Дидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы

Шанина Мария

Дидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы

Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру»

Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры.

Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

Игра «Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

Игра «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Дидактическая игра «Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Дидактическое пособие «Найди такую же фигуру»

Дидактическое пособие «Найди такую же фигуру»

Автор: Коновалова Елена Валерьевна – учитель-дефектолог, ТОГБУ Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок» г. Мичуринск Тамбовская область.

Пособиепредназначено для работы с детьми дошкольного возраста с задержанным развитием. Направлено на усвоение простых сенсорных закономерностей, сортировку по двум признакам – цвету и форме.

Способствует развитию навыков классификации. Может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Пособие используется на этапе закрепления базовых знаний о цвете и форме. Детям с задержанным развитием сложно систематизировать предметы одновременно по двум (цвет и форма, форма и величина, цвет и величина) признакам. Данное пособие поможет в этом направлении работы, позволит по развитию целостности восприятия, навыка классификации.

Цель

: обучение детей навыку соотнесения геометрических фигур по двум признакам – цвету и форме.

Задачи

:

Образовательные

:

формировать умение ориентироваться в двух свойствах предметов одновременно (цвет, форма), учитывать его при выполнении задания;

закрепить представления о цвете и форме;

закрепить навыки соотнесения объемной формы с плоскостным изображением.

Развивающие

:

создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей посредством предметно-игровой деятельности;

развивать произвольное внимание, память, мышление, аналитико-синтетические процессы;

развивать ручную моторику, координацию движений;

развивать познавательную активность.

Воспитательные

:

Воспитывать навык самоконтроля в процессе целенаправленных действий с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить начатое дело до завершения);

Воспитывать умение выполнять задания по показу, по образцу, по словесной инструкции.

Оборудование

: изготовленные из пористой резины (декоративная пена) для творчества плоскостные фигуры, сортер «Геометрические столбики».

Описание пособия

Игра представляет собой 16 круглых карточек с изображением плоскостных геометрических фигур разного цвета и формы на каждой. Дети должны соотнести объемную геометрическую фигуру с ее плоскостным изображением.


(0x0)

I
Вариант
(простой)

Ребенку предлагается положить объемную геометрическую фигуру на соответствующую по цвету и форме карточку из двух предложенных.


(0x0)

II
Вариант
(сложный)

Ребенку предлагается разложить объемные геометрические фигуры на соответствующие по цвету и форме карточки.


(0x0)

III
Вариант
(сложный)

Ребенку предлагается выбрать из данных объемных геометрических фигур ту, которая соответствует по цвету и форме карточке.


(0x0)

Примечание

. Сначала рекомендовано отработать соотнесение каждой геометрической фигуры с цветами (красный, желтый, зеленый, синий), а затем перейти к соотнесению по двум признакам.


(0x0)

Ход игры:

У играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

«Игры с геометрическими фигурами для детей 3-5 лет»

МАДОУ «ЦРР – д/с №2 г.Шебекино Белгородской области»

Семейный консультативный пункт:

«Игры с геометрическими фигурами для детей 3-5 лет»

Подготовила:

воспитатель

Будникова А.В.

Знакомство с геометрическими фигурами ребенок начинает с возрасте 1 года – 1,5 лет. Сначала он осваивает самые простые фигуры – круг, квадрат, треугольник. Потом необходимо познакомить ребенка с фигурами посложнее: овалом, полукругом, прямоугольником, ромбом, трапецией и так далее. Но знакомство с геометрическими фигурами не должно заканчиваться только на том, что ребенок выучил их названия и мог по просьбе взрослого назвать показываемую ему фигуру. Игры с геометрическими фигурами помогут ребенку научиться видеть геометрические фигуры и формы в окружающих его предметах, понимать, как получаются фигуры одна из другой, что в свою очередь способствует развитию логического мышления, воображения, внимания.

Но давайте сначала разберемся, для чего нужно знакомить ребенка с геометрическими фигурами.

Многие развивающие игры основываются на различении геометрических фигур: лото, рамки–вкладыши Монтессори, блоки Дьенеша, мозаика, конструктор и так далее. Чем раньше малыш познакомится с геометрическими фигурами и формами, тем шире будет тот арсенал развивающих игр, в которые вы сможете с ним играть.

Умение видеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивает пространственное и ассоциативное мышление ребенка, логику. Умение увидеть в рядом положенных простых геометрических фигурах образ предмета, например, что два круга разного размера похожи на цыпленка, а ряд треугольников – на волну, развивает воображение.

Более того, ребенку, который прочувствовал геометрические фигуры и формы в детстве во время игры всеми органами чувств, намного проще в школе будет даваться геометрия.

5 правил обучения геометрическим фигурам:

  • указывайте малышу на геометрические формы в повседневной жизни. Показывая книгу, скажите, что она прямоугольная, демонстрируя блюдце, дайте ему определение «круг»;
  • пытайтесь получать обратную связь. Расскажите ребенку, какой геометрической формы песочница, стол, подушка и попросите ребенка рассказать, что он увидел;
  • используйте игрушки правильных геометрических форм. Играй те в игры, где требуется знание названий фигур.

Игр с геометрическими фигурами огромное количество. Приведем в пример некоторые из них:

  • «Найди фигуру»;
  • «Делим печенье»;
  • «Сортируй фигуры»;
  • «Лото. Геометрические фигуры»;
  • «Чего не стало»;
  • «Ассоциации»;
  • «Волшебный мешочек»;
  • «Разложи фигуры» и т.д.

Таким образом, познание геометрических фигур, их свойств расширит кругозор ребенка, позволит ему более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отразится на продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Все эти разновидности упражнений помогут развить пространственные представления, сформировать у них умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное и одновременно с этим воспитывать такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

-0, «найди фигуру»

-часики(

новые деревянные)

1, «Что изменилось?»

2,Сортируем геометрические фигуры

.(по цвету, величине).

3,Делим печенье

. Предложите малышу поделить печенье (геометрические фигуры сначала двух, потом трех видов) между куклами: одной круглое печенье, другой – квадратное.

4,Лото.

Лото — универсальная игра, с ее помощью можно изучить все, что угодно, в том числе и геометрические фигуры. Геометрическое лото легко сделать самостоятельно: делаем карточки с фигурами (для малышей достаточно 3-4 фигур) в двух экземплярах, второй экземпляр разрезаем на отдельные карточки.

Сначала сделайте фигуры одного цвета и размера. Когда ребенок хорошо усвоит форму, можно сделать фигуры разноцветными и разной величины.

5,«Волшебный мешочек

». В небольшой мешочек положите несколько геометрических фигур. Покажите ребенку фигурку одного вида и попросите найти в мешочке такую же. Когда малыш научится соотносить объемную фигуру и ее плоское изображение (круг и шар, квадрат и кубик, тетраэдр и треугольник и так далее), вы можете показывать ему не объемную фигуру, а плоское изображение. Когда малыш сможет узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, в мешочек можно будет складывать не геометрические фигуры, а предметы.

6,игра с геометрическими фигурами

(разложи фигуры)новая!
7, «На что похоже?»(ассоциации)
часы.стол.окно.мяч.дом и тп.

8,Аппликация

. Сортируя фигуры, можно сделать аппликации. На лист круглой формы клеить круги, на лист треугольной формы – треугольники. Для самых маленьких достаточно 2-3 фигуры каждого вида. Пусть малыш сам выбирает фигуру из кучки и определяет, на какой лист ее клеить. Можно вырезать фигуры из цветной бумаги разной фактуры, картона, мягкого пластика, фетра. Добавьте к игре сюжет: вы делаете коврики для зверюшек.

Актуальность применения дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Определение 1
Дидактическая игры – это эффективное средство развития сенсорных способностей ребенка.

Они позволяют познавать окружающий мир, его объекты и процессы на основании сенсорного восприятия. Дети получают представления о формах и величинах объектов через ощущения, которые активизируются в ходе дидактической игры.

Дидактическая игра является продуктивным средством познавательного развития дошкольника. Тем более, что в дошкольном возрасте происходит его активное развитие. Это обуславливает актуальность использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей ребенка, сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Одним из составных компонентов математического развития ребенка выступает формирование представлений о геометрических фигурах.

Геометрическая фигура – это совокупность точек, расположенных на плоскости в определенной последовательности, образующих конечное число линий, формирующих ограниченное пространство.

Знакомясь с фигурами, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, учится совершению разнообразных манипуляций с объектами, выделению их свойств.

Работа педагогов ориентирована на знакомство детей с простейшими фигурами, их свойствами, особенностями. Для этих целей применяются разнообразные дидактические игры.

Они позволяют:

  1. Закрепить теоретический материал в деятельности;
  2. Активизировать работу памяти и воображения;
  3. Развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на речевом развитии;
  4. Развить пространственное восприятие и ориентацию дошкольника.

В дидактических играх применяется разнообразный материал: палочки, спички, пластилин, глина, бумага, из которых формируются разнообразные геометрические фигуры. Такая деятельность способствует лучшему запоминанию фигур и их свойств.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах 440 ₽ Реферат Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах 220 ₽ Контрольная работа Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дидактическая игра особенна тем, что она позволяет развить у детей новые знания, представления о геометрических фигурах, их формах и размерах, а также закрепить эти знания, дави им устойчивый плацдарм.

Дидактическая игра имеет увлекательный характер. Это позволяет заинтересовать ребенка, привлечь его к умственной деятельности.

В основе дидактической игры лежит определенная дидактическая задачи. Рассмотрим, какие же дидактические задачи положены в основу игровой деятельности, ориентированной на формирование представлений дошкольников о геометрических фигурах.

Дидактическая игра по геометрии для детей младшей группы ДОУ

Дидактическая игра для младших дошкольников «Подарки»
Описание: Данная игра предназначена для закрепления и обобщения знаний о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Цель:систематизация знаний о пройденных геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, сердце) Задачи: — Учить детей дифференцировать формы предметов, правильно называть — Развивать умение соотносить форму и предметы, похожие по форме — Закрепить представления об основных геометрических фигурах, цветах — Способствовать развитию моторики — Расширять активный и пассивный словарь учащихся — Закрепить навыки пересчета предметов( счет в пределах 6) — Формировать терпение, старание и аккуратность в работе Необходимые материалы: распечатка коробок и предметов различной формы, прищепки


Данную игру можно использовать как элемент праздничных занятий(новый год, 8 марта, 23 февраля) или различных игровых сюжетов(день рождения куклы , мишки), а также на итоговых занятиях по закреплению и обобщению знаний о пройденных геометрических фигурах. Ход игры: Учитель:Ребята, у нашей куклы Маши сегодня день рождения. А нам с вами нужно приготовить для неё подарки и красиво их упаковать. Посмотрите, какие у нас есть коробочки (Поочередно демонстрируем детям коробки различной формы, поясняем) Эта коробка-круглая, эта — квадратная, а эта — треугольная. Пока в коробках пусто, и нам с вами надо красиво и правильно разложить подарки. В каждую коробочку будем класть предметы такой же формы (демонстрируем первую картинку ) Это мячик. Мячик круглый-положим в такую же коробку. А это — кубик. На какую фигурку похож, в какую коробку положим?(далее по одной показываем картинки, просим назвать предмет и его форму, стараемся активизировать в речи прилагательные-яблоко круглое, пирамидка треугольная, коврик квадратный)


Количество коробок-форм и картинок подбираем в зависимости от возраста и знаний учащихся. Можно играть как фронтально(учащиеся собирают картинки-подарки в коробку одной формы) так и индивидуально (у всех учащихся разные формы и разные картинки). После того, как все картинки собраны, закрываем коробку при помощи прищепки(можно искать такого же цвета, как и коробка).


Окончание игры может быть различным — можно попросить детей вспомнить и назвать какие предметы лежали в коробке(после ответов детей открываем коробки и проверяем) Можно пересчитать в какой коробке сколько подарков, сравнить каких больше, каких меньше. А можно провести игру-инсценировку, например-поздравляем друга друга с Новым годом. Учащихся делим на пары, раздаем коробки с подарками. Каждый «открывает» свою коробку, проговаривая простое поздравление, например- «Дорогой Саша! Поздравляю тебя с Новым годом и хочу тебе подарить воздушный шарик и часы». Второй учащийся благодарит, открывает свой подарок и так же рассказывает, что будет дарить другу. Вот примеры некоторых картинок, а если Вас заинтересовала данная игра — с удовольствием поделюсь полным архивом.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для младшей группы ДОУ Дидактические игры для детей 2 младшей группы Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Кто что ест» Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей 3-5 лет

Похожие статьи:

Дидактические игры с природным материалом для детей младшей – средней группы в детском саду

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Дидактические игры по окружающему миру во второй младшей группе

Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по математике в младшей – средней группе

Дидактические задачи ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами

Использование дидактических игр в образовательном процессе ориентировано на общее развитие ребенка, активизацию его познавательной сферы и развитие интеллекта. Это общее целевое назначение использования дидактических игр. Если рассматривать конкретное направление применения дидактических игр, то выделяются разнообразные задачи, на решение которых они ориентированы.

Так, применение дидактических игр для развития геометрических представлений дошкольников ориентировано на решение следующих дидактических задач:

  1. Формирование навыков различения геометрических фигур и называния их;
  2. Формирование навыков группировки фигур по разным признакам;
  3. Развитие представлений о свойствах геометрических фигур;
  4. Изучение составных компонентов фигур;
  5. Формирование навыков создания геометрической фигуры разными способами: рисование, конструирование из разных материалов, лепка;
  6. Формирование умений выделять объекты окружающего мира посредством отнесения их к конкретной геометрической форме.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]