Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников.картотека (старшая группа) на тему

Оксана Николаевна Полежаева

Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Карточка №1

«Что в корзинку мы берем»

.

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.)

. Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Карточка №2

«Вершки – корешки»

.

Дид.задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1.Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки,и корешки: лук, петрушка и т. д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей.Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!»

, нужно найти свою пару.

Карточка№3

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

.

Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока»

. Ребенок должен ответить
«воздух»
и бросить мяч обратно. На слово
«дельфин»
ребенок отвечает
«вода»
, на слово
«волк»

«земля»
и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух»

ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово
«земля»
— животное, обитающие на земле; на слово
«вода»
— обитателя рек, морей, озер и океанов.

Карточка №4

«Угадай, что в мешочке?»

.

Дид.задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы:овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»

, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Карточка №5

«Природа и человек»

Дид.задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»

? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»

? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Карточка№6

«Выбери нужное»

.

Дид.задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый»

— это могут быть
картинки листочка, огурца, капусты кузнечика.Или: «влажный»
— вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

Карточка№7

«Где снежинки?»

Дид.задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточкис изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Использование настольных экологических игр в экологическом образовании

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Л.Г. Кошкарёва,

ст. методист ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»

Печатные настольные игры стали модным увлечением молодежи, однако среди огромного количества разных по тематике и стратегии игр, экологические игры большая редкость. В России приоритет в разработке игровых учебно-методических, имитационных и деловых экологических игр принадлежит Дмитрию Николаевичу Кавтарадзе, д.б.н., профессору, заведующему лабораторией управленческого моделирования в МГУ (1, 2). Так, педагогами дополнительного образования активно используется комплект образовательных имитационных игр «Зелёный рюкзак» (обучение принятию решений в области охраны окружающей среды), в который вошло 18 игр и образовательных материалов: «Экологический балансир», «Экологический конструктор», «Остров», «Развитие без разрушения», «Коробочные игры» и др. Популярным изданием последнего времени стала настольная деловая экологическая игра «Ecologic» авторы — Марат Сабиров и Алексей Колмаков – вышла в издании «Зелёная книга» в сентябре 2013 года (https://zelenayakniga.ru/ru/ecologic). Байкальский заповедник также выпустил настольную игру «Тропа у Байкала. Путешествие в медвежий угол», 2015 (3). Игра –путешествие, красочная, с приключениями, особенно нравится школьникам начального звена.

Считая использование настольных экологических игр в экологическом образовательном процессе продуктивным направлением, мы также приступили к их разработке. За два года разработаны две настольные экологические игры «Жизнь без отходов», (2014) и «Путешествие вокруг Байкала», (2015), чуть ранее издано игровое пособие для учителя «Экослед товара», 2012 (2014 г. – 2 ой тираж).

Первым опытом в разработке игровых дидактических материалов было игровое пособие для учителя «Экослед товара» (4). Это пособие, разработанное на основе идей английского пособия, не имеет аналогов в России. В комплект игрового пособия «Экослед товара» входит около 600 карточек, брошюра, СD диск c дополнительными материалами. В процессе занятий раскрываются понятия, лежащие в основе концепции устойчивого развития. Это и экологический след, и альтернативная энергетика, и жизненный цикл товара, и циклическая экономика и многое другое.

На примере одного маленького, но очень популярного товара — шоколадного яйца — исследуется его жизненный цикл от «колыбели до могилы». После того, как участники самостоятельно разложат карточки, показывающие этапы добычи исходного сырья, производство отдельных компонентов, их транспортировку, у них возникает зрительное представление «экологического груза» шоколадного яйца. В последующей беседе, сопровождаемой красочной презентацией, участники занятий вместе с преподавателем уточняют отдельные аспекты производства и транспортировки данного товара, а затем думают о путях снижения «экологического следа» товара.

Преподаватели Тулунского филиала Братского педагогического колледжа. Фото А.Пуляева.

По игровому пособию проведено свыше 20 семинаров, занятий и мастер классов, через которые прошли обучение более 600 человек. Это были – учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, представители администрации образовательных учреждений – директора, замдиректора, заведующие детскими садами. Кроме них прошли обучение представители общественных и коммерческих организаций, а также школьники среднего и старшего уровня. Географический охват вышел за пределы Иркутской области — Иркутск, Ангарск, Черемхово, Байкальск, Тулун, Чита, Усольский, Черемховский, Иркутский и Тулунский районы — и охватил такие муниципальные образования как Алтай, Бурятия, Красноярск, Кемерово, Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Калининград, Казань, Забайкалье, Хакасия, Брянск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Владивосток, Мурманск, Архангельская область, пособие попало и в республики Беларусь, Украина, Молдова.

Кроме семинаров, презентация пособия «Экослед товара» проходила на областных и международных конференциях по образованию для устойчивого развития в Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Устьянском районе. Проведенные семинары и встречи показали, что игровое пособие «Экослед товара» оказалось актуальным и востребованным в свете утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов для формирования экологической культуры и нового типа мышления в соответствии с современной концепцией устойчивого развития.

По отзывам участников, пособие оказывает сильное влияние на экологическое сознание и позволяет практически формировать экологическое мышление. Оно может быть использовано во внеурочной, учебно-исследовательской, проектной, игровой, кружковой и досуговой деятельности, в летних и зимних лагерях. Использование пособия в учебном и воспитательном процессе позволяет повысить мотивацию к изменению поведения на экологически дружественное, развивает интерес к изучению взаимоотношения человека и природы, формирует дополнительные знания по экологии, географии, химии, естествознанию, помогает развитию межпредметных знаний. Работа в группе способствует формированию умений работать в команде, организовывать сотрудничество, рассуждать, обобщать, классифицировать. И, как подсказали педагоги, игровое пособие дает представление о множестве профессий, о которых можно говорить, раскладывая производственные цепочки шоколадного яйца.

С


ледующая настольная экологическая игра – «Жизнь без отходов». Идея разработки игры появилась после посещения выставки «Нужное из ненужного» в г. Черемхово, на которой были представлены великолепные работы из разных видов отходов: пластиковых бутылок, баночек, дисков, одежды, сломанных часов, обуви, одноразовой посуды и т.д. Все это творческое разнообразие вызывало вопрос: «Какое количество отходов может быть подобным образом переработано?». Еще несколько вопросов педагогам и детям, после которых становится понятным необходимость разработки доступных информационных материалов по теме отходов. Но в какую форму облечь информацию, чтобы непривлекательная на первый взгляд тема, стала интересной и полезной в обыденной жизни? Пришла идея разработать познавательную игру с простой механикой игры и вопросами по теме отходов. Поскольку хотелось непременно сформулировать вопросы по современной концепции «Ноль отходов», то и название игры пришло само собой – «Жизнь без отходов»! В ней 100 вопросов и ответов, распределенных на пять типов карточек: «Бытовые отходы», «Опасные отходы», «Утилизация отходов», «Экологическая маркировка» и «Ситуация». Игроки, передвигаясь по игровому полю должны набрать как можно больше экобонусов, правильно отвечая на вопросы карточек. Наиболее трудным игроки считают вопросы из категории «опасные отходы» и «экомаркировка». Игра рассчитана на участников 12 лет и старше, но практика показала, что в нее могут играть и дети меньшего возраста. В игре могут принимать участие от 2-х до 4-х игроков, или команд. Игра подходит для семейных игр, для проведения досуга в летних лагерях и, конечно, для использования в учебном процессе. Тираж игры разошелся в основном в Иркутской области, Бурятии, были запросы из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хакасии, Красноярска.

И


, наконец, региональная настольная игра «Путешествие вокруг Байкала. Познавательная игра для всех», (2015 г.) появилась в ответ на запросы участников образовательного процесса, поскольку в регионе проходят апробацию учебники по «Байкаловедению» для 5, 6, 7 классов (авторы Е.Н. Кузеванова и В.Н. Сергеева).

Главное достоинство игры в том, что вопросы и ответы в игре приведены в соответствии с последними научными данными. В сомнительных случаях были проведены неоднократные консультации с учёными. Известный учёный, доктор биологических наук, профессор Вадим Викторович Тахтеев, взял на себя труд научного редактора. Поэтому, можно смело использовать данные, приводимые на игровых карточках в образовании и просвещении.

И


гра предлагает 100 вопросов о Байкале разной сложности. Они распределены в игре на три уровня. 1-ый уровень – «Знакомство с эндемиками Байкала», игрокам предлагаются фотографии 20 эндемиков озера и описание их образа жизни. Использованы фотографии известного фотографа животных Байкала – Сергея Дидоренко. 2-й уровень – «Любознательный путешественник» — 30 карточек с более или менее простыми вопросами о Байкале. 3-й – самый сложный уровень – «Эрудит –путешественник» –здесь 50 вопросов, порой неожиданных и развернутые ответы. В игре три вида победителей: «Знаток Байкала», «Защитник Байкала» и «Быстрый турист». Кроме познавательной части в игре заложен большой потенциал формирования экологического мышления и поведения. Предлагаются фото-картинки в виде кружочков – примеры отрицательного влияния туризма на природу Байкала, игрокам нужно ответить на три вопроса: что явилось причиной явления, что будет, если ничего не предпринимать и что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Ребята очень высоко оценивают предлагаемые игры, в них нравится необычность, оригинальность, экологичность, работа в команде, познавательность. Но больше всего понравилась эмоциональная оценка одного из участников «Здорово было играть – лучше, чем на дискотеке!» Специалисты также дают высокую оценку играм и пособию, подчеркивая их значительный развивающий и воспитательный потенциал, способность формировать экологическое мировоззрение, индивидуальное, личное отношение к экологическим проблемам, что способствует в свою очередь формированию основополагающих компонентов экологической культуры.

1. Имитационные модели и игры XVIII-XXI вв. Хрестоматия по интерактивным методам обучения [Электронный ресурс] / Д. Кавтарадзе, E. Leigh, Е. Лихачева и др. — Москва, 2014. — С. 395.

2. Кавтарадзе Д. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. — Просвещение М, 2009. — С. 176.

3. «Тропа у Байкала. Путешествие в медвежий угол». Белозёрова О., Бунтовская С.Н. и др, Байкальский заповедник, 2015 г.

4. «Экослед товара», — сост.: Л.Г.Кошкарёва; ред.: Ю.Г.Жилина; дизайн и верстка: Т.В.Высоцкая. – 2-е изд., перераб. – Иркутск: изд. ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2014.

Экологические игры в подготовительной группе: картотека с целями

Воспитатели могут как самостоятельно придумывать мероприятия, так и брать готовые варианты из методических пособий и прочих источников. На тему экологических занятий в подготовительной группе есть обширная картотека дидактических игр по экологии.

Угадывание овощей с закрытыми глазами

«Угадай-ка»

Цель: научить ребенка тактильно различать предметы.

Дидактические игры для детей средней группы

Ход: воспитатель использует для занятий игрушечные фрукты и овощи. Можно и настоящие. Малыши встают в круг, и по очереди даются в руки муляжи. Глаза должны быть закрыты. Ребенок должен угадать, что у него находится в руках. При необходимости можно добавить подсказки, например, «у него красный цвет».

«Кто, что ест?»

Цель: развить у ребенка знания о природе, научить отличать хищников от травоядных.

Ход: ребят делят на группы. Каждая получает два вида карточек, на которых изображены животные и их еда. Малыши должны сложить карточки таким образом, чтобы было понятно, кто, чем питается. В качестве соревновательного элемента одним из условий можно объявить скорость выполнения.

«Времена года»

Цель: сформировать представление о явлениях, сопровождающих различные времена года.

Ход: воспитатель называет разные явления, а дети должны отгадать, к каким временам года оно относится.

Примеры вопросов:

  • таяние снега (весна);
  • выпадает и ложится снег (зима);
  • желтеют листья (осень);
  • люди купаются на речке (лето).

«Кто как перемещается»

Цель: получение знаний о животном мире.

Ход: воспитатель называет каждому ребенку по животному.

К сведению! Дети должны воспроизвести, как передвигается тот или иной зверь.

«Свойства живого»

Цель: научить ребят различать разные свойства и находить предметы по единому признаку, параллели в разных предметах, а также рассказать, что разные предметы могут иметь одинаковые признаки и свойства.

Ход: основным реквизитом являются карточки. Они могут содержать любые экологические элементы. Воспитатель дает задание найти предметы с одинаковыми свойствами или цветами. Например, при запросе «овощ», дети должны выбрать все карточки с овощами. При запросе «красный», отобрать все карточки, на которых размещены элементы нужного оттенка.

Физминутка

Цель: совместить интеллектуальное развитие с физическим. Это отличная интерпретация разминки. Упражнение учит давать оценку действиям, связанным с природой.

Ход: дошколята должны вставать, если действие приносит вред окружающему миру, и садиться, если наоборот.

Примеры вопросов:

  • мужчина ломает ветки;
  • девочка белит березку;
  • мальчик поливает дерево;
  • люди оставили мусор на берегу речки;
  • ребята лечат заболевшего птенца.

Советы доктора Комаровского: учим ребенка одеваться самостоятельно

«Отгадай-ка»

Цель игры: научить детей отгадывать предметные загадки, изучить животный мир, развить внимательность.

Ход игры: ведущий выразительно читает загадку. Задача детей — найти верный вариант разгадки среди картинок на столе.

В конце игры загадать спорное действие и попросить ребят высказать свои мнения. В конце обязательно объяснить, какой вариант верный.

«Угадай, о чем я говорю»

Цель игры: развитие мышления, умение анализировать и выделять информацию.

Ход игры: воспитатель озвучивает качества какого-либо предмета. Нужно подобрать столько свойств, чтобы было понятно, о чем идет речь. На столе лежат муляжи или картинки. Дети должны найти среди них тот предмет, о котором говорил воспитатель.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]