Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Ознакомление младшего дошкольника с трудом взрослых.
Особенность ознакомления младших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых базируется на неразрывном единстве с познанием детьми рукотворного мира. Окружающие малышей вещи и игрушки имеют особое значение в развитии маленьких детей. Младшие дошкольники активно входят в рукотворный мир, начинают знакомиться с большим количеством предметов в бытовой, игровой и других видах детской деятельности. Дети этого возраста активно экспериментируют как с предметами, так и с материалами, открывая для себя, например, что бумага намокает в воде, резиновый мяч упругий, высоко прыгает, если его силой ударить об пол. Маленьких детей привлекают яркость и красочность предметного мира, что позволяет воспитателю на основе эмоционального-чувственного опыта малышей способствовать воспитанию ценностного отношения к предметному миру.

Однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат. Все компоненты трудовой деятельности для них слиты и не воспринимаются раздельно. Вот почему дети не могут рассказать даже о тех трудовых процессах, которые осуществляют на их глазах ежедневно. воспитатели младших групп знакомят их с конкретными трудовыми процессами, которые выполняют люди работающие в детском саду. На первых этапах организуется наблюдение за деятельностью помощника воспитателя: няня моет посуду, накрывает на стол, раздает пищу, моет пол, вытирает пыль. В ходе наблюдения конкретных процессов хозяйственно-бытового труда взрослых воспитатель раскрывает детям цель и мотивы их деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость.

Первый компонент труда – постановка цели и мотивация трудового процесса. Чтобы детям стала ясна необходимость труда, понятны мотивы деятельности взрослых, воспитателем конструируются разнообразные житейские образовательные ситуации, являющиеся естественной частью педагогического процесса детского сада.

Например, столы не накрыты — нельзя обедать, грязная чашки нельзя из неё пить. Об этом позаботиться младший воспитатель. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывается детям через осознание их собственных потребностей. Внимание де7тей направлено на получение результата труда.

Второй компонент труда — отбор предметов труда осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь младшему воспитателю собрать со столов грязную посуду, снять с вешалки полотенца и пр. Это дает возможность сделать наших малышей трудового процесса, помощниками взрослого.

Третий компонент труда — трудовое оборудование. Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает его детям, называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы названия лучше запомнились детям. Одновременно обращает внимание на организацию трудового процесса, как взрослый приготовился к работе, почему надел передник, зачем засучил рукава, т.п.

Четвертый компонент труда — состав и порядок выполнения взрослым трудовых действий. Важно, чтобы малыши получили общее представление о последовательности действий, их цепочке. В младшей группе выделяют только наиболее значимые из них, трудовой процесс упрощается. Каждое значимое трудовое действие показывается, объясняется и мотивируется в доступной для малышей форме.

Например; няня показывает, как моет чашку: тщательно трет ее изнутри, затем снаружи, донышко, у ручки. Она трет пока чашка не станет чистой. Грязь оттерта, но из чашки нельзя пить , что же делать?» — задает вопрос воспитатель. Наблюдая за действиями младшего воспитателя, дети отвечают на поставленный вопрос.

Основными методами трудового воспитания являются: наблюдение фрагментов конкретных видов труда, наблюдение за хозяйственно-бытовым трудом, экспериментирование, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры (Магазин, Чудесный мешочек)

и т. п., чтение стихов и потешек, игровые ситуации
(Оденем куклу на прогулку)
, сюжетно-ролевые игры.

Следующая >

Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых

Особенности работы в младшей дошкольной группе

В младшей группе специальных занятий по воспитанию отношения к человеку-труженику не проводится. Эта задача решается в повседневной жизни: наблюдения за трудом взрослых, на занятиях по изобразительной деятельности, при чтении произведений художественной литературы, рассматривании картин и иллюстраций к книгам. Так, при организации наблюдений за трудом взрослых, воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразные: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание отдельного стихотворения и др[7].

В воспитательных целях педагог использует литературу, где многочисленные образы взрослых (мамы, бабушки) вызывают чувство симпатии. Произведения художественной литературы учат быть внимательным, заботливым, доброжелательным по отношению к другим людям. Например, детям читают рассказ болгарской писательницы Доры Габе «Моя мама» (из цикла «Моя семья»). После чтения этого рассказа воспитатель предлагает малышам вспомнить, какими словами писательница рассказывает о маме. Детей подводят к ответу, что «мама добрая, хорошая, веселая, любит своих детей». Затем педагог рассказывает о мамах вообще, что они делают дома, на работе, о ком заботятся и как заботятся.

Знакомя малышей с трудом дворника, шофера, повара, врача, то есть теми людьми, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б.Заходера «Шофер», «Сапожник», А. Кордамовой «Наш доктор» (в отрывках). Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря им, малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, если они заболевают. Можно также рассказывать о враче детского сада, медсестре или о других врачах, которых знают дети. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах. Хорошо, если дворник, шофер, повар, с которыми недавно познакомились дети, придут в группу, чтобы посмотреть, как живут дети. Малышей обрадует приход таких гостей. Он вызовет у них новую волну положительных эмоций.

Таким образом, начинать трудовое воспитание детей необходимо еще в раннем дошкольном детстве. При этом основным средством должно стать ознакомление с трудом знакомых ребенку людей: мам, бабушек, дедушек и др.

Особенности работы в средней группе детского сада

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельные, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознаны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, воспитатель). Все это позволяет несколько изменить характер педагогической работы, как по содержанию, так и по форме.

В средней группе разрабатываются несколько новых тем: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «Кто работает на ферме», «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей». Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым, если объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, то есть непосредственно или через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

Раскрывая каждую тему, воспитатель продумывает два аспекта: ознакомление с содержанием труда и ознакомление с деловыми и личностными качествами трудящегося человека[8]. Например, тема: «О труде строителей». Программная задача: Познакомить детей с трудом людей строительных профессий: каменщика, маляра, кровельщика и т.п. Воспитать интерес и уважение к их труду. Раскрывая тему «О труде строителей», воспитатель использует стихи А.Бродского «Мой брат», С.Баруздина «Кто построил этот дом?». Последнее стихотворение желательно прочитать после того, как дети побывали на экскурсии к строящемуся дому и получили представление о труде рабочих-строителей. В этом случае они более эмоционально воспринимают стихи.

Стихи С.Баруздина «Кто построил этот дом?» подобно анализируют в старшей группе. Детям средней группы достаточно задать вопрос: «Как вы думаете, кто построил дом, в котором мы живем?». Не нужно добиваться, чтобы воспитанники перечисли все профессии строителей. Особо подчеркивается, что дом строится быстро благодаря дружбе строителей, что люди радуются новым домам.

Таким образом, в средней группе детского сада продолжается работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику. При этом необходимо не только знакомить детей с содержанием труда, но и раскрывать личностные качества человека – труженика.

Конспект занятия в 2 младшей группе «Какие бывают профессии»

Конспект занятия в 2 младшей группе «Какие бывают профессии»

Цель: Познакомить детей с различными профессиями.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения;

2. Воспитывать интерес к различным видам профессий.

Образовательные:

1. Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно.

2. Побуждать детей рассказывать о трудовых действиях знакомых им профессий (врач, парикмахер, строитель, повар)

Развивающие:

1. Развивать речь, слуховое восприятие, коммуникативные навыки;

2. Развивать умение отвечать полными, распространенными предложениями, наблюдательность, сообразительность, внимание.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций по теме, рассматривание инструментов разных профессий, чтение художественной литературы.

Материал и оборудование: картинки «Профессии», корзины с овощами и фруктами, аптечка, бинт, градусник, шприц, расчёска, ножницы, кастрюля, половник, молоток, отвертка, руль, ключи.

Ход:

I. Вводная часть

1. Организационный момент (колокольчик, бубен

)

Стук в дверь. Почтальон прислал письмо от Маши.

Воспитатель:

Ребята почтальон Печкин прислал письмо, от кого оно. (
от Маши)
Воспитатель:

Что же Маша нам пишет,

Здравствуйте ребята, я наводила порядок в столе у Мишки дома и нашла в одном из ящиков интересные картинки, на них изображены люди в разной одежде, я не пойму кто они такие, помогите мне во всем разобраться.

Воспитатель:

Ребята поможем Маше узнать кто же здесь изображен на картинках?

Воспитатель:

(
смотрит на картинки
). Ух ты да здесь нарисованы люди разных профессий. Ребята, а какие профессии вы знаете? (повар, шофер, парикмахер и т.д.)

Воспитатель:

Молодцы, а теперь давайте посмотрим какие же профессии у Маши на картинках.

II. Основная часть

1. Беседа по иллюстрациям. (Воспитатель выставляет первую карточку)

Воспитатель:

Детки, посмотрите на картинку и скажите, человек какой профессии изображён?
(повар)
Молодцы, сейчас Василиса нам расскажет стихотворение про повара.

Василиса:

Повар для нас приготовит котлеты,

Торт испечёт и мясные рулеты.

Словно волшебник на кухне творит,

Будет отличный у всех аппетит.

Воспитатель: —

А, что повар делает?
(готовит)
— Что готовит? (Варит суп, компот; жарит котлеты (рыбные или мясные, яичницу; запекает запеканки; делает салаты; печёт пироги)

— Что у него есть на кухне? (кастрюли, ножи, плита).

— А у нас в д/с есть повар?

Воспитатель:

Давайте мы с вами поиграем в поваров. (
Кирилл, Полина
)

Игра «Что для чего?» Воспитатель ставит перед картиной две кастрюли и корзину с овощами и фруктами (муляжи). Выходит, 2 детей

.

Воспитатель:

Вот две кастрюли. В одну мы отберем продукты для компота, а в другую отберем продукты для супа
.
Воспитатель:

Молодцы ребята. Отлично справились с заданием.

Воспитатель выставляет картинку.

Воспитатель:

Кто изображён на картинке?
(Парикмахер)
Молодцы, сейчас Ева нам расскажет стихотворение про парикмахера.

Ева:

Кто сегодня парикмахер? Разрешите, буду я.

Я вам сделаю причёску, например, как у меня.

Перед зеркалом садитесь, я накидку завяжу

И, конечно, первым делом, аккуратно причешу.

Воспитатель:

О ком, Ева рассказала стихотворение?
(О парикмахере
)

— Что делает парикмахер? (Стрижёт волосы, красит волосы, делает красивые причёски).

А какие инструменты нужны парикмахеру, чтобы стричь волосы, делать прически. (
Ножницы, расческа, фен)
Вижу вы уже устали. Пришло время нам немножко отдохнуть. Давайте покатаемся на машине.

Физкуль

«Едем, едем на машине, (движения рулём)

Нажимаем на педаль. (ноги согнуты, в коленях вытянуты)

Газ включаем, выключаем, (рычаг повернуть к себе, от себя)

Пристально мы смотрим вдаль. (ладонь ко лбу)

«Дворники» считают капли

Влево, вправо. Чистота! (машут ладошками)

Волосы взъерошит ветер. (пальцами взъерошить волосы)

Мы шофёры хоть куда!» (большой палец правой руки вверх)

Воспитатель:

Молодцы! Хорошие шоферы из нас получились.

Воспитатель выставляет картинку.

Воспитатель:

Ребята, а кто изображён на этой картинке?
(врач)
Молодцы, сейчас Настя нам расскажет стихотворение про врача.

Настя:

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо.

Не волнуйся и не плач –

Ведь тебе поможет врач.

Воспитатель:

Где работает врач? (
в больнице)
-Что он делает? (Лечит больных, измеряет температуру, делает укол, слушает сердечко, выписывает лекарство)

Игра «Чемоданчик врача» На столе лежат предметы (таблетки, яблоко и т.д.)

Воспитатель:

Дети, нам с вами нужно помочь собрать чемоданчик для доктора, что возьмем с собой, а что лишнее?
(Глеб, Варя)
Воспитатель:

Молодцы ребята. Отлично справились с заданием.

Воспитатель выставляет картинку

Воспитатель: Молодцы, ребята! Следующая картинка. Кто на ней изображён? (Строитель)

Молодцы, сейчас Миша нам расскажет стихотворение про строителя

Миша:

Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель,

Дом нам выстроит строитель.

Воспитатель

: О ком Миша рассказал стихотворение?
(О строителе)
— Что строитель делает? (Строит дом, школу, садик, гараж, забор, ворота)

Воспитатель: Строитель нужная профессия? Молодцы, ребята!

Игра «Кому что нужно» (Приготовить в мешочке принадлежности, для каждой профессии. Дети достают из мешочка предметы, которые необходимы для той или иной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется. (кастрюля, половник, ножницы, фен, молоток, отвертка, градусник, шприц, руль, ключи.)

Воспитатель

: Ребята у меня здесь есть волшебный мешочек, в нем лежат разные предметы, вам нужно определить человеку какой профессии нужен этот предмет.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня все молодцы, а главное мы помогли Маше узнать кто нарисован на картинках, которые она нашла у Мишки в столе. А давайте вспомним с какими профессиями мы познакомились: врача, шофера, повара, строителя, парикмахера. Все профессии важны и нужны. Всем спасибо.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]