Охрана труда в дошкольных образовательных учреждениях


Принципы и особенности охраны труда в ДОУ

Главным принципом охраны труда в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) является создание и обеспечение здоровых и безопасных рабочих условий, предупреждение несчастных случаев и производственного травматизма с работниками учреждения.
Нужно понимать, что работники детского сада в конечном итоге отвечают не только за свою безопасность, но и за безопасность порученных им воспитанников. Именно поэтому к ОТ в ДОУ предъявляются повышенные требования со стороны контролирующих органов. Организация её включает в себя нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия, которые включают:

  • обеспечение соблюдения требования нормативно-правовых актов по охране труда;
  • проведение профилактической работы по предупреждению травматизма и несчастных случаев в учреждении;
  • обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, инструментов и приспособлений в ходе производственной деятельности;
  • охрану и укрепления здоровья сотрудников учреждения.

Эта вопрос будущего любой нации

Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.

Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.

Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут.

Законодательство об охране труда в ДОУ

Работа по ОТ в ДОУ должна осуществляться строго в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, к которым относятся:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  2. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  4. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  6. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
  7. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».

Ответственность за охрану труда в детском саду

В соответствии со ст. 212 ТК РФ ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда в ДОУ возлагается на заведующего. Понятно, что при большом количестве персонала в штате руководитель детского сада не всегда может найти время на выполнение этой работы. Поэтому он может делегировать часть вопросов по организации охраны труда на ответственных лиц. Для этого необходимо издать соответствующий приказ. Ответственными лицами, как правило, назначаются заместители заведующего (по АХР, АХЧ, УВР, ВМР) и специалист по охране труда.

Документация по охране труда в ДОУ

Помните, что все действия, направленные на соблюдение действующего трудового законодательства, важно задокументировать. Поэтому заведующий ДОУ должен обеспечить также наличие в учреждении следующих обязательных документов по ОТ:

  • приказы и распоряжения о назначении лиц, ответственных за организацию тех или иных процессов по охране труда;
  • инструкции по ОТ (для должностей и профессий; по видам работ; при эксплуатации оборудования);
  • журналы по охране труда;
  • положения (положение о СУОТ, положение об обучении по ОТ, положение о выдаче СИЗ, положение о расследовании НС т.д.);
  • программы инструктажей;
  • программы обучения по ОТ (для должностей и профессий; по видам работ);
  • протоколы обучения работников учреждения по охране труда и удостоверения об обучении ответственных лиц;
  • личные карточки выдачи СИЗ и выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • перечни по охране труда;
  • план мероприятий по ОТ на текущий год.

Более подробно об это можно прочесть в нашей статье Какие документы по охране труда должны быть в каждом ДОУ.

Трудовое воспитание применительно к разным возрастным группам

Дошкольный возраст – лучшее время для формирования основных навыков ухода за собой , определенных умений, наблюдательности. С каждым этапом нагрузка усложняется, требует от ребят соответствующих действий. Взрослым необходимо помнить о возрастных особенностях, проявлять терпение, доброжелательность, чтобы не вызвать у малыша отрицание.

  1. Пальцы ребенка пока еще недостаточно развиты и плохо его слушаются.
  2. Последовательность действий малышу тоже не дается, запомнить все с первого раза трудно.
  3. Привлечь на помощь волевые усилия младшему дошкольнику не удастся, эти способности еще только формируются.

Педагоги, как правило, знают, какие методы работы применимы для каждой возрастной группы. На них лежит обязанность давать рекомендации родителям, чтобы дети развивались гармонично.

Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7-летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность.

Рисование в технике «Монотипия» детям в ДОУ

Трудовое воспитание в младшей группе

Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.

Нюансы, которые следует учесть:

  • трудовое воспитание носит ситуативный характер, для трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны;
  • детей нужно хвалить за любые успехи;
  • чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам;
  • прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.

Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме. Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».

Трудовое воспитание в средней группе

К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.

В методике работы важно:

  • отметить желание ребенка помочь;
  • работа проводится в игровой форме (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры);
  • используются наглядные пособия;
  • проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.

Трудовое воспитание в старшей группе

С детьми 5-7 лет уже используют коллективные поручения. При взаимодействии друг с другом дети учатся координировать усилия, о чем-то договариваются, делят обязанности между собой. Игра для детей, по-прежнему, основной вид деятельности, но они идут навстречу воспитателю, помогают заменить постельное белье в спальне или собрать листву на участке.

Педагогу важно организовать рабочее пространство и инвентарь. Лопатки, лейки должны быть яркими, удобными, чтобы вызывать у детей желание с ними заниматься. Нарядные фартуки будут создавать ощущение праздника. Продолжительность занятий не должна переутомлять.

?

Основной целью процесса трудового развития в ДОУ является воспитание почтительного отношения к занятиям взрослых, знакомство с основными профессиями, понимание их значимости, желания помогать.

Трудовое воспитание в подготовительной группе

Для старших дошкольников труд принимает систематический характер, его становится больше. Дети самостоятельно ремонтируют книги или коробки, пришивают пуговицы. Под присмотром воспитателя готовят к занятиям необходимые пособия, счетный материал, вырезают заданные элементы из пластиковых бутылок. Ребята сами замечают непорядок на участке, поливают цветы, убирают опавшие листья.

Мышление дошкольника: виды и методики развития

На седьмом году жизни воспитанники помогают накрыть к обеду стол, дежурные следят за наличием мыла и полотенец, качеством мытья рук, присматривают за живым уголком.

Инструкции для работников

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ заведующий обязан обеспечить разработку и утверждение инструкций по охране труда в учреждении.

Инструкция по ОТ – это главный документ, в котором прописываются требования безопасности, которые должны соблюдать работники учреждения. Их можно разделить на следующие группы:

  1. Инструкции по должностям и профессиям – разрабатываются на все должности и профессии, которые есть в учреждении. Например, для делопроизводителя, для воспитателя, для дворника.
  2. Инструкции по видам работ – разрабатываются на все виды работ, которые производятся в учреждении. Например, инструкция по ОТ при производстве погрузочно-разгрузочных работ, при мытье посуды.
  3. Инструкции при эксплуатации оборудования и приспособлений. Например, при эксплуатации облучателя бактерицидного, при эксплуатации утюга, при эксплуатации персонального компьютера.

В каждой инструкции обязательно должны быть прописаны:

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом работы;
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в случае возникновения аварийной ситуации;
  • требования безопасности при завершении работы.

Ответственность за разработку инструкций, как правило, возлагается на руководителей подразделений (заместителей заведующего по АХР, АХЧ, ВМР, УВР и т.д.). Именно непосредственные руководители работ в ДОУ смогут при разработке документов максимально учесть все необходимые моменты. Отнеситесь к разработке инструкций предельно внимательно. Основной целью нужно ставить сохранение жизни и здоровья сотрудников ДОУ и воспитанников, а не ведение образовательного процесса.

Также на руководителей подразделений возлагается ответственность за своевременную актуализацию инструкций по охране труда.

Плановый пересмотр инструкций по охране труда должен осуществляться раз в 5 лет.

Досрочно пересмотр и обновление инструкций производится в следующих случаях:

  • при изменении условий труда работника;
  • при введении в эксплуатацию нового технологического оборудования;
  • при нововведениях в законодательной нормативной базе по охране труда;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Инструкции по ОТ для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах.

Инструкции по охране труда всегда должны храниться в доступном для работников месте.

Ознакомление работников с необходимыми инструкциями осуществляется в ходе инструктажей на рабочем месте под роспись.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ

Решение задач трудового воспитания осуществляется при со­блюдении ряда условий: систематическое включение каждого ре­бенка в труд, учет нагрузки на ребенка, учет индивидуальных пред­почтений ребенка в сочетании с принципом обязательности труда, подбор оборудования для труда, создание в группе трудовой атмо­сферы.

6.1. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ТРУД

Систематическое включение ребенка в труд обеспечивает фор­мирование привычки, а потом и потребности трудиться. Ребенок привыкает к данного рода деятельности, совершенствует трудовые действия и уже все чаще выполняет их автоматически или более уверенно.

Становясь привычными, трудовые действия превращаются в умения и навыки, а ребенок — становится более самостоятель­ным, независимым от взрослого, смелее берется за освоение но­вых дел.

Участие детей в труде достигается разными способами: в процес­се выполнения поручений, обязанностей дежурного по занятиям, по уголку природы. Конечно, труд по самообслуживанию требует от ребенка постоянных трудовых усилий. Важно систематически включать в режим жизни ребенка организованный воспитателем ручной, бытовой труд в разных формах. Так создаются естествен­ные условия для включения каждого ребенка в разные виды труда и , формы его организации.

Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, вос­питателю следует планировать эту работу, заранее намечать кому из детей какое дать поручение, как выстроить очередность в дежур­ствах и т.д., еженедельно планировать в группе или на участке об­щий, совместный или коллективный труд.

6.2. УЧЕТНАГРУЗКИНА РЕБЕНКА

Труд детей, конечно же, не подменяет труда взрослых. Ребенок участвует в труде взрослых, выполняет какую-то доступную ему часть работы.

Воспитатель, организуя труд детей, оценивает его не столько по объему выполненного, сколько по отношению к труду, прояв­лению ответственности, добросовестности, умению доводить дело до конца.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой. Это естественно, так как сущность труда — усилие, нагрузка, напряжение. Недостаточ­ная нагрузка делает труд чрезмерно легким, не требующим прило­жения усилий. Ребенок привыкает трудиться без усилий и поэтому в последующем не хочет принимать такие трудовые задания, кото­рые требуют приложения усилий.

Вместе £ тем отрицательно сказывается и чрезмерная нагрузка. Перегрузка вызывает переутомление и появление отрицательного отношения к труду.

Дети по-разному относятся к нагрузкам. Так, малыши, которые пока еще не могут определить заранее степень нагрузки, могут взять на себя очень большую нагрузку, но выполнить ее, конечно, не могут. С. Н. Теплюк проводила исследование по приучению детей раннего возраста к труду. Одной из задач было определение допу­стимой нагрузки. Исследователь проводила такой эксперимент: де­тям предлагалось перенести песок в песочницу. Они должны были сами выбрать ведерко, насыпать в него песок и отнести. Как прави­ло, все дети в возрасте от 2,5 до 3 лет брали самое большое ведро, насыпали в него песок до верху и старались нести. Не получалось. Брать маленькое ведро они отказывались (они же уже «большие»!). Тогда исследователь предложила детям такие же большие ведра, но другие. Дети насыпали в них песок до верху, не обращая внимание, что до верху насыпалось значительно быстрее, чем раньше, и с не­большим усилием выполняли задание. Они были счастливы. В чем дело? В том, что во второй раз им предложили ведра с двойным дном и песка вошло значительно меньше, но «Я-сам» ребенка не было ущемлено. Постепенно, по мере овладения навыком и с увеличе­нием возраста и физической силы детей ведро становилось более «вместительным», второе дно уменьшалось, а ребенок мог носить песок, уверенный в своих силах, но без перегрузки.

В наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка при убор­ке детьми снега или вскапывании земли на огороде. Очень важно научить детей этому труду. Воспитатель должен показать, сколько снега можно брать на лопату, как высоко ее поднимать, как забра­сывать снег на обочину дорожки или как сгребать снег к одному месту. Взрослый всегда находится рядом с детьми и следит за вы­полнением таких условий, чтобы дети трудились с доступной их возрасту нагрузкой. Взрослый должен помнить, что сгребать с деть­ми можно лишь свежевыпавший снег.

Есть правила и по вскапыванию земли. И с ними следует прежде ознакомить детей: дети вскапывают только рыхлую землю, пра­вильно берут лопату, копают не глубоко, переворачивают лопату с землей, не поднимая ее высоко.

Воспитатель следит за темпом работы: темп может быть как слишком медленным, так и слишком интенсивным. И то и другое плохо. Умеренный темп продлевает работоспособность детей, за­держивает утомление. Важно учитывать особенности детей и ру­ководить процессом выполнения задания. При организации со­вместного, коллективного труда, можно допускать смену характе­ра работы через 5 — 8 минут: сначала один ребенок мыл игрушки, а другой их вытирал, а потом дети поменялись обязанностями. Усталость не наступила и интерес к трудовым действиям повы­сился.

6.3. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТРУДА

Прежде всего, следует помнить, что оборудование для труда и игрушки, изображающие трудовое оборудование — это разные вещи, с разным назначением. Объединять их может только цвет — яркий, привлекательный для ребенка. Оборудование для труда (ло­патки, грабли, метла, лейки и др.) должно соответствовать росту ре­бенка, но быть таким, чтобы ребенок мог выполнить трудовое, а не игровое действие, т. е., например, не как-будто бы вскопал землю, а вскопал ее так, как необходимо для последующего использования в . посадке растений.

Оборудования для труда должно быть достаточно по количеству на всех детей группы, чтобы воспитатель мог организовать общий труд, дав детям разные трудовые поручения, но одновременно. Если же детям приходится ждать, когда освободится оборудование, то у них постепенно пропадает интерес к труду и говорить о трудовом воспитании уже не приходится.

Важно продумать, как и где расположить оборудование для труда. Оно должно быть всегда в одном и том же месте, о кото­ром дети знают и в которое они всегда размещают оборудование после труда. Это может быть полка, шкаф, специально отведен­ное место и т.д., но всегда одно и то же. Инвентарь должен быть чистым, всегда готовым к тому, чтобы дети могли использовать его в труде. Поэтому детей сразу нужно приучать протирать ин­вентарь после его использования. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду, важно, чтобы дети знали, где оно лежит, и могли самостоятельно его брать при необходи­мости.

6.4. СОЗДАНИЕ В ГРУППЕ ТРУДОВОЙ АТМОСФЕРЫ

Одним из важных условий трудового воспитания является созда­ние и поддержание в группе трудовой атмосферы. Необходимость в труде возникает постоянно: убрать игрушки после игры, полить комнатные растения, убрать вещи в шкаф после прогулки, поста­вить стульчики на место и т.д. Детей приучают замечать неполад­ки и исправлять их самостоятельно. Воспитатель постоянно пока­зывает детям пример такого отношения к окружающей среде. Это не значит, что он сам исправляет неполадки, он делает это вместе с детьми, дает им поручения, обращает их внимание на результат, приучая детей к порядку, который они сами вместе с воспитателем поддерживают в группе.

Воспитатель обязательно подчеркивает, как хорошо, когда в группе чисто, все вещи после их использования лежат на месте.Как приятно жить в такой группе! Очень важно вести подобную работу с родителями, привлекая их к тому, чтобы дети и дома небросали свои вещи, помогали родителям в уборке квартиры. Такая совместная работа взрослых будет способствовать закреплению у детей привычки жить в аккуратной, красивой среде и для этого тру­диться.

Такая трудовая атмосфера не должна быть тягостной для детей, не должна ограничивать их желание играть, рисовать, заниматься любой другой интересной для них деятельностью, она должна быть естественной для ребенка и восприниматься как необходимость. Дети должны испытывать радость от труда, поэтому, когда орга­низуется общий труд, можно включать тихую, приятную для детей музыку. Когда ребенок выполняет индивидуальные поручения, он должен испытывать чувство ответственности и важности от пору­ченного ему дела, когда дети дежурят, они делают это с чувством радости, так как выполняют приятную и нужную работу для това­рищей. Хорошо, если воспитатель в процессе организации труда не забывает вспомнить пословицу, поговорку, которой подбодрит ребенка («Терпенье и труд все перетрут!», «Труден день до вечера, когда делать нечего!»).

Привыкая с детства жить в хорошей трудовой атмосфере, ребе­нок не будет воспринимать трудовые действия как тяжелую неже­лательную обязанность, а приучит себя выполнять трудовые обя­занности легко и с понимаем их необходимости.

6.5. ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА И СВОБОДЫ В ВЫБОРЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Важным условием организации труда является стимулирование детей к проявлению творчества. Конечно, труд — это обязательная деятельность, основанная часто на точном выполнении трудовых действий. Но в то же время трудиться интересней, если можешь привнести в эти действия что-то свое, что-то улучшить, рационали­зировать, если использовать элементы экспериментирования, если решать трудовую задачу с помощью умственного труда.

Так, воспитатель предлагает детям в процессе дежурства по за­нятиям самим решить, как дежурные будут раскладывать каран­даши — каждому ребенку сразу весь набор, или один дежурный разложит всем красные карандаши, а другой — зеленые. При этом дети сами определяют, как они именно сегодня будут работать. Это вызывает у них интерес, создает своеобразную игровую ситуацию, дети выполняют задание с удовольствием. Воспитатель наблюдает за детьми, а потом, после окончания дежурства, может побеседо­вать с дежурными на тему, какая форма выполнения задания им показалась более рациональной, быстрой. Пусть дети сами проана­лизируют избранный метод и примут решение.

Воспитатель просит детей разложить в игрушечном уголке игрушки так, чтобы всем детям было удобно брать игрушки. Делать это можно по-разному: можно традиционно, а можно и поменять что-то местами. Даже если избранный детьми вариант не очень правилен с позиции воспитателя, не нужно сразу говорить об этом детям, они сами сделают нужный вывод позже.

Предлагая детям совместную работу по уборке помещения, им предоставляют возможность самим определить, какие материалы потребуются для работы, где их взять, кто возьмет, решить, с чего начать работу и т. д.

Такая свобода выбора создает у детей ощущение доверия к ним, а также они приобретают практику разнообразного выполнения одной и той же работы, что делает выполнение более привлекатель­ным, самостоятельным и ответственным.

В содержание любого детского труда можно вносить ситуации для проявления творчества, выдумки, принятия собственных реше­ний. Важно только обсуждать с детьми их действия, просить их объ­яснять причину избранного решения, анализировать результаты и эффективность способов выполнения задания. Такое выполне­ние трудовых заданий и их последующее обсуждение делают труд осмысленным, самостоятельным и приносящим ребенку радость.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Объясните, как влияют на эффективность решения задач трудо­вого воспитания условия организации труда детей.

2. Как связаны между собой учет нагрузки на ребенка и выбор обо­рудования для труда?

3. Какие особенности возраста детей важно учитывать при соз­дании условий для проявления творчества и свободы в выборе трудовых действий?

4. Какие еще условия организации труда детей вы могли бы пред­ложить?

Инструктажи

В детском саду в обязательном порядке должны проводиться инструктажи по ОТ (ст. 212 ТК РФ). Руководителю учреждения запрещено допускать к выполнению должностных обязанностей работников, их не прошедших.

Виды инструктажей, порядок и требования, предъявляемые к организации их проведения работодателем, установлены постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Рассмотрим основные виды инструктажей по ОТ.

Вид инструктажаКому проводитсяВ каких случаях проводитсяКем проводится
Вводный инструктажВсем работникам.При приеме на работу.Заведующий / специалист по охране труда.
Первичный инструктажВсем работникам. Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.При приеме на работу.Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом.
Повторный инструктажВсем работникам. Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.Регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев или не реже 1 раза в 3 месяца, если работы связаны с повышенной опасностью и данное требование устанавливается отраслевыми правилами по охране труда.Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом.
Внеплановый инструктажСписок работников определяется приказом руководителя организации.По требованию надзорных органов. После возникновения аварийной ситуации или несчастного случая; При запуске нового оборудования. При вступлении в силу новых требований по охране труда. После длительного производственного простоя.Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом.
Целевой инструктажСписок работников определяется приказом руководителя организации.При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями. При ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. При выполнении работ по наряду-допуску. При проведении в организации массовых мероприятий, экскурсий.Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом.

Для чего нужны инструктажи? Прежде всего, чтобы предотвратить возникновение опасных ситуаций и травматизма при исполнении трудовых обязанностей. Сотрудники детского сада должны знать свои зоны ответственности, а в случае возникновения опасной ситуации должны помочь воспитателям предотвратить травмирование порученных им маленьких детей.

Все инструктажи завершаются устной проверкой приобретенных работниками знаний.

трудовая деятельность в детском садуучебно-методический материал

Наблюдение и анализ организаций различных видов трудовой деятельности дошкольника.

1. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высоко эмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой «Детство».

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

  • Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.
  • Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.
  • Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.
  • Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.
  • Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.
  • Особенности труда детей дошкольного возраста Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

— подчеркивают общественную значимость труда;

— следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

— строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

— постепенно расширяют самостоятельность детей;

— создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

— направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

  • Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

  • Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

  • Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

  • Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

  • Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
  • Дежурства — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:

Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:

а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе с взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);

б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

в) труд в природе.

Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.

Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.

Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);

г) ручной труд.

Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.

Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.

Работа с природным материалом: мочало, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).

3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:

— труд в природе;

— хозяйственно-бытовой труд;

— ручной труд;

— трудолюбие в процессе дежурств;

— представления о труде взрослых.

2. Изучение предметно-пространственной среды для включения дошкольника в разные виды трудовой деятельности.

Предметно-пространственная развивающая среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечить возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: — максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); — наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; — охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; — возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; — двигательную активность детей, а также возможность для уединения. При создании предметно-пространственной развивающей среды мы руководствовались следующими принципами: — полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; — трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством); — вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; — насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; — доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; — безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Предметно-пространственная среда, организуемая в нашей группе, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Среда нашей группы отвечает предъявляемым требованиям к организации предметно-пространственной среды в ДОУ, она планомерно реконструируется и модернизируется. Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать педагогами, сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки. Все групповое пространство нашей группы распределено на центры. В группе оборудовано место для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время. Для развития у детей экологически грамотного, бережного отношения к окружающему в группе оборудован . Здесь собраны комнатные растения, создана лаборатория для опытно-экспериментальной и трудовой деятельности детей. В группах и на участках детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья ребёнка:II. Требования к оборудованию и материалам.

  • Столы, стулья, верстаки, прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети, должны по своим размерам соответствовать их ростовым показателям.
  • В пользование детям даются исправные и безопасные к работе инструменты, и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закреплёнными рукоятками. При этом ножницы должны быть с тупыми концами, молоток — с закреплённой ударной частью, пила в распилочной коробке и т. д.
  • Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Нецелесообразно, педагогически не оправдано и опасно применение инструментов, выпускаемых промышленностью, для игровой деятельности детей.
  • Все колющие и режущие инструменты должны храниться в закрытых местах и использовать детьми лишь с ведома и под контролем воспитателя. Швейные иглы хранятся в специальных шкатулках — игольницах; всегда с нитками, их количество систематически проверяется воспитателем.
  • Отбирая для детских поделок природный, бросовый и прочий материал, воспитатель всегда должен помнить о его безопасности, не брать острых суков, режущей травы, ядовитых ягод, грибов и растений, твёрдой проволоки, битого стекла.
  • Из отходов промышленного производства в работе с детьми могут быть использованы лишь те материалы и красители, которые по заключению гигиенистов не представляют опасности для здоровья детей. Запрещается использовать стекловату, стекловолокно, искусственные лаки и краски, эпоксидную смолу и органические растворители (согласовано с Минздравом РФ).
  • Воспитатель должен тщательно продумывать целесообразность предлагаемой детям работы, а также необходимость изготовления тех или иных поделок, не допускать большого скопления детских работ, не нашедшего своего применения.
  • Всё оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых ёмкостях.

IV. Правила поведения детей в процессе трудовой деятельности.Воспитатель создаёт необходимые условия для трудовой деятельности детей, осуществляет обучение их навыкам работы с различными материалами и инструментами, обеспечивает усвоение, и выполнение детьми правил поведения в процессе труда. Дети должны знать и строго соблюдать следующие требования:

  • Выполнять порученную работу только на местах, отведённых для данного вида труда.
  • Прежде чем приступить к работе, следует надеть фартук и другую специальную одежду, засучить рукава и вымыть руки, если это необходимо, подобрать волосы.
  • В соответствии с полученным заданием подготовить своё рабочее место: аккуратно, удобно и красиво расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их исправности.
  • В процессе труда постоянно поддерживать порядок на своём рабочем месте, не допуская его захламления.
  • Использовать оборудование и инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и приёмы, показанные воспитателем. Инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности можно брать только с разрешением воспитателя.
  • Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям.
  • В процессе работ иглы класть только в игольницу, гвоздим в ящик или коробку, ножницы — на специальную подставку сомкнутыми концами от себя.
  • Отрезать нитки только ножницами, проволоку — кусачками, гвозди вытаскивать клещами.
  • По окончании работы проверить состояние оборудования и инвентаря, очисть его, уложить и убрать. Рабочее место привести в порядок с помощью веника, щётки-смётки и влажной тряпки, не сдувая опилки, мусор ртом или не смахивать их руками. Затем тщательно вымыть руки, снять и убрать рабочую одежду, причесаться, поправит одежду.
  • В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадины, немедленно обращаться к воспитателю.

Журналы по охране труда

Информация о проведении того или иного инструктажа с обязательным указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения вносится в соответствующие журналы:

Проведение вводного инструктажа учитывается в «Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда», рекомендуемая форма журнала:

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда

Проведение первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажа учитывается в «Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте», рекомендуемая форма:

Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте

Все журналы регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны лицами, ответственными за их ведение, и скреплены печатью ДОУ.

Хранение журналов осуществляют лица, ответственные за проведение инструктажей.

Обучение работников

Заведующий ДОУ обязан обеспечить обучение по охране труда всех сотрудников учреждения. Порядок обучения регламентируется Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Обучение по ОТ проводится работникам любых профессий и должностей:

  • в течение месяца после приема на работу;
  • при переводе на другую работу;
  • при повышении квалификации.

Далее обучение проводится:

  • для руководителей и специалистов – 1 раз в 3 года;
  • для работников рабочих профессий периодичность определяется руководителем учреждения.

Обучение по ОТ не может проводиться реже, чем указано в действующих нормативных актах, отраслевых и межотраслевых правилах.

Работники могут проходить обучение в специализированном учебном центре по соответствующей программе, а также в самом учреждении. Как правило, в учебных центрах обучаются только лица, ответственные за ОТ в детском саду, а также члены постоянной действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Обучение по охране труда работников учреждения утверждается заведующим ДОУ и проводится по программам обучения, разработанным для профессий, должностей и для каждого из видов работ.

Работники, не прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний, не могут быть допущены к работе.

Обучение по ОТ завершается проверкой полученных работником знаний. Для этого в учреждении приказом заведующего создается постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований ОТ в составе не менее трех человек.

Количество человек в комиссии по проверке знаний требований охраны труда должно быть нечетным.

В состав комиссии обычно включаются заведующий ДОУ, заместители заведующего (по АХР, АХЧ, ВМР, УВР), специалист по ОТ, председатель профсоюзной организации (уполномоченный по охране труда от трудового коллектива).

Проверка знаний проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы охраны труда, соблюдение требований которых входит в должностные обязанности работников.

Результаты проверки знаний оформляются соответствующим протоколом.

Грань между допустимым и недопустимым

Прежде всего, необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:

  • в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
  • лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что: они не имеют возможности ходить в школу;
  • они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.

В своих экстремальных формах детский труд – это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.

Уголок по охране труда

В обязанность заведующего ДОУ входит обеспечение информирования работников учреждения о состоянии условий ОТ в детском саду. Организация уголка по охране труда является эффективным инструментом для решения этой задачи. На нём можно расположить материалы, охватывающие основные направления безопасности труда.

Уголок по охране труда

Перечень основных материалов, которые можно на нём разместить:

  • нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы ОТ;
  • приказы и распоряжения заведующего ДОУ по охране труда;
  • график проведения инструктажей;
  • расписание учебных занятий по ОТ;
  • план работ по охране труда;
  • информация о вредных и (или) опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах;
  • информация о нарушениях требований законодательства по ОТ и произошедших несчастных случаях;
  • последовательность действий работников при возникновении чрезвычайной ситуации или аварии;
  • различные тематические памятки;
  • правила оказания первой помощи;
  • телефоны экстренных служб.

Информационный стенд по охране труда должен располагаться на видном месте. Часто вблизи уголка размещают аптечку первой медицинской помощи.

План работ по охране труда

Ежегодно заведующим ДОУ утверждается план мероприятий по улучшению условий охраны труда. Это важная часть работы по ОТ позволяет не просто систематизировать и организовать деятельность в этом направлении, но и улучшить безопасность учебно-воспитательного процесса.

Рассмотрим основные мероприятия, которые могут быть указаны в плане для детского сада:

  1. Проведение специальной оценки условий труда.
  2. Закупка средств индивидуальной защиты.
  3. Закупка смывающих и обезвреживающих средств.
  4. Проведение инструктажей по ОТ.
  5. Разработка инструкций по ОТ.
  6. Обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности учреждения.
  7. Корректировка и утверждение правил и инструкций по ОТ на каждом рабочем месте с учетом мнения уполномоченного по охране труда от трудового коллектива (на основе законодательства РФ).
  8. Организовать обучение работников учреждения по вопросам охраны труда с последующей проверкой знаний.
  9. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
  10. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациям и средствах индивидуальной защиты.
  11. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  12. Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты.
  13. Обеспечение информационного уголка по ОТ наглядными пособиями.
  14. Проведение анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и принятие профилактических мер по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
  15. Планирование мероприятий по ОТ на 20___ — 20___ годы.
  16. Проведение проверки групп и кабинетов на укомплектованность аптечками.
  17. Проведение общего технического осмотра здания, территории и сооружений.
  18. Ремонт технологического оборудования.

В плане указываются сроки реализации мероприятий и ответственные лица (пример ниже).

№ п/пНаименование мероприятийСрок выполненияОтветственныйОтметка о выполнении
1Корректировка и утверждение правил и инструкций по ОТ на каждом рабочем месте с учетом мнения уполномоченного по охране труда от трудового коллектива (на основе законодательства РФ).Постоянно.Заместитель заведующего по АХР Сидоров А.Б.Выполнено.
2Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников.В течение года.Заместитель заведующего по АХР Сидоров А.Б.Выполнено.
3Проведение для всех поступающих на работу лиц вводного инструктажа по ОТ, организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.При приеме на работу нового работника.Специалист по охране труда Иванов А.А.Выполнено.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

 «Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

К. Д. Ушинский

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

— самообслуживание;

— хозяйственно-бытовой труд;

— труд в природе;

— ручной труд.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

— пример воспитателя.

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]