Конспект познавательно-игрового занятия для детей старшей группы «Сундучок народных игр»


Русские народные зазывалки перед началом игры

Таю, таю, налетаю Вас в игру всех приглашаю А в какую, не скажу! Зазывалку расскажу. Кто опоздает, в небо улетает. Тай, тай, налетай Порезвись и поиграй! Всех в игру мы принимаем Никого не обижаем. Поиграть пришла пора Развеселая детвора Пусть наш смех звучит вокруг Становитесь дружно в круг! Приглашаю детвору На веселую игру, А кого не примем За уши поднимем. Уши будут красные. До того прекрасные.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд и один из них выходит на середину, громко. Четко выговаривая слова, произносит считалку, например:

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Хороводные игры для старшего дошкольного возраста Хороводные игры для старшего дошкольного возраста. Хороводные игры дают обращение к культурно-историческому прошлому своего народа, что является немало важной частью для воспитания детей. Изучение истории народа, его культуры дает в дальнейшем с уважением и с интересом…

Спортивное развлечение «Игры нашего двора» в старшей группе Спортивное развлечение «Игры нашего двора»

— старшая группа. Задачи: образовательные – знакомить детей с подвижными дворовыми и
народными играми; развивающие – развивать ловкость, гибкость, координацию движений; воспитательные – создавать положительный эмоциональный настрой….

Игры по приобщению детей к русской народной культуре

Автор:

Сафарова Бопожан Кусаимовна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 186 города Тюмени

Дидактические и подвижные игры по приобщению детей к русской народной культуре

Одной из важных задач работы по данной теме является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал. Подобран практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства.

Одним из средств приобщения к народному творчеству являются развивающие игры, занимающие важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр, некоторые дидактические пособия созданы своими руками.

Цель игр: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках; развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, быстроту, выносливость, мелкую моторику рук, воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Вашему вниманию хочу предложить ряд развивающих игр для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.

Дидактическое пособие «Выложи узор»

Цель и задачи: Умение детей выкладывать из деталей узоры хохломской росписи. Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук ребёнка. Оборудование: поднос темного цвета из ткани, так же из фетра изготовленные красные ягоды, зеленые листочки и желтые цветочки.

Ход игры:Составить из отдельных элементов узор хохломской росписи.

Дидактическое пособие «Разложи ягоды»

Цели и задачи:Упражнять в счете предметов и находить равное количество по образцу. Закреплять узоры хохломской росписи.Развивать зрительное восприятие, внимание, память и мелкую моторику рук.

Оборудование: 6 бумажных стаканчиков с изображением на них элемента узора хохломы по задуманному образцу, красные вязанные ягоды 21 шт.

Ход игры: Разложить по стаканчикам столько ягод, сколько изображено на стаканчиках.

Подвижная игра боулинг «Сбей матрешку»

Цель и задачи: Упражняться в катании мяча в кегли. Развивать глазомер, меткость, выносливость, быстроту. Способствовать формированию желания стремиться к намеченной цели.

Оборудование: 6 больших бумажных стаканов с изображениями матрешек, на сарафанах которых стилизованные узоры, вязанный набивной мяч.

Ход игры: Дети рассматривают стаканчики- кегли, рассказывают о том,как расписаны матрешки, сравнивают наряды. В подвижной гре детям предлагается сбить кегли — стаканчики, стоящие на определенном расстоянии кегли. За сбитые кегли начисляются очки, кто набрал больше очков, тот и становится победителем. Можно играть командами.

Подвижная игра «Запряги лошадку»

Старинная и популярная игра.

Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Оборудование: Вожжи самостоятельно изготовленные из ткани с узорами хохломской росписи.

Ход игры: Один изображает «лошадку», другой – «конюха». Каждый «конюх» имеет «вожжи». «Конюх» с помощью вожжей, управляет лошадкой. Так же они могут выполнять указания воспитателя.

Результатами работы являются: 1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички. 2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки. 3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). 5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. 6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, у детей дошкольного возраста формируются знания о культурном наследии русского народа, эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Литература: Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов

Интернет ресурсы:

https://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/narodnye-promysly.html

«Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0007295

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

«Народные подвижные игры в ДОУ»

  • 3 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В. Белинский.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое заново для себя открываем и переоцениваем, это относится к прошлому нашего народа. К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо с русским народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.

Задачи:

  • познакомить детей с русским народным творчеством (игры, считалки),
  • развивать интерес к истории народной культуры, фольклору.

Наша детство непосредственно связано с игрой. Дети очень любят играть в различные игры, но больше всего они любят подвижные игры. Подвижные игры бывают разные: сюжетные ибезсюжетные. Но хочется отдельно поговорить о народных подвижных играх.

Народные игры по своему содержанию доступны детям. В игре дети совершенствуют свои физические умения инавыки, повышают двигательную активность, развивают физические качества. Через народные игры дети расширяют свой кругозор, получают представления об окружающем мире. Большое воспитательное значение заложено в правилах этих игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения.

Народные игры часто сопровождаются весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, которые имеют большое эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прилюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Помимо считалок, существуют жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.

Чёткие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко.

Полагаю, что предлагаемые сценарий будет представлять практический интерес для тех, кто хочет расширить представления детей о народном творчестве. Задача педагога и родителей, вернее, их святой долг – научить любить свою Родину.

Физкультурный досуг для старшего дошкольного возраста.

Занятие-конспект. Русские народные игры.

Автор: Котова Елена Леонидовна, инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад № 16 «Аленка», г. Спасск-Дальний, Приморский край.

Русские народные игры на развитие речи. Старшая группа

Русские народные игры на развитие речи
Что ты делаешь? (Русская народная игра) Активизировать в речи глаголы и глагольные формы, обозначающие профессиональные действия. Игра проводится на улице. Ведущий назначает всем играющим, сидящим в кружке, работы: варить обед, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке. Он задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките все хлеб!» И все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять: «Хлеб пеку, хлеб пеку». В это время ведущий неожиданно обращается к кому-нибудь с вопросом: «Что ты де¬лаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную лично ему работу, например: «Платье шью». Если же он ошибется и назовет общую («Хлеб пеку») или замнется, то меняется местами с ведущим. Почта (Русская народная игра) Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Остальные игроки загадывают какое-нибудь одно действие. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог. — Динь, динь, динь! — Кто там? — Почта. — Откуда? — Из Рязани (любой город). — А что там делают? — Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, ква¬кают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают и т. п.). Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, становится водящим. Король (Русская народная игра) Соотносить движение со словом, обозначающим профессию, Кто-то из играющих по желанию становится королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определен¬ное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у короля. Сговорившись, подходят и говорят: Здравствуй, король! — Здравствуйте! — отвечает король. — Нужны ли вам работники? — Нужны. — Какие? Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). Король должен сказать, что делает каждый, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к заранее назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится королем, остальные же идут снова сговариваться по поводу работ. Если король назовет показанное неверно, дети повторяют движения пока наконец он не определит все работы правильно. Ловить играющих король может только до тех пор, пока они не добегут до назначенного места. Если он не поймает никого, то остается королем на следующую игру. Главное в этой игре выбрать такую работу, которую трудно угадать, и таким образом заставить короля подольше исполнять свою роль. Кузовок (Русская народная игра) Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования. Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него то, что на -ок., Обмолвишься — отдашь залог. Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на -ок, например: «Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. п.). Слова повторяться не должны. Если кто-то ошибется, то кладет в корзинку залог. По окончании игры разыгрываются залоги: корзинку накрывают платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог вынется, что тому делать?» Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, на¬пример попрыгать по комнате на одной ножке или загадку загадать, песенку спеть. Отгадай кличку Подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей. В гости к детям приходят игрушки, например, лисенок и щенок. Предлагают отгадать, как их зовут. Взрослый объясняет, что у гостей должны быть такие имена, чтобы можно было сразу догадаться, кто есть кто. Спрашивает: — Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как можно звать лисенка? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Когда все догадки будут высказаны, взрослый от лица лисенка подсказывает: «Меня зовут…», выбирает наиболее интересную кличку. Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, хорошо прыгает, быстрый, черный как уголь. Дети подыскивают кличку для щенка. Щенок и лисенок предлагают детям загадки. Как зовут их друга-гнома (белочку, зайчика и т.д.), который всего стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца читает? Любит чистоту?

Рекомендуем посмотреть:

Речевые игры для детей Развитие речи у детей. Советы для родителей Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию Игра — упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Игры с буквами для детей 4-6 лет

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]