Организация уголка сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группахконсультация

Материал по окружающему миру (старшая группа) на тему: Фотоотчет по оформлению уголка сюжетно-ролевых игр.

Необходимая составляющая здорового развития ребенка – это игра. В игре происходит ознакомление ребенка с окружающим миром, осмысление новых, незнакомых ему ситуаций. Игра дает ребенку возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

В сюжетно-ролевой игре знания ребенка пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

При создании развивающей предметно-игровой среды в своей группе я подбирала игрушки и создавала игровой материал в соответствии с возрастными особенностями детей. В этой работе я хочу поделиться некоторыми идеями по оформлению уголка сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду. Оснащение группы.

Cюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка начиная с 4-х летнего возраста. Дети готовы играть в сюжетно-ролевые игры бесконечно, тем более что поле для сюжетов — обширное. Все, что требуется от родителя и воспитателя — обеспечить ребенка соответствующую развивающую среду, которую ребенок сможет приспособить под выдуманные обстоятельства.

В игре детей среднего дошкольного возраста можно выделить несколько любимых тем.

Сюжетно-ролевая игра: МАГАЗИН

Магазин является одним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Дети могут исполнить роль продавца, покупателя, кассира, менеджера, поставщика продуктов – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в уголке магазина в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам.

Отдельная и очень важная функция, которую позволяет реализовать сюжетно-ролевая игра в магазин – это обучение счёту и усвоение основных экономических понятий и представлений о финансово-денежных отношениях. Для того чтобы это стало возможным, плюс к прочим игрушкам необходимо приобрести такие игрушки, как кассовый аппарат и, обязательно, игрушечные деньги.

Считая деньги, ребёнок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Именно финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает её такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.

На фото вы видите чудесные детские весы с гирьками и с набором мини-овощей и фруктов. Это бюджетная качественная игрушка от белорусской фабрики «Полесье» продается здесь — игра в магазин >>>

Детский оздоровительный центр: сюжетно-ролевая игра

Беликова Н.А. Детский оздоровительный центр: сюжетно-ролевая игра // Совушка. 2021. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 21.11.2021).

Заказ № 588272

Актуальность проекта:

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников.

Это связано с массой негативных явлений современной жизни, а также отсутствием положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны взрослых. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Чем раньше научить детей культуре здорового образа жизни, тем быстрее у них сформируются устойчивые мотивации на собственное здоровье и здоровый образ жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Эти условия предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Сюжетно-ролевые игры развивают творческие способности детей, обогащают их новыми впечатлениями, знаниями и умениями, формируют устную речь, насыщают активный словарь. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные ситуации в профессиональном плане, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самовыражению, к самореализации, кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Так возникла идея создания игрового проекта «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр»»

Цель игрового проекта — приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • расширить представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о разнообразии медицинских специальностей;
  • сформировать устойчивые мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;
  • обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
  • развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
  • формировать умение подбирать предметы и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;
  • воспитывать уважительное отношение к медицинским работникам;
  • создать хорошее настроение и позитивный микроклимат в детском коллективе.

Модель организации накопления познавательного опыта старшими дошкольниками


Время реализации: с 16.01. по 28.01.2019 г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги, старшая медсестра детского сада.

Продукт проекта: сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр».

Ожидаемый результат:

  1. Получение дополнительных знаний о труде медицинских работников, о разнообразии медицинских профессий.
  2. Формирование коммуникативных навыков у детей.
  3. Умение детей самостоятельно разворачивать сюжетно-ролевую игру «Детский оздоровительный центр».
  4. Правильно выполнять игровые действия; появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
  5. Пополнение словарного объёма детей: аптекарь, процедурный кабинет, терапевт, окулист, физиотерапевтический кабинет, ингалятор, массажер, массажист.

Материально-техническое обеспечение:

  • Технические средства обучения:
  • интерактивная доска,
  • телевизор,
  • DVD плеер,
  • магнитофон;
  • Видеопрезентация о работе Детского оздоровительно-образовательного центра,
  • Видеофильмы о медицинских работниках;
  • Художественные произведения:
    • К. Чуковский «Айболит»,
    • Я. Райнис «Кукла заболела»,
    • В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок),
    • А.Барто «Очки»,
    • В. Берестов «Больная кукла»,
    • Я. Забила «Ясочка простудилась»,
    • Э. Успенский «Играли в больницу» и др.,
    • иллюстрации;
  • Настольно-печатные и дидактические игры по ознакомлению дошкольников с медицинскими профессиями и ЗОЖ;
  • Игровой набор «Доктор»;
  • Рукотворные игрушки:
    • массажеры,
    • таблица для проверки зрения,
    • ингаляторы,
    • аппарат для обследования глаз,
    • аппарат для физиопроцедур;
  • Специализированная одежда;
  • Игровой набор «Аптека»;
  • Предметы — заместители.
  • Алгоритм планирования проекта «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр»

    Этапы Мероприятия Участники
    Подготовительный

    этап

    Посещение медицинского кабинета детского сада Дети,

    воспитатель,

    старшая медсестра

    Основной

    этап

    Просмотр видеоролика о работе Детского оздоровительно-образовательного центра Дети,

    воспитатель

    Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Айболит», Я. Райнис «Кукла заболела», В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок), В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Мы с Томарой», «Очки», Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу».

    Рассматривание иллюстраций.

    Воспитатель,

    дети

    Беседы на темы: «Что значит быть добрым и заботливым», «Почему нужно уметь уступать», «Наши верные друзья» (о культуре здорового образа жизни), «Как работает врач», «Что мы видели в аптеке». Воспитатель,

    дети

    Рассказ воспитателя о себе: «Как я была на приёме у окулиста».

    Рассказы детей из личного опыта «Как мне делали массаж», «Как я ходил на прогревание носа» и др.

    Воспитатель,

    дети

    Обучающие игры: «Гимнастика для глаз», «Гимнастика для рук» (с использованием элементарных мудр), «Гимнастика для стоп». Воспитатель, дети
    Экскурсия на видовую точку экологической тропинки ДОУ «Фитоклумба». Старшая медсестра,

    дети

    Встреча с интересными людьми (с мамой Алёны Грешной) «Моя мама работает в инфекционной больнице». Дети,

    воспитатель,

    родители

    Педагогические ситуации по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на темы: «Забочусь о собственном теле», «Оказание элементарной помощи», «Безопасность поведения в социуме и природе». Воспитатель, дети
    Игровые ситуации: «Вызов врача на дом», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецепту в аптеке», «Прогревание носа в физиотерапевтическом кабинете», «В массажном кабинете». Воспитатель, дети
    Игры – драматизации «Девочка– чумазая», «Айболит». Дети,

    воспитатель

    Экскурсии с родителями: в аптеку, в детскую поликлинику, в процедурный кабинет, в массажный кабинет, в физиотерапевтический кабинет. Дети,

    родители

    Оснащение игровых площадок:

    Изготовление рукотворных игрушек из бросового материала: массажеры, таблица для проверки зрения, ингаляторы, аппарат для обследования зрения, аппарат для физиопроцедур; медицинской ширмы.

    Дети,

    воспитатель, родители

    Продуктивная деятельность: изготовление карточек больных, листочков для рецептов и направлений. Дети
    Заключительный

    этап

    Итоговое мероприятие «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр» Дети,

    воспитатель

    Эффекты реализации проекта:

    Получилась интересная сюжетно-ролевая игра, которую смело можно назвать инновационным проектом. Данная сюжетно-ролевая игра – итог кропотливой работы педагогического коллектива, детей и родителей. Замечательно, что в ходе игры дети имели возможность проявить творческую импровизацию, самостоятельность, креативность.

    Ролевые диалоги стали интереснее и длительнее, обогатился словарный запас. Непринуждённо и увлекательно проект помог старшим дошкольникам успешно познакомиться с нормами и правилами здорового образа жизни, усвоить навыки культурного поведения в обществе, воспитать уважительное отношение к медицинским работникам и создать хорошее настроение и позитивный микроклимат в детском коллективе. Обогатились детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

    В ходе реализации этого проекта нами был организован мастер-класса для педагогов дошкольного образовательного учреждения по теме: «Организация сюжетно-ролевой игры нового поколения «Оздоровительный центр» с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

    Перспектива на будущее:

    Научить детей организовывать игру в игре, реализовывать следующие сюжеты игры: дом – аптека, дом – поликлиника – аптека – дом, дом – «скорая помощь» — поликлиника – аптека – дом.

    Литература:

    1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие М.: Айрис-пресс, 2008. 128 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
    2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. 202 с.
    3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ и Д, 2000. 64 с.
    4. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009. 208 с. (Детский сад с любовью).
    5. Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»: URL: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/29/konsultatsiya_dlya_roditeley_zozh.pdf
    6. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2013. 96 с.
    7. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2013. 96 с.
    8. Организация проектной деятельности в условиях ДОУ: реферат. URL: https://refleader.ru/jgeqasjgebew.html
    9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
    10. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.144 с. (Развивающее обучение. Практические задания).

    Сюжетно-ролевая игра: ПАРИКМАХЕРСКАЯ

    Салон красоты или парикмахерская есть в обязательном порядке в каждой группе детского сада. Как правило приобретается детская мебель и заполняется всеми необходимыми аксессуарами. Приобретенные игрушки в магазине можно дополнять различными баночками из под шампуня, крема, ватными дисками, расческами, бигудями, зеркальцами с небьющимся стеклом и многим многим другим, что подходит под тема парикмахерской и салона красоты.

    Важным элементом является — пелерина для клиента и фартук для сотрудника парикмахерской. Через эти предметы дети перевоплощаются в свои роли и начинают проигрывать их в сюжете. Несложные костюмы можно приобрести в специализированных магазинах для ДОУ или сшить самим.

    Уголок Парикмахерской в детском саду — это островок женственности и красоты. Каждая девочка обратит на него внимание и будет играть там с большим удовольствием.

    На фото вы видите «Набор Парикмахер» в который входит все необходимое: аксессуары из пластмассы, накидка парикмахера. Упакован он в розовый чемоданчик. Этот набор мы нашли в магазине «Детский сад» здесь >>>

    Детский торгово-развлекательный центр

    Игротека для сюжетно-ролевых игр в старшей группе компенсирующей направленности

    Наша игротека разработана для детей старшего дошкольного возраста. В процессе коллективной деятельности дети учатся принимать на себя роли людей разнообразных профессий. В таких играх дети осваивают трудовые действия, которые присущи определённым профессиям, учатся вести диалог.

    Цель нашей игротеки

    : развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.

    Задачи

    :

    • способствовать расширению знаний детей о профессиях, трудовых действиях;
    • стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя различный дидактический материал;
    • учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;
    • учить умению распределять роли;
    • самостоятельно развивать сюжет игры;
    • развивать речь детей, закреплять звукопроизношение;
    • обогащать словарный запас;
    • тренировать память, внимание;
    • формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры.

    Игровой материал, представленный в нашей игротеке: Атрибуты для отделения «Сбербанка»:
    макет банкомата, деньги, карточки; сумки, кошельки, телефон, компьютер.
    «Магазин игрушек»:
    одежда продавца, касса, игрушки.
    «Водитель»:
    руль, одежда для водителя, билеты.
    «Салон красоты»:
    ножницы, фен, одежда для парикмахера, детские косметические наборы.
    «Медицинский кабинет»:
    одежда для медсестры и врача, детские наборы медицинской аптечки.
    «Кафе»:
    наборы посуды, самовар, муляжи фруктов и сладостей, одежда для официанта.
    «Журналист»:
    кепка, микрофон.

    С детьми постоянно проводится сопутствующая методическая работа, включающая:

    • рассматривание предметных и сюжетных картин о профессиях, трудовых действиях, отгадывание загадок, чтение стихотворений, настольные игры «Профессии», «Лото-инструменты», «Разрезные картинки», «Кому, что нужно для работы»;
    • беседы о профессиях людей, дидактическая игра «Кто, где работает?»;
    • совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Сбербанк», «Меню», «Фотографии причесок», «Образцы маникюров»;
    • беседы о культуре поведения в общественных местах;
    • рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту»;
    • сюжетно-ролевые игры с детьми старшей группы «Семья», «Магазин», «Кафе», «Больница», «Парикмахерская»;
    • экскурсия на кухню детского сада, беседа с поваром.

    Одной из игр, позволяющих задействовать все возможности игротеки, является игра в торгово-развлекательный центр.
    Воспитатель

    : Ребята, давайте погуляем по улице нашего города. Посмотрите, здесь висит какое-то объявление: открывается детский торгово-развлекательный . Давайте отправимся все вместе на открытие центра.

    Воспитатель

    : Нам нужно распределить роли. Для нашей игры нужны: водитель, кондуктор, продавец, медсестра, оператор банка, парикмахер, официант.
    (Дети выбирают для себя роли и обосновывают свой выбор.)
    Воспитатель

    : Нам нужно решить, как и на чём мы будем добираться до торгово-развлекательного центра?
    (Ответы детей. Воспитатель вызывает по телефону маршрутное такси и раздаёт проездные талоны. Подъезжает импровизированный автобус. Кондуктор проверяет билеты. Водитель автобуса напоминает о правилах поведения и предлагает всем пристегнуть ремни.)
    Водитель

    : Осторожно, двери закрываются, следующая станция: «Торгово-развлекательный центр».
    (Автобус проезжает круг и останавливается.)

    Далее игра строится по желанию детей или воспитателя. Можно предложить детям пройти в Сбербанк, снять деньги для посещения центра. В Сбербанке ребят встречает оператор банка, дети здороваются с ним и просят помочь выполнить операции: снять деньги на банкомате, оплатить за детский сад, положить деньги на телефон. Далее можно посетить красивый магазин игрушек и сделать там покупки. Следующий зал – «Салон красоты». Девочки могут пройти в женский зал, а мальчики – в мужской зал.

    Детей встречают мастера-парикмахеры, они предлагают им журналы, интересуются, какие стрижки и причёски они хотели бы сделать. Игрушку или «заболевшего» ребёнка можно отправить в медкабинет. Там встречает медсестра и оказывает медицинскую помощь пострадавшему. Ребята могут посетить кафе «Сладкоежка». В кафе официант предлагает свободный столик и приносит меню. На выходе из развлекательного центра детей встречает журналист. Он просит рассказать, где ребята побывали, что им понравилось.

    Светлана Лавриненко, воспитатель, Татьяна Кутергина, учитель-логопед
    МБДОУД/с №85 «Красная шапочка» г.Белгород

    Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ уголок

    С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.

    В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.

    На фото набор под названием — Игровой набор Золушка №4. Его выпускает старинная фабрика пластмассовых игрушек «Совтехстром». Качество у игрушки хорошее, цена очень доступная!

    Уголок для игры в БОЛЬНИЦУ

    Одни из самых популярных сюжетов у детей — это поликлиника, больница, стоматологический кабинет. Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Игра в больницу — это неотъемлемая часть детского игрового досуга.

    Как правило для организации уголка необходима специфическая мебель: детская кушетка и шкафчик с красным крестом. Если ент возможности организовать кушетку, то шкафчик должен быть обязательно. Что туда необходимо положить, я думаю, догадаться не сложно — муляжи медицинских инструментов, баночки, вату, бинт и другие предметы, которые у детей ассоциируются с больницей. Так же хорошо заготовить бланки для рецептов и назначений, которые будет выписывать ваш доктор. Наборы врача продаются в любом магазине, приобрести их не сложно и не дорого. Отличный и широкий выбор есть у «Полесья» от докторских тележек — до самых простых и бюджетных наборчиков.

    Сюжетно-ролевая игра: НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

    Каждый возраст в жизни человека приносит нам новые открытия. Для дошкольника весь огромный окружающий мир полон загадок и секретов, и долг взрослых – всеми силами способствовать тому, чтобы познание окружающей действительности для ребёнка происходило в увлекательной игровой форме.

    Уголок экспериментирования в детском саду откроет для детей двери в мир элементарных знаний из области физики, химии, биологии и других естественных наук.

    Сила эксперимента в том, что он наглядно демонстрирует детям важнейшие законы природы в действии. Так как дошкольники ещё не обладают достаточно развитым абстрактным и логическим мышлением для того, чтобы постигать законы реальности по формулам и научным выкладкам, именно эксперимент для них становится проводником в мир действительно полезных и актуальных научных знаний, адаптированных к детскому восприятию.

    На фото вы видите «Магнитный Жезл». Уникальное оборудование для детских садов, чтобы обьяснить силу магнита, его действия и другое. Это увлекательно, интересно и полезно! «Магнитные жезлы» — это иностранное оборудование, которое еще только сегодня начало появляться в детских садах.

    Сюжетно-ролевая игра: БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ

    Уголок мира в детском саду (или бюро путешествий) активно способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Для детей, которые никогда не были в других странах, бывает действительно сложно понять настоящие масштабы мира, и уголок путешественника с успехом решает эту проблему. Кроме того, игра в путешествие является сильнейшим стимулятором интереса к познанию окружающего мира. К тому же, в бюро путешествий можно организовать игровую программу по путешествию даже в космос или на дно океана.

    Ещё одна уникальная функция уголка мира в детском саду – это возможность привязки его к изучению иностранных языков, что, несомненно, очень актуально. Для дошкольника, который изучает иностранный язык, важно ознакомиться не только с алфавитом и начальными правилами грамматики, но и познать культуру и традиции других стран, что также с успехом реализуется в пространстве уголка мира в детском саду.

    На фото вы видите говорящий плакат «Живая география». С ним детям легче изучать и понимать природу нашей Земли. Это современное оборудование для дома и детского сада. На второй фото: Глобус Земли физический, д-250 мм.

    Сюжетно-ролевая игра: ПОЧТА

    Мы живём в эру господства информации.

    Именно благодаря тому, что люди научились сообщаться между собой сквозь огромные пласты времени и многочисленные километры пространства, человечество смогло сделать огромный шаг в своём развитии.

    Несмотря на то, что сейчас в мире информация уже способна передаваться с одного края земного шара на другой за доли секунды, мы не должны забывать о том, что всё началось с почты. И что, несмотря на современные технологии, эта область человеческой деятельности до сих пор функционирует и процветает.

    Играя в почту, ребёнок в детском саду не только познакомится с увлекательными процессами обмена информацией, но и поймёт, насколько важны эти процессы.

    Подписывая открытки и отправляя письма по почте, малыш не только обучится верно формулировать свои мысли и пожелания, но и поймёт, что, благодаря почте, на огромные расстояния могут передаваться не только тексты или изображения, но и человеческие эмоции и чувства.

    На фото: детский сюжетно-ролевой костюм «Почта». В него входит фуражка, накидка и сумка с надписью «Почта». Это недорогой и практичный костюм. Он сделан из плащевки, поэтому легко моется.

    Проект развития сюжетно-ролевой игры для дошкольников. Центр здоровья

    ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ»
    «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и перестроение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». Л.С. Выготский.
    Одной из интересных ярких и творческих игр детей мы считаем должна стать игра «Центр здоровья». Она является доступной для детей дошкольного возраста, так как с рождения у ребенка заложен генетически неосознанный интерес к профессии врача, к самому себе, к своим частям тела, органам и их функциям. Психологически маленький ребенок уже готов играть в игру, но в силу недостаточности жизненного опыта и знаний он не может развернуть достаточно яркую, последовательную сюжетную линию. Сюжетно – ролевая игра «Центр здоровья» — творческая игра, свободная от регламентации, игра, которая позволяет ребенку выразить свои фантастические желания, свои мечты. Здесь ребенку открывается широкий простор для проявлений творчества, активности и смекалки, фантазии, любознательности, для самореализации. Сделать это могут дети старшего дошкольного возраста. В этой игре ребенок не только отражает реальную жизнь, но и перестраивает её, эта игра имеет и развивающее значение. Здесь в комплексе можно решить задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей. Данная игра требует от ребенка полноценных знаний об окружающем мире, о своем организме, о строении своего тела, органах, о способах их лечения, о лекарственных травах и медикаментах. В процессе игры ребенок уточняет и закрепляет знания о профессии врача, фармацевта, физиотерапевта, о работе скорой помощи, МЧС. Кроме того, эта игра учит детей успешно жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Здесь развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за свои действия, коммуникативные качества. Игра «Центр здоровья» нацелена на воспитание любви к ближнему, сочувствие к больному человеку, доброе и ласковое отношение к ним. Проблема выбора детьми тематики игр стоит очень остро. Недостаточное оснащение атрибутами, неполный объем знаний и не совершенное создание условий приводит к тому, что детские сюжетно – ролевые игры становятся однообразными и скудными по тематике и развитию сюжетных линий, ограничиваясь играми в семью, в школу, в больницу, в детский сад. Данные методические рекомендации к игре «Центр здоровья» помогут воспитателям и педагогам ДОУ использовать их в своей работе, разнообразить и обогатить содержание игры, за счет внедрения ролей врачей – специалистов узкого профиля: лор- врач, окулист, хирург,стоматолог и т.д.
    Цели и задачи игры 1. Познакомить детей с понятиями «здоровье», «медицина». На этой основе дать детям возможность реализовать свои потребности, интерес к данной теме через развитие игрового сюжета «центр здоровья». 2. Расширять знания детей о здоровье человека, влияния образа жизни на состояние здоровья, об особенностях функционирования организма. 3. Развивать игровой опыт ребенка через обогащение его впечатлений о социальном мире, труде взрослых (врача, медицинской сестры, фармацевта, спасателей МЧС и др.). 4. Активизировать фантазию, речевое общение и творческое воображение в создании новых сюжетных линий. 5. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. 6. Способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности. Этапы возрастного развития игры «Центр здоровья»


    Словарный минимум Профессии: Главный врач, врач, медицинская сестра, педиатр, терапевт, хирург, окулист, отолоринголог, стоматолог, кардиолог, аллерголог, массажист, санитарка, лаборант, косметолог, невропатолог, фармацевт, провизор. Орудия труда: Медицинские инструменты, шприц, скальпель, фонендоскоп, щипцы, градусник, вата, марля, бинты, шпатели, молоточек, лейкопластырь, грелка, тубусный кварц, капельница, пробирки, тонометр, весы, ростомер. Дополнительные профессионально-значимые понятия: Температура, ангина, отит, ОРЗ, ОРВИ, гипс, травма, рана, травмпункт, насморк, кашель, головная боль, зубная боль, кариес, озноб, головокружение, насморк, перелом, солнечный удар, ожог, анализ, процедурный кабинет, флюрография, рентген, ЭКГ, УЗИ, пломба, операция, справка, больничный лист, рецепт, карточка, направление, госпитализация. Название трудовых действий: Лечит, взвешивает, оперирует, перевязывает, осматривает, направляет, принимает, выписывает, ведет прием, наблюдает, слушает, ставит диагноз, измеряет давление, исследует, изучает, спасает, проверяет, делает уколы, делает массаж, накладывает гипс. Этапы разработки и проведения проекта сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья» 1. Постановка целей игры, наличие мотивации. 2. Вовлечение детей в решение этой проблемы (обозначение «детской» цели). 3. Создание плана игры (на основе поддержки детей). 4. Обсуждение плана с детьми. 5. Творческий поиск (сбор информации, материала). 6. Проведение основных мероприятий, предварительная работа — занятия, наблюдения, игры и т.д. 7. Домашние задания родителям. 8. Самостоятельная творческая работа с детьми. 9. Презентация проекта (КВН, праздник, открытое занятие, составление альбомов). 10. Результат работы — сюжетно-ролевая игра «Центр здоровья» — организованная, длительная игра. Примерные игровые действия: 1. Приход в поликлинику, регистратура; 2. Прием у врача; 3. Выписка лекарства; 4. Вызов «Скорой помощи»; 5. Госпитализация, размещение в палате; 6. Назначение лечения; 7. Обследования; 8. Посещение больных; 9. Выписка. Варианты и сюжеты игры «Центр здоровья» (новые сюжетные линии) 1. Лечение в санатории. 2. Наступил праздник «День медицинского работника». 3. Косметологическая лечебница. 4. Научно-медицинская лаборатория. 5. МЧС. 6. Туризм. Роли в игре Врачи – 6 человек: Педиатр Окулист Лор – врач Хирург Кардиолог Физиотерапевт Медицинская сестра в регистратуре – 1 человек Фармацевт – 1 человек Медицинская сестра в фитобаре – 1 человек Процедурная медсестра – 1 человек Лаборант – 1 человек Санитары на скорой помощи – 2 человека Врач скорой помощи – 1 человек Водитель скорой помощи – 1 человек Пациенты – 5 и более человек Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья» Регистратура 1. Ширма «Регистратура» 2. Халат, шапочка медсестры 3. График работы врачей 4. Направления к врачам – специалистам 5. Карточки 6. Журнал 7. Больничные листы 8. Печать 9. Телефон. 10. Бейджики для врачей Хирург 1. Халат, шапочка. 2. Журнал врача – хирурга 3. Бланки для рецептов 4. Операционный стол 5. Медицинский столик хирурга 6. Медицинские инструменты: капельница, шприцы, ножницы, вата, молоточек, бинты, лейкопластырь, скальпель, зажим, пинцет 7. Ширма «Изолятор» 8. Кроватка 9. Простыни 10. Одеяло Окулист 1. Халат, шапочка. 2. Журнал врача – окулиста 3. Бланки для рецептов 4. Таблица букв 5. Таблица рисунков 6. Набор «Оптика» 7. Глазок окулиста. Аптека 1. Ширма «Аптека» 2. Халат, шапочка фармацевта 3. «Лекарства» 4. Телефон Лор 1. Халат, шапочка 2. Журнал лор — врача 3. Бланки для рецептов 4. Шпатели 5. Глазок лор — врача 6. Трубочки 7. Трубка Педиатр 1. Халат, шапочка 2. Ростомер 3. Весы 4. Пеленальный стол 5. Сантиметр 6. Журнал педиатра 7. Бланки для рецептов 8. Шпатели 9. Градусники 10. Фонендоскоп 11. Тонометр Кардиолог 1. Халат, шапочка 2. Журнал врача – кардиолога 3. Бланки для рецептов 4. Медицинский столик ЭКГ 5. Медицинские инструменты 6. Кушетка 7. Простыня Физиотерапевтический кабинет 1. Халат, шапочка 2. Журнал физиотерапевта 3. Бланки для рецептов 4. Тубусный кварц 5. Кушетка 6. Простыни 7. Тренажеры Процедурный кабинет 1. Халат, шапочка процедурной медсестры 2. Журнал медицинской сестры 3. Медицинские инструменты: инструменты для забора крови, пробирки, ватные тампоны, шприцы, ножницы, бинты, лейкопластырь, пинцет, груша, градусник, грелка 4. Мыло 5. Полотенце 6. Простыни Фитобар 1. Барная стойка 2. Кислородная коктейлерная 3. Миксер для взбивания коктейля 4. Набор лекарственных трав 5. Чайник 6. Чайный сервис 7. Стаканчики 8. Трубочки 9. Муляжи фруктов 10. Муляж «Кумыс» 11. Муляжи коктейлей Скорая помощь 1. Машина «Скорая помощь» 2. Чемоданчик с медикаментами для скорой помощи и МЧС 3. Носилки 4. Телефон 5. Рация 6. Журнал скорой помощи
    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    (Планирование воспитательно-образовательной работы) Младший дошкольный возраст ЗАДАЧИ: Учить детей: — умению принять на себя игровую роль и обозначить её для партнера; — умению осуществлять специфичные для роли условные предметные действия; — умению войти в образ и удержаться в нем определённое время; — умению изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; умению менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета; — умение развертывать ролевой диалог. Приучать к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения. Развивать речь, обогащать словарь детей. Поддерживать стремление узнавать больше о профессии врача. Побуждать детей заботиться о своем здоровье. Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих. СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1 БЛОК Познавательное развитие и развитие речи 1. Чтение произведений: «Петушок и бобовое зернышко» рус. нар. сказка (в обр. О. Капицы), К. Чуковский «Айболит». 2. Рассматривание иллюстраций по врачебной тематике: картины с изображением врачей, медицинского персонала, медицинского оборудования, медикаментов; обратить внимание на труд врача — чем занимается, обозначить виды деятельности, профессии. 3. Отгадывание двигательных загадок типа: «Что я делаю?» (забинтовываю, делаю укол, слушаю и пр.) 4. Разрешение проблемных ситуаций на основе незатейливых историй: «Таня простудилась», «Кукла заболела». 5. ТРИЗ — используя компонентный подход системного анализа рассмотреть системные свойства больницы (надсистема — система — подсистема). 6. Занятие. «Рассказывание о работе врача». Программное содержание: учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ о работе врача; обобщить знания детей о профессии «врач». 7. Организация ежедневных ролевых диалогов (1-2ребёнка) по типу: «Разговор по телефону» — Я как будто главный врач. Я звоню и узнаю, как работают врачи. Чем из атрибутов они пользуются? Что им нужно для работы ещё? и т.п. 8. Знакомство детей с игровыми атрибутами и показ профессиональных действий с ними: (внешние знаки: халат врача, колпак, фонендоскоп, шпатель, градусник, шприц, бинт, лекарство, тонометр, вата и т.д.) 9. Рассказы воспитателя о том, как она будучи совсем маленькой играла в «больницу». «Я надевала мамин белый халат и очки, ставила рядом стол и два стула, для врача и пациента. А ещё у меня был чемоданчик с инструментами (шприцем, фонендоскопом, бинтом, ватой, молоточком, градусником, шпателем). Я очень любила лечить своих кукол и родителей. 10. Познавательные опыты: — наблюдение за работой врача и медсестры в мед. кабинете. II БЛОК Художественно-продуктивная деятельность Рисование и аппликация: «Витамины» Программное содержание: познакомить детей со свойствами и значением витаминов в жизни людей, продолжать учить рисовать округлые предметы и закрашивать их. III БЛОК Трудовая деятельность Совместная с родителями поделка атрибутов для игры в домашних условиях. IV БЛОК Игровая деятельность 1. Дидактическая игра «У Ляли болят зубы» упражнять в четком произношении звукоподражательных слов, звука [О]. 2. Дидактическая игра «Найди предмет по описанию». Задача: Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить описывать предмет, не называя его. (А. К. Бондаренко, «Дидактические игры в детском саду»). 4. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?» Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. 5. Сюжетно-дидактическая игра «Больница» углублённое ознакомление с трудом врача; развитие умений действовать с предметами. V БЛОК Развлечения Кукольный театр К. Чуковский «Айболит» (инсценировка отрывка) — показ способа действия с игрушками и игровыми материалами. СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА» Ролевые атрибуты: 1. Кукла Врач 2. Набор медицинских инструментов 3. Муляжи медикаментов 4. Белый халат и шапочка врача 5. Куклы-пациенты Роли в игре: 1. Врач 2. 1 -я семья мама и дочка 3. 2-я семья папа и сын Варианты, сюжеты игры Врач ведет приём. В больницу заходит мама с дочкой. Дочка стонет: «О-о-о». Врач: Здравствуйте. Что с вами случилось? Мама: У меня заболела дочь. Врач: А что у неё болит? Мама: У неё болит голова. Врач: Сейчас мы полечим голову, и дочка ваша престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у неё болит горлышко. Давайте измерим температуру (ставит градусник). И температура у неё высокая. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете? Дочь: Спасибо, хорошо (смеется). Врач: Вот она и здорова, смеется. В больницу заходит папа с сыном. Сын плачет: «А-а-а». Врач: Здравствуйте. Что с вами случилось? Папа: У меня заболел сын. Врач: А что у него болит? Папа: У него болит зуб. Врач: Сейчас мы полечим зуб, и сынок ваш престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у него болит зуб. Давайте измерим температуру (ставит градусник). А температура у него нормальная. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете? Сын: Спасибо, хорошо (смеется). Врач: Вот он и здоров, смеется. До свидания. Папа и сын: До свидания.
    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    (Планирование воспитательно-образовательной работы) Старший дошкольный возраст ЗАДАЧИ: • Развивать умения совместного комбинирования разнообразных событий. Стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. • Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, о труде врачей, о функционировании организма. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с их интересами и мнением; справедливо решать споры. • Продолжать работу по активизации и уточнению словаря, развитию речи. Активизировать детей на ролевые диалоги, развивая связную речь, вести работу по развитию творческого воображения. Блок 1. «Познавательная деятельность» 1. Беседа «Что такое здоровье и как его сохранять»
    Цель: Закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не навредить здоровью; развивать любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям.
    2. Беседа о труде взрослых
    Цель: Познакомить детей с профессией врача. Раскрыть ее значимость для общества. Раскрыть нравственные качества, характеризующие врачей. Вызвать уважительное отношение к профессии врача.
    3. Экскурсии: в поликлинику, в регистратуру, в аптеку, в медицинский кабинет
    Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
    4. Просмотр диафильмов, фильмов о медицине
    Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
    5. Чтение произведений:
    К.И. Чуковского «Айболит», отрывок из стихотворения «Кем быть» В. Маяковского, «На взморье» Я. Райниса (Отрывок «Кукла заболела»), «Наш доктор» А. Кардамовой Цель: Продолжать знакомить детей с профессией врача.
    6. Рассказ воспитателя о врачах, их деятельности
    Цель: Расширять представления детей о врачах, их деятельности. Вызвать интерес к профессии врача.
    7. Комплексное познавательно-физкультурное занятие «День здоровья»
    Цель: Сформировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворить потребности детей в двигательной активности; закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.
    8. Занятие «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить»
    Цель: Закрепить понятие «Здоровье»; расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм.
    9. Занятие «Скорая помощь»
    Цель: Рассказать о профессии «врач»; познакомить детей с номером телефона «03»; научить вызывать «скорую медицинскую помощь», называя свое имя, фамилию и домашний адрес.
    10. Занятие «Как устроено тело человека»
    Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека.
    11. Занятие «Как работает сердце человека»
    Цель: Познакомить детей с назначением и работой сердца.
    12. Занятие «Как мы дышим»
    Цель: Познакомить детей с органами дыхания.
    13. Занятие «Как движутся части тела»
    Цель: Познакомить детей с назначением мышц, суставов, их ролью в строении тела человека.
    14. Занятие «Микробы и вирусы»
    Цель: Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях.
    15. Занятие «Личная гигиена»
    Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур.
    16. Занятие «Здоровье и болезнь»
    Цель: Научить детей бережно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, избегать ситуации, приносящие вред здоровью.
    17. Занятие «Отношение к больному человеку»
    Цель: Воспитывать чувство сострадания, соучастия к больным, немощным; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
    18. Занятие «Витамины и полезные продукты»
    Цель: Познакомить с понятием «витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
    19. Занятие «Здоровая пища»
    Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
    20. Занятие «Спорт»
    Цель: Познакомить детей с различными видами спорта, формировать понятие о здоровом образ жизни, о значении спорта для здоровья человека. Блок 2. Трудовая деятельность


    Блок 3. Игровая деятельность


    Блок 4. Художественно-продуктивная деятельность


    Блок 5. Развлечения и праздники

    Рекомендуем посмотреть:

    Сюжетно — ролевая игра в старшей группе детского сада Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» для старшей группы детского сада Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Театр»

    Похожие статьи:

    Развивающая игра в подготовительной группе детского сада

    Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР

    Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.

    Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.

    Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях. Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая. Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.

    На фото: вязанный пальчиковый театр, производитель ИП Никулина. Отличного качества! Персонажи легко одеваются на пальчик. Они связаны вручную. На втором и третьем фото: персонажи шагающего театра. Разработка российских производителей дидактического оборудования «Наивный мир». Пальцы вставляются в специальные петельки, которые пришиты к кукле сзади. Шевеля пальцами — вы шевелите ногами куклы. Очень интересная разработка. Наборы по сказкам и просто отдельные куклы продаются в специализированных магазинах для детских садов.

    Детская предметно-развивающая среда

    Организация зонирования группы детского сада

    Предметно-развивающая среда – это пространство, с помощью которого происходит процесс развития детских интересов, форм деятельности, развития воображения. С помощью предметно-развивающей среды дети учатся самовыражаться, развиваются творческие способности. В нашей группе предметно-развивающая среда обогащена различным материалом, все компоненты связаны между собой по содержанию, художественному решению, способствуют содержательному общению детей не только между собой, но и со взрослыми. Также, наша предметно-развивающая среда функциональна, очень просто трансформируется, легкодоступна и безопасна, максимально обеспечивает игровую, творческую, познавательную, двигательную, исследовательскую активность воспитанников. Дети экспериментируют с доступным материалом, развивают мелкую моторику, участвуют в подвижных и малоподвижных играх и соревнованиях. Перед тем как разбить группу на зоны, мы набросали план, который бы учитывал прежде всего интересы детей.

    Спортивный уголок

    . Ни для кого не секрет, что дети очень подвижны, поэтому решено было начать наше зонирование именно со спортивного уголка. В нём содержится всё, что нужно для физического развития: мячи кегли, скакалки, кубики и так далее. Здесь проходит ежедневно утренняя гимнастика, подвижные игры. Помимо этого, в зоне спортивного уголка проводятся занятия по физкультуре. Для детей эта зона имеет большое значение, они с радостью проводят там свободное время. В уголке также можно найти спортивный инвентарь для проведения различных эстафет. А игры «боулинг» и «городки» — одни из самых любимых.

    Уголок ПДД

    . Современный мир уже давно не представляется без машин, поэтому детей к правилам дорожного движения необходимо приучать с детства. Этот уголок собрал в себе основные правила поведения на дороге. Здесь мы в игровой форме рассказываем о правилах поведения на проезжей и пешеходной части, моделируем жизненные ситуации, прогнозируем наши действия при различных дорожных происшествиях. За месяц были подобраны плакаты с описанием правил, знаки дорожного движения, автомобили, макет проезжей части, книжка правил дорожного движения. С помощью всего этого мы помогаем детям формировать знание о правилах поведения на улице, на дорогах города, в общественном транспорте. А ещё в этот уголок мы подобрали настольные игры по теме дорожных правил. Если нужно занять детей чем-то полезным, то мы обращаемся к уголку с правилами дорожного движения.

    Экологический уголок

    . Когда человечество начинает вырубать леса, засорять моря, океаны, реки, начинаешь задумываться, как приучить новое поколение к пониманию того, что мы должны беречь природу. Поэтому создание экологического уголка входило в план нашего проекта при планировании зонирования. Он находится рядом с окном, способствует расширению знаний о мире растений, воспитанию бережного отношения к природе, приобщению детей к уходу за растениями. Здесь мы наблюдаем за комнатными растениями, изучаем их многообразие, учимся за ними ухаживать с помощью спец оборудования: лейка, опрыскиватель, лопатки разрыхлять землю. Каждое утро начинается с того, что дети ухаживают за растениями.

    Тематические уголки

    . Игры – это трансформация детьми взрослой жизни. Дети играют в то, что они проживают со взрослыми. В стенах детского сада мы решили создать основные места посещения детей вне стен детского сада. К таким относится поликлиника, парикмахерская, магазин, салон красоты, кафе, почта, пожарная станция. Интересно наблюдать, как дети превращаются в маленьких взрослых с серьёзными диалогами.

    Уголок сюжетно-ролевых игр

    . Все материалы подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, для девочек и для мальчиков. Разные настольные игры позволяют детям играть вместе по определённым правилам. Игры меняются каждую неделю.

    Уголок ряженья

    . Дети обожают ходить в театры и смотреть всевозможные постановки в разных жанрах, а потом проигрывать это со своими сверстниками. Наш уголок позволяет детям почувствовать себя настоящими актёрами. Чтобы лучше исполнить роль, детям необходимы наряды, небольшая костюмерная, созданная нами им в это помогает.

    Книжный уголок

    . Учитывая технологии времени, когда множество гаджетов вытесняет из жизни людей книги, мы считаем, что в группе необходимо создавать уголок с книгами и журналами, чтобы приучать детей к самостоятельному чтению и рассматриванию книг. Наш уголок с книгами представлен в виде стола с книгами, иллюстраций к сказкам. Материал меняется в соответствии с пройденным материалом. По мере выхода в свет детских развивающих журналов, наш уголок пополняется ими. Детям нравится решать кроссворды, отгадывать загадки и читать стихи современных авторов.

    Уголок творчества

    . Все дети любят заниматься творчеством. Безусловно нужно найти место и для такого уголка. Наш уголок оснащён материалами для различного творчества: цветные карандаши, раскраски, бумага, трафареты. Здесь дети удовлетворяют потребности к самовыражению, независимо от руководства взрослых. Ребёнок может перенести на бумагу свои эмоции, переживания, создать самостоятельно альбом с рисунками, склеить необычную игрушку. Или повторить задание воспитателя, которое понравилось ребёнку на занятии.

    Уголок релаксации

    . Всем людям необходим отдых, а детям особенно. Для создания благоприятных условий в уголке релаксации мы поставили удобный мягкий диван, на котором дети смогут уединиться, если они устали или у них плохое настроение. Одни просто хотят расслабиться, другие собираются группами и играют в игры по своему замыслу. Так же в центре группы есть ковёр на нём дети играют в подвижные и малоподвижные игры, а ещё в игры по своему замыслу с различным игровым материалом. Всё находится в доступном для детей месте. Мы подсказываем, как правильно использовать те или иные атрибуты. Мы заботимся о полноценном и разностороннем развитии детей в нашей группе, какой-то материал добавляем, какой-то убираем, такая мобильность материалов позволяет детям полноценно, а главное, продуктивно использовать своё свободное время. К оснащению наших уголков мы привлекаем родителей. Результат нашей работы – здоровые и радостные дети.

    Татьяна Бузанова, Ирина Мартюнина
    воспитатели, Д/с №26 «Незабудка»,г.Долгопрудный, Московская обл.

    Сюжетно-ролевая игра: ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ МОТИВАМ

    Народную игрушку от современной отличает одно – огромный опыт наших предков и их бесконечная мудрость, которая воплощается в каждом народном изделии.

    Обратите внимание на то, что народная игрушка практически бессмертна – дети разных поколений играют с ними на протяжении сотен и тысяч лет, и никакие современные технологии не смогут оспорить и превзойти их эффективность.

    Кроме того, мудрость народа наделяет игрушки огромным символизмом, который, несомненно, воспринимается детьми хотя бы на подсознательном уровне.

    К примеру, матрешки символизируют святость материнства и продолжения человеческого рода, а причудливая русская народная декоративная роспись, которая украшает практически все народные игрушки, доносит до ребёнка сведения об устройстве мира, зашифрованные в визуальных и цветовых символах.

    Таким образом, русская народная игрушка в детском саду – это большее, чем средство воспитания патриотизма. Это ещё и возможность передать детям опыт, накопленный людьми за огромный период времени.

    На фото: наша традиционная развивающая игрушка — матрешка.

    Сюжетно-ролевая игра: СПОРТ

    Спорт и здоровый образ жизни – это то, что больше всего необходимо современным детям.

    Сейчас, когда общество сталкивается со множеством проблем, таких как гиподинамия (недостаток движения) у детей и взрослых, проблема наркомании и алкоголизма, проблема неправильного питания – спорт является настоящим чудесным средством профилактики и искоренения этих негативных социальных явлений. Поэтому спортивный уголок в обязательном порядке должен присутствовать в каждом детском саду и в каждой семье.

    Детство – чудесное время, когда человеческое тело ещё лёгкое, гибкое и послушное, когда у ребёнка ещё достаточно сил, энергии и желания вести активную деятельность, неважно, на свежем воздухе или в спортивном зале.

    Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух.

    На фото: дартс с липучками. Отличная интересная спортивная игра! Задача попадать в различные цифры на щитке с героями мультфильмов шариками с липучками. Шарики прилепают!

    Автор Анна Петрова.

    Уголок сюжетно ролевых игр в детском саду.

    Уголок сюжетно-ролевых игр

    ольга танцура

    Уголок сюжетно-ролевых игр

    Презентация уголка сюжетно-ролевых игр

    Игра — один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра становится познавательной основой для ребенка дошкольного возраста, в которой он реализует свои интересы и свой выбор в окружающем его пространстве.

    В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляются навыки социального поведения. Дети учатся общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций.Также формируются морально-нравственные качества: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь.

    В нашей группе мы создали оптимальные условия, чтобы каждый ребёнок в сюжетно-ролевой игре мог проявить свою активную и инициативную позицию.

    Насыщенность уголка сюжетно-ролевых игр соответствует возрастным возможностям детей. Уголок сюжетно-ролевых игр в нашей группе оснащен различным игровым материалом. В уголке есть игрушки – персонажи и ролевые атрибуты, игрушки — предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы для сюжетно-ролевых игр: «Семья»

    ,
    «День рождения»
    ,
    «Семейный праздник- Пасха»
    ,
    «Магазин»
    ,
    «Кафе»
    ,
    «Аптека»
    ,
    «Поликлиника»
    ,
    «Парикмахерская»
    ,
    «Ферма»
    ,
    «Пожарные»
    ,
    «Полиция»
    ,
    «Строители»
    ,
    «Шофёры»
    ,
    «Моряки»

    Задачи полифункциональности и трасформируемости в нашей группе мы решаем наличием предметов, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления. В уголке предусмотрена возможность самостоятельного преобразования среды детьми. В зависимости от интересов детей, они могут самостоятельно менять игровую обстановку. Ребята изготавливают новые атрибуты из подручного материала, используя различные виды бумаги, ракушки, палочки, прищепки, пузырьки, коробочки.

    Дети оперируют предметами — заместителями: ширмами, мягкими модулями, ковриками.

    Используя различное оборудование группы, дети сами моделируют разнообразные игровые сюжеты. В группе имеются полифункциональные мягкие модули, которые легко переставляются в процессе преобразования среды. Такие модули используются детьми в различных видах деятельности и для сюжетно-ролевых игр, и для физической активности, и для отдыха детей.

    Ширма отгораживает уголок уединения, также используется в сюжетно-ролевых играх (как прилавок в магазине, в аптеке, кабинет врача в поликлинике и тд., что обеспечивает свободный выбор детей для игры, конструирования, уединения.

    Среда, созданная в нашей группе, работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка и способствует его социализации и индивидуализации.

    Создание условий для развития сюжетно — ролевой игры

    Сюжетно — ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста, но игра не возникает сама по себе. Для этого необходимо создать условия.

    Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

    Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды.

    Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

    Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):

    В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

    Предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны

    Вторая младшая группа:

    Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Предметно-развивающая среда — еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

    Предметно-развивающая среда — здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

    Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

    Старшая и подготовительная группы:

    В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.

    Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.

    В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.

    Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая , «Телевидение» и др.

    По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.

    Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр

    Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

    Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.

    Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

    На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать — надпись). В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше дети, тем разнообразнее предметы-заместители). Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок.

    При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

    Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

    Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.

    Обязательно должно быть кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные платья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки. Одежда должна висеть в шкафу на вешалках или лежать на полочках.

    Уголки ряженья в младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряженья в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком «психологической разгрузки» от прилежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья. Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения».

    Одно из требований к организации развивающей среды — создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

    Необходимым условием является доступность к таким зонам, как природный уголок, книжный уголок и уголок изо деятельности.

    В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). [18] Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

    Работу по созданию условий я начала с подборки литературы по данной теме, оформила консультации и папки — раскладушки для родителей, консультации для педагогов, затем перешла к построению предметно — развивающей среды.

    В качестве методической литературы использую: Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников», Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Краснощекова Н.В. «Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников», Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре», методические разработки из интернета.

    Особое значение придается не только взаимодействию с партнером — взрослым, но и предметно — развивающей среде.

    В группе имеются зоны ролевых игр:

    «Магазин» — он включает в себя разные отделы: промтовары, одежда, продукты, овощи — фрукты, игрушки, посуда, книги, продуктовые сумки, кассовый аппарат и деньги.

    «Больница» — она включают в себя разные инструменты, лекарства, карточки для больных.

    «Парикмахерская» — включают в себя разные инструменты, альбом разных причесок, косметические средства.

    Во всех этих зонах имеется специальная одежда для труда.

    «Дом» — включает в себя бытовые приборы, мебель, кукол, одежду, посуду.

    Имеются также зоны: «Школа», «библиотека», зона театрализованных игр, зона для мальчиков, где есть машины, разные вида конструктора.

    С помощью родителей пополняю развивающую среду: постоянно обновляется продукция в магазине, лекарства и косметические средства в больнице и парикмахерской; с помощью родителей была изготовлена спецодежда; добавлены инструменты; изготовлена кровать и пастельные принадлежности для кукол, мною был сделан кассовый аппарат деньги и разные таблицы.

    Добавление новых атрибутов в игру позволяет мне активизировать игровую деятельность, развивать интерес к игре, закреплять полученные знания и умения, формировать дружеские отношения.

    Уголок сюжетно-ролевых игр.

    ольга танцура Уголок сюжетно-ролевых игр

    Зоны игровой комнаты и их наполнение

    Как уже было сказано, игровую комнату нужно разделить на игровые зоны-уголки, чтобы дети могли выбрать то занятие, которое им нравится. У каждой игровой зоны — свои образовательные функции и свое оформление. Далее рассмотрим наиболее распространенные варианты уголков и их наполнение.

    Уголок строительно-конструктивных игр

    нужен, чтобы развивать творческие способности и логическое мышление ребенка. Для этого используются конструкторы, различные по материалу, форме, креплениям и размерам. Наилучшим образом детям дадут представления о весе и размере предметов, научат равновесию (балансу) и ориентированию в пространстве большие мягкие наборы для конструирования.

    Уголок физкультуры и спорта

    понравится любителям активных физических занятий. Здесь размещают спортивный инвентарь, с которым можно самостоятельно отрабатывать различные упражнения. Отлично в игровую комнату впишутся мягкие спортивные модули, которые легко транспортабельны, многофункциональны и безопасны.

    Уголок отдыха и уединения

    — это место, где дети отдыхают и набираются сил. Уголок может быть как закрытым (шалаш), так и открытым, с удобной бескаркасной мягкой мебелью. Для обустройства зоны отдыха идеально также подойдут пуфы, подушки и кресло-груши, на которых можно расслабиться и полежать.

    Уголок активных игр

    — зона полной свободы. Здесь у детей больше всего возможностей выплеснуть энергию через подвижные игры. В этом им помогут различные контурные игрушки, сухие бассейны и горки.

    Сенсорный уголок

    развивает тактильное восприятие. Дети формируют представления о свойствах предметов и различных явлениях, исследуя их на ощупь. С этой целью выбирают дидактические напольные игрушки с различными застежками, замками, шнуровками, геометрическими фигурами и т. д. Такой реквизит отлично развивает мелкую моторику и с удовольствием используется детьми в играх. Также в сенсорном уголке желательны дорожки с различной поверхностью — ребристой, гладкой, мягкой, скользкой, жесткой, колючей и т. д. Ходьба по дорожкам — не только увлекательное для ребенка занятие, которое развивает тактильные ощущения, улучшает психоэмоциональное состояние, но и полезный массаж (предупреждает и лечит плоскостопие, улучшает чувство равновесия и т. д.).

    Уголок «Правила дорожного движения»

    нужен, чтобы отрабатывать навыки безопасного поведения на проезжей части. Лучше всего это делать, используя тематический реквизит (мягкие большие машинки, нагрудники с изображениями) и разыгрывая с детьми различные ситуации.

    Уголок сюжетно-ролевых игр

    помогает детям развивать воображение и коммутативные навыки. Обстановка этой зоны должна соответствовать игровому сюжету и придуманным детским ролям. Младшие дошкольники, как правило, отдают предпочтение сюжетам на основе присутствующих предметов, с их помощью им легче включится в сюжетно-ролевую игру. Рекомендуется оформлять уголок тематически. Готовые варианты уголков можно найти среди так называемых мягких игровых наборов.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]