Конспект обобщающей беседы в подготовительной группе на тему: «Беседа о лесе»


Беседа по развитию речи в старшей группе. Конспект

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: «Неизвестный предмет? Задавай вопросы, получишь ответ!»
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна — воспитатель Описание: Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных организаций и родителей. Назначение работы: Материал направлен на актуализацию речевой деятельности детей.


Цель: формирование у детей желания и потребности в получении нового знания. Задачи: 1. создавать педагогические условия для развития у детей познавательного интереса; 2. активизировать речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста; 3. формировать умения задавать вопросы; 4. развивать навыки использования приобретенных знаний в повседневной жизни ребенка. Предисловие: Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Грамотно построенная беседа может активизировать развитие ребенка, его психических процессов и функций мозга (мышление, память, воображение, речь, мышление).


Стихотворение: Беседа – это диалог. Автор: Дворецкая Татьяна Беседа – это диалог. Знает каждый педагог. Беседа с ребенком Тонкая нить. Что-то понять, И чего-то достичь! Выявить знания На первом этапе, Поможет беседа О маме и папе. О доме родном, И о близкой подружке. Рассказ о любимой С детства игрушке. Задача педагога, Вопросы задавать. Чтоб маленький ребенок Смог больше рассказать. И в дружеской беседе По-новому раскрылся. Легко, непринужденно Общаться научился! Вывод: Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность. Пример беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Ребята, сейчас я Вам покажу один предмет. Чтобы узнать, что это такое, Вам нужно задать мне как можно больше вопросов. Воспитатель демонстрирует флягу (емкость для хранения воды) и выставляет ее на стол (в дальнейшей работе детям может быть представлен любой другой мало знакомый предмет)


Рекомендации: Дети в группе по-разному проявляют речевую активность, более эффективной будет работа с подгруппой. Педагог ведёт запись всех вопросов детей. Разрешается любое количество вопросов. Так же приветствуется, если дети сами пытаются ответить на вопрос сверстника. (В нашем случае во время беседы активно проявил себя мальчик Макар) Вопрос 1. Маша: Как это штука называется? Вопрос 2. Рома: Для чего нужна эта штука? Вопрос 3. Макар: Для чего нужна сверху крышка? Вопрос 4. Вика: В ней носят воду? Вопрос 5. Рита: Почему она такая маленькая? Вопрос 6. Дима: Зачем сбоку полосатые полоски? Ответ Макара: Это для красоты. Вопрос 7. Саша: Что это такое черное? Вопрос 8. Зачем нужна эта крепежка? Ответ Макара: Что бы крышку держать. Вопрос 9. Маша: Почему эта штука такая крепкая и прочная? Вопрос 10. Рома: Почему у неё гладкий низ? Вопрос 11. Макар: Почему она стучит? Подведение итогов беседы Воспитатель: Ребята, сколько интересных вопросов Вы сегодня мне задали, чтобы узнать как можно больше об этом предмете. Вы совершенно верно подметили, что предмет этот прочный и крепкий. Вика абсолютна права, когда предположила, что в этот предмет наливают воду. Пришло время ответить на все ваши вопросы. Ответ 1. Этот предмет называется – фляга. Ответ 2. Фляга нужна, чтобы переносить воду. Ответ 3. Крышка нужна, чтобы открыть флягу, налить в неё воду, и снова плотно закрыть флягу. Вода не прольется. Ответ 4. Во фляге можно переносить воду на любые расстояния. Ответ 5. Фляга имеет такой маленький размер неспроста. Если бы фляга была большого размера, она была бы тяжелой, нести ее было бы неудобно и утомительно. Именно поэтому фляга имеет небольшой размер, в нее можно налить, немного воды, только для того чтобы утомить жажду. Ответ 6. Полоски с боку у фляги сделаны для красоты, как сказал Макар. Но не только. Эти полоски помогают фляге не выскользнуть и рук. Ответ 7. Фляга изготовлена из железа. Черная кожа по середине фляги – помогает рукам не скользить. Ответ 8. Крепеж действительно держит крышку. Макар совершенно прав. Для того чтобы крышка в момент открывания не потерялась. Ответ 9. Фляга железная, прочная и крепкая. Такую флягу можно уронить, и она не разобьется, не разольется. Ответ 10. Гладкий низ у фляги гладкий, нужен для того чтобы флягу можно было ставить на стол. Ответ 11. Если постучать по пустой фляге, мы услышим звук. Воспитатель: Сейчас предлагаю Вам постучать по пустой фляге. А теперь, давайте нальем во флягу воду. Теперь фляга полная. Попробуйте постучать. Звук совсем другой – приглушенный. Вот ребята, сколько нового и интересного Вы сегодня узнали о фляге.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по экологии. Старшая группа Конспект беседы о рыбах для детей старшей группы Беседа с детьми подготовительной группы на тему «Цветение луга» Беседа с детьми старшей группы на тему: Посуда

Похожие статьи:

Беседа об овощах для детей в старшей группе

Беседа на тему «Фрукты» в старшей – подготовительной группе

Конспект беседы в старшей группе «Добро не умрет, а зло пропадет»

Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы

Беседа для детей «Ложь человека не красит». Старшая группа

Методика проведения обобщающей беседы.

Цельобобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

Обычно на этом этапе используются такие приёмы работы, как беседа, выборочное чтение, составление плана произведения, пересказ, графическое, словесное и музыкальное иллюстрирование, соотнесение идеи произведения с пословицами, инсценирование, заключительное слово учителя.

Главными задачами этого этапа урока являются:

1. Осмыслить все частные выводы, сделанные в анализе частей в свете общего содержания произведения.

2. Подвести к пониманию авторского замысла (идеи).

В начальной школе не вводятся термины «тема» и «идея», но в результате анализа выясняется, о чем рассказывает писатель (какова тема произведения) и что он хотел сказать читателю (какова главная мысль рассказа).

Чтобы подвести учащихся к пониманию идеи, необходимо выяснить мотивы поведения действующих лиц, их отношение к фактам и событиям, о которых рассказывается в произведении. Отбирая факты и описывая ход событий, автор передает свое отношение к действующим лицам, раскрывает свои идейные позиции.

К пониманию идеи учащиеся чаще всего приходят на основе обобщения конкретного содержания (вторичного синтеза). В некоторых рассказах идея четко сформулирована автором в одном-двух предложениях («Синие листья» В.А.Осеевой: «Надо так давать, чтобы можно было взять»,-сказал учитель).В этом случае можно иди от идеи к анализу конкретного содержания.

В других произведениях идею младшие школьники могут осмыслить только с помощью анализа («Ванька» А.П.Чехова), поэтому учителю целесообразно идти от конкретного содержания к обобщенному выводу.

Для понимания идейно-тематической основы произведения чрезвычайно важно развивать внимание к заголовку (названию рассказа). Поиск ответа на вопрос, почему автор так назвал свое произведение, нередко является одновременно и размышлением над главной мыслью.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Учебная задача анализа рассказа: составление характеристики действующего лица (устное сочинение о жизни Ваньки Жукова).

I часть.

Вопросы по анализу. Задания по работе с текстом.Виды работы с текстом.
Кто такой Ванька Жуков? Найдите в тексте слова, которые мы можем записать в наш план. 1. .Как понимаете слова «отданный в ученье»? 2. В какое время автор знакомит нас с героем? Как вы думаете, почему? 3. Прочитайте описание сцены, в которой автор показывает, как Ванька пишет письмо. Отметьте слова, значение которых не знаете или хотите уточнить (возможна немая картина). 4. Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы бы предложили? Какие краски выбрали? Почему? 5. Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять состояние героя, отношение к нему автора. (обратить внимание на начало письма: ты – вы) 6. Про

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Обобщающая беседа «Как узнать птиц»

Задачи. Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями;

  • Умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно – схематическую модель; относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам; доказательно строить суждения;
  • Познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.

Предварительная работа. Занятие завершает цикл совместной деятельности педагога с детьми по накоплению конкретных представлений о птицах.

Ход занятия

1 часть

На фланелеграфе выставляются картинки с изображением разных птиц.

Жалейкин (игровой персонаж). Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?

Воспитатель. Почему ты так решил?

Жалейкин. Да потому, что у них крылья и ноги.

Воспитатель. Прав Жалейкин? Кто изображен на картинках? (Птицы.)

Жалейкин. А как вы узнаете птиц? Научите и меня.

Воспитатель. Ребята, давайте научим Жалейкина узнавать птиц и не путать их с другими животными.

2 часть

Воспитатель. Будем учить Жалейкина узнавать птиц. Какие птицы изображены на картинках? (Жалейкин называет неправильно, дети его исправляют.)

Жалейкин. Ой, какие они все разные!

Воспитатель. Чем птицы не похожи? Чем они различаются? (Дети отвечают, кто что думает.)

Жалейкин. Ничего не понял, все сразу говорили.

Воспитатель. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про ноги. Почему у птиц разные ноги? (Живут в разных местах.)

(Выставляет картинки разных сред обитания. Задание: подобрать картинки с птицами к их местам обитания.)

Жалейкин. Я знаю! (Путает, ставит картинки неправильно, дети его исправляют.)

Воспитатель. Почему у цапли такие длинные ноги? (Живет на болоте.) Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих у болота). Почему у пеликана ноги с перепонками? (Живет в воде, плавает.) Птицы, которые живут у воды и плавают, должны иметь ноги с перепонками. Поставим картинку (модель ног плавающих птиц).

Воспитатель. Почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками? (Живет на деревьях, цепляется за ветки.) птицы, которые живут на деревьях, должны иметь такие ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих в условиях наземной среды, на деревьях).

Воспитатель. Что еще у птиц разного? (Клювы.) Почему у птиц клювы разные? (Едят разную пищу.) Задание: подобрать картинки с птицами к картинкам с соответствующей пищей. (Жалейкин путает, дети его исправляют.)

Воспитатель. Для чего пеликану такой большой клюв? (Он питается рыбой.) Поставим картинку (модель клюва). Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему? (Достает еду из–под коры дерева.) Поставим картинку (модель клюва). Почему у попугая и клеста такие крепкие, загнутые клювы? (Расщелкивают клювом семечки.) Поставим картинку (модель клюва).

Воспитатель. Что еще разного у птиц? (Цвет. У всех птиц перья разного цвета.) Какого цвета перья у птиц? Поставим картинки (разный цвет перьев).

Воспитатель. Птицы умеют не только плавать и ходить по земле, но и летать. Что им помогает это делать? (Крылья.) Крылья у всех разные – большие и маленькие. Поставим картинки (разные крылья).

Жалейкин. Они все такие разные, почему вы их называете одним словом – птицы?

Воспитатель. Чем же похожи все птицы? Картинки вам в этом помогут. Ноги у всех птиц разные, но у всех их по две. Крылья у всех птиц разные, но у всех два крыла. Клювы у всех разные – но у всех птиц есть клюв. Перья разного цвета – но у всех тело покрыто перьями. (Выставляются модели «птицы» по мере выявления общих признаков птиц.)

Воспитатель. Как же мы отличим птиц от других животных? (Дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы.)

Жалейкин. Я все понял, теперь запросто узнаю птиц. Сейчас найду. (Находит бабочку.)

Воспитатель. Прав Жалейкин? (Нет.)

Жалейкин. Почему бабочка – это не птица? (Нет перьев, шесть ног, четыре крыла.)

Жалейкин. Я нашел птицу. (Находит самолет.)

Воспитатель. Правильно Жалейкин нашел птицу? (Нет.) Чем похож самолет на птицу? Почему самолет – не птица? (Дети исправляют, воспитатель обобщает: чтобы сказать о ком-то, что это птица, нужно чтобы сразу было все: и две ноги, и два крыла, и перья и клюв.)

3 часть

Воспитатель. Давайте поможем Жалейкину найти птиц. (На столе разложены картинки с изображением разных животных и предметов.) Каждый из вас найдет птицу и расскажет Жалейкину, как это узнал. (Дети объясняют Жалейкину, как они узнали птиц, и он тоже правильно выбирает картинку с птицей.)

Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна. МБДОУ Детский сад №296, г.Уфа, Республика Башкортостан

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]