Здоровьесберегающие технологии. «Дорожка здоровья своими руками»консультация (старшая группа)


Почему полезно ходить босиком?

Не зря же наши прабабушки и прадедушки много ходили босиком. Они прекрасно понимали, что это укрепляет защитные силы организма, помогает бороться с простудой и забыть о многих болезнях. Китайские целители говорят о том, что на стопе находятся активные точки, которые связаны со всеми органами и системами человека. А Сократ и Сенека отмечали, что ходьба босиком способствует физическому и умственному развитию.

Ходить босиком полезно и детям, и взрослым!

Методическая разработка «Дорожка здоровья»

Оксана Коваленко

Методическая разработка «Дорожка здоровья»

В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы родители часто забываем, что самое главное –вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами: как вырастить здорового ребенка. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Растить детей,здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого ДОУ.

На одном из родительских собраний мы познакомили родителей с различными видами закаливания: контрастным обливанием ног, контрастным воздушным закаливанием, солевым закаливанием, хождением по «дорожке здоровья»

. Обсудив все виды закаливания,родители пришли к единому мнению: проводить закаливание детей, используя
«дорожку здоровья»
.
«Дорожка здоровья»
представляет своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка.

Цель: Оздоровление организма ребенка при помощи массажных ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.

Дорожки здоровья приобрели в последнее время огромную популярность. И думаю не случайно.

Во — первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной работе (закаливание, профилактика плоскостопия)

.

Во- вторых, их можно изготовить своими руками.

В- третьих, их можно использовать, как дома, так и в детском саду.

Современный городской ребенок очень редко имеет возможность походить босиком. Поэтому в последние годы плоскостопие стало одним из самых распространенных детских заболеваний.

Массажные коврики, которые ежедневно используем в целях, оздоровительной работы мы выкладываем в игровой комнате.

Описание массажных дорожек: все дорожки сделаны из винилискожи.

«Камушки»

За основу я взяла винилискожа, так как её очень удобно обрабатывать, вырезаем круги, на один камушек два круга, между ними кладем плотную ткань, края обшиваем тканью, желательно из плащевой, дольше прослужит. Берём губки разной жесткости и пришиваем к основе по две губки, так чтобы дети могли наступать двумя ногами. Эту дорожку хорошо использовать для развития равновесия и координации.

«Речка»

Из винилискожи вырезаем дорожку 40х90, из этого же материала вырезаем рыбок разной формы, и разных цветов, чтобы получилось ярко и красиво, наклеиваем на основу. Затем берём колпачки от фломастеров и вырезаем одинаковой высоты, я вырезала канцелярским ножом. Затем пришиваем на рыбок по цветам. Эта дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы

«Стебелёк»

Нам понадобится много пробок от бутылок и леска. В пробках по, середине мы делаем отверстие, шилом. Затем на одном конце делаем узелок, так чтобы пробка не смогла выйти, и начинаем нанизывать пробки на леску примерно с 1 метр, и закрепляем узлом. Наш стебелек готов.

«Цветочек»

Из основы вырезаем цветок, пришиваем разноцветные пружинчатые резинки в разброс, получается, разноцветный цветочек.

«Разноцветная радуга»

Из основы вырезаем дорожку 40х90 ,так же из основы вырезаем следы и приклеиваем клеем, я пользуюсь ПВА. На следы пришиваем колпачки из фломастеров по цветам радуги.

«Цветочная полянка»

Так же вырезаем дорожку 40х90,вырезаем цветочки, приклеиваем на основу, на цветы пришиваем пуговицы разноцветные. Наша полянка готова.

«Аленький цветочек»

Из основы вырезаем большой цветок, сверху нашиваем пробки из сока в виде Аленького цветочка.

Очень важно, чтобы хождение по массажным коврикам было детям в радость!

При ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой»

и отправиться в весёлое путешествие.

Представляю одно из путешествий, которое очень нравится детям.

«Сказочное путешествие к Аленькому цветочку»

Выходя из спальни, дети попадают, не просто на коврики, а на дорожку с препятствиями.

1. «С камушка на камушек»

.

Наступая с одного камушка на другой, дети не знают, какой он по ощущению. Пройдя это препятствие, перед ними лежит следующая задание.

2. «Речка»

.

Перед ними речка, с разными видами рыб, детям нужно пройти по речке не пропустив ни одной рыбки. Пройдя реку, детям вновь предстоит выполнить следующее задание.

3. «Стебелек»

.

Детям нужно подняться вверх на цветок, это можно сделать только по стеблю цветка. Вот они оказываются на высоте, от куда можно все увидеть.

4. «Разноцветный цветок»

.

Поднявшись на цветок яркий, очень нежный, детям нужно преодолеть сказочное препятствие, ходьба по радуге.

5. «Радуга»

.

По радуге детям нужно пройти, не пропустив ни один цвет радуги. Дойдя до конца, они опускаются на полянку.

6. «Полянка»

.

Дети на полянке увидят много красивых цветов и разные виды грибочков. Пройдя эту полянку, они увидят Аленький цветочек. На этом наше путешествие заканчивается.

Всем детям очень понравилось сказочное путешествие!

Как сделать

Рассмотрим несколько примеров того, как можно выполнить несложный атрибут для ребятишек собственными руками.

С пуговицами

  • Материалы, которые нам потребуются для изобретения данного изделия — это пуговицы, нитка с иголкой и непосредственно ткань, являющаяся нашей основой. Ткань можно использовать любую, но только плотную.

Подготовьте два куска материала. Один из них используйте для пришивания пуговиц. Чередуйте большие пуговицы с маленькими, гладкие и с рельефом на некотором расстоянии друг от друга. Рекомендуется использовать прочные нитки, чтобы при стирке пуговицы не отлетали.

После того как первая часть материала будет подготовлена, пришейте по бокам к ней вторую часть. Углы нужно обработать, можно использовать окантовку из другого материала – так будет красивее. Теперь ковриком можно пользоваться.

Мастер класс изготовления дорожки «Сороконожка-Здоровейка»

Главной задачей ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия. Для решения этих задач используются различные здоровьесберегающие технологии. Одной из них является стопотерапия.

Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания организма, профилактики и коррекции плоскостопия. Одним из видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Так как стопы – это проекция всех внутренних органов, поэтому регулярный массаж стоп помогает без особых усилий улучшать здоровье детей. В детском саду и дома такой массаж можно обеспечить путём хождения или топтания по дорожкам — массажёрам или как мы их называемым «дорожкам здоровья». Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей радостные эмоции. Двигаясь по дорожке, дети выполняют самомассаж стоп. При этом они не только получают приятные ощущения, удовольствие, но и их организм наполняется здоровьем и энергией.

Хочу представить Вашему вниманию массажную дорожку здоровья «Сороконожка- Здоровейка».

Главной задачей ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия. Для решения этих задач используются различные здоровьесберегающие технологии. Одной из них является стопотерапия.

Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания организма, профилактики и коррекции плоскостопия. Одним из видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Так как стопы – это проекция всех внутренних органов, поэтому регулярный массаж стоп помогает без особых усилий улучшать здоровье детей. В детском саду и дома такой массаж можно обеспечить путём хождения или топтания по дорожкам — массажёрам или как мы их называемым «дорожкам здоровья». Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей радостные эмоции. Двигаясь по дорожке, дети выполняют самомассаж стоп. При этом они не только получают приятные ощущения, удовольствие, но и их организм наполняется здоровьем и энергией.

Хочу представить Вашему вниманию массажную дорожку здоровья «Сороконожка- Здоровейка».

Главной задачей ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия. Для решения этих задач используются различные здоровьесберегающие технологии. Одной из них является стопотерапия.

Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания организма, профилактики и коррекции плоскостопия. Одним из видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Так как стопы – это проекция всех внутренних органов, поэтому регулярный массаж стоп помогает без особых усилий улучшать здоровье детей. В детском саду и дома такой массаж можно обеспечить путём хождения или топтания по дорожкам — массажёрам или как мы их называемым «дорожкам здоровья». Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей радостные эмоции. Двигаясь по дорожке, дети выполняют самомассаж стоп. При этом они не только получают приятные ощущения, удовольствие, но и их организм наполняется здоровьем и энергией.

Хочу представить Вашему вниманию массажную дорожку здоровья «Сороконожка- Здоровейка».

Цель:

сохранение и укрепление здоровья детей с использованием нетрадиционных методов.

Задачи:

способствовать правильному формированию стопы и осанки;

приобщать детей к здоровому образу жизни;

повысить иммунитет;

снять нервное напряжение.

Для изготовления массажной дорожки готовим: ткань зеленого и бежевого цвета, лоскутки цветного трикотажа, губки для мытья посуды, камушки, греча, рис, каштаны, пшено,пробки, использованные фломастеры или карандаши, глаза.

Из зеленой ткани шьём прямоугольное туловище. Разделяем его на пять равных частей. Каждую часть немного присобираем, чтобы туловище приобрело округлую форму. Из полосок разноцветной ткани плетем косички и пришиваем на первую часть. Из полосок разноцветной ткани плетем косички и пришиваем на первую часть. В третью часть вшиваем карандаши или фломастеры. Сверху приклеиваем следы ног. На четвертую часть нашиваем пробки. В пятую часть вшиваем камушки. Из бежевой ткани шьём голову, наполняем её гречневой крупой.

Оформляем голову: пришиваем глаза с двигающимися зрачками. Такие глаза помогут наблюдать, как меняется выражение лица гусенички.

Дополняем образ объёмным носиком и двигающимися рожками на проволоке. Из оставшейся бежевой ткани шьём лапки в разноцветных носочках. Каждую пару лап наполняем горохом, рисом, фасолью, каштанами, пшеном и пришиваем к туловищу. Из оставшейся бежевой ткани шьём лапки в разноцветных носочках. Каждую пару лап наполняем горохом, рисом, фасолью, каштанами, пшеном и пришиваем к туловищу. Массажная дорожка «Сороконожка- Здоровейка» готова.

Хочется отметить, что систематическое использование массажной дорожки «Сороконожка- Здоровейка» в оздоровительных целях заметно снижает заболеваемость детей, формирует правильную форму стопы, улучшает эмоциональное состояние.

Желаю крепкого здоровья!

Массажный коврик своими руками

Создать коврик самому куда более бюджетней, чем приобрести подобный в магазине. И потому мы предлагаем вам вооружиться всем необходимым и сотворить ортопедический коврик своими руками.

Основные требования к коврику, сделанному своими руками

В разном возрасте, при разной физической активности и при разных условиях, нам потребуются совершенно разные коврики. Необходимо хорошо подумать, какую цель мы преследуем?

Массажные коврики, создаваемые родителями самостоятельно, тоже делятся на виды. Так в наши дни существуют:

  • массажные коврики из природных материалов,
  • массажные коврики из швейной фурнитуры, а также подручных материалов,
  • текстильные коврики, которые в своей основе чаще всего имеют какой-то наполнитель,
  • комбинированные коврики (которые чаще всего именуются ортопедическими).

Как видите, массажный коврик можно сделать из чего угодно. Кроме того, очень важно знать несколько основных требований к коврикам, чтобы по завершении такового не разочароваться результатом:

  • элементы массажного коврика не должны вызывать боли, поэтому рекомендуем исключить из материалов любые предметы с острыми углами, т. к. это не принесет пользы, да еще и отпугнет малыша от занятий,
  • если вы планируете делать коврик комбинированным, то обязательно предусмотрите зоны расслабления – непокрытые ничем участки, на которых детские стопы будут отдыхать от нагрузки,
  • размер зависит не только от вашего желания, но еще и от возраста непоседы. Если вы создаете массажный коврик для детей, только вставших на ноги, то вам будет достаточно небольшого квадрата, на котором он будет только стоять или переминаться с ноги на ногу. Более взрослые, а значит и активные дети на таком коврике заскучают, поэтому для них нужно предусмотреть площадь побольше.

Если же вы хотите сэкономить свои силы и материалы при создании массажного коврика, то можете сделать его либо сразу большого размера, либо пришить к основной и дополнительным секциям липучки, чтобы при необходимости добавлять новые участки.

В целом же, ортопедические и массажные коврики для детей по способу создания и сборки можно разделить на:

  • набивные, где все массажные элементы находятся внутри, в сшитых подушках или мешочках,
  • наборные, где элементы нашиваются, приклеиваются или иным образом крепятся на поверхность.

Но чаще рекомендуют комбинировать участки, чтобы достичь большего эффекта.

Массажный коврик из природных материалов

Самым распространенным способом массировать стопы любого человека, независимо от возраста и роста, является прогулка по каменистому пляжу. Камушки разного размера и формы давят на нервные окончания ноги лучше любого массажиста и не требует от нас никаких усилий, кроме равномерного шага.

Именно по этой причине многие педиатры рекомендуют коврики из гальки. Ведь этот природный материал имеет множество полезных качеств:

  • электропроводимость за счет кварца в составе камня позволяет давать слабый и полезный электромассаж,
  • природное, нетоксичное происхождение,
  • гладкая, окатанная форма, не вредящая детской стопе,
  • доступность

Эти камешки отлично подходят для создания массажных ковриков, как простых, состоящих из одного материала, так и в качестве участка на комбинированном коврике.

Для начала определитесь с основой. Очень важно помнить, что галька – материал неподатливый, не меняющий форму и оттого твердый, не подыгрывающий стопе. Поэтому недостаточно просто взять кусок плотной ткани и приклеить на него камни. Очень важно, чтобы основа была достаточно мягкой и проминалась под давлением.

Поэтому рекомендуем сшить подушку из двух плотных тканей, а внутрь вставить несколько слоев синтепона или поролон толщиной не менее 15 мм. Такой прослойки будет достаточно, чтобы при нажатии камушек немного углублялся, поддаваясь и смягчая поступь малыша.

После подготовки основы можно браться и за крепление самой гальки на коврик. Не забывайте, что мы творим для детей – больших непосед и естествоиспытателей – поэтому клей должен быть нетоксичным, но крепким.

Самым безопасным клеем считается ПВА, однако его использовать можно только в случае, если ваша основа из хлопчатобумажной ткани, иначе камешки будут периодически отваливаться, а это создает риск быть опробованными на зуб.

Более эффективным будет использование строительного клея или клея универсального, полимерного. Однако не забывайте, что тогда гальки должно быть очень много, чтобы закрыть всяческий доступ к поверхности с клеем или вам придется точечно наносить клеевой материал на гальку, чтобы он не показывался из-за нее.

Наглядно разобраться, как создать простой, но эффективный массажный коврик из гальки можно благодаря подробному видео-мастер-классу от Guidecentral Russkij:

Впрочем, не только галька отлично подходит для создания массажных ковриков. Если в вашем доме любят орехи, то вы можете создать отличный тренажер для ножек непоседы.

Скорлупа от грецких орехов, приклеенная в перевернутом виде к основе, даст отличный массажный и терапевтический эффект. Такие коврики будут развивать стопу крохи и позволят ей быть более гибкой.

Ну, а каштаны и вовсе станут отличным материалом для ортопедического коврика. Ведь кроме того, что они имеют самый подходящий размер и форму, так они еще и выделяют полезные, лечебные испарения.

Их можно нашить на основу, которая по плотности и толщине будет такой же, как для галечного коврика. Или нанизать на леску и положить такие бусы на ковролин или толстый палас.

Единственный недостаток использования каштанов в качестве основного материала для ортопедического коврика – они не долговечны.

От долгого хранения и тем более топтания скорлупа будет трескаться, а это не только вызывает дискомфорт для детской стопы, но еще и спровоцирует выделение танинов, содержащихся в ядрах ореха, что небезопасно для здоровья крохи. Стоит следить за их состоянием и вовремя с ними попрощаться.

Массажный коврик из фурнитуры и подручных материалов

И все же не у всех есть возможность собрать орехи или набрать гальку у моря, а швейной фурнитуры в доме каждой рукодельницы найдется с избытком.

В первую очередь обратите внимание на пуговицы. Ведь они:

  • сертифицируются на химическую стойкость, а значит безопасны для наших малышей,
  • прочные и износостойкие,
  • бывают разного размера и формы.

Для начала выберите основу. И здесь у вас нет никаких ограничений, в работу пойдет все:

  • старые махровые полотенца,
  • подушки для табуретов,
  • кусок ковролина,
  • сэндвич из хлопка и синтепона, какой делают мастера квилтинга.

Подойдет даже плотное одеяло! Главное, чтобы вам хватило пуговиц и сил, чтобы их пришить.

Располагайте их с умом. Ведь если хаотично пришить пуговицы «россыпью», то можно не просто не получить ожидаемого эффекта, а еще и навредить.

Поэтому руководствуйтесь следующими принципами:

  • не допускайте больших промежутков между пуговицами,
  • мелкие пуговицы располагайте ближе друг к другу, формируя следки, чтобы малыш ставил на них ногу, крупные пришивайте между следами.

Впрочем, создать массажный коврик для детей своими руками можно и без использования пуговиц, подойдут и другие подручные материалы.

Пришейте футляры от фломастеров и ручек к основе и вот перед вами готовая дорожка, по которой весело и с интересом будет бегать кроха.

Крышки от пятилитровых бутылок станут отличными бугорками для детской стопы. Выкладывайте их в форме рисунка или расположите полосами в зависимости от размера, чтобы увеличить нагрузку на ножки малыша.

Пришейте, как пуговицы, капсулы от шоколадных яиц.

Расположите на основе винные пробки. Если их недостаточно для полноценного коврика, можно разрезать на диски и пришить.

Используйте в качестве материала губки, ленты, связанные в узелки или обрезки искусственного газона, пришивая их на плотную основу.

Причем, обратите внимание, что основой может стать плотное полотенце, которое больше не используется по назначению, плед из флиса или небольшой кусок ковролина.

Массажный коврик с наполнителями (текстильный коврик)

Одними из самых эффективных массажных ковриков для детей считаются насыпные. Их главная особенность заключается в том, что на поверхности вы не найдете никаких рельефов, зато на ощупь они намного приятней и привлекательней даже для взрослого, как игрушка-антистресс, которую хочется мять и гладить.

Внутри такого коврика не просто поролон или синтепон, внутри располагается материал, дающий тот самый массажный эффект, полезный для детской стопы.

Для создания насыпного массажного коврика своими руками потребуется :

  • плотная ткань,
  • разнообразный наполнитель,
  • липучки (по желанию),
  • нитки, ножницы и швейная машинка.

Для основы можете взять любую ткань, даже старые джинсы. Главное требование – износостойкость, чтобы во время активного использования коврик не рвался.

С наполнителем придется немного повозиться. Чаще всего рекомендуют использовать крупы, но вы можете заменить их:

  • семенами растений,
  • косточками небольших фруктов (например, абрикоса или сливы),
  • косточками вишни,
  • деревянными бусинами разного калибра.

Каждый наполнитель рекомендуется сложить в пакет или канцелярский вкладыш-файл, а уже его вставить в пошитый мешочек, распределяя от мелкозернистой фактуры к более крупной.

А вот как будет выглядеть коврик зависит от места в доме. Ведь вы можете:

  • сшить длинную дорожку, пустить строчку на одинаковом друг от друга расстоянии, чтобы получились кармашки, а после того, как вставите внутрь мешочки с наполнителем, зашить все и оформить косой бейкой,
  • сшить отдельные мешочки, а после собрать их в один коврик, причем, он не обязательно должен быть квадратным или прямоугольным, выбирайте форму сами,
  • сшить несколько подушек, а скреплять их с помощью липучки, пришитой по краю.

Автор — Анна Левина

В последнем случае вы сможете не только корректировать и выбирать размер массажного коврика, но еще и будете менять сочетание наполнителей. Кроме того, такой коврик всегда можно убрать в шкаф или взять с собой в гости, чтобы ваш малыш не заскучал и провел время с пользой.

Проект » Тропа здоровья в ДОУ»

  1. Основной этап:
  1. Проведение цикла тематических занятий с включением валеологического компонента (приложение 2);
  2. Проведение цикла тематических бесед;
  3. Проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.
  4. Организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье.
  5. Оформление коллажа совместно с родителями;
  6. Подготовка выставки детских рисунков;
  7. Физкультурный праздник «В сказку за здоровьем».
  1. Заключительный этап:
  1. Подведение итогов реализации проекта:
  2. Проведение недели здоровья с детьми;
  3. Заключительный спортивный праздник;
  4. Анкета для родителей

Вывод:

Ежедневное использование «тропы здоровья» в летний оздоровительный период позволили добиться следующих результатов:

  • улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников (увеличение посещаемости в летний период);
  • улучшение и укрепление иммунной системы организма;
  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период (снижение уровня заболеваемости на 15,2%);
  • тренировка и качественное улучшение работы стопоназального рефлекса;
  • предотвращение и уменьшение развития плоскостопия у дошкольников;
  • положительная динамика росто — весовых показателей;
  • формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно — двигательного аппарата;

Заключение.

Использование «тропы здоровья» в период летней оздоровительный период способствовало снижению психоэмоционального напряжения дошкольников: улучшению состояния вегетативной нервной системы, выходу всех негативных эмоций, формированию положительного эмоционального фона, способствующего появлению эмоций радости и ощущения общего спокойствия; стабильно повышая настроение и обеспечивая снижение уровня тревожности дошкольников.

Список литературы

  1. Веракса, Н. Е. Комаровой, Т. С. Васильевой М. А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2013.
  2. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. — Москва, 2003. — Т-1. — С. 230-232.
  3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. — М.: АРКТИ, 2000, С-88
  4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003 — №1. — С. 5-10.
  5. Никонорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  8. Чупаха, И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический сборник инновационного опыта. Ставрополь: «Народное образование», 2003 г.

Приложение 1

Описание тропы здоровья

«Тропа здоровья» длиной 7 метров, шириной 70 см делится на участки по 1 метру, которые имеют разные покрытия:

  • песчаная поверхность;
  • деревянные пеньки;
  • средний булыжник;
  • крупный булыжник;
  • тонкие брёвнышки;
  • вода.

Закаливание на тропе здоровья проходит в тёплое время года. Оно проводится как инструктором по физкультуре, так и воспитателями.

Проходя по разным участкам поверхности тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.

Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. Достаточная длина «тропы здоровья» позволяет выходить на неё целой группой. Дети дополнительно проходят по бревну и по песку. После этого — гигиенические процедуры.

Приложение 2

Цикл тематических занятий на летний оздоровительный период

Приложение 3

Методика использования «Тропы здоровья».

Перед тем, как пойти по «тропе здоровья», следует присесть на скамеечку и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить её на колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении от пятки к пальцам, обращая внимание на энергичное растирание и поколачивание свода стопы. Этим снимается неприятное ощущение, появляющееся при прохождении первых участков «тропы здоровья».

Пользоваться «тропой здоровья» следует постепенно, по определенным режимам с учетом состояния здоровья и степени закаленности дошкольников.

При пользовании «тропой здоровья» не рекомендуется отвлекаться, громко разговаривать, обмениваться репликами, делать какие-либо замечания другим лицам, принимающими эту процедуру. Во время выполнения этого вида закаливания следует соблюдать темп и продолжительность ходьбы, назначенные инструктором по ФИЗО.

Ходьба по «тропе здоровья» обязательно сочетается с проведением глубоких дыхательных упражнений через каждые 75-100 метров по 5-6 вдохов и выдохов. При этом следует обращать внимание на выдох. Он должен быть достаточно глубоким. Для этого следует на выдохе сжать грудную клетку скрещиванием рук и втягиванием во внутрь брюшной стенки живота.

После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы в ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.

Для получения прочного и длительного оздоравливающего эффекта рекомендуется использовать «тропу здоровья» не менее 3 –х раз в неделю в течении 3 –х месяцев, затем перерыв месяц. Далее курс можно повторить.

Приложение 4

Анкета для родителей «По тропинке здоровья»

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности. Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.

1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_______________________________

2. Дорога до детского сада: • пешком (сколько времени)__________________

• на транспорте (сколько времени)____________________________________

3. Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни: • нет • да – 1 раз в день, 2 раза в день.

4.Соблюдает ли режим дня: • нет; • иногда; • да, всегда

5. Какие формы активного отдыха предпочитает ваша семья: • Занятия спортом; • Прогулки на природе; • Подвижные игры

6. Сколько времени в день ребёнок:

• смотрит телевизор в рабочие дни _____ч; • в выходные дни _____ ч; • проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч; • в выходные дни _____ ч.

7. Знаете ли вы какие виды профилактики используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)___________________________________________ __________________________________________________________________

8. Знаете ли вы какие виды закаливания используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)________________________________________ _________________________________________________________________ 9. Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить): • консервы (исключая консервы для детского питания); • грибы; • чипсы, сухарики; • газированные напитки; • импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.) Отметить для каждого из пунктов: • А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю); • Б – иногда (1 раз в неделю); • В – редко (1-2 раза в неделю)

10. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду? • да, всегда; • иногда; • нет.

11. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка: • хорошее; • удовлетворительное; • плохое (указать причину) ________________________

12. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 13.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________14. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? ________________________________________ _________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты:_________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы

Результаты опроса родителей по анкете «По тропинке здоровья»

По результатам данной анкеты можно говорить о том, что родители мало времени уделяют здоровью детей. Большинство родителей мало ходят пешком, не соблюдают режим дня, дети много времени проводят за компьютером и у телевизора. Именно по этой причине в нашем детском саду был организован проект «Тропа здоровья».

Приложение 5

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей на

«Тропе здоровья»

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории «Тропы здоровья»» (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на «Тропу здоровья»

2.1. Заведующий хозяйством обязан:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию «Тропы здоровья», не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на «Тропе здоровья», надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на «Тропе здоровья»

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Тропе здоровья», исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории. 3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и прогрева на солнце.

3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории «Тропы здоровья» в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории «Тропы здоровья»

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующая МБДОУ детский сад «Сказка» ____________/ Л.В. Нетелева

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9


Приложение 10

Отзывы

Мамочки рекомендуют не покупать массажные коврики, а делать их самим, потому что это:

  • Экономия средств;
  • Использование только натуральных материалов;
  • Изделия получаются качественные в отличие от покупных вариантов, на которых через месяц-полтора можно недосчитаться какого-либо элемента;
  • Материал для поделок выбираете сами: он должен легко приводиться в чистое состояние и быть приятным на ощупь;
  • Простота в эксплуатации;
  • Приносит оздоровительный и профилактический эффект.

Итак, благодаря рекомендациям и отзывам родителей можно смело поставить оценку «отлично» такому массажному аксессуару.

Мастер-класс по изготовлению массажных ковриков вы можете увидеть ниже.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования таких ковриков смотрите ниже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]