Выявление и сопровождения одаренных детей в современных дошкольных образовательных организациях
Андриевская Инна ВикторовназаведующийПустовая Светлана Викторовнастарший воспитательМБДОУ «Борисовский детскийсад «Ягодка»Белгородской области
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно выявлять скрытые до определенного времени одаренности других воспитанников.
Основная цель – это создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Основные направления работы ДОО
- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в умственных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Выявление динамики развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
- Создание «Портфолио одаренного ребенка» в ДОО.
- Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.
- Создание условий для успешной социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
Рекламное сообщение
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольной образовательной организации благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Основные условия, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
- поддержка детской инициативы в различных видах деятельности;
- работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада. Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера между детскими учреждениями, такие как фестиваль «Мозаика детства», «Надежда» и другие.
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы ДОО.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. Если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детские дошкольные учреждения ложится решение важной задачи творческого развития детей, выявления одаренности и поддержки индивидуальности ребенка – дошкольника.
ДО НОВОГО , 2021, ГОДА ОСТАЛОСЬ…
Одарённые дети в детском саду
Анастасия Дорошенко
Одарённые дети в детском саду
Одаренные дети в детском саду.
Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.
В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.
Одаренность чаще всего трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально-психологическую особенность характеризуют как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, позволяющее достичь высоких результатов. Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Но
одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагогов – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.
Одаренные дети – вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. Но суть заключается в одном – в феномене детской одаренности. Одаренность – это, безусловно, драгоценнейший природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как бриллиант, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару бриллиантовый блеск.
Как выделить из группы детей одаренного ребенка? Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности,которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:
высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
обладание хорошей памятью;
проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.
Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Их отношение к таким детям неоднозначно. Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывает у родителей чувства радости, восхищения, стремление активно содействовать его развитию, расти самим; в других – растерянность, неудачи во взаимодействии с ярким и необычным малышом, который отличается от своих сверстников. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен в значительной степени постараться изменить непростую ситуацию, окрасить ее в позитивный цвет – в цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, раскрывающимся у него на глазах, от осознания причастности к этому.
В настоящее время выделены разнообразные виды человеческой одаренности. В их числе – интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная, которые проявляются уже в дошкольный период. Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности. Мало внимания уделяется развитию социальной одаренности, которая проявляется в общении. А ведь именно социальная одаренность может стать толчком для развития способностей более высокого уровня.
Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются большого успеха не всегда те, у кого развиты умственные способности, а, как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности, а также умеющие правильно выбрать сферу своей деятельности и двигаться к намеченной цели.
Дети с зачатками социальной одаренности встречаются в детском саду чаще, чем с другими видами одаренности.
Детский сад – первый социальный институт, в котором начинается социально-личностное развитие ребенка. Именно в группе детского сада ребенок начинает познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми.
Выявление одаренных детей в детском коллективе – проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов, педагогов и родителей. Однако на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования. Однако сложность заключается в том, что нет однозначного отношения к самому процессу раннего выделения одаренности.
Впервые знакомясь с воспитанниками новой группы, можно определить, одаренный ли перед нами ребенок или его отличие от остальных детей связано с особенностями его воспитания и раннего развития в семье. Выявление детей с признаками одаренности — процесс длительный, связанный с анализом особенностей развития каждого конкретного ребенка. Можно направить свою работу на поиск одаренных детей в процессе совместной деятельности, общения, самостоятельной деятельности детей, соответствующей их интересам.
В результате наблюдений выявляются способности ребенка, его склонности и интересы. Особое внимание обращаем на детей, задающих много вопросов, интересующихся окружающим, знающих о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Выделяем детей, которые быстро запоминают прочитанное и рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на все новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.
Дети, развитием которых не занимались в семье, как правило, не способны находить и принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. А одаренные дети оказываются самостоятельными, энергичными и независимыми. У них богатый словарный запас, связанный с ранним овладением речью. Они способны к словотворчеству, обладают большой речевой активностью. В раннем возрасте такие дети хорошо прослеживают причинно-следственные связи и делают определенные выводы. Им можно поручить выполнить более сложное дело, к выполнению которого они подойдут ответственно, если будут в нем заинтересованы. Для этого мы предлагаем им ситуации, решение которых требует инициативы и нестандартного мышления. Если у таких детей будет сформирован высокий уровень познавательного интереса, то они станут помощниками взрослым в любых начинаниях. Поддержать и развить индивидуальность одаренного ребенка, не затормозить рост его способностей – одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения. Особое внимание надо уделять развитию социально одаренных детей. Ведь именно в дошкольные годы социальная одаренность начинает проявляться и развиваться, о чем свидетельствуют результаты различных исследований в данной области.
Для развития социальной одаренности в период дошкольного детства есть немало предпосылок. В это время активно формируется самосознание, потребность в общении со взрослыми и сверстниками, способность к сопереживанию, эмпатия, развиваются социальные эмоции и чувства. Дошкольная группа – это первое детское сообщество, в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды детской деятельности, происходит овладение новой социальной ролью – члена детской группы, формируются отношения со сверстниками.
Социально одаренные дети – это всегда лидеры в детском коллективе. У них рано проявляются лидерские качества, способствующие объединению детского микроколлектива. Они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении. Именно коммуникативно одаренные дети становятся в группе инициаторами взаимодействия. Одаренный ребенок часто берет на себя роль организатора коллективной игры. Обладая хорошей речью, он может подсказать педагогу, чего желают другие дети, которым на данном этапе сложно выразить свои мысли. Такие дети всегда проявляют готовность помочь своим сверстникам советом или делом, они способны улаживать назревающие конфликты. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы. Однако одаренные дети быстро понимают свое превосходство над другими, что позволяет им зачастую командовать детьми, выбирать игры по своему желанию, устанавливать свои правила.
Также нужно уделять достаточно внимания развитию коммуникативных качеств социально одаренных детей.Развитие общения наиболее ярко происходит в творческой деятельности: в разыгрывании ролевых диалогов, инсценировании стихов, исполнении этюдов, драматизации художественных произведений, сюжетно-ролевой и режиссерской игре.
Одаренные дети четко представляют себе, как можно организовать любую игру,умеют создавать условия для игр: выбирают место, распределяют роли, находят необходимые игрушки, определяют содержание игры и обязательно вносят в игру что-то новое. Такие дети с интересом участвуют в беседах по теме предстоящей игры, задают взрослым много вопросов с целью узнать что-то новое и с удовольствием делятся полученными впечатлениями со всеми окружающими. Яркие впечатления позволяют одаренным детям более ответственно отнестись к выполнению игровой роли. Они изобретательны в действиях с игрушками, подражают их голосам и ведут с ними разговоры, их деятельность носит эмоциональный характер. Чаще всего одаренные дети берут на себя главные роли и хорошо справляются с ними. В игру они могут приглашать только тех, кого хотят и расстраиваются, если с ними в чем-то не соглашаются. Они часто проявляют завышенные требование к своим сверстникам, стремясь к лидерству. Поэтому задача педагогов – объяснять одаренному ребенку, что необходимо считаться с мнением сверстников. Такой ребенок не должен чувствовать себя выше других детей, поэтому педагоги используют прием последующего обсуждения игровых действий всех участников коллективной игры.
Для раннего развития социальной одаренности дошкольников можно создавать проблемно-речевые ситуации, проводить коммуникативные игры, игровые упражнения для развития эмоциональной сферы, игры-этюды, организовывать этические беседы, читать и обсуждать художественную литературу, стимулировать активность детей в творческих играх, в процессе работы творческих мастерских, проводить праздники и развлечения.
Общепризнано, что главным фактором развития социальной одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка социального интереса. Социальная одаренность формируется у детей в семьях с демократическим стилем общения взрослых друг с другом и с детьми, где ценятся личностное общение, совместное времяпрепровождение. Детям предоставляется возможность самостоятельных действий и решений, но существует и определенный разумный контроль за их действиями.
Развитию одаренности детей способствует высокая заинтересованность в постоянном познании нового у самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, отдавая свободное время совместной познавательной деятельности — общим играм, обсуждению интересных вопросов, решению интеллектуальных задач. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка,при этом часто кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спортивной, музыкальной.
Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Сами родители по-разному относятся к проблеме одаренности собственных детей. Одни считают, что не надо обращать внимание на любознательность, фантазию, творчество ребенка, так как это связано с особенностями возраста. Другие наоборот преувеличивают возможности ребенка, тем самым подчеркивая, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Они постоянно говорят ребенку о его исключительности, ставя его выше всех других детей. Нужно объяснять родителям, что такой подход к воспитанию не правильный, ведь ребенок должен стать частью общества, а не выделяться из него. Важно, чтобы родители поняли, что ребенок должен обладать здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других детей могут быть столь же заслуживающими внимания, как и его собственные. Но в любом случае, одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его талант найдет понимание и поддержку, прежде всего, у родителей.
Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому необходимо стремиться объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.
Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями
В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).
Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:
Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог — ребенок- родитель.
Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
Проблемы одарённых детей
Отсутствие интереса к занятиям в группе
Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.
Трудности в общении со сверстниками
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.
Отрицание социальных норм и общегрупповых правил
Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы
Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.
Стремление к совершенству
Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.