Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях


Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях

Ольга Даниленко

Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах. В данной статье я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми. Стремление наблюдать и экспериментировать,самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.

Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива)

культурно – адекватным способом. Именно
проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин :
— федеральные государственные требования (ФГОС)

к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.
— человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

— все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного. По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольиков. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения)

, мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.
Проектная деятельность позволяет нам :
1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать коллектив более сплоченным ;

2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково – познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой – либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая – нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей

Метод проектов нашел свое отражение еще в идеях отечественных ученых 20 –х годов : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской. И в последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно – педагогической литературе (В. С Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Звягинский)

.Как вариант интегрированного метода обучения
дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основаного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным на только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.

Резюме

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

A promising method in the system DOE is that it allows the development of observation and analysis of phenomena, comparisons, generalizations, and skills to draw conclusions, creative thinking, logic of knowledge, inquisitive mind, a joint educational and research activities, communication and reflective skills, and much more, what is ingredients of a successful personality.

Литература

1. Боровлева А. В. Проектный метод — как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. — 2006. — №7.

. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.

. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.

. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ

Статья «Проектная деятельность педагога в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Сидорова Наталья Сергеевна,

старший воспитатель

МКДОУ
№ 3 г. Мирный
«Проектная деятельность педагога в ДОО в соответствии с ФГОС ДО».

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОС Дошкольного образования прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты этого документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности:

Часть 1 Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

  1. Основные принципы дошкольного образования:

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  1. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  2. сотрудничество Организации с семьёй;
  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Часть 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

  1. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  1. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  2. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов как педагогическая технология

— это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков детей, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основное предназначение метода проектов

— предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема

, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода

в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

А теперь хочу привести пример, как использует педагог метод проектов в дошкольной образовательной организации.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках старая Яга. Без Бабы Яги мало какая русская сказка сказывается. Вот и задумались мы с детьми средней группы (когда я работала у них воспитателем) над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему одна живет в дремучем лесу? Кто же она, эта загадочная старушка? Добрая она или злая? Где её Родина? Не в наших ли северных лесах она проживает? Вопросов у детей накопилось много, и мы решили найти на них ответы с помощью проектного метода.

Мы решили назвать свой проект:

«Наша Поморская Баба Яга». Данный проект призван решать задачи дополнительной части (региональный компонент) программы «Детство», по разделу «Ребёнок знакомится с малой родиной». Основан на интересе детей средней группы (один из мальчиков коллекционирует Бабок-Ёжек и приносит их в детский сад, чтоб показать каждый раз новый экспонат своей коллекции). А также основан на интересе нашим увлечением детей соседней – старшей группы. Поэтому, участниками проекта стали дети 4-6 лет.

Тип проекта:

поисково-творческий

Продолжительность проекта:

среднесрочный (1 месяц — март)

Участники проекта:

дети, воспитатели и родители средней «Б» и старшей «Б» групп МКДОУ № 3 «Белоснежка».

Тематическое поле:

Русские народные сказки.

Проблема, сформулированная детьми:

бывает ли Баба Яга в русских народных сказках доброй и где её родина.

Цель проекта для детей:

Узнать, откуда родом Баба Яга и определить её роль как сказочного персонажа в сказках.

Задачи

, поставленные перед детьми: прочитать с родителями или воспитателем несколько популярных сказок, в которых присутствует Баба Яга; узнать добрая она или злая и какую роль играет этот персонаж в сказках; проверить предположение, что родина Бабы Яги – Архангельская область; проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы.

Описание продукта

, полученного детьми в результате выполнения проекта: выставки рисунков, поделок из пластилина, аппликаций «Сказочный образ Бабы Яги»; изготовление книжек-малышек со сказками о Бабе Яге собственного сочинения, участие в презентационном мероприятии «Баба Яга в гостях у детей»

Цель работы для воспитателя:

руководство проведением исследования по изучению родины Бабы Яги через ознакомление с народной культурой Севера.
Задачи для воспитателя:
Собрать литературу по данной теме; организовать выставку произведений, в которых присутствует Баба Яга; оформить в группе выставку творческих работ детей и родителей «Поморье у лукоморья»; организовать непосредственно образовательную деятельность детей, физкультурный досуг с детьми и родителями на улице, заключительный праздник и сделать презентацию данного проекта; активизировать мышление детей в процессе разрешения специально модулируемых проблемных ситуаций; проследить преемственность в работе над проектом между детьми средней и старшей групп.

Описание результата работы над проектом, полученного воспитателями:

выставка творческих поделок детей и родителей «Поморье у лукоморья», выставка книг «Баба Яга в русских народных сказках», выставки детских работ «Баба Яга глазами детей», выставка книжек-малышек с авторскими сказками о Бабе Яге, презентация проекта.

Цель работы для родителей:

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями, создание условий благоприятного климата взаимодействия с родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.

Задачи для родителей:

Ориентировать родителей на формирование предпосылок творческого развития ребёнка; во взаимодействии семьи и ДОУ продолжать формировать нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; в партнёрстве ДОУ и родителей, продолжать развивать в детях патриотическое отношение к своей малой родине.

Описание результата работы над проектом, полученного родителями:

Выставка творческих поделок детей и родителей «Поморье у лукоморья», выставка книг «Баба Яга в русских народных сказках», выставка книжек-малышек со сказками о Бабе Яге, участие в физкультурном досуге.

ОО в соответствии с ФГОС ДО, содержание которых включено в проект:

«Познавательное развитие».

Ознакомление с природой, географическим расположением Архангельской области, сравнительный анализ леса, где живёт Баба Яга с лесами в Архангельской области.

«Социально-коммуникативное развитие».

Формирование навыков вежливого обращения, доброжелательности, дисциплинированности. Развитие коммуникативных навыков общения с детьми из других групп ДОУ и взрослыми.

«Развитие речи».

Формирование активного словаря детей в соответствии с темой. Развитие умения строить полные ответы, умения слушать внимательно. Стимулирование желания участвовать в беседе, развитие слухового внимания. Чтение стихов, загадок, русских народных и авторских сказок, в которых присутствует Баба Яга. Сочинение сказок с Бабой Ягой. Просмотр фильмов и мультфильмов с Бабой Ягой.

«Художественно-эстетическое развитие».

Рисование, лепка, аппликация сказочного персонажа Бабы Яги и избушки на курьих ножках; изготовление «мобиля» гуси-лебеди; изготовление книжек-малышек. Знакомство с произведениями живописи В.Васнецова, В.Степанова. Слушание пьесы П.Чайковского, музыкальных картинок для исполнения оркестром А.Лядова «Баба Яга», пьесы М.Мусорского «Избушка на курьих ножках», музыки А.Прокофьева «Сказочка»; прослушивание и исполнение «Частушек Бабок-Ежек» из мультфильма «Летучий корабль

Планируемое время и деятельность детей и воспитателей на различных этапах проекта
Этап Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта Содержание деятельности детей на различных этапах проекта Содержание деятельности родителей на различных этапах проекта
Поисковый (1 неделя) 1.Формулируют проблему, цель проекта.

2.Подбирают литературу по данной теме.

3. Проводят ознакомительную консультацию с родителями о проекте.

4. Вводят детей в игровую ситуацию: «Волшебный клубочек»

5.Формулируют задачи.

6. Проводят опрос с детьми и родителями по теме (приложение 1)

7. Определяют продукт.

1. Входят в проблему.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

3. Принимают и уточняют задачи проекта.

4. Совершают экскурсию с родителями в библиотеку.

1. Входят в проблему.

2. Принимают и уточняют задачи проекта.

3. Оказывают помощь в подборе доп.литературы и материально-технических ресурсов.

4. Проводят экскурсию в библиотеку.

Аналитический (2 неделя) 1. Подводят к решению задач.

2. Помогают детям спланировать деятельность.

3. Решают задачу организации деятельности.

1. Планируют деятельность.

2. Распределяют обязанности по решению задач проекта.

3. Анализируют прочитанные сказки (приложение 2)

1. Создают дома условия для изучения данной проблемы (читают книги, просматривают фильмы, мультфильмы).

2. Проводят беседы с детьми о Бабе Яге.

Практический (3 неделя) 1.Организуют поэтапную работу над проектом (поиск решений, продуктивная деятельность).

2. Оказывают практическую помощь.

3. Проводят НООД, досуги и совместную деятельность с детьми и родителями. (Приложение № 3-10)

1. Ищут решение задачи.

2. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.

3. Проводят продуктивную деятельность.

1. Готовят творческие работы на выставку «Поморье у лукоморья».

2. Помогают в изготовлении книжек-малышек (записывают сказки со слов детей) (Приложение №16).

3. Принимают участие в мероприятиях.

Презентационный (4 неделя) 1. Принимают участие в защите проекта.

2. Организуют выставки.

3. Проводят экскурсии на выставке «Поморье у лукоморья» для детей других групп (фоторепортаж приложение №14)

4. Проводят праздник по завершении проекта «Баба Яга в гостях у детей» (приложение №11)

5. Прослеживают преемственность между группами.

1. Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности.

1. Помогают в защите проекта и проведении праздника.
Контрольный 1. Выдвигают новую проблему «Чему учат сказки» 1. Определяют цели нового проекта: драматизация сказки для детей младших групп. 1. Продолжают читать детям сказки.
Форма проведения презентации. Праздник «Баба Яга в гостях у детей» (Фоторепортаж)

Проект был разработан с учетом всех видов деятельности детей в ДОУ: НОД, беседы, игры, творчество, праздники и развлечения, чтение художественной литературы и т.д.

Основной задачей педагогов стало создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела, в котором были выбраны эффективные формы взаимодействия родителей и ДОУ.

На всех этапах проектной деятельности решались почти все задачи по формированию ключевых компетентностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На поисковом этапе провели опрос среди детей с целью выявления имеющихся знаний о Бабе Яге. Прочитали с детьми много русских народных сказок, узнали значение непонятных слов. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Пройдя все этапы проекта, мы пришли к выводу, что Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но всё же она опасная, поскольку обладает волшебной силою, способной разрушать.

Этот проект мы считаем успешным. Дети узнали много нового о Бабе Яге, систематизировали имеющиеся знания, пополнили свой словарь, расширили кругозор, пробуют самостоятельно анализировать характер некоторых литературных героев. Стало понятно, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Работа проходила при помощи родителей, что всегда сказывается на эффективности выполнения заданий, на повышении интереса ребенка к предмету и улучшению взаимоотношений в семье. С помощью родителей мы узнали ответ на интересующий нас вопрос: «где родина Бабы Яги?»

Используя труды известных исследователей фольклора, а также собственные материалы и наблюдения, ученые нашли множество фактов, подтверждающих о том, что Баба Яга родом из северной глубинки. «Возможно, что и таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» — тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов».

К тому же, большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области. В Красноборске выпущена книжка местных сказок, в которой есть сочинения юных и не очень юных авторов. Три ребячьи сказки посвящены Бабе Яге. А чем мы хуже красноборских ребят? Дети старшей группы, которые к нам присоединились в ходе реализации проекта, придумали и записали в книжках-малышках свои сказки про Бабу Ягу. Прочитали их друг другу и подарили детям средней группы. (В большинстве мальчишеских сказок Баба Яга злая, а у девочек – добрая).

А дети средней группы организовали выставку творческих поделок «Поморье у лукоморья» и приглашали к себе в гости детей из других групп ДОУ. Тем самым была решена задача по преемственностями между детьми разных возрастных группах в МКДОУ № 3.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Нас заинтересовала пословица «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» и мы с детьми поставили перед собой новую проблему: узнать чему учат нас сказки?

Пусть и считают некоторые, как мы выяснили, что Баба Яга родом с Калужской или Ярославской областей, но мы всё — таки, пришли к выводу, что Баба Яга наша и родина её — Поморская земля!

Непроходимая сказочная тайга осталась только у нас, да и сами сказочники и сказочницы доживают свой век в глухих поморских деревеньках.

Здесь русский дух и Русью пахнет. И радует нас неравнодушие родителей в том, чтобы сохранить и передать подрастающему поколению любовь к сказкам, гордость за нашу Архангельскую землю, бережное сохранение корней народного творчества.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Список использованной литературы:

1. www.ru.wikipedia.org

2. htt: // sueverija. Narod.ru/ Muzei/Jaga.htm

3. https://www.ezocat.ru/index

4. Голицына И.А. Поморье. Сокровищница Русского Севера. – Ярославль: Белый город, 2009 г. – с.48

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. — М: Творческий Центр, 2008 – с.48

6. Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.

7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ от теории к практике. — М: Творческий Центр, 2010 г.

8. Николаева Н. Вместе с Бабушкой Ягой. / Дошкольное воспитание №1, 2013 г. – с.74

9. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. — 176 с.

10. Пропп В.Я.. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996,.1989 — с. 135.

11. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») — с.92

12. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература/ Сост. О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

13. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

14. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

Доклад на тему: «Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ»

Первыми шагом воспитателя в работе над проектом является выбор темы. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общения и т.д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольников любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

1 этап – целеполагание:

воспитатель выносит проблему на обсуждениедетям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2 этап – разработка совместного плана действий по достижению цели.

На данном этапе проводится общее обсуждение.Используя модель«трёх вопросов», педагог совместно с детьми составляется план познавательной деятельности. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; старшим дошкольникам необходимо предоставить больше самостоятельности. Решением могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения могут являться дополнением или изменением к уже готовому плану воспитателя.

Важно, чтобы педагог сумел проявить гибкость в планировании и подчинить свой план интересам и мнениям детей.

После составления совместного плана действий начинается3этапработы над проектом – практическая часть.

Реализация проектовпроисходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы он смог додумать, попробовать, догадаться. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]