Актуальность проблемы социально-нравственного воспитания в ДОУ
В настоящее время проблема социально-нравственного воспитания является очень актуальной и сложной. Изменения в обществе, критика некоторых процессов общественной жизни, появление новых общественных явлений привели к тому, что проявления добра и сострадания, любви и сочувствия стали встречаться все реже. В обществе материальные ценности вышли на первый план, они преобладают над духовными ценностями. Проявления детской жестокости, агрессивности детей по отношению друг к другу и по отношению к близким людям встречаются все чаще. Детям стало сложнее построить дружеские отношения, им тяжело договориться о совместных действиях в процессе игровой деятельности.
Современные мультфильмы редко преследуют задачу нравственного воспитания, поэтому под влиянием этих мультфильмов детские представления о нравственных качествах — о милосердии, справедливости и доброте – искажаются. Но несмотря на происходящие в обществе изменения воспитание в детях нравственных качеств, душевного отношения к близким людям и к окружающим, должно оставаться неизменным. Поэтому нравственное воспитание детей является одной из ключевых задач.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Дошкольный возраст является наиболее чувствительным для воспитания нравственных правил и норм поведения, способности сопереживать и сострадать. Именно поэтому необходимо в этом возрасте заложить правильные основы личности ребенка. В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка, закладывается его мировоззрение, понимание зла и добра, реакция на поступки других людей, формируются особенности поведения. В этом возрасте у ребенка формируется отношение к Родине, уважение к окружающим, доброжелательность, стремление помочь другим.
Художественная литература как базовый компонент социально-нравственного воспитания
Одним из базовых компонентов в воспитании и формировании личности является художественная литература, которая выступает в качестве источника нравственно-эстетических норм, транслятора традиций общества и его культуры. Выполняя познавательную функцию, художественная литература расширяет кругозор читателей всех возрастов, формирует художественный вкус, дает эмоциональный опыт.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Цели и задачи художественной литературы в ДОУ 480 ₽ Реферат Цели и задачи художественной литературы в ДОУ 260 ₽ Контрольная работа Цели и задачи художественной литературы в ДОУ 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В процессе знакомства с художественной литературой в дошкольном возрасте, ребенок узнает о таких нравственных категориях, как добро, совесть, справедливость, честь, сочувствие, сострадание, долг, смелость. Путем рассуждения с детьми о морали и добродетели не достигается нравственное воспитание. Задачей художественной литературы является то, что при прочтении заставить детей переживать нравственные настроения, поступки и чувства героев произведения. И если эти нравственно-эмоциональные состояния будут пережиты в воображении ребенка, то воспитательная цель будет достигнута.
Замечание 1
Художественная литература является эффективным средством воспитания моральных качеств личности.
Во время чтения ребенок познает окружающую жизнь, природу, знакомится с трудом людей, со своими сверстниками, с их радостями и неудачами, переживаниями и чувствами. Художественное слово оказывает воздействие не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки.
Чтение художественной литературы обеспечивает возможность восполнения недостатка в общении у детей, позволяет расширить кругозор, обогатить нравственный опыт. В процессе чтения у детей возникает эмоциональное отношение к событиям, описываемым в произведении, к героям этого произведения, а также формируется отношение к природе и окружающим людям.
В художественных произведениях всегда содержится какая-либо оценка событий. При этом в процессе решения задачи воспитания морально-нравственных качеств необходимо использование как классических литературных произведений, так и современных.
Художественные произведения открывают детям мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру литературного персонажа. А научившись сопереживать с персонажами художественных произведений, дети начинают внимательнее относиться к окружающим людям, они начинают замечать их настроение, настроение близких людей. Тогда начинают пробуждать и гуманные чувства, у детей проявляется способность к проявлению заботы и доброты, возникает стремление к справедливости и протест против несправедливого отношения к кому-либо.
Таким образом, чтение художественной литературы в ДОУ выполняет следующие задачи:
- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации
- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге
- Формирование навыка нравственной оценки произведения
- Развитие способности к сопереживанию героям
Статья:
Я постараюсь сегодня в ходе моей консультации рассказать вам о влиянии чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей.
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном образовании, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие».
Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка.
В рассказах дети познают лаконизм и точность языка;
в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности
По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его устной речи.
Из каких же компонентов складывается устная речь:
Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя речи Формирование лексического строя речи (словаря) Развитие связной речи
Звуковая культура речи
Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятие звукового языка ,т.е. формирование фонематического слуха и формирование произношения звуков речи.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
Большими помощниками в этом являются малые литературные формы – скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Они помогают в работе над дикцией, темпом, громкостью речи, развитием голосового аппарата, совершенствуют артикуляцию.
В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:
«Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Детям улыбаемся».(потешка)
Дед Данила делил дыню –
Дольку Диме, дольку Дине
(скороговорки)
Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
( чистоговорки)
Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи.
Очень важно произносить данные формы так, что бы дети почувствовали звучность, музыкальность, ритмичность, образность выражений. Чистоговорки, скороговорки, потешки наверное и придуманы народом, чтобы дети и взрослые правильно и четко произносили все звуки родного языка.
«Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советовал К. С. Станиславский. — в дошкольном детстве необходима особенная выразительность речи взрослого при изложении литературного материала.
Формирование грамматического строя речи
Это морфология – изменение слов по временам, числам, родам, лицам.
Словообразование.
Синтаксис – построение различных предложений.
Давайте с вами заглянем в известную русскую народную сказку «Заяц – хваста».
Она небольшая, но читая ее детям, мы показываем все богатство грамматического строя речи:
образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей. заяц- зайцы-зайцев;
образование существительные с увеличительным значением при помощи суффикса -ищ-
не усы, а усищи,
не лапы, а лапищи,
не зубы, а зубищи;
наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать и нашла его под корягой». И, самое главное, что обсуждение героев этой сказки, их действий, заставит детей выразить все разнообразие грамматики. Ведь сказка очень «сочная» и хороша для обсуждения с детьми. О таких героях, как ворона и заяц хочется сказать много, привлекая разнообразие слов и предложений, вкладывая в них смысловой оттенок. Такими сказками богата наша литература. Главное знакомить с ними детей!
Формирование лексического строя речи (словаря)
Это обогащение словаря детей, активизация его, уточнение значений слов, а также содержательную сторону слова.
Словарный запас бывает пассивным и активным. Пассивный словарь — это те слова, которые ребенок понимает. Aктивный словарь — это слова, которые ребенок говорит. Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Читая детям художественную литературу, мы знакомим ребят с совершенно новыми для них, не обычными в жизненном общении словами.
В данном случае педагог полностью берет объяснение слов на себя, помогая детям обогатить их речь. Для этого служат сказки, стихи, рассказы. Они необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, образными выражениями разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.
Но, есть другие литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть вторичные значения слов, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки!
Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто .И загадка любима и интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения за предметами и явлениями, окружающих человека.
Ребенку значительно труднее отгадать метаморфическую загадку, чем описательную. Это объясняется трудным пониманием образного строя языка загадки. Поэтому надо учить ребенка воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.
Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте» («идут часы»);«Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка» (идёт дождь).
Или, загадывая загадку детям – «Дедушка без топора мост мостит». Дети отгадывают – «Мороз». Спрашиваю, а как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится? Затем загадываю еще одну загадку о морозе и прошу обратить внимание на то, какими словами о нем говорится:
Ночью стекольщик во двор заходил, Каждую лужицу льдом застеклил. Утром над городом солнце взошло, Мигом растаяло это стекло. Ночью стекольщик снова придет, Глянет на лужи, руками всплеснет, Палкой кому-то во тьме пригрозит, Каждую лужицу вновь застеклит.
Какая загадка больше понравилась и почему? С детьми подбираются определения к слову «мороз», вспоминаем другие загадки на эту тему. Позже, когда дети понимают жанровые особенности загадок, можно предложить им самим придумать загадки о предметах и явлениях используя
схемы, мнемотаблицы , алгоритмы.
Развитие связной речи
Нам бы очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Говоря о работе над связной речью и о художественной литературе, мы, прежде всего, обращаемся к сказкам, стихотворениям, рассказам. Мы опираемся на них в пересказах, описаниях, разучивании стихов, в драматизациях, в придумывании концовок (сказки, рассказа).
При пересказе сказок, рассказов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки.
Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность),
она при этом обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
Говоря о связной речи, мы не можем не сказать о заучивании стихотворений.
При заучивании стихотворений мы выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей, способность замечать красоту и богатство русского языка , обращаем внимание детей на содержание, учим выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).
Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.
Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи.
Ничто так не развивает устную речь , как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи.
Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература. Дети разыгрывают знакомые им потешки, стихи, сказки, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов.
Заключение.
В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.
Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.
Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Хотелось бы пожелать всем педагогам, чтобы дети в группе тянулись к чтению. И в любом возрасте, при словах « давайте почитаем с вами, ребята», гремя стульчиками и радостно переговариваясь, усаживались слушать Его Величество – Книгу!