.
- Тематика должна быть актуальной. Занятие проводится с определенной целью, для решения какой-то проблемы ребенка (агрессивность, застенчивость, фобии), материал надо подобрать таким образом, чтобы освещать эти аспекты.
- Наличие развязки. Проблема обязательно должна быть решена, поскольку только так ребенок получит конкретный алгоритм действий.
При наличии фантазии мама может написать сказку самостоятельно, но можно использовать уже готовые произведения психологов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
При проведении занятия по сказкотерапии должны присутствовать следующие элементы:
- Ритуал погружения, помогающий создать необходимое настроение. Это может быть прослушивание веселой мелодии, любимой ребенком.
- Знакомство с текстом. Желательно, чтобы мама рассказала сказку, если такой возможности нет – допустимо выразительное чтение или прослушивание аудиозаписи с профессиональными дикторами.
- Обсуждение. Беседа об услышанном, позволяющая понять урок текста, оценить поступки персонажей, выявить причинно-следственную связь «поступок-последствие».
- Арт-терапевтический элемент. Рисование героев, создание сказочного мира в песочнице. Лучше всего использовать любимый ребенком вид деятельности.
- Ритуал выхода. Закрыть глаза, сосчитать вслух до трех и покинуть сказочный мир, оказаться в реальном.
- Подведение итогов. Краткое резюме того, что удалось узнать на занятии. На этом этапе очень важно избегать использования нравоучений со стороны взрослого, навязывание «правильной позиции».
Структура не является обязательной, при желании можно видоизменять ее. Подобные занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ
Рассмотрим, как мама может посредством сказкотерапии решить ряд важнейших проблем в воспитании и развитии ребенка.
Проблема | Сказка, направленная на ее решение |
Капризы в еде, отказ от полезных продуктов | Сказка от лица овощей, которые рассказывают о собственной пользе. Можно включить сюда и монолог конфеты, которая предстанет отрицательным персонажем и расскажет о вреде, который она приносит. |
Неаккуратность, ребенок не видит смысла в порядке и не желает содержать свои вещи в чистоте | Сказка о стране нерях, жители которой не следят за чистотой и порядком. Это приводит к проблемам и сложностям (они не могут найти нужную вещь в решающий момент, необходимый волшебный предмет оказывается сломанным или грязным). |
Ребенок агрессивен, часто без повода бьет младших детей | Сказка о медвежонке, который хотел показать всем, что он большой и сильный, обижал других зверят. В итоге никто не стал с ним дружить. Однажды он пришел на помощь зайчонку и понял, что свою силу нужно использовать во благо, помогая слабым. |
Малыш неуверен в себе, робок, считается физически слабым | Поможет сказка «Дуб и травинка»: на полянке росли могучий дуб и тоненькая травинка, которую даже самый небольшой порыв ветра прижимал к земле. Дуб все время смеялся над слабой былинкой, но она росла, не обращая внимания на насмешки. Однажды прошел ураган, настолько мощный, что вырвал дуб с корнем, а травинка, хотя и пригнулась к земле, не пострадала. |
Второй вариант работы со сказками – это тексты, посвященные конкретному ребенку. Как правило, детям очень интересно слушать о самих себе. В таких сказках кроха наделяется определенными чертами характера, которые родитель желает ему привить. Например, если малыш категорически отказывается ложиться спать в темноте, в сюжетной канве сказки он должен предстать отважным героем, который не боится ночи.
Сказкотерапия является мягким методом психотерапии, позволяющим решить серьезные проблемы в щадящей форме. Она доступна для применения в домашних условиях. Основная сложность – верный выбор материала. К этому вопросу следует подойти ответственно, при желании сказку можно сочинить самостоятельно. Для детей этот метод подходит идеально, поскольку работа ведется на доступном для дошкольного возраста материале, что, тем не менее, не уменьшает эффективности.
Теперь давайте разберемся в том, как действуют сказки
Сказкатерапия — это самый лучший способ обнаружения скрытых и явных переживаний ребенка, который помогает сделать большой шаг вперед навстречу развитию.
Существует несколько сфер, в которых применяется данный метод, поэтому давайте разберемся в этом вопросе. Сказкотерапия используется, как инструмент для:
- Развития творческих способностей, которые в будущем позволяют ребенку находить в разных жизненных ситуациях оптимальные варианты решения. Также помогают взглянуть на события под разным углом, тем самым расширить свой кругозор.
- Передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Сказки рассказывались детям во все времена, таким образом предки делились своими знаниями, накопленными ранее. Однако, если историю просто рассказать, то у малыша она остается на подсознательном уровне, но стоит произведение обсудить вместе со своим чадом, и полученные знания будут в сознании, благодаря чему в определенной ситуации он сможет ими воспользоваться. Также метод помогает донести до адресата жизненные ценности и нормы правильного поведения в обществе, поэтому адаптация к социуму проходит намного проще и менее болезненно. Еще одними важнейшими навыками, которые дите приобретает при сказкотерапии – это умение ценить дружбу, любовь, прощать обидчика и выстраивать отношения с родителями.
- Самопознания. Детям, вне зависимости от возраста, бывает очень сложно распознать собственные эмоции и переживания. Сказка позволяет ребенку прожить сюжет вместе с главным героем, благодаря чему, он может свободно выражать свои чувства, что способствует устойчивому становлению личности.
- Психотерапии. Применяется врачом специальной направленности, который помогает найти решение из сложной ситуации посредством сказкотерапии, а также активировать защитные механизмы психики, избавить от фобий и комплексов.
- Логопедии. К сожалению, в настоящее время много деток дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и в качестве решения этой проблемы, логопеды сегодня не редко прибегают к сказкотерапии, которая способствует введению звуков в свободную речь, развивает все компоненты памяти, слоговую структуру слова и умение формулировать связные высказывания.
- Устранения дефицитарного мышления и искоренению ограничивающих убеждений. В 21 веке становится все больше осознанных людей, которые занимаются саморазвитием, поэтому сказка является наилучшим способом показать ребенку, что мир полон добра, и в нем нет ничего невозможного, ведь если чего-то сильно желать, то результат не заставит себя долго ждать.
Вместе составляем план занятия по сказкотерапии
Чтобы сказкотерапия дала хорошие результаты в работе с детскими проблемами, рекомендуем применять следующую структуру занятия:
- Для начала нужно создать положительный настрой и подходящую атмосферу, чтобы детям захотелось работать со сказкой. Здесь лучше всего подойдут совместные упражнения с коллективом, где ребята смогут почувствовать друг друга, познакомиться получше и немного раскрепоститься;
- Далее следует вспомнить прошлое занятие сказкотерапии, для закрепления положительного результата и прогресса. Взрослый задает вопросы малышам: Что они запомнили? Какие выводы сделали? Получилось ли применить полученный опыт в жизни?
- После рассказывается новая сказка с вовлечением в нее детей. Для этого повествующий историю просит помочь какому-либо герою в решении его проблемы;
- Следующий этап – это проведение интерактивной игры, в которой детки смогут применить полученный на текущем занятии опыт;
- Потом ведущий сказкотерапии интересуется у ребят о том, как они могут применить полученные сегодня знания в жизни;
- Подводится итог занятия с выводами. Дополнительным стимулом участия в сказкотерапии будет какое-то поощрение наиболее активных и вовлеченных в процесс детей. Каждый ребенок может завести дневник и получать наклейки в соответствии с результатом занятия.
- В качестве заключительного этапа сказкотерапии будет хорошо вновь использовать коллективные упражнения, например танец – хоровод, или любые другие, направленные на контактирование между участниками занятия.
Несколько правил работы со сказками
Как было сказано ранее, для сказкотерапии подходят все сказки, но все же есть основные принципы при их построении, которые необходимо учитывать:
Между рассказчиком и ребенком нужно установить контакт, поэтому лицо, жесты, мимика и эмоции должны быть видны и понятны адресату, для этого лучше всего сказку рассказывать, а не читать;
Сюжет сказки должен быть понятен тому, кому она предназначена, а длительные паузы отсутствовать;
Если у ребенка во время сказкотерапии появились вопросы, то не следует оставлять их без внимания, лучше остановиться и помочь разобраться с ними вместе;
В момент повествования, родителям тоже следует задавать вопросы своему чаду, чтобы понимать, как он размышляет;
Важно максимально четко разделять героев на положительных и отрицательных.
Какими способами проводится сказкотерапия?
Когда сеанс сказкотерапии проводит детский психолог, он выбирает, какой именно способ подходит данному ребенку, а также определяет направление внутренней проблемы. В настоящее время можно выделить пять наиболее распространенных способов ведения сказкотерапии, у всех этих методов общая цель – выявить и искоренить страхи и негативные установки, но все же у каждой из них есть свои особенности:
- Классическим вариантом является рассказывание сказки, который при обсуждении помогает в безопасной форме подкорректировать поведение детям;
- Метод сочинения сказки включает ребенка в творческий процесс и позволяет видеть ход его мыслей, вследствие чего становится понятно, какая часть внутреннего мира, нуждается в помощи;
- Рисование сказки очень схоже по своей направленности с предыдущим способом, только в данном случае специалист смотрит на то, какие цвета использовались в рисунке, как чадо видит персонажей произведения, а также общее настроение картины;
- При постановке сказки, деткам предлагается как можно лучше показать персонажа, в которого нужно перевоплотиться, продемонстрировать его характер, манеру поведения, походку и прочее. Ведь когда он находится в образе, проявляются его скрытые желания и эмоции, а также проигрываются качества характера, которые нужно усилить. Благодаря жестикуляции и интонации, используемые в процессе ребенком, психолог определяет направление работы.
- Очень интересным и нестандартным вариантом ведения сказкотерапии является изготовление кукол. Такой метод положительно влияет на ребенка и справляется со множеством различных задач:
- Улучшает взаимопонимание внутри семьи;
- Развивает речь;
- Раскрывает творческие способности;
- Налаживает эмоциональную устойчивость;
- Развивает моторику;
- Способствует развитию навыков общения;
- Снимает напряжение.
- Метод песочной терапии помогает создать для детей непринужденную обстановку, в которой они чувствуют себя очень комфортно, ведь игры с песком – это одно из любимых детских занятий. Песок в руках имеет успокаивающее действие и нормализует эмоциональный фон, а нарисовать сказку из песка или играть сказочными персонажами с ним вдвойне интересное времяпрепровождение. Для того чтобы провести сессию сказкотерапии данным методом, понадобится ящик с чистым мелким песком и фигурки героев сказки.