Конспект занятия в средней группе по чтению художественной литературы и развитию речи на тему: «В гостях у сказки»


Конспект НОД в средней группе детского сада. Чтение художественной литературы «Чудесные лапоточки»

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Народная культура и традиции». Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки».
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети на занятии учатся слушать сказки, делать выводы по содержанию, продолжают знакомство с предметами старины.Цель: продолжение знакомства детей с предметами старины. Задачи: Образовательные:
Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок.
2. Развивающие:
Развивать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение детей слушать сказку внимательно, не перебивать читающего воспитателя.
4. Речевые:
Связная речь: Продолжать учить детей отвечать на вопросы по тексту, составляя грамматически правильные предложения. Словарь: предметный – лапоточки; лапти; изба; барин; кучер; тятенька, маменька признаки – чудесные, глубокая (река), высокие (берега); глагольный – умаялся, сплёл, понесло. Грамматика: активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным. Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические: Неожиданное появление лаптей в группе; слушание сказки; Наглядные: рассматривание картинок к произведению. Словесные: Повторение названия и героев сказки.
Материалы:
лапти, книга, картинки и иллюстрации к произведению.
Индивидуальная работа:
поощрять эмоциональные реакции на сказки. Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, картинок с изображением предметов старины.

Ход занятия:

В группе раздаётся громкий топот и из-за двери появляются лапти.
Воспитатель: ой, ребята, кто-то обувь потерял! Чья это обувь? Дети выясняют, что это обувь не их. Воспитатель приглашает всех сесть в круг и рассмотреть загадочную обувь. Воспитатель: Мальчики и девочки, это лапти. Раньше, в старину люди не носили кроссовки, туфли или ботиночки. А обували лапти. Их плели себе люди из соломы. А я знаю сказку про лапоточки. Хотите послушать? Ответы детей (да, хотим послушать). Воспитатель читает сказку. Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать. А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт — устал. “Дойду, — думает, — до речки; там водички попью, отдохну”. Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку: — Ты, дедушка, далеко ли собрался? — Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван: — В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь! А дедушка отвечает: — Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, — ноги у меня сами и побегут. Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает: “Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”. Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся. Только он обулся — как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит: — Ноги, вы куда? Стойте! А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться. Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, — ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает. “Ой, — думает, — беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!” Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану. “Как же это я-дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться — отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”. Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются: — Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван: — А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял. Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”. Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся. Только обулся — тр-р-рах! — снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит: — Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают: -Тятенька, ты куда поскакал-то? А Аким кричит: — Домой бегу! А мальчики опять: — Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь? На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям: — Маменьку скорее зовите! Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат: — Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, — вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется! Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит: — Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее! Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног — ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу. — Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану. Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется — входят барин и кучер. — Мужичок, — говорит барин, — мы на охоту ходили, — заблудились. Можно у тебя переночевать? — Можно, барин, ночуй, — Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин: — Да ты что, мужичок, больной? — Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили. — Какие лапти? — барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось. Барин как схватит лапти — да к дверям. — Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся! Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся — как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил: — Держите, помогите, остановите! А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны: — Каррр! Каррр! В лесу река бежит — глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин — да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут. Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел. Видит дедушка, — плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл — они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо. Физминутка
После прочтения воспитатель предлагает немного поиграть в русскую народную игру «Башмачник».
Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится «башмачник», выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: «Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!» Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают: «Примеряй, примеряй!» После этих слов «башмачник» должен, не вставая со своего места, протянуть руку и «осалить» кого-нибудь из круга. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: ай да ребята! Хорошо поиграли! Понравилась игра? Ответы детей (да, понравилась!). Воспитатель: а теперь возвращайтесь в круг, садитесь удобнее – проверим – кто же самый внимательный и помнит сказку?
Вопросы по тексту: 1. Как звали мужчину, который решил навестить своего брата Степана? (Иван); 2. Почему он надумал водички попить? (Потому что день был жарким, и он устал); 3. Кого Иван встретил у речки? (Старичка); 4. Куда собрался старичок? (В Москву); 5. Почему старичок сказал, что до Москвы он быстро дойдёт? (Потому, что у него есть волшебные лапти); 6. Где взял Старичок Лапти? (Сам сплёл); 7. Что сделал Иван, когда старичок заснул? (Поменял свои лапти на лапти старичка); 8. Зачем он это сделал? (Хотел быстрее до брата добраться); 9. Как звали брата Ивана? (Степан); 10. Быстро ли добрался Иван до деревни брата? (Да, он побежал бегом); 11. Как остановились лапти? (Иван упал и снял лапти, они и остановились); 12. Почему Ивану стало стыдно? (Потому, что он украл чужую вещь); 13. Что Иван сказал гостям, когда его спросили – почему он босиком пришёл? (Они ему малы стали); 14. Кто забрал лапти у Ивана? (Аким); 15. Кто увидел, что Аким бежит и не может остановиться? (Сыновья); 16. Кто спас Акима? (Жена); 17. Кто зашёл в гости к Акиму? (Барин и кучер); 18. Кто обул лапти у Акима? (Барин); 19. Куда лапти затащили барина? (В лес); 20. Что с барином случилось? (Утонул); 21. Куда потом делись лапти? (Приплыли сами к старичку); 22. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались); 23. Как называлась сказка, которую мы прочитали? (Чудесные лапоточки); 24. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя); 25. Понравилась ли вам сказка? Почему? Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает сделать из конструктора шкафчик для лаптей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой. Чуковский Конспект ООД по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Чарушина «Ёж» Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ русской народной сказки «Лисичка со ска

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]