Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры


Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет развитие математических представлений, столь необходимых для познания окружающего мира. Познавая мир, ребёнок выполняет различные действия, в результате которых исследует, сравнивает, устанавливает соответствие, считает, измеряет, группирует, запоминает, рассуждает и объясняет свои действия. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Наглядность, сознательность, активность, доступность и мера, научность и учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения значений, связь теории с практикой, вариативный подход, вот содержательная полнота, актуальная для развития ребёнка. Широкое использование специально обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели, одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, а с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Были определены задачи: — Развитие у детей образного и логического мышления, психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), познавательный интерес к элементарным математическим понятиям с помощью дидактических игр. — Обогащать словарный запас детей на основе ознакомления с дидактической игрой. — Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности у детей посредством игры. — Обогащать предметную среду, создавая условия для полноценного воспитание и развития воспитанников. Постоянный анализ достижений воспитанников — обязательное условие работы с детьми. Диагностирование помогает определить реальную картину развития ребенка, удается решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Дети дошкольного возраста испытывают проблемы с временными и пространственными ориентирами, путают цвета, затрудняется, при группировке, сопоставлении предметов, не используют в речи предлоги и наречия: справа, сверху, от, рядом, с, около, в, на, за. Включение детей в непосредственную образовательную деятельность идёт медленно, недостаточно сформирована познавательная мотивация. Изучив данную проблему, мы решили преодолеть выявленные трудности у детей с помощью дидактических игр. По ФГОС ДО главным принципом обучения является игра. Именно через игру и проектную деятельность должно идти развитие индивидуальности каждого ребёнка и формирование у него интереса к познанию мира. Согласно ФГОС ДО, обучающие игры позволяют решать задачи различных образовательных областей. Дидактическая игра во многом способствует развитию познавательного интереса у детей. Делают любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Для детей дошкольного возраста дидактическая игра – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Для решения поставленных задач дидактические игры можно разделить на следующие подгруппы: — Дидактические игры на ознакомление с числом и обучение счёту. («Раз, два, сосчитай», «Домино», «Сколько» и другие). — Дидактические игры на формирование представлений о величине предметов. («Матрёшки», «Закрой двери в домиках», «Подбери заплатку», «Найди и назови», «Кто где живёт»). — Дидактические игры на ознакомление с формой предметов. («Подбери по форме», «Найди предмет», «Геометрическое лото», «Аппликация»). — Дидактические игры на формирование временных и пространственных представлений. («Лабиринты», «Куда еду», «Что изменилось», «Путешествие», «Когда это бывает», «Найди ошибку»). Дидактические игры воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности, они не замечали, что идёт обучение, дети перемещались по группе, рассматривали игрушки, картинки, схемы. Игры проводятся в атмосфере доброжелательности, для каждого ребёнка создавалась ситуация успеха. Главная задача включение всех детей в активное и систематическое усвоение основ математики. Для этого необходимо опираться на индивидуальные особенности детей, их отношение к данному виду деятельности, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход даёт возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что приводит к развитию у них умственных способностей, внимания, предупреждает пассивность у отдельных ребят. Осуществляются не только образовательные, но и воспитательные задачи. Используются дидактические игры с большим набором наглядности (карточки, эмблемы, геометрические фигуры, счётные палочки, раздаточный материал). Привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – всё это создаёт у детей хороший эмоциональный настрой. Предлагаются игры с счётными палочками, например, «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Знакомим детей со способами пристроения, присоединения и перестроения одной формы из другой. Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные и количественные изменения. Используется игру «Кто скорее соберёт» для закрепления знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке. Для развития логического мышления, внимания игра «Чего не стало?», «Какая по счёту?». В дидактической игре «Похож – не похож», дети замечают признаки предметов по цвету, форме, величине, материалу; развивается наблюдательность, мышление, речь. Пространственные представления постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети ориентируются в специально созданных пространственных ситуациях и определяют своё место по заданному условию, выполняют задания «встань справа от стула», «встань, чтобы сзади был стул, а впереди стол». Для закрепления знаний о пространственных ориентировках используется дидактическая игра «Что изменилось?» Пространственные ориентировки дети закрепляют также в игре «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Путешествие зайчика». Для достижения лучшего результата проводятся дидактические игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди клад», где мы отправляемся на поиски сокровищ, на пиратском корабле; «В тридесятом государстве» мы путешествуем с Иваном – Царевичем. В дошкольном возрасте у детей формируются элементы логического мышления. С целью развития у детей умения рассуждать, делать свои умозаключения, применяются такие игры как: «Ассоциации», «Угадай, что загадали», «Помоги кошке добраться до мышки», и другие. В своей работе с большим удовольствием мы используем загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность своих суждений. Эти замечательные загадки мы решаем каждый день, опираясь на картотеку таких заданий. Детям очень нравится самим сочинять загадки, задачки, при этом у детей совершаются сложные мыслительные операции. Также предлагаются детям геометрические фигуры для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц. Дети радуются своим результатам, стремятся выполнять задания ещё лучше. В результате дети стали лучше справляться со всеми заданиями, употребляют в своей речи предлоги и наречия. Например, на утренней гимнастике (счёт упражнений, ориентировка в пространстве), во время прогулки (бег, ходьба в определённом направлении, классификация, величины, размер и цвет), в трудовой деятельности (сервировка стола, подготовка к занятиям), в сюжетно-ролевых играх («Гости» — соотношение гостей и посуды, угощений). Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО определяется как система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В уголке творчества представлены наборы геометрических фигур разного цвета и разной величины, из которых дети выкладывают узоры, раскраски с цифрами и геометрическими фигурами. В уголке строительных игр в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине и форме. В центре манипулятивных игр имеется большое количество дидактических игр математического содержания, игры-головоломки, конструкторы с мелкими деталями, строительные игрушки, различные измерительные предметы, игры на внимание, так как мы считаем важным условием эффективности обучения математике – это внимание, усидчивость детей. Настольно-печатные, дидактические игры с математическим содержанием, разный счётный материал, помогали детям научиться подбирать, сочетать, считать, классифицировать предметы, придумывать свои собственные игры. Таким образом, каждый ребёнок может испробовать свои возможности, увлечения, поучаствовать в коллективных мини-группах. У нас есть возможность организовать самостоятельную и совместную деятельность детей, развивать их умение экспериментировать, вести поиск и находить решения. Как метод обучения широко используется детское экспериментирование. Дети получают новые знания, делают выводы, наблюдая сам процесс. Экспериментальные исследования развивают любознательность, активизируют познавательную деятельность ребёнка. Наша роль – озадачить, включить в поисковую деятельность и увеличить долю самостоятельности. Все элементарные опыты проводятся в увлекательной форме: работа в «волшебной лаборатории», встреча с «феей». Играя с песком, водой и природными материалами, дети развивали свои творческие способности, расширяли научные и естественно-математические представления. Мы активно используем разнообразные формы двигательной активности для укрепления физического и психологического здоровья детей. В течение дня проводятся профилактические мероприятия: утренняя гимнастика, подвижные, спортивные игры, пальчиковую гимнастику, физминутки, прогулки, спортивные досуги, где дети закрепляют и осваивают различные математические понятия, учатся измерять длину, направление движений, понимать инструкции к пространственным операциям. Для развития математических представлений проводятся различные математические развлечения: «Новый теремок», «В гостях у сказки». Все развлечения строятся на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. В ходе развлечений, дети проявляют сообразительность, находчивость, умение работать в одной команде, координируют речь с движениями. Мы пришли к выводу, что включение дидактических игр и упражнений математического содержания в разные виды деятельности детей (совместную, самостоятельную, режимные моменты) позволило повысить их познавательную активность, математические представления. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением и содержанием занятия. Благодаря широкому применению познавательных дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий. У детей появился живой интерес к процессу познания, они стали более развиты в умении самостоятельно мыслить, в умении доказывать правильность суждений, сформатировались и усовершенствовались общие умственные способности, логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалка и сообразительность, пространственные представления. С помощью дидактических игр удаётся сконцентрировать внимание и вызвать интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В процессе игры дети успешно осваивают сложные математические понятия, считают, классифицируют, группируют. Главная наша цель – вырастить детей здоровыми, умеющими думать, принимать самостоятельные решения, развивать психические процессы, что является основой успешного обучения в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры — раскраски на закрепление навыков счета для детей 3-5 лет Игровые технологии в детском саду Игротерапия для дошкольников Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры

Похожие статьи:

Методики раннего обучения детей математике

Игры для обучения детей 3-6 лет математике

Стихи для обучения детей счету

Математические задачи игры для дошкольников

Логические игры по математике для дошкольников

Развитие математических способностей через дидактические игрыконсультация

Консультация для родителей.

Развитие математических способностей через дидактические игры.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Слышали такую притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия. Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию.

Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать . Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математик ой». Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» Одним из важных направлений в решении данной проблемы, выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Эти игры могут быть представлены в разных видах, будь то настольные печатные игры, словесные (поручения, загадки, беседы, предложения), или сюжетные.

При использовании дидактических игр я применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников использую различные виды дидактических игр, например:

1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

2. Игры для сенсорного развития:

— на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

— на закрепление формы предмета: «Собери пирамидку? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

— на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. Опыт работы с детьми старшего и младшего дошкольного возраста показывает, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр математического содержания и универсального дидактического материала можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности.

На мой взгляд, дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]