Что такое эмоциональный интеллект и как учить современных детей быть счастливыми

Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.

Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.

Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

  • Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты Как эмоциональный интеллект помогает ребёнку в школьном обучении?
  • Нужно ли развивать ЭИ?
  • Признаки низкого эмоционального интеллекта
  • Диагностика EQ
  • Развитие сферы эмоций и чувств у детей
      Ранний возраст (с рождения до 3 лет)
  • Дошкольный возраст (4-7 лет)
  • Школьный возраст (7-10 лет)
  • Подростковый возраст (10-18 лет)
  • Практические советы родителям — что нужно делать на каждой стадии развития
  • Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у ребёнка
  • Коротко о главном

    1. Эмоциональный интеллект — это способность хорошо понимать себя и управлять своими эмоциями, эмпатия, умение не нарушать личные границы других людей и отстаивать свои.
    2. Развивать эмоциональный интеллект ребёнку нужно, чтобы он мог понимать себя и других, отделять свои эмоции от чужих и не заражаться ими. Принимать решения, руководствуясь собственными умозаключениями и принципами, а не мнением большинства.
    3. Чтобы способствовать развитию ЭИ у малыша, нужно постепенно знакомить его с эмоциями. Называть его эмоции, свои, эмоции других людей и их причины.
    4. Родителю важно развивать и свой ЭИ, это поможет стать лучшим наставником для ребёнка. Проделывать работу по развитию ЭИ у себя можно всю жизнь.
    5. ЭИ — это инструмент, который может помочь человеку стать успешнее, легче адаптироваться к постоянно меняющейся среде и обстоятельствам, выходить из сложных ситуаций победителем. Уметь не идти на поводу у своих временных порывов, а управлять собой и своей жизнью; брать за неё ответственность.

    Автор: Елена Снарская, психолог Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, семейный психолог, эксперт наших курсов для родителей

    Фото Ирины Антоновой, Юлии Воробьёвой и Екатерины Швидченко

    Редактор: Камила Кленовиц

    Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

    Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

    1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
    2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
    3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
    4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

    Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

    Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

    Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

    Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2021 году:

    Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

    Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

    Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

    Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

    Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

    Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста

    На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В дошкольном периоде происходит значительное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Разнообразие контактов обогащает эмоциональную сферу.

    Также стремительно развивается воображение. А этот процесс наиболее эмоционально насыщен по сравнению с другими познавательными процессами.

    С 2-х до 4-х лет между детьми выстраивается эмоционально-практическая форма общения. Часто общение таких малышей заключается в возможности побегать или попрыгать вместе. От этого они испытывают радость, интерес, восхищение.

    Эмоциональное развитие ребенка – это комплексное постепенное обогащение его эмоциональной сферы, протекающее в контексте общей социализации.

    Эмоции детей отличаются неустойчивостью. Их настроение быстро меняется. Младшие дошкольники понимают такие простые эмоциональные состояния как страх, гнев, обида, радость и горе. С каждым годом знакомство с человеческими переживаниями расширяется.

    Дошкольникам еще сложно понять, какое чувство они переживают в определенный момент. Однако некоторые эмоции ими уже идентифицируются, и от малыша довольно рано можно услышать: «Я сержусь» или «Я обиделась».

    Если дело поддается, дошкольник испытывает яркие положительные эмоции. Если не получается – сильные отрицательные переживания. Эмоций с отрицательным знаком больше. И они не желанны так, как положительные. Научить ребенка распознавать их и осмысливать – главная задача развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

    Затем придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это важнейшие шаги в формировании эмоционального и социального интеллекта.

    Признаки низкого эмоционального интеллекта

    Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

    Человек с низким уровнем EQ:

    • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
    • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
    • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
    • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
    • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

    Как развить эмоциональный интеллект у детей?

    • Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
    • и поступками.
    • Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
    • Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
    • Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
    • Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения…).
    • Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
    • Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
    • Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
    • Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
    • пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.

    Диагностика EQ

    В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

    • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
    • методики, где человек оценивает себя сам;
    • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

    Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

    Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

    Как развитый эмоциональный интеллект поможет ребёнку в будущем

    Многие из нас беспокоятся о будущем своих детей: мир стремительно меняется, каким он будет, когда наши дети вырастут, не знает никто. Тревога толкает нас развивать наших детей в разных направлениях, стараясь «запихнуть» в них как можно больше знаний, умений, навыков. Но, как генералы обычно готовятся к прошедшей войне, так и мы, родители, можем предложить нашим детям стратегии успеха времён наших успехов.

    Мы не можем знать наперёд, какие профессии будут востребованы через 20 лет и к чему готовить ребёнка, чтобы не ошибиться. Но мы можем развивать его адаптивность, прививать навыки социализации — и ему будет проще жить в разных обстоятельствах, найти своё место в жизни и близких по духу людей.

    Уже сейчас мы видим, что есть растущий тренд на сферу услуг. Это огромная сфера, где человек напрямую общается с другим человеком: от знакомой нам профессии официанта до такой же знакомой профессии педагога или психолога.

    …А сколько неведомых профессий ещё появится! И это значит, что развитый эмоциональный интеллект станет для ребёнка прочной опорой, как бы ни сложилась жизнь и где бы они ни оказался.

    Наша личность становится инструментом. Развивая личность ребёнка, мы даём ему то, с чем легче будет стать успешным взрослым.

    Развитие сферы эмоций и чувств у детей

    С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

    Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

    Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

    На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

    Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

    Дошкольный возраст (4-7 лет)

    В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

    Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

    Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

    При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

    Школьный возраст (7-10 лет)

    В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

    Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

    Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

    Подростковый возраст (10-18 лет)

    Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

    Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

    Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

    Правила воспитания эмоционально интеллектуальных детей

    Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей среднего возраста, дошкольников, малышей. Как правило, дети ищут активность, им нравится повторение, поэтому они способны быстро учиться, получая удовольствие от упражнений. Следующие 5 правил взяты из диссертации Д. Гоулмана, журналиста и психолога из США, работы которого включают более 10 книг по психологии.

    Умение расслабляться

    Родители часто забывают учить детей успокаиваться, расслабляться. У них много энергии, они постоянно находятся в движении, время на отдых просто отсутствует. Тем не менее, важно развивать у малышей умение расслабляться уже от рождения. Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Поэтому важно, чтобы родители знали, как его успокоить. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. С возрастом поощряйте его расслабляться самостоятельно. Например, малышу, младшему 1-2 лет, помогает успокоиться кроватка. Мама может найти постоянное место в доме, где всегда будет проводить спокойное время с ребенком в течение дня. В конечном итоге это станет ритуалом. Детям, старше 1-2 лет, можете пальцем на спине рисовать фигуры, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня способностей), позволить угадывать, что вы рисуете.

    Детям в этом возрасте нравится игра. Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером; постепенно приучайте ребенка к выполнению занятий самостоятельно, в течение дня.

    У детей в возрасте 2-3 лет можно использовать методику имитации, т.е. занятия выполняете вы, а малыш повторяет за вами. В случае дыхательных упражнений показывайте ему, как дышать – он начнет подражать вам. Следуя за вами, он будет чувствовать себя в безопасности, сможет получить удовольствие от релаксационных упражнений.

    Умение замечать

    Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечанию положительных вещей, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.

    Опять же, можно опираться на «вечерний ритуал», постепенно приводя ребенка к выполнению упражнений самостоятельно, в течение дня (все зависит от возраста, способностей, навыков). Поговорите с ним о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы он наслаждался ощущениями при воспоминаниях приятных впечатлений. Поэтому в план разговора включите вопросы о чувствах.

    В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как хорошо вы провели день. Чем младше ребенок, тем больше преувеличивайте мимику, переигрывайте. Отличным помощником является использование знаков и символов – их дети изучают раньше слов. Каждый знак сопровождайте словами.

    Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации

    Помогите ребенку представить неприятную ситуацию, полностью перебороть ее посредством положительных эмоций. Сопровождайте все словами, используйте графику. Форму общения выбирайте в соответствии с возрастом малыша. Чем он старше, тем больше независимости проявит во время упражнений.

    Используйте воображение в отношении желаемых результатов

    Упражнение с использованием воображения, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3-х этапов.

    • Попросите ребенка делать что-то хорошее, приятное. При тренировке маленьких детей описывайте, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.
    • Затем вместе разыграйте ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описывайте чувства, которые вызывают действия.
    • Вместе оцените оба варианта поведения, укажите на «правильную» форму.

    В этом упражнении у маленьких детей первоначально используйте подражание. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно.

    Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними

    Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда чадо сердится, спросите его, насколько оно зло. Поинтересуйтесь, что вызвало гнев. Учите дитя понимать соотношения между тем, что оно думает, и как себя чувствует. Затем придумайте причины для того, чтобы оно чувствовало себя в безопасности (в случае страха) или поощрите его («твоя роль в сказке небольшая, но важная»).

    Для детей, как дошкольного, так и школьного возраста, очень важно мнение и поведение родителей. Если вы доверяете малышу, даете ему хороший пример, он будет верить вам, подражать вашим действиям. Дети нуждаются в независимости, поэтому не бойтесь позволить им взять на себя ответственность за их действия. При этом постоянно показывайте свою любовь. Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви.

    Практические советы родителям

    Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

    Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

    Понимание собственных чувств

    На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

    Родителям на этом этапе рекомендуется:

    • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
    • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
    • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
    • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

    Понимание чувств другого человека

    Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

    Родителям будет полезно:

    • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
    • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
    • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

    Управление собственным поведением

    Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

    Родителям необходимо:

    • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
    • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
    • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

    Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

    Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

    Родителям важно:

    • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
    • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

    Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

    Библиографическое описание:

    Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (28). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4745/ (дата обращения: 21.11.2021).
    

    В современном обществе заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.

    Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

    Проблема развития эмоционального интеллекта и его отдельных составляющих у дошкольников была предметом изучения таких ученых как И. Н. Андреева, Н. С. Ежкова, В. К. Загвоздкин, Р. Нассар, М. А. Нгуен, Н. В. Соловьева, В. С. Юркевич и др.

    Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

    Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий.

    Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей.

    Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта следует комплектно, воспитатель должен научить детей чувствовать и принимать свои эмоции, а также уметь выражать их социально приемлемым способом.

    Прежде всего необходимо осознать и принять тот факт, что все эмоции существуют и все необходимы.

    Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина.

    Необходимо помочь ребёнку овладеть следующим алгоритмом:

    1. Понять свою эмоцию;
    2. Принять ее, не задавить, не отвергнуть, не обесценивать;
    3. Понять причину возникновения эмоции;
    4. Принять решение как ее выразить.

    Поскольку в отечественной педагогике и психологии является общепринятой теория о ведущих видах деятельности, основным методом формирования эмоционального интеллекта становится игра, как ведущая деятельность дошкольника. Посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирование компонентов эмоционального интеллекта осуществляется посредством чтения и обсуждения специально подобранной детской литературы, этических бесед, непрерывной образовательной деятельности, а также посредством арт-технологических методов.

    Начиная со средней группы необходимо создавать условия для формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта. С этой целью нами был разработан ряд бесед по серии книг Корнелии Спилман с применением педагогической технологии «рефлексивный круг».

    «Рефлексивный круг» — это такая форма общения, при которой все участники сидят в кругу и по очереди, высказываются на заданную или свободную тему, передавая друг другу какой-либо предмет. Рефлексивный круг является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. Также круг можно назвать и «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично. [2]

    В нашей практике говорить первым начинает педагог. Ведь когда мы сами озвучиваем свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе»), это становится нормой общения. Тогда и детям становится легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось прыгать на скакалке на физкультурном занятии, хотя я очень старался, и я хотел бы понять, что мне делать»

    По методике Гришаевой еженедельный итоговый рефлексивный круг проводится по пятницам в старшей и подготовительной группе с использованием специально разработанных «Листов достижений», которые находятся в руках у каждого участника рефлексивного круга.

    В нашей практике итоговые рефлексивные круги мы стали проводить во втором полугодии средней группы, но вместо «Листов достижений» у нас появилась «Коробочка медалек» — это красивая коробочка, в которую воспитатели заготавливают различные хвалебные медальки для детей, а в пятницу на итоговом рефлексивном круге дети получают эти медальки. Сначала воспитатели сами раздавали детям медали, комментируя за что именно ребёнок ее получает. Позднее дети научились самостоятельно анализировать свое поведение и поступки, отмечать те или иные поступки товарищей, за которые их следует поощрить медалькой.

    Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

    В нашей группе ежедневные рефлексивные круги стали традицией, дети любят общаться, высказывать свои мысли, делится переживаниями. На основе этой технологии были подобранные, модифицированы и разработаны коммуникативные игры и упражнения с целью формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта.

    В старшей группе, продолжая работу по формированию эмоционального интеллекта, мы стали созывать условия и для формирования поведенческого компонента.

    С целью формирования начальной психологической грамотности детей в области понимания и выражения эмоций мною были разработаны следующие занятия непрерывной познавательной деятельности: «Радость в гости к нам пришла», «Посылка с Печалью». «В гостях у Били Бубу», «Управление Гневом», «Билли Бубу спешит на помощь», «У страха глаза велики», «О чем молчит лисенок?», «В царство базовых эмоций», «Калейдоскоп эмоций».

    Формирование поведенческого компонента эмоционального интеллекта представляется нам, как научение детей выражать и регулировать свои эмоции, с помощью арт-технологий и психологических упражнений, направленных на снятие неприятных эмоциональных переживаний.

    Арт-технологии — это форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоится, сосредоточится. Метод арт-терапии — терапии искусством — является прекрасным способом выражать и справляться со своими эмоциями.

    В своей практике мы применяем следующие направления арт-терапии: сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, камнетерапия и лепка.

    Сазкотерапия — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития, через сказку. Раскрывая значение сказкотерапии для дошкольника А. А. Осипова обращает внимание на то, что это метод, который использует сказочную форму для расширения сознания, интеграции личности, развития творческих способностей, улучшения взаимодействий с окружающим ребенка миром [4, с. 231]. Но главная уникальность сказкотерапии заключается в том, что ребенок, воплощая свои мысли через игрушки, героя или речь — открывает, зачастую сам того не замечая, те эмоции и переживания, о которых сам никогда бы не сказал открыто. Сказка дает возможность решить две (помогает дошкольнику познакомиться с собой, увидеть себя со стороны и, следовательно, формирует самосознание и гармонизирует личностное пространство) и «задачу кристалла» (она характеризуется тем, что все люди и окружающий мир воспринимаются по-новому, ребенок раскрывает свой потенциал в выстраивании отношений с внешним миром). Личность реализует себя как «творец собственного внешнего и внутреннего мира», что «обуславливает человеческую субъективность». [1, с.61].

    Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников: применение специально созданных психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ народных и авторских сказок.

    На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.

    Мы читаем полезные сказки для формирования эмоционального интеллекта, обсуждаем их. Сочиняем свои сказки на заданную тему. Проигрываем различные сюжеты с помощью кукольного театра и игрушек. Работа проводится в фронтальной, группой и индивидуальной формах.

    В рамках работы по формированию эмоционального интеллекта мною было написано несколько авторских сказок о медвежонке Були Бубу, знакомство с котором мы начали с разучивания физкультминутки, встречающейся в некоторых конспектах непрерывно- образовательной деятельности.

    Изотерапия — это эффективный и действенный метод, который помогает ребенку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки — всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Предложить ребенку нарисовать «Дом мечты», где ему хотелось бы жить. Описывая свой рисунок, ребенок сможет рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций.

    Камнетерапия — это доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Она позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции. Для камнетерапии мы пользуемся камушками, собранными с берега океана и разноцветными камушками для аквариумов.

    Использование на занятиях камней способствует воспитанию бережного, заботливого отношения к природе. Дети с большим удовольствием работают с этим природным материалом, перебирая камушки в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах.

    Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать разные геометрические фигуры, картинки, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив камушки на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, животное, каменное солнце, дерево и т. д. Эта работа развивает мелкую моторику, фантазию, воображение.

    Детям трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру так удивительно подходят для работы с детьми. Совместное использование этих методов эффективно работает с снижением уровня тревожности, страха, агрессии, помогает обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.

    Литература:

    1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007. 144 с.
    2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2016. 181 с.
    3. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников //Педагогические науки. 2013. № 11. С. 546–550.
    4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.

    Основные термины
    (генерируются автоматически)
    : эмоциональный интеллект, ребенок, эмоция, сказка, когнитивный компонент, поведенческий компонент, формирование, чувство, рефлексивный круг, эмоциональное состояние.

    Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

    Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

    Игры с эмоциональными пиктограммами

    Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

    Упражнение «Покажи эмоцию»

    Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

    Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

    Игра «Я радуюсь, когда….»

    Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

    Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

    Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

    • «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
    • Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
    • Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
    • Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
    • Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
    • Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Каролина сегодня утром в детском саду ушибла колено». Затем один воспитанник бросает кубик и, в зависимости от выпавших эмоций, подбирает подходящий ответ на ситуацию. Например, если выпал страх – «Каролина боится, что мама рассердится, потому что она порвала колготки». Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.
    • Следующий этап немного похож на сеанс психологической терапии. Он заключается в разговоре о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.
    • «Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.
    • Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).
    • Фотографирование выражений чувств воспитанников. Дети видят, сколько выражений могут иметь их лица. Цель: оценка эмоций – своих и окружающих людей.

    Когда начинать развивать ЭИ

    Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.

    Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве, используя специальные программы. Исследования ученых Йельского университета доказали, что в тех школах США, в которых в течение двух лет внедряли программы диагностики и развития ЭИ, улучшилась эмоциональная атмосфера. В условиях эмоциональной поддержки росла успеваемость и уровень адаптации детей в обществе.

    Профессор Сиднейского университета Каролин МакКанн выявила зависимость успеваемости от способности детей понимать свои эмоции и управлять ими. МакКанн и ее коллеги проанализировали данные 160 исследований с выборкой в 42 тысячи учеников из 27 стран от начальной школы до колледжа. Исследователь обнаружил, что оценки и результаты тестов учеников с развитым эмоциональным интеллектом были выше, чем у их одноклассников даже при соразмерном IQ.

    Это происходит потому, что дети с высоким ЭИ проще справляются с негативными эмоциями — тревогой, скукой и разочарованием — которые подспудно влияют на успеваемость. Также эти ученики лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что тоже сказывается на обучении.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]