Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС


К элементам эффективного общения относятся

  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовывать общение — слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

  • Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал. Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:

  • Знание ребёнком правил общения с людьми.
  • То, насколько охотно ребенок общается.
  • То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.

Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний.

Дети в 2-3 года ещё только начинают осваивать коммуникативные навыки. Для них хорошим вариантом занятия будет разыгрывание ситуации с походом в гости.

Тема: «На День Рождения к зайчику».

Цель: знакомство с правилами и нормами, установленными в обществе.

Оборудование: ноутбук; музыкальные колонки; запись песни; игрушка-машина; игрушка-зайчик; игрушка-подарок.

«Коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»

Автор: Брайцара Оксана Алексеевна

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОУ следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.
comments powered by HyperComments

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.


Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.


Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами проектной деятельности

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский.

В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей.

В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении. Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования у него умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества на современном этапе развития общества остается одной из ведущих.

Что же такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социально-коммуникативное развитие реализуется в нескольких направлениях:

  1. Развитие игровой деятельности
  2. Патриотическое воспитание
  3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  4. Трудовое воспитание

Нам бы хотелось поделиться опытом интеграции педагогических инициатив по реализации программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста, через патриотическое развитие.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Ему должен помочь взрослый, используя новые современные технологии. Такой технологией является технология проектирования, которая строится на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». Метод проектов позволит учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности.

В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Педагогами нашего дошкольного учреждения был разработан долгосрочный проект «Маленькие патриоты». Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

  1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
  2. Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.
  3. Формирование умения работать в коллективе, сотрудничать.

Работа над проектом проходила у нас в течении 6 месяцев. Проект, включает в себя 4 тематических блока.

  1. блок – «Моя семья»
  2. блок – «Зеленая улица»
  3. блок — «Люблю тебя, город Екатеринбург».
  4. блок – «День Победы»

Рассмотрим по подробнее.

1 блок — «Моя семья»

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье, прививаются такие понятия, как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Что бы заинтересовать детей изучению данной темы, мы провели увлекательные беседы, тренинги на тему: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье»«Мои домашние обязанности», «Если мама устала» и др.

Детей очень заинтересовала тема, каждых хотел, как можно больше рассказать о своей семье, и для этого они вместе с родителями создали видео-презентации и организовали фотовыставку «Наш семейный отдых».

Родители откликнулись на все предложенные задания, связанные с проектной деятельностью, заинтересованно взялись за работу, каждый вносил интересные идеи,

не осталась в стороне почти ни одна семья.

Ребята с большой любовью изготавливали своими руками различные поделки, как из бумаги, так и из подручного материала «Подарок для мамы», «Коврик для дома»; охотно лепили, конструировали из строительного материала и лего, активно приняли участие в конкурсе «Дом для моей семьи».

Итоговым мероприятием по работе над темой «Моя семья» стал праздник «Неразлучные друзья — это вся моя семья».

2 блок – «Зеленая улица»

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Стараясь воспитать у детей любовь ко всему живому, мы вместе с родителями, провели различные формы работы, такие как: акции «Убери планету», «Уютный дом для скворца», «Корм для животных», операция «Росток», в рамках которой, мы занимались посадкой деревьев, кустарников, цветов. Организовали «Уголок природы» Мы провели конкурсы, «Лучшая клумба», «Чудеса на грядке», фотоконкурс «Портреты живой природы».

Итогом работы по разделу «Зеленая улица», стало обобщение наших знаний и участие в викторине «Экологическая тропинка».

Наша работа позволила расширить знания детей о природе родного края, научила детей работать в команде, уважать друг друга. Дети получили ответы на интересующие их вопросы и составили рекомендации для жителей нашего города «Как сохранить и украсить нашу планету»

3 блок — «Люблю тебя, город Екатеринбург».

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

В рамках этой темы, совместно с музыкальным руководителем, мы провели беседы с детьми на темы «Я тут родился!», «Гордимся тобой, наш город родной», сформировали знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, некоторые из этих мест нам удалось посетить. Оформили фотоколлаж на тему «Люблю тебя, город Екатеринбург».

Совместно с преподавателем физкультуры дети приняли участие в игре-квесте «На улицах города».

Для родителей провели анкетирование «Знаете ли вы свой город?», разработали памятки «Известные люди о любви к Родине», «Гражданин воспитывается с детства».

Создали экскурсионно-туристический маршрут «Наш город для детей»

Итогом работы по разделу, стало обобщение наших знаний и участие в музыкальном празднике «Город чудес».

4 блок — «День Победы»

С каждым годом все меньше и меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

У нас взрослых есть задача расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Дня Победы в доступных для детского возраста границах, подчеркивая важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. В рамках проекта проходит ряд мероприятий, направленных на поисково – исследовательскую деятельность дошкольников и развитие коммуникативных навыков и способностей. Мы посетили «Музей военной техники» в городе Верхняя Пышма и возложили цветы к Мемориалу Великой Отечественной войны. Дети вместе с родителями с удовольствием принимают участие в акции «Бессмертный полк», и с гордостью рассказываю про ветеранов.

Объединившись с другими группами, в нашем детском саду мы организовали выставку «Спасибо за победу», в которую вошли фотографии военных лет, военная форма, фото – альбомы братьев, пап, дедушек, прадедушек, служивших в рядах вооружённых сил Советской и Российской армии, дети изготовили открытки «День Победы».

Мы с интересом, прослушиваем песни военной тематики, они легко запоминаются, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. Активное участие дети и родители приняли в конкурсе патриотической песни «Нас песня в окопах спасала».

Итогом работы по разделу, является выпуск газеты «Этот день мы приближали, как могли…» и музыкальный праздник «С Днем Победы!»

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.

В результате использования проектной деятельности дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]