Социально-коммуникативное развитие в старшей группе, ФГОС

Базовые индивидуальные свойства, в том числе и основные принципы отношений в окружении, закладываются в дошкольный период детства, следовательно, проблемам социализации детей в детском саду уделяется особенное внимание. Одним из приоритетных течений образовательного процесса в дошкольном учреждении считается формирование общественно-коммуникативных умений у детей, которые только обучаются устанавливать связь с окружающими. И воспитатель ДОУ выступает своего рода проводником, обеспечивающим требование полного формирования общественно-коммуникативных умений у ребенка. Данная деятельность потребует глубочайших теоретических и фактических познаний и умений. Стоит более подробно узнать о проектах по социально-коммуникативному развитию старшей группы дошкольников.

Цели

Цели общественно-коммуникативного формирования в ДОУ определены ФГОС и складываются из:

  • оказания содействия растущему поколению в усвоении общепризнанных моральных и нравственных ценностей;
  • создания обстоятельств в целях взаимодействия ребенка и прочих людей вне зависимости от возраста;
  • обеспечения основы для увеличения степени самодостаточности, относящейся к саморегуляции, а также целенаправленности действий;
  • накопления умственного и эмоционального содержания личности (формирование возможности сопереживать, быть компанейским, чутким);
  • формирования умений безопасного действия в социуме, дома, в природе;
  • воспитания почтительного, уважительного отношения к семье, товарищам и Отечеству.

ДЕТСТВО-ГИД

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; — становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; — развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; — формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; — формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; — формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

— вступает в общение, поддерживает и завершает общение; — умеет общаться в паре, группе, в коллективе; — проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

В рубрике «Социально-коммуникативное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Социально-правовое воспитание дошкольников Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие ФГОС ДО: музыкальное развитие >

Задачи

Достижение установленных целей допустимо при проведении регулярной работы по осуществлению ряда задач социально-коммуникативного развития в старшей группе у детей:

  1. Развитие речи. В 1 и 2 младших группах основными задачами воспитателя считаются формирование моторики, развитие речевой культуры, то есть быстрого изучения детьми звуков (а, о, э, п, м, б — в 1,5–2 года; и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х — в 2–4 года), а кроме того, обогащение пассивного и заполнение активного словаря младшего дошкольника.
  2. В средней группе упор сдвигается на формирование ситуаций для развития сложной речи, то есть усваивание общепризнанных норм построения предложений посредством пересказывания ситуаций (согласно иллюстрациям, к примеру). В старшей и подготовительной группах главный акцент производится на развитие умения создавать разговор с другом либо взрослым, разумно составлять монологические высказывания.
  3. Побуждение к различным типам активности: забавам, труду. В первой младшей группе, к примеру, дети играют сами с собой либо тет-а-тет с игрушками (куколками, пазлами, пирамидками), однако во второй младшей и средней группе дошкольники с удовольствием играют в парах, мини-группах (ролевые, мобильные забавы). В подготовительной группе дети имеют конкретные предпочтения относительно того либо другого типа работы и, отыскав единомышленников, сознательно объединяются с ними для той либо другой работы. К примеру, несколько человек играют в дочки-матери, поливают цветочки в команде, заполняют календарь природы и т. д. Часть детей, способных читать, организуют читки вслух, а приверженцы спорта играют в мячик. Педагог, вовлекая ребят в разные виды деятельности, участвует во всех активностях.
  4. Развитие навыков самообслуживания. В младшей группе это работа, направленная на соблюдение последовательности одевания на улицу, перед дневным сном. С воспитанниками средней группы воспитатель минимизирует свою помощь в этих вопросах самообслуживания. А в старшей и подготовительной упор идет на поощрение инициативы, то есть желания или необходимости помыть руки до того, как взрослый напомнит это сделать.
  5. Воспитывать навыки терпимого отношения к обстоятельствам. Так, если в старшей группе при обсуждении того или иного литературного произведения возник спор, решать его нужно мирно и спокойно.
  6. Прививать позитивное отношение к миру вокруг, воспитывать привычку делиться с товарищами.
  7. Прививать навыки оценивания других и самооценки в той или иной деятельности.
  8. Приучать к вежливому общению.
  9. Воспитывать уважение к старшим.

Перспективный план по развитию навыков общения у детей старшей — подготовительной группы

Перспективный план работы по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Сентябрь (2019 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Игровое упражнение «Давайте познакомимся» Родительское собрание «Особенности общения старших дошкольников» Дискуссия «Основные трудности общения старших дошкольников» 2 неделя Игра «Приветствие» Круглый стол «Проблемы общения в семье» Анкетирование педагогов 3 неделя Игра «Назови себя» Тестирование «Стили общения в семье» Семинар «Применение арт-терапии в коррекции общения детей» 4 неделя Игровое упражнение «Закончи предложение» Консультации родителей Педагогическая гостиная Октябрь (2019 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Игровые упражнения «Комплименты», «Вежливые слова» Информационный стенд «Правила общения в семье» Семинар «Создание в группе речевой предметно-развивающей среды» 2 неделя Игровое упражнение «Суп» Круглый стол «Культура общения в семье» Круглый стол по теме «Правила этикета» 3 неделя Игровое упражнение «Добрые волшебники», «Секреты вежливости» Просмотр и обсуждение фильмов КВН «В мире слов» 4 неделя Игра «Волшебный стул», упражнение «Волшебные водоросли» Консультации родителей Педагогическая гостиная Ноябрь (2019 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Игровое упражнение «Компот» Конкурс рисунков «Моя семья» Школа молодого педагога – анализ проблемных ситуаций 2 неделя Игры «Путаница», «Клеевой ручеек» Педагогическая библиотека для родителей Взаимопосещение открытых занятий, мероприятий коллег 3 неделя Игры «Разрывные цепи», «Слепец и поводырь» Круглый стол «Развитие навыков общения детей» Тренинг общения «Мы вместе» 4 неделя Игра «Катушка» Консультации родителей Педагогическая гостиная Декабрь (2019 г) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» Проект «Учимся общаться» Семинар «Проблемные ситуации в общении» 2 неделя Игровое упражнение «Волшебные очки» Просмотр и обсуждение фильмов Деловая игра «Позиции в общении» 3 неделя Игровое упражнение «Приветствие в кругу» Открытый показ НОД для родителей Педсовет «Формирование культуры общения у детей» 4 неделя Игровое упражнение «Волшебные конфетки» Консультации родителей Педагогическая гостиная Январь (2020 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя 2 неделя Игра «Рисунок по кругу» Просмотр и обсуждение фильмов Упражнения на релаксацию 3 неделя Игровое упражнение «Окажи внимание другому», игра «Нос к носу» Родительское собрание «Профилактика конфликтов в семье» Круглый стол «Развитие эмпатии у детей» 4 неделя Игровое упражнение «Угадай, кто это?» Консультации родителей Педагогическая гостиная Февраль (2020 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Игровые упражнения «Узнай, кто позвал», «Пойми меня» Игра «Поле чудес» по теме общения Семинар «Применение проектной деятельности в развитии навыков общения у детей» 2 неделя Игровое упражнение «Разноцветный букет» Информационный стенд «Вербальное и невербальное общение» Тренинг «Средства невербального общения» 3 неделя Игра «Колдун» Проект «Мультфильмы своими руками» Практикум «Педагогические ситуации» 4 неделя Игры «Бюро находок», «Зашифрованное письмо» Консультации родителей Педагогическая гостиная Март (2020 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Психоэтюд «Волшебный цветок», упражнение «Тайна золотого песка» Информационный стенд «Как сделать ребенка гением общения» Круглый стол на тему «Применение метода психогимнастики для развития социально-коммуникативных навыков у детей» 2 неделя Игровое упражнение «Горячий стул» Тренинг общения «Я и мой ребенок» Упражнения на релаксацию 3 неделя Игры «Обзывалки», «Похвалилки» Просмотр и обсуждение фильмов Взаимопосещение открытых занятий, мероприятий коллег 4 неделя Игровое упражнение «Чудесные пуговицы» Консультации родителей Педагогическая гостиная Апрель (2020 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Игра «Испорченный телефон», «Скажи по-другому» Открытый показ НОД для родителей Тренинг общения «Пойми меня» 2 неделя Игровые упражнения «Сочиним историю», «Снимается кино» Совместное сочинение историй с ребенком Круглый стол на тему «Возможности сказкотерапии в развитии общения детей» 3 неделя Игры «Управляем роботом», «Оживи маску» Просмотр и обсуждение видеофильмов Взаимопосещение открытых занятий, мероприятий коллег 4 неделя Игры «Есть или нет?», «Бабушка Маланья» Консультации родителей Педагогическая гостиная с чаепитием Май (2020 г.) Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями 1 неделя Игра «Садовники и цветы» Видеожурнал «Говорят дети» Деловая игра «Азбука эмоций» 2 неделя Игра «Ассоциации» Информационный стенд «Говорим правильно» Мастер-класс по организации работы по развитию общения у детей 3 неделя Игра «Подарок на всех», песочная терапия «Песчинки взаимодействия» Тренинг общения с родителями Праздник «Волшебный мир общения» 4 неделя Инсценировка сказок с открытым концом Участие родителей в постановке сказок, изготовлении костюмов и декораций Выступление на педсовете «Совместные формы сотрудничества семьи и ДОУ»
Скачать План работы по развитию навыков общения у детей

Рекомендуем посмотреть:

Тематическое планирование на год в подготовительной группе по ФГОС. Лепка и аппликация Перспективное планирование по безопасности в старшей группе по ФГОС Организация оздоровительной работы в старшей группе детского сада Календарно-тематическое планирование в старшей группе детского сада на тему «Человек»

Похожие статьи:

Тематическое планирование по ПДД в старшей группе ДОУ

Тематическое планирование по ПДД в подготовительной группе ДОУ

Условия для формирования личности

Понятием «общественно-коммуникативное формирование» установлены условия, оказывающие большое влияние на развитие подрастающей личности:

  • семья (персональные особенности личности, такие как характер, повадки, формируются наследственностью, действием старших в семье);
  • среда (формирование нрава, подбор методов взаимодействия определяются еще и тем, что ребенок наблюдает за границами дома);
  • воспитание (сочетание методов влияния на личность со стороны семьи и ДОУ).

Направления работы

Исходя из целей и задач, а также из условий и обстоятельств формирования индивидуума, общественно-коммуникативное развитие напрямую связано с деятельностной стороной развития ребенка. По этой причине на практике развитие ребенка выполняется через следующие направления НОД (социально-коммуникативного развития в старшей группе):

  1. Игровую работу. Игровая работа считается основной для дошкольников, то есть задачи и проблемы просветительской деятельности реализуются главным образом через нее.
  2. Трудовую динамичность. Самообслуживание. В младшем дошкольном возрасте данные разновидности работы имеют знаково-символический вид, в таком случае используют имитационный метод, когда ребята повторяют действия, движения старшего. К примеру, педагог берет карандашик, выполняет черту в листе документа — малыш повторяет, затем взрослый дорисовывает еще 3 линии, для того чтобы вышел прямоугольник, — ребенок вновь повторяет.

В средней и старшей группах прослеживается сдвиг ценностей в сторону партнерства, то есть не повтора действий, а общего исполнения (либо добавления). К примеру, малыш берет лейку с полочки, взрослый наливает водичку, ребенок поливает цветочек.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС

Консультация для воспитателей ДОУ «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
подготовительная группа
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Анализируя проблемы современных дошкольников,
можно выделить следующие типичные особенности: – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); – произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; – отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении. Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития. Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру. В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём А. В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. 1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность. 2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками». Особое внимание педагоги ДОО уделяют развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям . Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде . C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности. Дошкольник овладевает разными видами дидактических игр (словесными, настольно-печатными, играми с предметами), в процессе игры выполняет поставленную игровую задачу, не нарушая правил и действия игры, совершенствуется умение самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, ролевых, режиссёрских, театрализованных, музыкальных, дидактических [2]. 3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей

Похожие статьи:

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Диагностика социально-коммуникативного развития в старшей группе

Диагностика считается одним из инструментов прогноза, методом изучения и установления результативности работы в конкретном временном отрезке. Ведется определение общественно-коммуникативного формирования старших дошкольников в начале учебного года (октябрь) и в завершение (апрель).

Мониторинг — продолжительное и направленное наблюдение прогресса образовательной работы с целью установления ее динамики и отбора путей и способов деятельности с целью извлечения оптимального итога.

Этапы диагностики социально-коммуникативного развития в старшей группе:

  1. Подготовительный. Формируются этапы, способы диагностики, распечатываются диагностические карты на каждого малыша.
  2. Практический (собственно диагностирование). Познания, умения и способности ребенка изучают на протяжение одной-двух недель, используя игру, разговор, мониторинг сюжетно-ролевых и режиссерских забав ребенка, трудовой деятельности, исполнения режимных факторов, разглядывания и рассмотрения сюжетных иллюстраций. Полученные сведения записываются в диагностические карты.
  3. Аналитический. Итоги диагностики обговариваются коллективом преподавателей вместе со специалистом по психологии, сравниваются с предшествующими сведениями.
  4. Интерпретационный. Итоги обрабатываются с учетом условий, которые могли оказать влияние на их изменение (малыш был огорчен, в плохом расположении духа, в преддверии заболевания, по этой причине не сумел показать личные качества).
  5. Определение целей и направлений последующей деятельности. Диагностика может проводиться в естественных для дошкольников условиях.

Конспект беседы с детьми старшей группы по социально — коммуникативному развитию

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию с использованием авторской сказки «Самая красивая птичка»
Автор:
Беляева Наталья Владимировна,старший воспитатель
Место работы:
МДОУ «Детский сад № 204» г.Саратов
Описание материала: предлагаю вашему вниманию беседу по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием авторской сказки. Данный материал может быть полезен как педагогам, так и родителям. Беседа может проводиться как самостоятельный элемент воспитательно-образовательного процесса, может быть использована для включения в конспект НОД по социально-коммуникативному развитию. Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу. Задачи: расширить представления о дружбе, о взаимоотношениях в коллективе и между людьми; дать представление о людях с особенностями здоровья, о великих-людях инвалидах; развивать речь детей, умение внимательно слушать литературное произведение; воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимопомощь, уважительное отношение к людям. Оборудование: Фотография «Самой красивой» птички, портреты великих людей — инвалидов.
Конспект беседы:

Сегодня я хочу с вами поговорить о наших достижениях, о наших талантах, и о том, как нужно относиться к другим людям. Но сначала послушайте мою сказку: «… Жила-была в одном лесу удивительно красивая птичка, так ее и звали «Самая красивая». Когда она была еще птенчиком, уже тогда все восхищались ее красотой. Каждый день она слушала о том, какие красивые у нее перышки, какие красивые у нее глазки, какой замечательный у нее клювик. И стала птичка думать, что она лучше всех в лесу. Однажды на ветку у ее домика присел воробышек и захотел с ней поговорить, но ответила ему птичка: «Улетай, улетай отсюда, ты такой маленький и невзрачный, я не хочу с тобой разговаривать». И воробушек улетел. Спустилась к домику птички белочка. Птичка увидела и начала прогонять белку: «Уходи от меня, уходи. Ты скачешь с ветки на ветку целый день, на твоем хвостике облетевшие листочки, они попадут на мои крылышки и они уже не будут самыми красивыми». Белочка ничего не сказала и спрыгнула на другое деревце.


Наша птичка умела еще очень красиво петь. У нее был замечательный голосок и звучал он как множество переливных колокольчиков. Однажды утром птичка запела, ее пение услышала синичка и так ей захотелось подпеть певунье. Но Самая красивая рассердилась: «Как ты можешь портить мое идеальное пение. Улетай быстро отсюда». Вот так и жила Самая красивая. Никто ей не нравился, никого она не любила. Но однажды случилась в мирном лесу беда, забежала лисица из соседнего леса. И кого же она увидела в первую очередь, да, конечно самую яркую птицу в лесу, которая никогда не пряталась и красовалась перед всеми целыми днями. Лисица дождалась, когда птичка спуститься пониже и схватила ее. Понесла лисичка нашу птичку в свою нору, как ни звала птичка кого-нибудь на помощь, никто не откликнулся. Так и не стало самой красивой птички в лесу.» Вот такая сказка. А как вы думаете, почему никто не стал помогать птичке? (ответы детей, предположение, что все на нее обиделись) Да, правильно. Птичка не хотела ни с кем дружить, она считала себя лучше всех и поэтому не оказалось у нее друзей в то время, когда ей понадобилась помощь. А как же нужно вести себя, чтобы у тебя был друг? (ответы детей: помогать друг другу, уважать друг друга) Мы все бываем разные, кто-то умеет хорошо петь, кто-то танцевать, а кто-то рисовать. У всех свои таланты и красота. Но никогда нельзя унижать и обижать тех, кто не имеет каких-то ваших достоинств или талантов. Ведь это человек может уметь что-то лучше вас. Нужно уважать друг друга, поддерживать друг друга. Вот однажды одна девочка посмеялась над рисунком мальчика из своей группы, он очень старался, но рисунок не получился таким красивым как у нее. Как вы думаете, правильно сделала девочка, что посмеялась над рисунком? (ответы детей) А я думаю, что нужно было поддержать мальчика, может быть даже помочь ему. Вот это было бы правильно. А есть люди особенные. Которые плохо видят, плохо слышат или у них нет одной ноги или руки. Бывают и такие. Таких людей называют инвалидами или людьми с особенностями здоровья. Когда вы встречаете таких людей, не надо вести себя как Самая красивая птичка. Каждый человек заслуживает того, чтобы иметь друга, чтобы оценили его достоинства. Не может человек слышать, но он может рисовать красивые картины. Не может он видеть, но он может красиво петь. Не может быть у человека ног, но он может писать замечательные сказки или делать научные открытия. Каждый человек уникален и неповторим. (педагог показывает портреты великих людей — инвалидов с краткими рассказами о них). А в конце нашей беседы, я хочу попросить вас назвать имя вашего лучшего друга и назвать те качества, которые вы цените в них. (если какого-то ребенка не называют, воспитатель сам говорит о таких детях и называет их как своих друзей и их лучшие качества). В конце беседы можно провести игру «Ласковое слово».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по экологии. Старшая группа Конспект беседы о рыбах для детей старшей группы Беседа с детьми старшей группы на тему: Посуда Беседа для дошкольников старшей группы на тему: Добро

Похожие статьи:

Беседа об овощах для детей в старшей группе

Беседа на тему «Фрукты» в старшей – подготовительной группе

Конспект беседы в старшей группе «Добро не умрет, а зло пропадет»

Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы

Беседа для детей «Ложь человека не красит». Старшая группа

Игровые приемы

Этому типу работы дошкольников уделяется особенное внимание, так как непосредственно в процессе игры получается более подробно объяснить проблему, отработать и зафиксировать ее решение. К тому же игры можно применять и в упражнениях (дидактических), и при проведении досуга на улице либо в команде (подвижные). Пальчиковые забавы, содействующие формированию мелкой моторики, можно осуществлять в любое время.

Дети весьма стремительно вовлекаются в игру, однако нередко с трудом ее покидают, по этой причине для обучения игровые методы применяются редко.

Дидактические

В младшей группе для формирования интонационной выразительности используется игра «Обучим зайку грамотно говорить». Ее сущность в том, что на занятие приходит посетитель — зайчишка, который искажает фразы, к примеру, наименования зверей («ишка» взамен «мишка», «от» взамен «кот»). Ребята корректируют зайку, грамотно говоря фразы.

Чтобы научить сравнивать геометрические объекты, используют игру «Отыщи объект»: ребята становятся в круг, воспитатель кидает мяч малышу, демонстрирует иллюстрацию с геометрической фигурой, малыш называет ее и ищет схожий объект.

В команде часто применяется игра «Кто как говорит», целью какой является определение домашних и диких животных. Ее суть заключается в том, что взрослый, кидая мячик одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Малыш отдает мяч и говорит, как этот зверь «разговаривает» (хищник рычит, пес лает и т. д.).

Подвижные игры

В младшей группе упор делается на формирование мастерства правильно прыгать, исполняя действия под звучащий текст. К примеру, игра «Беги ко мне»: ребята сидят на стульях, воспитатель располагается в другом конце комнаты. На фразу «Бегите все ко мне!» ребята подбегают к воспитателю, который ласково их приветствует. На фразу «Бегите к себе!» ребята вернутся к стулу.

В средней группе целями подвижных игр считаются формирование выносливости в беге, лазании, прыжках. Игру «Лисичка в курятнике» можно проводить и в помещении, и на улице. На лавках («в курятнике») стоят ребята («куры»), на обратном краю комнаты — норка лисы, роль которой выполняет малыш либо взрослый. Куры разгуливают по двору, на сигнал «Лисица» они обязаны убежать, лиса в это время стремится задержать зазевавшуюся курицу и увести в собственную нору. В случае если это у нее получилось, ребенок выходит из игры.

В старшей и подготовительной группах целью подвижных игр считается формирование выдержки и мастерства слаженно осуществлять действия целой командой. Вот образец подвижной игры для старшего дошкольного возраста — игра «Быстро возьми»: на полу вокруг деток разбрасываются шишки, каштаны либо другие небольшие предметы, но на одну штуку меньше, чем количество играющих. Согласно сигналу «Быстро возьмите!» ребята нагибаются и берут предмет. Терпит поражение тот, кому не хватило. Подвижные забавы можно осуществлять и в группе, и на улице.

Пальчиковые игры

Занятия социально-коммуникативного развития в старшей группе ДОУ включают пальчиковые игры. Они способствуют формированию мелкой моторики, что немаловажно в младшей и средней группах для развития речи, а в старшей и подготовительной — для подготовки руки к письму. Помимо этого, подобные игры прекрасно развивают реакцию, гибкость и память:

  • Младшая группа. «1, 2, 3, 4, 5, пошли пальчики гулять! 1, 2, 3, 4, 5, в доме спрятались опять». (По очереди разгибают все без исключения пальцы, начиная с мизинца, далее сгибают их в этом же порядке).
  • Средняя группа. «Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленочек маленький обувает валенки. А сыночек Вовка — новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки». («Шагают» указательным и средним пальчиками по столу).
  • Старшая группа. «Палец-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем суп готовил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песенки пел». (Поочередно загибают пальчики).
  • Подготовительная группа. «Встретились 2 котика: «Мяу-мяу!», 2 щеночка: «Ав-ав!», 2 жеребенка: «Иго-го!», 2 тигренка: «Ррр!», 2 быка: «Муу!». Смотри, какие рога». (Демонстрируют рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Приемы для мотивации

Для того чтобы ребята быстро активизировались и присоединились к работе, следует подобрать оптимальные побуждающие методы, которые входят в планирование ФГОС социально-коммуникативного развития в старшей группе:

  1. Демонстрация в варианте иллюстраций — обязательный признак любого обучения. Какая бы тема ни рассматривалась, картинки должны быть представлены в достаточном количестве. Таким образом, при исследовании проблемы «Специальности» дети должны увидеть иллюстрации с рабочего места человека.
  2. Стихотворения, загадки. Этот прием может применяться как в начале обучения, так и в середине, если ребята немножко отвлеклись и их необходимо «вернуть» в тему. Как правило, загадки и стихотворения включаются пред стадией закрепления использованного материала.
  3. Игры. Помимо пальчиковых, все без исключения игры могут исполнять роль мотивационных инструментов.
  4. Словесные способы. В особенности продуктивно они действуют в случае, если преподаватель говорит либо задает вопросы от имени фантастичного персонажа.

Календарно-тематическое планирование по ОО «Коммуникация» в старшей группе (сентябрь-декабрь)

Елена Плахова

Календарно-тематическое планирование по ОО «Коммуникация» в старшей группе (сентябрь-декабрь)

1 04.09.13 «Мы — воспитанники старшей группы»

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь
старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. Совершенствовать диалогическую речь. В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 26 Дидактическая игра «Поприветствуй друга»

.

2 05.09.13 Рассматривание иллюстраций по теме «Школа»

Напомнить детям о том, что такое школа и чем там занимаются. Учить составлять предложения по иллюстрации. Активизировать и уточнить словарный запас по данной теме.

Конспект Дидактическая игра

«Школа»

.

3 11.09.13 Рассказывание русской народной сказки

«Заяц – хвастун»

.

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новой сказкой. Уточнить жанровое отличие сказки. Совершенствовать диалогическую речь. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 27 Инсценирование отрывка из сказки.

4 12.09.13 Пересказ сказки «Заяц – хвастун»

.

Учить составлять план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 27 Дидактическая игра

«Узнай сказку»

.

5 18.09.13 Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

».

Учить детей рассказывать (личный опыт, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 30 Дидактическая игра

«Доскажи словечко»

6 19.09.13 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень»

.

Развивать память, речь.

В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 32 Дидактическая игра «Что получится, то и получится»

.

7 25.09.13 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с Упражнять детей в четком отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 29 Дидактическая игра

«Назови ласково»

8 26.09.13 Рассматривание сюжетной картины «Осенний день»

и составление рассказа по ней

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

Стр. 33 Игра

«Крестики — нолики»

.

9 О2.10.13 Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Моя семья»

. Расширять знания по теме
«Семья»
; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; воспитывать уважение к
старшим; Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 86 Игровое упражнение «Кто, где живет?»

.

10 03.10.13 Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Учить выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения; Заучить стихотворение, учить рассказывать стихи выразительно. Воспитывать любовь и уважение к близким. Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 93 Рассматривание иллюстрации к стихотворению

Е. Благининой «Посидим в тишине»

11 09.10.13 Составление рассказа «Дары природы»

Придумать не большой рассказ на тему «Дары природы»

. Обогащать и активизировать словарь детей. Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 95 Дидактическая игра «Огород»

.

12 10.10.13 Рассказывание на тему:

«Растения огорода»

Учить умению поддерживать беседу4 высказывать свою точку зрения; использовать в речи обобщающие слова, активизировать и обогащать словарный запас детей. Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 130 Сюжетно ролевая игра «Варим суп»

13 16.10.13 Учимся вежливости Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения; о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 36 Игровое упражнение «Назови ласково»

14 17.10.13 Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 38 Игровое упражнение «Кто быстрее оденет куклу?»

15 23.10.13 Рассказывание на тему «Бабушкины заботы»

Развивать устную речь детей; Формировать умение устно описывать человека; воспитывать уважение к взрослым Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 111 Чтение Л. Квитко «Я бабушкой своею»

».

16 24.10.13 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц Закрепить правильное произношение звуков с-ц;учить дифференцировать звуки: различать в словах; выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуком с и ц; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 39 Прослушивание стихотворения я. Щеголева «Ранним утром»

17 30.10.13 Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь»

. Обучать словесному описанию; прививать любовь к искусству и родной природе; обогащать и активизировать словарь.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 112 Чтение стихотворения И. Векшегоновой «Мой край»

18 31.10.13 Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня»

Познакомить с творчеством И Сурикова; учить выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения И. Сурикова
«Вот моя деревня»
; заучить небольшой отрывок из него Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 129 Выставка творческих работ совместных с родителями на тему «Мой родной дом»

19 20.11.13 Лексико – грамматические упражнения. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, Познакомить с русской народной сказкой
«Крылатый, мохнатый да масляный»
. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 42 Инсценирование отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

20 21.11.13 Чтение стихов о поздней осени. Составление сложноподчиненных предложений. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 44 Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

21 27.11.13 Составление рассказа – описания «Лиса»

.

Развивать устную речь. Самостоятельно придумать и рассказать небольшой рассказ или сказу о хитрой лисе. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 131 Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

22 28.11.13 Пересказ рассказа

В. Чаплиной «Белка»

Учить выражать положительные эмоции при прослушивании рассказа; учить рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы; связанно и последовательно пересказывать текст. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 95 Загадки про белку.

.

23 04.12.13 Составление рассказа «Игры зимой»

Учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Учить самостоятельно составлять рассказ на заданную тему. Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 149 Рассматривание иллюстраций на тему «Зимние забавы»

24 05.12.13 Звуковая культура речи. Работа со звуками ж-ш. Упражнять в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух; упражнять в различении знакомого звука на слух, в умении дифференцировать звуки ж и ш; отрабатывать речевое дыхание. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 48 Заучивание скороговорок.

25 11.12.13 Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

Познакомить со стихотворением С. Есенина
«Береза»
; активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе; воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 162 Беседа о березе, рассматривание иллюстраций.

26 12.12.13 Рассказывание на тему «Деревья зимой»

Учить рассуждать, высказывать свою точку зрения; совершенствовать умение составлять рассказ по представлению; воспитывать любовь к природе. Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 164 Динамическая пауза

«Деревья зимой»

27 18.12.13 Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь понять и запомнить содержание эскимоской сказки
«Как лисичка бычка обидела»
Учить пересказывать ее. В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 57 Дидактическая игра «Доскажи словечко»

28 19.12.13 Рассказывание на тему «Лисята»

. Развивать устную речь; обогащать словарный запас; учить составлять рассказы про животных. Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы

стр. 180 Загадки про лису.

29 25.12.13 Новогодний калейдоскоп стихотворений

К. Фофанова «Нарядили елку»

Выучить небольшое и выразительно рассказать небольшое стихотворение; помогать логично и содержательно строить высказывания; создавать праздничное настроение; развивать память В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 62 Заучивание стихов про Новый год.

30 26.12.13 Беседа по рассказу С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

. Развивать творческое воображение детей, помогать логично содержательно В. В. Гербова

«Занятия по развитию речи в старшей группе»

стр. 65 Дидактические игры со словами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]