Картотека «Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов» в старшей группе


Игры на величину для детей старшей группы.

Игры на величину для детей старшей группы.

«Три квадрата»

Цель:

научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Оборудование.

Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Педагог:

Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь — самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» — говорит В.

«Три медведя»

Цель:

упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование.

У В.силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает’: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

«Красивый узор»

Цель:

учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

Оборудование.

Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносы, наборное полотно.

Методика руководства:

Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

«Ежик»

Цель:

учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование.

Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Методика руководства:

Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, — предложила мама ежиха. — Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой — маме-ежихе; следующего ребенка — почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.

«Построим дома»

Цель:

учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование.

1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.

Методика руководства:

Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».

«Длинное — короткое»

Цель:

развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Оборудование.

Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Методика руководства:

Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Фрагменты занятия на тему «Величина» в старшей группе.

  1. Фрагмент

Ребята, посмотрите, какой беспорядок в лесу. Елочки растут беспорядочно, даже тропинок не видно. Куда идти? Давайте рассадим елочки в порядке убывания начиная с самой высокой до самой низкой. После того как мы рассадим ёлочки посчитаем их. Как вы думаете, что вы можете сказать о высоте елочек? Ответы детей- Ёлочки посажены в порядке убывания.

Теперь, предлагаю рассадить елочки начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. После того, как мы рассадим посчитаем елочки. Как вы думаете, что вы можете сказать о высоте елочек? Ответы детей- Ёлочки посажены в порядке возрастания.

  1. Фрагмент

Ребята, обычно в гости ходят с подарками. Я предлагаю подарить животным ленточки. Возьмите ленточки и разложите их, в порядке убывания начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Назовите длину каждой ленточки. А теперь разложите ленточки в порядке возрастания начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Назовите теперь длину каждой ленточки. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих ленточек: синей и желтой? Ответы детей-Желтая ленточка длиннее.

Что вы можете сказать о длине синей ленточки по сравнению с розовой?

Ответ детей-Синяя ленточка длиннее розовой.

Молодцы. Отложите ленточки на поднос, мы их подарим животным.

3. Фрагмент

1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»

— Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.

2. Работа с раздаточным материалом.

— Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске)

— Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.

— Назовем, какие дорожки по ширине.

— По какой же дорожке пойдет лиса? (Ответы детей).

3. «Домики» — работа с демонстрационным материалом.

Лиса пошла по самой узкой дорожке и дошла до домиков.

— Посчитайте домики.

— Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.

— Назовите их по высоте

— Как вы думаете, в каком домике живет журавль? (Ответы детей).

— А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика (проверяет ребенок).

— Журавль живет в самом большом доме.

Лисичка нашла дом журавля.

4. «Орехи» — работа с раздаточным материалом.

— Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать. Девочки собирают в одну корзину, а мальчики в другую. Посчитаем орехи и от самого маленького, до самого большого и разложим их слева направо. Назовите их величину. Все собранные орехи лиса отдала журавлю, он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.

Игры-упражнения на тему геометрические фигуры и форма.

«Подбери фигуру»

Цель:

закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание:

Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Собери фигуру»

Цель:

учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание:

Педагог предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну — по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«Почему овал не катится?»

Цель:

познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание:

На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а затем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. Педагог обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. Педагог учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Кто быстрее найдет?»

Цель:

упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Содержание:

Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Педагог задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

«Незаконченные картинки»

Цель:

знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

Содержание:

Педагог предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выясняют, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

«Путешествие по комнате»

Цель:

учить находить предметы разной формы.

Содержание:

Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Педагог начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, — воскликнул он. — Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, — ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» — начал он. «А какой он формы?» — тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

Игры на тему «пространство» в подготовительной группе.

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры — пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, а с зелеными — в правый.

Игры и игровые упражнения для развития геометрических представлений детей дошкольного возраста

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
средняя группа.
Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.

  • В данных упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрические фигуры, выделять их из рисунка, абстрагируясь от несущественных признаков.
  • В упражнениях осуществляется работа по совершенствованию числовых представлений.
  • Сначала предлагаются простые рисунки, фигуры в которых не накладываются друг на друга. Затем задания и рисунки усложняются, при этом фигуры могут состоять из других фигур.

Упражнения.

  1. К акие фигуры использованы в рисунке?
  1. Сколько на рисунке кругов? Квадратов? Треугольников?
  1. Чем похожи и чем отличаются рисунки?
  1. Найди 9 треугольников: Найди 3 треугольника:

Н айди все треугольники и прямоугольники:

Сколько фигур на рисунке и какие:

Дидактические игры.

«Фотоаппараты»

Материал: карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины. Ход: дети берут в руки «фотоаппараты» (имитируют), воспитатель показывает на несколько секунд карточку с геометрической фигурой, дети её «фотографируют» (запоминают), а затем «проявляют плёнку» — зарисовывают или выкладывают такую же фигуру.

«Чего сколько?»

Игра аналогична. Дети должны рассказать, сколько и каких фигур на рисунке они увидели.

«Пирамидки»

Материал: набор пирамидок, их контурные изображения. Ход: — по предложенной контурной схеме найти пирамидку; — по пирамидке найти соответствующую контурную схему; — по предложенной контурной схеме сложить пирамидку; — по предложенной сложенной пирамидке нарисовать контурную схему.

«Разные дома»

Игра аналогична. Вместо пирамидок используются изображения домов разной конфигурации и их контурные изображения.

«Геометрическое лото»

Материал: на одного ребёнка 1-2 больших карты, разделенных на 4-6-9 частей, в одной их которых – геометрическая фигура; набор карточек с изображениями предметов простой формы. Х од: карты раздаются детям по 1-2, маленькие карточки у ведущего, который поднимает их по одной и спрашивает: «Кому это надо?». Дети сравнивают форму предметов с моделью геометрической фигуры и, если они совпадают, то кладут на свободную клеточку. Выигрывает тот, кто первым заполнит карту.

«Геометрическое домино»

Материал: наборы карточек, разделённых на две части (по типу домино), на которых изображены геометрические фигуры (в младшем возрасте одинакового цвета и величины). Ход: как при игре в обычном домино. Рядом кладут одинаковые фигуры (по форме, или цвету, или величине, или по 2-3 признакам сходства сразу). В старших группах усложнение: рядом класть фигуры, например, одинаковой формы, но разного цвета.

«Найди такую же фигуру»

Материал: у детей и у воспитателя наборы геометрических фигур разного цвета и величины в зависимости от возрастной группы, у детей фишки. Ход: воспитатель показывает геометрическую фигуру (поднимает модель или стрелкой показывает ее на «геометрических часах»). Ребёнок должен поставить фишку на такую же фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет все фигуры и правильно их назовёт.

«Загадочные контуры», «Чей это след?», «Чья это тень?», «Неправильные тени»

Материалы: контурные изображения предметов, реальные изображения предметов. Варианты заданий: — угадать, что нарисовано на картинке (контуры могут переплетаться); — угадать, какому предмету принадлежит «мокрый след»; — угадать, кто какую тень может отбросить; — угадать, правильно ли нарисованы тени от предметов?

« Узнай по части», «Дорисуй», «Сложи картинку», «На что похоже?», «Какая игрушка?», «Камушки на берегу», «Что в мешочке у Деда Мороза?»

Какая фигура спряталась?

На что похоже?

Дорисуй!

Что в мешочке у Деда Мороза? Камушки на берегу

«Белый лист», «Заплатки», «Разбитая витрина», «Что Петя выпилил, а что нарисовал?»

Во всех этих играх необходимо одну фигуру (форму) закрыть другой такой же формы (чтобы получилось полное совпадение). В результате получается белый лист (темные фигуры закрываются белыми), штаны с заплатками вместо дыр, стёкла, вставленные вместо выбитых. В последнем случае надо определить, какой формы части выпилены, а какие нет, т.е. дорисованы.

«Подбери ключик к замочку», «Подбери гайку».

Материал: замочки (болты) с отверстиями определённой формы и набор ключиков (гаек) с контурами такой же формы. З адача: собрать пары – кто быстрее?

«Найди свой домик», «Машины и гаражи»

Материал: наборы больших геометрических фигур для «домиков» или «гаражей», наборы геометрических фигур для «жильцов» или «рулей». Ход: по сигналу воспитателя дети свободно перемещаются по площадке (группе), изображая жильцов (птичек и т.п.) или машины. По другому сигналу – занимают «домики» («гаражи») в соответствии с теми фигурами, которые у них в руках.

«Найди пару», «Парные картинки», «Соедини пары»

Материал: наборы геометрических фигур или таблицы с геометрическими фигурами. Ход: дети заполняют пустые «окошки» в таблицах, на карточках, или кладут такую же геометрическую фигуру рядом, или соединяют линиями (со средней группы можно на скорость).

?

«Чудесный мешочек»

Материал: мешочек, наборы геометрических фигур или предметов. Варианты заданий: — узнать на ощупь фигуру или предмет; — найти такой же, как в мешочке, предмет или фигуру; — найти все треугольники и т.д.

«Сосчитай, сколько и каких фигур», «Найди все треугольники, круги…», «Какие фигуры видишь?»

На листах бумаги рисуются разные геометрические фигуры, которые могут пересекаться, прятаться друг за друга, за линиями, штрихами. Задача: найти все фигуры, которые спрятались, показать и назвать их.

«Наденем треугольные очки»

Материал: модели очков разной формы (типа пенсне). Ход: дети «надевают» очки и «видят» сквозь них только те предметы, которые имеют такую же как очки форму. Можно за каждую находку выдавать жетончик. Выигрывает тот, кто найдёт больше предметов.

«Составь парус»

Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам». Х од: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» — накрыть контуры моделями фигур.

Л огические упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чего не хватает?»

? ?

Старший дошкольный возраст

«Составь парус»

Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам». Х од: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» — накрыть контуры моделями фигур.

Л огические упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чего не хватает?»

? ?

Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.

  • В данных упражнениях развивается умение анализировать образец на основе выделения составных частей, умение синтезировать части в целостный образ.
  • Упражнения на конструирование без образца развивают память, воображение, навыки прогнозирования и планирования.
  • Задания на преобразования способствуют развитию вариативности мышления.

1 подгруппа.
Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся геометрическими фигурами, путём перегибания, разрезания, линиями.

  • Разделить квадрат на два прямоугольника, два треугольника, четыре квадрата, четыре треугольника, четыре прямоугольника.
  • Разделить фигуру одной линией на три треугольника, два треугольника, один треугольник и один четырехугольник, два треугольника и шестиугольник, пятиугольник и треугольник:
  • П ровести в каждой фигуре отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат:
  • Как из треугольника шестиугольник?
  • Разделить квадрат на четыре части так, чтобы из них можно было сложить треугольник.

2 подгруппа.
Упражнения на составление геометрических фигур из частей.

  • Головоломки типа «ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «СФИНКС», «ПЕНТАМИНО» и др.
  • Складывание геометрических фигур из палочек, например, из 5 палочек сложить два треугольника.
  • Составление фигур из других геометрических фигур: треугольник из 2 треугольников, из 6 треугольников; прямоугольник из 2 треугольников, из 2 прямоугольников, из 2 квадратов, из 4 треугольников, их 3 прямоугольников и т.д.
  • Какие фигуры можно составить из 4 квадратов? 2 треугольников? 2 треугольников и одного квадрата?
  • Из каких фигур можно составить прямоугольник?
  • Д остроить прямоугольник:

3 подгруппа.
Упражнения на преобразование геометрических фигур по заданному условию.

  • Упражнения с палочками на преобразования: убрать или переложить определенное количество палочек, чтобы получилась заданная фигура или изображение.
  • Квадрат разрезан на 4 треугольника по диагоналям. Необходимо переложить части так, чтобы получилось два одинаковых квадрата, один треугольник, два квадрата – один внутри другого.

«Разрезные картинки», «Мозаика», «Сложи чайник»

Для этих игр и соревнований подойдут любые картинки, доступные восприятию детей, разрезанные на 2-10 частей. Задача: сложить картинку, малышам можно предложить образец.

«Раздели и сложи».

П редлагается изображение, мысленно которое надо разделить на две части (мысленно провести линию) и мысленно сложить из них квадрат.

III
группа.Упражнения, направленные на развитие умениявыделять элементы и свойства геометрических фигур.

  • Упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур.
  • Способствуют пониманию связей между количеством элементов фигур и их названием.
  • Помогают выявить некоторые существенные свойства геометрических фигур.
  1. Как называется фигура, у которой 5 углов? 6? 7? 8?
  2. Начерти фигуру с самым маленьким количеством углов (с самым большим количеством углов).
  3. Сколько разных фигур с 4 углами можно нарисовать?
  4. Сколько палочек потребуется, чтобы сложить пятиугольник?
  5. Игра «Узнай меня»: «У меня нет углов, но я не круг», «Я четырёхугольник, но не все стороны равны».
  6. Можно ли построить треугольник с одним прямым углом? А с двумя? С тремя? (то же про четырёхугольник).
  7. Н айди все треугольники:
  1. Дай имя каждой фигуре.
  2. Обведи стороны, вершины разными цветами.

Дидактические игры.

«Обведи точно»

Р ебёнку предлагается нарисовать какую-либо геометрическую фигуру по клеточкам, например, прямоугольник со сторонами 6 и 3 клетки. Затем поставить другой карандаш в левую верхнюю вершину, закрыть глаза и постараться обвести фигуру другим цветом точно по контуру.

«Фигура в фигуре».

Р ебёнок под диктовку рисует фигуры друг в друге (4-7), затем закрывает их листом или переворачивает и восстанавливает картинку по памяти.

«Стрельба по мишени»

Материал: набор геометрических фигур, которые можно закрепить на стене (круги, овалы, разные виды многоугольников), на прогулке их можно нарисовать на стене; мячик — «снежок». Ход: играют дети парами или командами, по очереди бросая мячик по мишеням – геометрическим фигурам. Побеждает тот, кто за определенное количество бросков наберёт большее количество очков. Количество очков за один бросок зависит от количества углов в геометрической фигуре, например, попадание в пятиугольник приносит игроку 5 очков. Если игрок попал в фигуру без углов (круг, овал), то с него снимается 2-5 очков (в зависимости от установленного правила).

«Найди то, что я скажу», «Найди по описанию»

Материал: разные геометрические фигуры (в зависимости от возрастной группы). Ход: воспитатель называет признаки геометрических фигур, а дети их находят в наборе. Например: «Найдите фигуру большую, красного цвета, у которой 4 угла и стороны все разной длины. Как она называется?». В старшем возрасте детям предлагается самим загадывать подобного рода загадки.

IV
группа.Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.

  • В играх и упражнениях развивается умение выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости: слева, перед, между, внутри, пересекаются.
  • Сначала дети анализируют готовый вариант расположения геометрических фигур.
  • Затем дети самостоятельно располагают геометрические фигуры по заданию, по представлению.

Упражнения.

  1. Сколько треугольников внутри круга? Вне круга? Сколько треугольников пересекают круг?
  1. Начерти треугольник, квадрат и круг так, чтобы квадрат был внутри треугольника, а круг – вне треугольника (справа, слева).
  2. Какие фигуры находятся внутри другой фигуры? За границей? Пересекаются?
  1. Начерти круг и квадрат так, чтобы круг был частью квадрата; квадрат частью круга; чтобы они не имели общих точек.
  2. Какая фигура может получиться при пересечении треугольника и прямоугольника?
  3. Начерти два треугольника так, чтобы их пересечением была точка (отрезок, треугольник, четырёхугольник).
  4. Нарисуй по описанию: «Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелёными, а маленькое окошко на крыше – желтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая».

Дидактические игры.

«Что изменилось в расположении фигур?»
«Инопланетяне»
Материал: изображения планет разной формы, наборы таких же геометрических фигур разного цвета и размера. Ход: на загадочных планетах, которые имеют форму геометрических фигур, живут забавные инопланетяне. Части их тела имеют такую же форму, как и форма их планет. Какие существа могут жить на планетах? Дети составляют на скорость (оригинальность) фигурки инопланетян.

«Украсим варежки», «Украсим шарфик», «Коврик», «Орнамент», «Украсим салфетку»

С помощью набора геометрических фигур разной формы, цвета, размера дети создают узоры по образцу, продолжают начатый воспитателем узор, придумывают свои узоры.

«Зрительный диктант»

Материал: наборы геометрических фигур, пустые карточки, карточки с геометрическими фигурами. Ход: дети получают пустые карточки наборы геометрически фигур. Воспитатель показывает курточку с геометрическим узором, который дети выкладывают у себя на пустых карточках. Варианты: дети выкладывают узор по образцу; детям показывают узор несколько секунд, а затем они восстанавливают его по памяти.

V
группа.Упражнения, направленные на развитие интеллектуальныхопераций и логического мышления.

  • В этих упражнениях дети учатся осуществлять элементарный анализ, сравнение, обобщение, классификацию по свойствам и отношениям между геометрическими фигурами.

Упражнения.

  1. Чем похожи фигуры и чем они отличаются?

И ? И ? И ?

  1. И змени форму фигуры; форму и цвет; цвет и размер (игра «Фабрика»).
  1. Продолжи ряд: следующая фигура должна быть:
  • Т акого же цвета, но другой формы
  • Т акой же формы, но другого цвета
  • Д ругой формы и другого размера
  1. Раздели фигуры на группы: что к чему подходит.
  2. К ак разделили фигуры на группы?
  1. Ч ем отличаются группы фигур?
  1. Н айди лишнюю фигуру.
  1. Н айди ошибку в ряду фигур:
  1. Чего не хватает?
? ?

Сборник дидактических игр

«Автомобили»

На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширин

Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» — каждый должен найти свой гараж и въехать в н его. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.

В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осознанию происходящего.

Игра повторяется 2 раза.

« Веселые матрешки»

Цель игры: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.

Оборудование: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Ход игры: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я – Матреша, я – Наташа, я – Даша, я – Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! – говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]