Лэпбук «Лекарственные растения»
Авторы:
Игнатова Татьяна Александровна,
первая квалификационная категория;
Клишкина Надежда Борисовна;
высшая квалификационная категория
воспитатели МАДОУ детский сад №186 города Тюмени
Методические рекомендации к использованию дидактического пособия
«Лэпбук «Лекарственные растения» (для старшей группы детского сада)
Введение
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая книжка раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
— информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал),
— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
— обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
— вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
— его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста,обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
— включенность воспитателя наравне с детьми,
— добровольное присоединение детей к деятельности,
— свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
— открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка?
— Он поможет ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
— Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
— Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.
— Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек-раскладушек, по-разному раскрывающихся, способствует развитию мелкой моторики детей.
— Ребенок учится самостоятельно использовать информацию.
— Лэпбук помогает объединить педагогов, детей и родителей.
Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?
— способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
— способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
— обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
— способствует творческой самореализации педагога.
Исходя из вышеизложенного, данное дидактическое пособие позволяет воспитателю совместно с детьми и их родителями творчески подойти к изучению темы «Лекарственные растения».
Цель данного пособия:Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями и их значением в жизни человека, формирование начал экологической культуры.
Программные задачи:
Познавательное развитие:
Сформировать представления о лекарственных растениях и месте их произрастания (растения луга, сада, леса); знания о целебной силе многих растений; представления о профессиональных действиях фармацевта, аптекаря. Познакомить детей с лекарственными растениями «Красной книги».
Формировать навыки экологической безопасности; умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Упражнять детей в составлении множества (лекарственное средство) из разных по качеству элементов (лекарственных растений).
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства растений, включая органы чувств: зрение, осязание, обоняние; умение сравнивать лекарственные растения по запаху и строению цветов; интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру; воображение и творческую активность.
Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к природе, желание охранять и защищать ее.
Речевое развитие:
Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия лекарственных растений; прилагательными, характеризующими свойства и качества растений.
Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи; умение (по мнемотаблице) рассказывать о растении, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Художественно- эстетическое развитие:
Формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности через общение с природой.
Социально-коммуникативное развитие:
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Физическое развитие:
Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Развивать навыки здорового образа жизни, ценностно — смысловое отношение к своему здоровью.
Развитие мелкой моторики рук.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
— как наглядный материал для работы воспитателя в процессе индивидуальной НОД;
— в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого материала;
— в совместной деятельности родителей и ребенка дома.
Содержание пособия включает 20 заданий. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук. Каждое задание включает в себя яркий наглядный материал, что способствует активизации внимания ребенка.
Описание заданий Лэпбука на тему «Лекарственные растения».
Дидактическая игра «Узнай и назови»
Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 1 до 9 детей.
Дидактическая задача: Учить детей разгадывать загадки. Закрепить знания цифр от 1 до 20.Расширять представления о лекарственных растениях: внешний вид, целебная сила, место произрастания.
Используемое оборудование: Игра состоит из 20 карточек с изображениями различных лекарственных растений (отгадок) и 20 карточек с текстом загадок.
Игровые правила: Цифры карточек-загадок и отгадок должны совпасть.
Игровые действия:
Вариант 1.Взрослый раздает детям по картинке, если играют группой из 9 человек, и читает загадку с карточки. Подняв карточку с правильным ответам ребенок называет отгадку, взрослый если ответ правильный показывает карточку с текстом загадки , цифры на них должны быть одинаковыми. Правильно отгаданную загадку ребенок оставляет у себя. Выигрывает тот, кто отгадал большее количество загадок.
Вариант 2. Можно играть с 3 детьми, выложив карточки с изображениями лекарственных растений на стол. Взрослый загадывает загадку и тот, кто первый отгадает,берет карточку себе. Ребенок должен правильно назвать лекарственное растение (отгадку) и цифру. Выигрывает тот, кто наберет большее количество отгадок.
Вариант 3.Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. Взрослый загадывает загадки, а ребенок ищет отгадку среди карточек с изображением лекарственных растений. Если отгадка правильна, цифра карточки-отгадки совпадает с цифрой карточки-загадки.
Картинки и текст загадок, представленные в этой игре, можно использовать в образовательной деятельности с детьми.
Дидактическая игра «Угадай кто я?»
Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 2 до 10 детей.
Дидактическая задача: Учить узнавать растение по словесному описанию. Расширять представления о лекарственных растениях: внешний вид, целебная сила, место произрастания. Развивать умение (по мнемотаблице) рассказывать о растении.
Используемое оборудование: Эмблемы лекарственных растений, мнемотаблица составления описательного рассказа о лекарственном растении, цветные фишки.
Игровые правила: Описывая растение, нельзя произносить его название.
Игровые действия:
Вариант 1. В игре могут принимать участие до 5 детей. Дети надевают шапочки-эмблемы лекарственных растений и встают в круг. Взрослый дает последовательное описание растения. Дети должны узнать и правильно назвать растение. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
Вариант 2. В игре могут участвовать до 10 детей. Ребенок-ведущий выбирает любую эмблему лекарственного растения, надевает ее и последовательно описывает это растение от 1-го лица («Я – лекарственное растение. У меня…» и т.д.), пользуясь мнемотаблицей. Кто правильно узнает растение по описанию, становится ведущим. Игра повторяется.
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 1 до 6 детей.
Дидактическая задача: Познакомить с ароматерапией.Расширять представления о лекарственных растениях. Развивать умение сравнивать лекарственные растения по запаху и строению цветов; восприятие, умение выделять разнообразные свойства растений, включая органы чувств: зрение, осязание, обоняние.
Используемое оборудование: коробочка, разделенная на 6 секций разных цветов с вкладышами-пакетиками лекарственных растений.На каждом пакетике-вкладыше изображен круг определенного цвета. 6 кукол-травниц с платочками и фартуками определенного цвета. Платочки для того, чтобы завязывать глаза.
Игровые правила: Цвета на секции коробочки, на пакетике-вкладыше, на косыночке и фартуке куклы-травницы должны совпасть.
Игровые действия:
Вариант 1. В игре могут принимать участие до 6 детей. На столе стоит коробочка, разделенная на секции, и лежат пакетики с лекарственными растениями картинкой вниз. Воспитатель называет растение, дети находят пакетик с этим растением. Тот, кто правильно нашел растение, помещает его в секцию. Выигрывает тот, кто узнал наибольшее количество растений.
Вариант 2. Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. На столе стоят куклы-травницы, стоит коробочка, разделенная на секции, в которых лежат пакетики-вкладыши с лекарственными растениями. Ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить лекарственное растение и назвать его запах(кислый, сладкий, горький). Затем предлагается найти пакетик-вкладыш с этим растением в секциях коробочки и поставить туда куклу-травницу. Если цвет на секции, пакете-вкладыше и платочке куклы-травницы совпадут, то задание выполнено правильно.
Вариант 3.В игре могут принимать участие до 6 детей. На столе стоят куклы-травницы, стоит коробочка, разделенная на секции, лежат пакетики-вкладыши с лекарственными растениями. Детям завязывают глаза и предлагают по запаху определить и назвать лекарственное растение. Тот ребенок, который правильно отгадал растение, должен найти пакетик-вкладыш с этим растением в секциях коробочки и поставить туда куклу-травницу. Если цвет на секции, пакете-вкладыше и платочке куклы-травницы совпадут, то задание выполнено правильно. Выигрывает тот, кто «расселил по домикам» наибольшее количество кукол.
Вариант 4. В игре могут принимать участие до 6 детей. На столе перед детьми стоит коробочка, разделенная на секции и куклы-травницы. Воспитатель напоминает детям, что некоторые растения помогают человеку даже своим запахом. Детям завязывают глаза и предлагают по запаху определить и назвать лекарственное растение. Тот ребенок, который правильно отгадал растение, должен назвать его запах(кислый, сладкий, горький), лечебные свойства запаха растения и поставить куклу-травницу в секцию коробочки с соответствующей картинкой. Если цвет на секции и платочке куклы-травницы совпадут, то задание выполнено правильно. Выигрывает тот, «расселит» наибольшее количество кукол.
Материал, представленный в этой игре, можно использовать в образовательной деятельности с детьми.
Дидактическая игра «Что где растет?»
Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 1 до 3 детей.
Дидактическая задача: Расширять и уточнять представления детей о лекарственных растениях: внешний вид, место произрастания; о растениях луга, сада, леса.Закрепить знания цифр. Развивать мелкую моторику рук.
Используемое оборудование: карточки с изображением луга, сада, леса, картинки с изображением лекарственных растений.
Игровые правила: Цифра на картинке растения и на карточке с изображением луга, сада, леса, должны совпасть.
Игровые действия:
Вариант 1. В игре могут участвовать до 3 детей. У воспитателя картинки с изображением лекарственных растений, а у детей – с изображениями мест их произрастания (луг, сад, лес). Воспитатель показывает картинку с изображением растения. Ребёнок должен определить, где оно растет и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показывая карточку воспитателю и правильно называя растение.
Если задание выполнено правильно, цифра картинки растения совпадает с цифрой на карточке с изображением луга, сада, леса.
Вариант 2. Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. Взрослый показывает картинку с изображение лекарственного растения, Ребёнок должен назвать растение, определить, где оно растет и «поселить» это растение на нужной карточке (лес, сад, луг). Если задание выполнено правильно, цифра картинки растения совпадает с цифрой на карточке с изображением луга, сада, леса.
Материал, представленный в этой игре, можно использовать в образовательной деятельности с детьми.
Дидактическая игра «Кто как лечит?»
Дидактическая задача: Сформировать знания о целебной силе многих растений. Расширять представления о лекарственных растениях. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Закреплять знания детей об основных цветах. Развивать навыки здорового образа жизни, ценностно смысловое отношение к своему здоровью.
Используемое оборудование: Карточки-пазлы «лепестки» с изображением лекарственных растений, и «серединки» с изображением разных состояний больных людей.
Игровые правила: Цвет на карточках-пазлах «лепестках» и «серединках» должны совпасть.
Игровые действия:
В игре могут участвовать до 3 детей. На столе разложены карточки «серединки» картинками вниз и карточки «лепестки» картинкой наверх. Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке «серединке» и определить, чем болен человек, изображенный на картинке и найти карточки «лепестки» с изображением растений, которые могут ему помочь, и правильно назвать их. Если цвет пазла на «серединке» и «лепестках» совпадут, то задание выполнено правильно.
Дидактическая игра «Какая часть пригодится»
Дидактическая задача: Сформировать знания о целебной силе многих растений.Учить детей, используя схемы-модели, узнавать те части лекарственных растений, которые являются целебными. Упражнять в умении распознавать растение по его частям.Формировать навыки экологической безопасности.
Используемое оборудование:карточки с изображением лекарственных растений, карточки-пазлы с изображением цветка, листа, корня.
Игровые правила: Пазл на картинке с изображением лекарственного растения должен совпасть с карточкой-пазлом с изображением цветка, листа, корня.
Игровые действия:
Вариант 1. В игре могут участвовать до 6 детей. На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз. Детям составить это растение из частей (карточек-пазлов с изображением цветов, стеблей, листьев, корней), правильно назвать и сказать, какая часть растения является целебной. Если задание выполнено правильно, то пазлы совпадут.
Вариант 2.На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз. Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель и т.д.) и соответственно составить пазл. Если задание выполнено правильно, то пазлы совпадут. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, наберет наибольшее количество фишек.
Дидактическая игра «Приготовь лекарство»
Дидактическая задача: Сформировать знания о целебной силе многих растений; представления о профессиональных действиях фармацевта, аптекаря. Расширять представления о лекарственных растениях. Упражнять детей в составлении множества (лекарственное средство) из разных по качеству элементов (лекарственных растений).
Используемое оборудование:Баночки-кармашки, пакетики-кармашки, коробочки-кармашки, бутылочки-кармашки, картинки с изображением лекарственных растений, «рецепты» (состав лекарственного средства).
Игровые правила: Компоненты лекарственного средства должны соответствовать «рецепту».
Игровые действия:
В игре могут участвовать до 4 детей. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Аптека» и стать фармацевтами — людьми, которые работают в аптеках и готовят лекарство. Перед детьми лежат баночки-кармашки, пакетики-кармашки, коробочки-кармашки, бутылочки-кармашки, картинки с изображением лекарственных растений. Воспитатель раскладывает перед детьми «рецепты» (состав лекарственного средства) картинками вниз и предлагает выбрать по одному «рецепту». Ребенок выбирает любую карточку и определяет, при каком заболевании поможет это лекарство. Затем ищет картинки с изображением лекарственных трав, отсчитывает необходимое количество карточек (согласно рецепту), говорит, какую часть этого растения мы будем использовать, и подбирает необходимую «посуду» (исходя из того, в каком виде будет приготовлено лекарство: коробочка для лекарственного сбора, баночка для мазей, коробочка для таблеток, бутылочка для микстуры). После выполнения задания «фармацевт» рассказывает о своем лекарстве. Выигрывает тот, кто правильно «приготовил лекарство» и рассказал о нем.
Дидактическая игра «Помоги Мите»
Дидактическая задача: Формировать представления детей о лекарственных растениях, которые используют при простудных заболеваниях, их значении для здоровья человека; умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности; навыки экологической безопасности. Учить правилам сбора, заготовки, применения лекарственных растений. Развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Используемое оборудование: модель-пазл «правила сбора, заготовки, применения лекарственных растений»
Игровые правила: При составлении модели пазлы должны совпасть.
Игровые действия:
Вариант 1. Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. Воспитатель сообщает ребенку, что мальчик Митя простудился и ему нужно помочь. Митя – сын лесника, они живут в лесной сторожке, и аптеки по близости нет. Как мы можем помочь? Ребенок называет лекарственные растения, которые помогают при простуде, и рассказывает о правилах сбора и заготовки лекарственных растений, составляя модель: ребенок должен найти нужную карточку символ, объяснить правила сбора и заготовки, и составить алгоритм действий. Если модель составлена верно, то пазлы совпадут.
Вариант 2. В игре могут участвовать до 4 человек. Воспитатель сообщает детям, что мальчик Митя простудился и ему нужно помочь. Митя – сын лесника, они живут в лесной сторожке, и аптеки по близости нет. Как мы можем помочь? Дети называют лекарственные растения, которые помогают при простуде. Воспитатель предлагает назвать, что нужно сделать сначала. Ребенок, который первым даст правильный ответ, объяснит правило сбора и заготовки, изображенное на карточке, получает фишку. Если модель составлена верно, то пазлы совпадут. Выигрывает тот, наберет наибольшее количество фишек.
Дидактическая игра «Друзья природы»
Дидактическая задача: Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру. Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, не нанося им вред).
Используемое оборудование: карточки-символы «экологические знаки».
Игровые правила: Правильно назвать значение «экологического знака» и объяснить, почему следует так поступать.
Игровые действия:
В игре могут участвовать до 10 детей. Педагог показывает карточку со знаком, напоминающим правила поведения в природе, и предлагает детям рассказывать, что означает каждый знак. Спрашивает у детей, почему следует поступать, так или иначе. Если ребенок правильно выполнил задание, он забирает знак себе. Выигрывает тот, кто собрал большее количество знаков. (фото 26,27,28)
Дидактическая игра «Красная книга»
Дидактическая задача: Познакомить детей с лекарственными растениями «Красной книги».Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Закреплять умение (по мнемотаблице) рассказывать о растении.
Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру; умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, не нанося им вред).
Используемое оборудование: Книжка-малышка «Красная книга лекарственных растений».
Игровые правила: Правильно назвать лекарственное растение, место произрастание и лечебные свойства растения.
Игровые действия:
Вариант 1. В игре могут участвовать до 10 человек. Воспитатель показывает детям иллюстрацию из книги и предлагает назвать растение, рассказать о местах, где оно произрастает и какими лечебными свойствами оно обладает. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
Вариант 2. Ребенок ведущий загадывает любое растение из книжки, и рассказывает о нем, используя мнемотаблицу «лекарственные растения». Кто правильно отгадывает растения, становится ведущим.
Список литературы:
- Бонева, Б.Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни лекарственных растений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.кан. пед. наук / Б.Н. Бонева. – М., 1973.
- Бабаева, Т. И. Программа «Детство» [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой [и др.] / ООО « Издательство « Детство-Пресс», 2011.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2004.
- Виноградова, Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / Н.Ф. Виноградова. — Дошкольное воспитание. – 2010. — № 5.
- Игра и ознакомление дошкольников с растениями [Текст]/ сост. И. Г. Комарова. – Могилев, 2009
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филипенко. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014.
- Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева, Н.В. Лункевич. – М., Академия, 2008.
- Скоролупова О. А. Цветущая весна. Травы. Тематическая неделя в детском саду: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.
- https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-po-oznakomlieniiu-s-komnatnymi-rastieniiami.html
- https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/obuchayushhie-igry-k-po-teme-rasteniya-doktora-prostudnyx-zabolevanij.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/04/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-oznakomleniya
«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0004648 — № 0004649
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться
Обучающие дидактические игры «Растения — доктора простудных заболеваний» для детей старшей группы
ирина фокина
Обучающие дидактические игры «Растения — доктора простудных заболеваний» для детей старшей группы
Обучающие игры по теме: «Растения — доктора простудных заболеваний»
Для детей старшей группы 5-7 лет
Воспитатель Фокина Ирина Андреевна
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лекарственных растений, помогающих при простудных заболеваниях.
Правила игры: отыскать карточку с изображением лекарственного растения в соответствии с описанием его характерных признаков.
Материал: карточки с изображением растений.
Организация и методика проведения: ведущий называет характерные особенности того или иного растения, которое помогает при простудных заболеваниях, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек, называют его, рассказывают о лечебных свойствах. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
Дидактическая игра «Найди, что лечит»
Цель: учить детей, используя схемы-модели, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными.
Правила игры: используя схемы-модели находить и рассказывать о лечебных свойствах определенной части лекарственного растения (листья, стебель, цветок, семена, корень и т. д.)
.
Материал: 10-15 карточек с изображением лекарственных растений, схемы-модели с изображением цветка, листа, корня, стебля, веток.
Организация и методика проведения: на столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз (10-15 карточек)
. Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное
растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель и т. д.)
и соответственно положить её возле карточки-схемы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.
Дидактическая игра «Зелёная аптека»
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, которые используют при простудных заболеваниях, их значении для здоровья человека; учить правилам сбора, заготовки, применения. Упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Правила игры: угадывать лекарственные растения, используемые при простудных заболеваниях по их характерным признакам, описывать правила их сбора и заготовки.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.
Организация и методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки про лекарственные растения. Ребёнок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «зелёным доктором»
, рассказывает о правилах сбора и заготовки лекарственных
растений.
Подвижно-дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию»
Цель: упражнять детей в быстром нахождении лекарственного растения по названию.
Правила игры: действовать по сигналу, быстро находить лекарственное растение по названию.
Организация и методика проведения: игра организуется как подвижная. Воспитатель объясняет, что после того, как он назовёт лекарственное растение и скажет: «Раз, два, три к … беги»
, ребятам необходимо быстро найти
растение на участке и стать возле него.
Дидактическая игра «Интервью с лекарственными растениями»
Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности старших дошкольников в процессе познания ими природы.
Правила игры: придумать интервью с лекарственными растениями.
Материал: игрушка микрофон.
Организация и методика проведения: воспитатель предлагает дошкольникам представить, что лекарственные растения ожили и могут говорить. Далее предлагается придумать, какие вопросы ребята задали бы лекарственным растениям, что хотели бы у них узнать.
За самые длинные и интересные интервью ребёнок получает фишку.
Дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию?»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.
Материал: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)
.
Организация и методика проведения: воспитатель раскладывает карточки с изображением различных растений. Называет одно из изображенных на карточке лекарственных растений. Например, календула. Дети собирают все карточки с изображением календулы. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Составила и провела воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ЦРР – детский сад №31 д. Медвежьи Озера, Щелковского муниципального района М.О. Кириченко Татьяна Александровна.
Цель: Расширить знания детей о лекарственный растениях нашего края.
Задачи:
- Учебная: Познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
- Развивающая: Развивать психические процессы (память, мышление, воображение).
- Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.
Предварительная работа:
- Подбор и чтение детской литературы по данной теме.
- Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.
- Рассматривание гербария «Лекарственные травы».
Ход мероприятия:
Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека.
(Неожиданно в зал быстрыми шагами входит медицинская сестра)
Мед. сестра. Извините меня, но у меня проблема. Я не знаю как помочь больным детям. У меня закончились все лекарства, а дети сильно кашляют и у них ужасно болит горло.
Ведущая. Уважаемая Вера Васильевна! Мне кажется, что мы вам можем помочь. Нам предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.
Ребята, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают и помочь больным ребятам, но для этого мы должны отправиться на «Поляну здоровья».
(В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На паласе кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений).
Ведущая.
«Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило. Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила, Для всех умеющих их тайну разгадать».
В. Рождественский
А сейчас мы с вами должны отгадать загадки: Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница). Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок. Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки).
Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек). Золотой и молодой за неделю стал седой, А денечка через два, облысела голова.
Спрячу- ка в карманчик бывший… (одуванчик). Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти, Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник). Бусы красные висят, из куста на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).
Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли «тарвниками».
Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего поселка? Давайте знакомиться – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).
Бабушка Егоровна: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?
(Вопросы детей – короткая беседа).
Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы отправимся в путешествие.
Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
Ребята, а какие растения растут в наших лесах?
(Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов).
А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»? (Ответы детей).
Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по лесным тропинкам? (в лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.
Можно в лесу, на территории детского дома встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.
Бабушка Егоровна: Ребята, давайте пройдем по нашей полянке, отыщем знакомые лекарственные растения и вспомним их лекарственные свойства.
Участники праздника останавливаются около подорожника.
Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.
Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.
Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.
«Подорожник»
Подорожник – санитар испытанный, Врачеватель ног, в пути пораненных, Подошел к дороге, приготовился, Может, думает, кому понадоблюсь…
Далее дети рассматривают листья мать – и – мачехи.
«…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта белым пухом, — мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной – станет неуютно, холодно…»
Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.
Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте пожалуйста:
Бабушка Егоровна.
До чего ж упорная Бабушка Егоровна. Примечает загодя, где какая ягода. За какою просекой прямо в руки просится, За какой тропинкою выросло черникою,
За какой низиною поросло малиною. Наберет Егоровна ягоду отборную,
Триста раз наклонится, кто за ней угонится?
Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке)
Бабушка Егоровна: Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.
(Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).
— Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар применяют при головных болях, исползуют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли)
Кажется солнце в ромашку вошло, Желтое донце в лучах расцвело, Вдоль по дорожкам, сзывая ребят, Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок, Солнце нал нами и солнце у ног.
(А. Мельникова)
Бабушка Егоровна: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»
Бабушка Егоровна: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. (дети дают свои варианты ответов)
Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с которыми вас могут познакомить воспитатели.
Дети читают стихотворение:
«Луговые травы»
С бабушкой нашей пойдем далеко мы В луг, где ей всякие травы знакомы, Руки мелькают, на путаясь в травах, В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от насады, Это от боли спасет головной! Мы поучиться у бабушки рады Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е. Фейерабенд)
Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным травм, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли, набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед. сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить ребятишек.
А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.
Беседа
«Детям о лекарственных растениях»
Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.
Задачи:
- Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
- Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
- Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский
Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, — сказал, вернувшись из лесу, Чараки, — я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу * Я хожу по аптеке Разбираясь в её травяной картотеке.
Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!
Крапива двудомная.
Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной. Их считал за ненужное диво, И искал те места, где крапива Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём, Обрезал я колючие ножки, Необычного цвета лепёшки, Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов, Улыбаюсь любому счастливо, На задворках стоит крапива, Словно память тех грозных годов. (В. Сергин)
Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», — говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться. Хоть не огонь, а жжется. Сама холодна, а людей жжёт. Какую траву и слепой узнает?
В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.
Ромашка аптечная. Как будто солнца луч пророс, За городским овражком, Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А. Марков)
Русское название произошло от латинского «romona» — «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:
У лесной сторожки Стоит солнышко на ножке. Середка желтая, Юбка белая (ромашка)
Лепестки белы, как снег, Серединка желтый мех! Что за глупые замашки, Не гадайте на (Ромашке)
Шел я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи.
Подорожник большой. (семижильник, порезник, попутник, ранник) Есть множество цветов Красивых, осторожных, Но мне приятней всех
Обычный подорожник. Ему, быть может И трудней расти, И всё же он с людьми
Находится в пути. (С. Баруздин)
Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» — даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.
Не однажды, не дважды поранивши ноги Ты целебною силой своею помог. Подорожник, всегда ты растёшь по дороге, Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М. Владимиров)
Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:
Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги. Его бьют сапогом, его бьют каблуком, Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом. Любите и берегите природу!
Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Летать в одном полёте…
Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюквы на болоте.
Следующая > |