Круговорот воды в природе: информация для детей и взрослых


Рассказывать детям о воде и ее свойствах просто необходимо, ведь вода сегодня является не только дорогим и ценным ресурсом, это ещё очень ограниченный ресурс. Запасы пресной воды на Земле постепенно сокращаются и, если мы не начнем бережно относиться к этому веществу, вполне возможно, что в недалеком будущем нашим детям и внукам серьёзно придется задуматься об этой проблеме. Поэтому очень важно, чтобы с раннего возраста еще в детском саду детям проводили занятия, целью которых будет донесение информации о природе, в том числе и воде, и ее роли для нас.

Также проведение занятий на такие темы необходимо в школах. Ведь в школьном возрасте дети хоть и знают о воде многое, однако не настолько подробно и настолько хорошо как того бы хотелось. Немалую роль в воспитании ребенка занимает и вклад родителей. Ведь дети всё повторяют за взрослыми, и безукоризненно следуют их примеру. Поэтому детей необходимо обучать не только в детских садах и школах, а и дома, на личном примере.

Что такое круговорот воды в природе


Схема
Круговорот воды – это природный процесс, который представляет собой беспрерывный обмен влагой между гидросферой, атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процессов испарения, передвижения водяного пара в атмосфере, его конденсации в атмосфере и выпадения осадков.

Этот цикл предполагает изменение агрегатного состояния воды: она меняет жидкую или твёрдую форму на газообразную, а затем через какое-то время возвращается к прежнему состоянию. В ходе этого изменения она забирает и перемещает огромное количество различных органических и минеральных соединений, которые и поддерживают жизнь на Земле.

Как известно, самыми объёмными источниками воды являются океаны. В них сосредоточено около 97,5% всех водных запасов планеты. Именно по этой причине большая часть природных жидкостей содержит в составе различные соли. На пресные источники воды приходится 2,5% всего водного запаса Земли. Если принять эти 2,5% за 100%, то:

  • ледники и вечные снежные массы составляют из них 68,9%;
  • подземные и грунтовые воды (сюда также входят почвенная влага болотистых территорий и зон вечной мерзлоты) составляют 30,8%;
  • на реки и озёра приходится лишь 0,3%.

Определение для детей


Агрегатные состояния воды


Схема для детей
При температуре 0°C вода превращается в лёд. Это происходит в реке, озере, луже и т. д

Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, преобразуются в снежинки, затем падают на землю. Так образуется снег. Лёд и снег – это вода в твердом состоянии.

Мы протёрли классную доску мокрой тряпкой. Спустя несколько минут доска стала сухой. Вода с её поверхности испарилась (превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. В природе вода испаряется с поверхности морей, почвы и т. д. В воздухе всегда содержится невидимый водяной пар. Невидимый пар поднимается. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек образуются облака. Из них вода возвращается в виде дождя и снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Для подготовки материала для детей был использован учебник по окружающему миру, часть 1, автор Плешаков А. А.

Свойства воды

Исследуем свойства воды… Нам понадобятся: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

Исследование 1. Вода прозрачная. Возьмите два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет).

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

Исследование 2. У воды нет вкуса. Попробуйте на вкус воду, сок или молоко. Есть ли у воды вкус? (Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Исследование 3. У воды нет запаха Понюхайте воду и скажите, чем она пахнет или совсем не пахнет. Для сравнения попробуйте понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Исследование 4. Лёд – твёрдая вода. Возьмите кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики. Понаблюдайте, что происходит с ними в тёплом помещении. Ещё возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдайте, какой из них растает быстрее: большой или маленький.

Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Исследование 5. Пар – это тоже вода Взять термос с кипятком или чайник с кипящей водой (электрический). Откройте крышку. Вы видите пар. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды.

Исследование 6. Вода жидкая, может течь. Возьмите два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Под действием силы тяжести она всегда стекает в сторону понижения воды. Течение воды – большая сила. Люди используют её для работы водяного колеса. Вода вращает колесо, а колесо – жернова, которые перетирают зерно в муку. Так устроена водяная мельница.

Похожее устройство имеет современная гидроэлектростанция. В ней колесо – турбина – вращает специальную машину, вырабатывающую электрический ток.

Исследование 7. Вода — хороший растворитель.

Перед вами по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Теперь размешайте акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Где в жизни человек использует свойство растворимости воды?….. Верно, мы может приготовить лимонад, компот, сделать чай сладким, а суп соленым. Стиральный порошок растворяется в воде.

Исследование 8. Лёд легче воды

Скажите, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится?

Проверим на опыте: опустим кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

Исследование 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Перед вами стаканчики с водой разной температуры. Попробуйте аккуратно пальчиком или с помощью термометра, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая.

А как можно получить тёплую воду? Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

А вы знаете, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной.

Если бы вы были рыбами, какую воду бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных?

Действительно, в холодных морях, реках живёт меньше разных животных.

Кстати, в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар.

Исследование 10. Вода не имеет формы Рассмотрите кубик льда (вспомните, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Налейте воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

Ещё одно свойство воды: Вода при нагревании расширяется, при охлаждении — сжимается.

Теперь вы сможете ответить на вопрос: что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Благодаря этому свойству были придуманы паровые машины.

Проведём опыты. Опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет); опустим в стакан с водой камень (он тонет); опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет).

Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

Древнегреческий учёный Архимед на основе свойств воды открыл два интереснейших закона, которые помогут понять, как это происходит.

Итак, существует выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытеснения воды. Подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит. Вот почему плавает корабль, корпус которого сделан даже из железа. Но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполняется водой, и корабль пойдёт ко дну.

А как работают фонтаны? и как вода по водопроводу поднимается на пятый этаж?

Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Это свойство было названо — законом сообщающихся сосудов.

По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах, работают фонтаны. На фото фонтан «Дружба народов» г. Москва


Россия. Москва. Фонтан «Дружба народов» на территории ВДНХ. Михаил Грушин/ТАСС

Ещё больше занимательных опытов здесь Занимательные эксперименты для детей «Вода ИЛИ Законы Архимеда.

Три состояния воды

Вода в природе существует в твердом, жидком и газообразном состоянии. Это единственное вещество, которое мы можем наблюдать в трех состояниях.

При переходе из жидкого состояния в твердое другие вещества сжимаются, так как уменьшается расстояние между молекулами; вода же ведет себя совсем наоборот.

Она при замерзании теряет плотность и поднимается на поверхность вместо того, чтобы идти на дно. Образовавшийся слой льда препятствует проникновению холодного воздуха. В результате вода подо льдом получает возможность сохранять тепло и не превращаться в лед. Поэтому даже если температура воздуха достигла отметки — 50 градусов по Цельсию, подо льдом все равно всегда около нуля. И жизнь продолжается!

А вы знаете, что если воду охладить до 0 °C, она замерзнет и станет твердым телом, которое называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C, она закипит и исчезнет в воздухе, превратившись в газ, называемый водяным паром.

Как происходит

Круговорот воды в природе является процессом сложным, состоящим из нескольких этапов. Главным движущим фактором для водных масс является солнечный свет. При высокой температуре вода начинает испаряться из водоёмов, преображаясь из жидкой формы в газообразную. Одновременно с этим превращением отфильтровываются и многочисленные соли.

В атмосфере накапливается пресный пар, который поднимается всё выше и выше в слои атмосферы, где сталкивается с холодными воздушными массами. В течение этого процесса формируются облака и тучи. Затем тучи проливаются осадками, которые наполняют океан.

В случае с сушей уместно говорить об образующихся сточных водах. Именно эти источники наполняют поверхностные и подземные водоёмы, а также проходят тернистый путь на пути к океану. На этом пути происходит процесс, который считается обратным опреснению пара. Реки, подземные воды вбирают в себя из грунта минеральные соединения, которые в дальнейшем выносятся в океаны и моря. Там-то как раз вода начинает испаряться вновь, а вот соли остаются, что поддерживает солёность Мирового океана.

Основными составляющими зацикленного круговорота воды являются:

  • осадки (это то, что выпадает на поверхность земли из атмосферных облачных скоплений);
  • сточные воды (это те потоки, которые перемещают воду по суше);
  • испарение;
  • инфильтрация (процесс просачивания водных потоков в грунт, который сопровождается фильтрацией);
  • подземные воды (сток, проходящие под землёй в аэрационной зоне);
  • сублимация (вода из твёрдой становится газообразной);
  • отложение (превращение парообразной воды в твёрдые отложения);
  • адвекция (таким термином называют горизонтальное передвижение молекул в любом агрегатном состоянии в слоях атмосферы);
  • конденсация (скопление пара в слоях атмосферы, формирование облаков);
  • испарение (нагрев поверхности океана солнцем, испарение парообразных масс, переход парообразных масс с поверхности земли в атмосферу);
  • отложение (превращение парообразной воды в твёрдые отложения);
  • просачивание (переход влаги в грунт под воздействием гравитации).

В список выше не был включён пункт с испарением влаги с растительных поверхностей, поскольку в данном случае он объединён с обычным испарением, которое относится к нагреву поверхностей водных объектов.

Временные показатели водного обновления для разных объектов:

  • различные живые организмы (в том числе простейшие) – около 7 дней;
  • в слоях атмосферы – 10-11 дней;
  • в речных потоках – 14 дней;
  • в слоях грунта – 30-365 дней;
  • в зонах, покрытых болотами – 365-3652 дня;
  • в озёрах и других пресноводных водоёмах – около 3652 дней;
  • в солёных водоёмах (моря, океаны) – 1 460 000 дней;
  • в пещерах и других подземных источниках – 3 650 000 дней;
  • ледники и другие зоны вечного льда – несколько тысяч лет.

Конспект занятия «Как важна вода»


Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности. Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе. Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы. Задачи: Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов. Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы. Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях. Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности Оборудование: Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя». ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить. ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду? Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус). ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей). ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей). ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша). Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус) Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши. Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше. ВОСПИТАТЕЛЬ.Где в природе есть вода? ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах. ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей). ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья. Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода? Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах? Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре- Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль. По реке мы дружно плыли, Вышли на берег крутой И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям. Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит? Ответы детей. ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? ДЕТИ. Не бросать мусор. К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны. Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы. Устанавливать водоочистители. ВОСПИТАТЕЛЬ. На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши. Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего? ДЕТИ. Воды. Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде. С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря. Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»? ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы, И нам без воды Не прожить. Вода – достояние народа! Водой мы должны дорожить!

Автор: Краюшкина Елена Васильевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №4 «Радуга», г.Рыбное, Рязанская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Разновидности цикла

У цикла существует несколько подвидов, каждый из которых обладает определёнными характерными признаками:

  1. Большой цикл. Это то, чему обучают в школе. Сначала вода испаряется, затем концентрируется в виде пара. Далее массы пара устремляются в слои атмосферы, откуда они ветром перегоняются к суше. На поверхность грунта влага выпадает в виде осадков. После этого потоки, накопившиеся в реках и грунтовых слоях, перемещается обратно в океанический бассейн.
  2. Малый круговорот. Клубы пара, поднимающиеся над океаном, выпадают в виде осадков всё над тем же океаном, а не над сушей.
  3. Внутриконтинентальный цикл. Все этапы цикла происходят над сушей. Влага, испаряющаяся с земли, проливается осадками всё на ту же почву.
  4. Геологический цикл. Это термин, обозначающий взаимный обмен водными массами между различными океанами, сушей и литосферой. Обычно такой процесс возникает в зонах тектонических трещин, располагающихся на стыке плит литосферы.
  5. Глобальный круговорот. Это незамкнутый цикл, во время которого через тектонические трещины идёт приток влаги в гидросферу. За год в течение такого процесса накапливается около 0,25 км3. При этом часть тех молекул пара, что скопилась в атмосфере, устремляется в космос, превращаясь в кислород и водород.

Значение круговорота воды в природе

Это один из важнейших циклов на Земле. Именно он связывает все оболочки планеты воедино, позволяя им гармонично функционировать. Без перемещения и распределения воды по всей планете невозможно было бы существование той Земли, которую мы знаем.

Данный цикл – это то, что позволяет жизни оставаться на Земле в течение всех этих долгих тысячелетий. И речь не только о людях и животных, но и о растениях, бактериях, простейших и т.д. Вода, проходя через все указанные этапы алгоритма, несёт за собой ещё и различные органические и минеральные соединения, которые служат для существ пищей, для почвы источником питания и плодородия, для водоёмов – источником солей и т.д.

Обязательно стоит сказать, что и тем климатическим разделением, которое мы имеем на сегодняшний день, мы также обязаны круговороту воды, ведь весь тот замкнутый цикл позволяет поддерживать оптимальные температурные показатели и показатели влажности в разных районах планеты, которые, в свою очередь, позволяют сохранять разнообразие видов.

Значение круговорота воды в природе:

  • объединение всех сфер планеты (фактически – это то связующее звено, которое делает планету планетой, единой и способной поддерживать жизнь);
  • разделение объектов гидросферы на солёные и пресные (и, соответственно, поддержание жизненного разнообразия на поверхности планеты);
  • перенос на большие расстояния большого объёма веществ;
  • очищение бассейна Мирового океана;
  • стабилизация и поддержание оптимальных климатических условий в разных зонах планеты;
  • обеспечение живительной влагой всех территорий Земли;
  • поддержание баланса в различных климатических зонах (опять же это соотносится с разнообразием видов в соответствующих районах Земли);
  • питание влагой, минералами и органикой грунтовых масс, что позволяет поддерживать жизнедеятельность растительных видов по всей планете.

Все о воде для детей

Тема воды является сегодня очень актуальной, ввиду того что в мире уже сейчас наблюдаются проблемы с пресной водой для некоторых регионов. Именно поэтому необходимо приучать детей бережно относиться к этому ресурсу и стараться экономить воду, ведь в ближайшем будущем может случиться так, что воды не будет хватать их поколению.

Начинать рассказывать детям о воде необходимо в детском саду. Именно в возрасте этом (от 2 до 6 лет) ребёнок открыт к познанию мира и очень хорошо воспринимает всякую информацию. Поэтому именно с такого возраста необходимо начинать рассказывать ребенку о воде, о ее важности и необходимости для человека, а также об ограниченности этого ресурса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]