Конспект занятия беседы на тему «Лес – многоэтажный дом» в подготовительной группе


Беседа о лесе в подготовительной группе

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет «Путешествие по комнатам зеленого дома»
Автор: Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун. Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию. Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника. Задачи: Образовательные.
Содействовать: уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника; укреплению познавательного интереса и любви к природе; эстетическому восприятию красоты природы, через репродукции картин;
Развивающие.
Содействовать: развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом; развитию уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника; развитию мышления, внимания, памяти.
Воспитательные.
Содействовать: воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Материал: репродукции картин художников: Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», Шишкин «Корабельная роща», Левитан «Березовая роща» Иллюстрации по теме фонограмма «Звуки леса» корзинка лесных орехов Предварительная работа: чтение детям природоведческой литературы, рассматривание репродукции картин художников о природе, чтение и заучивание стихов на экологическую тему, экскурсии в парк, сосновый бор. Организация: дети стоят в кругу, взявшись за руки. Хороводная игра «По малину в лес пойдем» 1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем в лес пойдем (дети идут по кругу). Плясовую заведем, заведем, заведем (поочерёдно выставляют ноги) Припев: Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко») А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой) Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки») 2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту) Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудьюПрипев: движения те же 3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса) Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»). Припев: движения те же. 4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»). Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»). Припев: движения те же.

ХОД БЕСЕДЫ.
Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами? Дети: отправится в путешествие по разным комнатам. Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать? Ответы детей Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно! В одно прекрасное село Хочу я нас позвать. Тому немало повезло, Кто смог гам побывать. Там каждый дом и каждый двор Зелёной крышей крыт, Цветами вытканный ковёр На улице лежит Там нет заборов и дверей Открыты окна в сад. Там встретят песнями гостей, На славу угостят. Кому бывать там повезло, Тот повидал чудес! А необычное село Зовут … Дети: Зеленый лес Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес? Дети рассуждают. Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам.


Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю. Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах — светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых Можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной». Автор загадки: Иванова Валентина ТарасовнаВоспитатель: почему можно лес назвать домом?! Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга. Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу? Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой.


Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек? Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное. Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк.


Воспитатель: это где мы были?


Дети: В сосновом лесу. Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники.


А теперь в какой лес вошли?


Дети: в хвойный лес. Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели? Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес. Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет?


Дети: малина Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота.


Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?


ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» Дети: березняк Воспитатель: а жильцов можете назвать? Дети называют лесных жителей Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ? Дети: где много ягод и есть река. Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют? Дети: всеядный. Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА?


Дети: в норе, среди корней роет нору. Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано?


Воспитатель: какой первый этаж? Дети: под землей корни, мыши живут, кроты. Воспитатель: кто же живет повыше? Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть. Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые? Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы. Воспитатель: какие заняты круглый год? Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны. Воспитатель: у кого темные квартиры? Дети у медведя, лисицы, барсука, ежа. Воспитатель: кто охраняет лес? Дети: лесничий. Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт


У нас на Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета


ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ИМИТИРУЯ АУДИТОРИЮ УНИВЕРСИТЕТА.Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг — лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг — заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед.


Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись. Воспитатель: так зачем создают кордон? Ответы детей Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут — значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами — лесовозами.


Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями — ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.


Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются. Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы? Ответы детей Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает Дети: наверно, лесник? Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше А на кордоне — лесном посту — возле избы лесника — грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО


маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок — песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы — совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки — привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.


Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку? Дети: потому, что там вырубили старые деревья. Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева.


Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?! Дети: ЛЕСНИК. Воспитатель: наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта Алексея Кольцова «Домик лесника» Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение В темном лесе, за рекой Стоит домик небольшой, С двумя светлыми окнами, С распашными воротами. Под замком те ворота, И калитка заперта,— Чтоб не зашел туда рогатый Леший, страшный и косматый; Чтобы не зашел туда упырь, Ни проезжий богатырь, Кто ж живет тут одиноко, От жилья кругом далеко? Рыболов ли небогатый? Иль разбойник бородатый В нем спасается мольбой С сундуками и казной? Живет в доме с давних пор — Караулит царский бор — Лесной староста с женою. Третьей дочкой молодою. Заключение. Воспитатель: вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии? Ответ детей Воспитатель: что нового узнали? Ответ детей Воспитатель: лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть? Ответ детей Воспитатель: корзинка лесных орехов. Воспитатель: один ли лесник бережёт лес? Дети называют людей разных профессий, которые помогают леснику. Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий летнего развлечения для детей старшей — подготовительной группы ДОУ Развлечение в подготовительной группе. Сценарий Беседа с детьми в подготовительной группе на тему: Полевые цветы Конспект летнего спортивного досуга в детском саду для старших дошкольников

Похожие статьи:

Инсценировка сказки Чуковского Муха Цокотуха для детей 5-7 лет

Сценарий летнего развлечения по экологии в ДОУ. Старшая – подготовительная группа

Дискотека в детском саду. Сценарий

Игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Конспект занятия «Лес – многоэтажный дом»

МБДОУ № 5 «Аленький цветочек», г. Тихорецк, Краснодарский край

Воспитатель

Победитель (диплом I степени) Всероссийского конкурса для педагогических работников дошкольных организаций «Лучший конспект занятия в детском саду»

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Посохова С.Б. Конспект занятия «Лес – многоэтажный дом» // Совушка. 2015. N1. URL: https://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00010.html (дата обращения: 21.11.2021 ).

Цель: уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях.

Задачи :

  • дать детям первоначальное представление о том, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор;
  • показать многоярусность леса;
  • выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека;
  • дать детям представления о леснике – человеке, который заботится о лесе : бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды;
  • развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение;
  • воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое.

Предварительная работа:

  1. беседа о лесе;
  2. рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»;
  3. заучивание пословиц о лесе;
  4. отгадывание загадок о лесных зверях;
  5. рассматривание иллюстраций с изображением лесника .

Материалы:

  1. модель «этажи леса», картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов, ягод, лесных обитателей ;
  2. таблицы; картинки «Как лесник заботиться о лесе», «Правила поведения в лесу», «Зачем люди ходят в лес».;
  3. музыкальное сопровождение.

Методические приемы: загадывание загадки, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, заполнение таблиц, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей, просмотр слайдов.

Оборудование : мультимедийная установка, магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре, а куда вы узнаете по дороге (воспитатель предлагает занять детям места). Пока мы будем лететь, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, куда мы отправимся.

Богатырь стоит богат Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешками, Петю – сыроежками, Катеньку – малиной, Хулигана – хворостиной.

Дети : в лес. Воспитатель: правильно, это лес. Пока мы с вами будем лететь в лес, давайте посмотрим , сколько интересного можно увидеть (просмотр мультимедййных слайдов , поинтересоваться у детей, каким видится все сверху, подвести к тому, что с высоты все кажется маленьким, у домов видны только крыши) Воспитатель : Прислушайтесь … Слышите, как ветерок играет с листьями . А вот послышались голоса птиц (звучат голоса птиц) Слышите ? Синь –синь – синь – это песенка синицы, ча –ча- ча – а это сорока, чив- чив – чик- чирик – это воробей. Мы приближаемся к лесу (звучит музыка). Дети, а можно сказать, что мы слышали голос леса? Почему? (ответы детей) Воспитатель: Вот мы и прибыли в лес, давайте выйдем из воздушного шара. Здравствуй , лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. Посмотрите, сколько деревьев в лесу, грибов, кустарников. Сколько красок… Красный, бордовый цвет можно найти в шляпках грибов и спелых ягодах брусники, клюквы. Желтый, оранжевый цвета дарят лесные ромашки и бабочки. Зеленый цвет вы найдете в траве, листьях и озорных кузнечиках. Голубой – в небесных просторах и прозрачных водах. Синий цвет спрятан на лесных полянках в васильках и колокольчиках. А фиолетовый цвет вот – вот улетит на крыльях жука (Показываются слайды с изображением леса на мультимедийной установке). Воспитатель: А как вы думаете, кто самые главные жители леса ? Дети: деревья Воспитатель: Правильно, деревья. Какие деревья растут в лесу? (показываются слайды с изображением деревьев и уточняются их названия). Воспитатель: Ребята, перед вами картинки с изображением деревьев , попробуйте назвать их ( дети называют деревья, воспитатель спрашивает , как они узнали, что это береза, дуб, ель и. т.д.) Воспитатель: Что еще растет в лесу? (ответы детей: кустарники, ягоды, грибы, трава…) Воспитатель: Как вы думаете, кому и зачем нужны деревья, трава, кустарники и грибы? (ответы детей: животным , птицам, насекомым…) Воспитатель: Правильно, в лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь), лесные птицы (сорока, соловей, сова, дятел), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Воспитатель: А можно ли назвать лес многоэтажным домом? (ответы детей) Воспитатель: Давайте мы сейчас свами создадим свой лес (на панно собирается картина леса) Воспитатель: А теперь давайте сравним лес с многоэтажным домом (к таблице-панно «Лес»подставляется таблица с изображением многоэтажного дома, от каждого этажа проводиться линия, проходящая через панно) Воспитатель: Что растет на первом этаже? (ответы детей: трава, грибы , цветы….) Воспитатель: Что растет на втором этаже? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, следующий этаж занимают кустарники и деревья поменьше и самый верхний этаж –высокие дубы и сосны. На всех этажах обитают жители леса. Расскажите какие обитатели леса на каком этаже живут? (ответы детей) Воспитатель: Лес – это как большой многоэтажный дом. Там живет много- много жильцов, соседей. Они все нужны друг другу ( Показ слайда — многоярусность леса) Воспитатель: Ребята, а кто из вас живет в многоэтажном доме ? (ответы детей) Воспитатель: Теперь вы знаете, что многоэтажным может быть не только дом, но и лес (уточняется с детьми , что растет и кто живет на разных этажах леса) Воспитатель: Как вы думаете, человеку нужен лес? (ответы детей) Воспитатель: Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами (работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено зачем человек ходит в лес. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу ) Воспитатель: Дети, как вы думаете, лес можно обидеть? (ответы детей) Воспитатель: Ко мне в руки попала жалобная книга леса. (дети рассматривают жалобную книгу, воспитатель зачитывает жалобы цветов, птиц и т.д.) Воспитатель: А чем можно помочь лесу? (ответы детей) На столе разложены картинки с изображением чего не следует делать и чем можно помочь. Воспитатель: Я приготовила для вас 2 таблицы: на одной цветочек улыбается, а на другой грустит. Как вы думаете, почему? (ответы детей: цветок грустит – этого не следует делать в лесу, улыбается – чем можем помочь лесу). Воспитатель: Давайте с вами выберем себе картинки и заполним таблицы. (Дети заполняют таблицу о правилах поведения в лесу) Воспитатель: Молодцы! Запомните эти правила и соблюдайте их. Ребята, мы с вами говорили, что лес – это большой дом. В каждом доме есть хозяин. А знаете ли вы , кто в лесу главный хозяин? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, главный человек в лесу – лесник. Он хорошо знает всех обитателей леса и старается помочь им в трудное время. Он следит чтобы деревья не болели, гасит лесные пожары и сажает новые деревья взамен срубленным. Лесников не так уж много в нашей стране, работа лесника трудная, а иногда опасная. Он живет в лесу вдали от города. Давайте с вами посмотрим как лесник заботится о лесе (рассматривание таблицы). Воспитатель: Ребята, подумайте, могут ли обычные люди помогать лесу, лесным обитателям? Как? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы. Мы с вами много говорили о лесе, его обитателях, правилах поведения в лесу, необходимости леса для людей, о работе лесника. А сейчас нам пора попрощаться с лесом:

Лес дремучий , до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес!

Воспитатель: Давайте с вами сядем в наш воздушный шар и отправимся обратно в детский сад (дети занимают свои места). Воспитатель: А пока мы с вами долетим, скажите, почему лес называют дремучим, могучим? (ответы детей) Воспитатель: А что значит «ты расти на радость людям»? Воспитатель: Как вы думаете, почему лес полон сказок и чудес? (ответы детей) Воспитатель: Мы с вами не заметили как долетели (дети выходят из воздушного шара). Мы снова в детском саду. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Воспитатель: Теперь вы знаете, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных «этажах»живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Знаете правила поведения в лесу и что в лесу главный человек — лесник.

Конспект беседы для подготовительной группы «Путешествие в осенний лес»

Конспект беседы для подготовительной группы «Путешествие в осенний лес»

Цель:

систематизация знаний о признаках осени.

Задачи:

Воспитательные:

– воспитывать отзывчивость, любовь к природе.

Развивающие:

– развивать наглядно-образное мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждения, умение работать в коллективе, взаимодействовать;

– развивать фантазию, воображение.

Образовательные:

– расширить и обобщить представления детей об осени, лесе, деревьях, лесных обитателях;

– формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения.

Материалы и оборудование для беседы:

иллюстрации по теме беседы. Листики деревьев. Наглядные

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]