Организация работы с семьей в современных ДОУстатья на тему

Родители должны быть полноценными участниками в воспитательном процессе их детей. Детский сад и родитель во взаимодействии достигнут значительных результатов в процессе воспитания детей.

Они должны принимать участие в разработке программы, в ее реализации. Также от них ожидается участие в мероприятиях детского сада, в образовательной деятельности. Они должны способствовать тому, чтобы их ребенок имел условия для полноценного развития.

Мы считаем, что успешность формирования личности дошкольника во многом зависит от того, насколько тесно образовательное учреждение взаимодействует с его семьей.

Важно понимать, что взаимодействие и работа – это два разных термина. Работа с семьей является лишь малой частью взаимодействия с семьей.

Понятие «взаимодействие»

Часто под взаимодействием подразумевают обычное распределение ролей между воспитателями и родителями так, чтобы добиться общих целей. Но взаимодействие подразумевает также контроль и обратную связь. Важно, чтобы сотрудники детского сада осуществляли ненавязчивый контроль ситуации в семьях.

Помимо прочего, взаимодействие с семьей – это еще и открытое обсуждение, обмен чувствами, общение с родителями ребенка. Согласно работам И.М. Марковской взаимодействие с семьей ребенка проявляется в единстве воспитательного процесса, который можно построить только в том случае, если и родители, и воспитатели имеют одинаковое к нему отношение.

В других источниках указывается то, что учительская роль воспитателя в детском саду имеет определенные особенности. Он должен поддерживать формальное и неформальное взаимодействие с родителями. Для этого ему нужно быть очень тактичным, нужно со вниманием слушать родителей, уважать их позицию. При этом нельзя допустить назидательной интонации во время общения с членами семьи детей.

Намного полезнее будет вступить с ними в равные отношения, основанные на доверии.

Понятие жизненный цикл семьи и его значение


Фото автора Arina Krasnikova: Pexels
Жизненный цикл семьи – это закономерности развития семьи в период ее существования. Он включает в себя все этапы становления семейных отношений, начиная от знакомства и заканчивая смертью супругов.

Термин придумал американце Пол Глик в середине прошлого века. Жизненный цикл семьи охватывает как ее развитие, так и кризисы, которые семья проживает.

Он охватывает супружеские, детско-родительские отношения, а также кризисы во взаимоотношении детей друг с другом, общение с родственниками, да и все, что влияет на семью.

Каждая стадия имеет не только кризисы, но и определенные функции, а также задачи, которая должна решить семья ради дальнейшего благополучного взаимодействия.

Детский сад и родитель — трудности взаимодействия с родителями

Авторы некоторых работа пишет о том, что у воспитателей часто возникает некоторые трудности в вопросах взаимодействия с родителями.

Часто родители могут обладать слабым развитием социальной культуры. Они не понимают, насколько ценно воспитание их ребенка именно в дошкольный период.

Многие родители не осознают, что именно они должны быть заказчиками организации процесса воспитания их детей. Именно они должны оказывать влияние на содержание образовательной программы в детском саду. Часто родителей даже не интересует, что происходит с их детьми в стенах детского сада. С другой стороны, воспитатели также часто не знают того, в каких условиях растет ребенок дома.

Часто педагоги не воспринимают родителей как партнеров. Они часто считают, что и родители тоже являются объектами воспитания. На самом же деле детский сад только в том случае сможет полностью удовлетворить потребности ребенка, если будет представлять собой открытую для родителей образовательную и воспитательную систему.

Для родителей должна быть открытой возможность в любое время без препятствий познакомиться с условиями пребывания их ребенка на территории детского сада. Он должен владеть информацией о том, какие подходы к воспитанию имеют педагоги. Он должен принимать активное участие в жизни группы. Обычно, если понаблюдать за ребенком в непривычной обстановке, то можно многое о нем узнать.

Формы работы детского сада с семьей

МАДОУ д/с «Ивушка»

воспитатель Харьковская Л.Н.

Формы работы детского сада с семьёй

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Традиционные формы работы:

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

1. Презентация детского сада

Поступление ребёнка в детский сад – очень важный момент для каждой семьи. Презентация детского сада – это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача – с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

2.Родительские собрания

Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Правила проведения родительского собрания:

1. Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчик, а педагогов и администрацию – на обычные. Общение должно проходить на одном уровне.

2. Предложить родителям приготовить выступление на определённую тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

3. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании – активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

4. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

5. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребёнка.

3. Семинары и консультации для родителей

Цель семинара и консультации – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель – помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка

4. Наглядный материал

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада » , на котором представлены следующие сведения:

  1. Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
  2. Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;
  3. Наименование и телефон вышестоящей организации;
  4. Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;
  5. Информация о кадрах;
  6. Дипломы и грамоты детского сада.

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время.

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.

Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определённых правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т.д.

В газете есть постоянные рубрики:

  1. Взрослым о детям;
  2. Консультации специалиста;
  3. Детские новости;
  4. Говорят малыши;
  5. Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно.

5. Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

6. Посещение семьи

Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников.

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

7. Дни открытых дверей

– это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержки воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, эколого-краеведческом и др.

«День открытых дверей» актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

9. Анкетирование

Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

  1. Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;
  2. Достоверность информации;
  3. Возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

  1. Вежливое обращение к родителям;
  2. Краткое вступление с обозначением цели анкетирования;
  3. Вопросы, при необходимости варианты ответов на них;
  4. Благодарность за взаимодействие в конце анкеты.

Нетрадиционные формы работы — новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

1. Конкурсы и проекты

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми

Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

2. «Круглый стол» с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

3. Деловые игры

Деловая игра — простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

4. «Клубы» (семейные)

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными — для малышей).

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

5. Вечера вопросов и ответов

Специфическая разновидность клубных встреч. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

6.«Встречи-знакомства»

— это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы:

  1. «Выбери дистанцию» (педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой объясняет выбранное им расстояние.
  2. «Ассоциативный ряд» (педагог пишет на висящем в комнате плакате какое-либо слово, служащее стимулом для творческого размышления родителей. Это опорное слово должно иметь непосредственное отношение к тематике встречи с родителями и затрагивать их эмоциональную сферу. Вопросительный знак и второе слово, являющееся пародией на первое, могут быть написаны рядом. Родителям предлагается в отведённое на встрече время продолжить этот ряд, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов).
  3. «Язык фотографий» (педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свои имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи).
  4. «Зеркало группы» (педагоги вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате).
  5. «Фамильная символика» (педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того, как каждый участник нарисует свой символ, он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и фамилией связь) и др. [6; 35]

7. Праздники в детском саду

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь — с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.

Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Организация семейных праздников — одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.

Заключение

Коллективом, играющим в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста основную, долговременную и важнейшую роль, является семья. В семье складываются социальные, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. В семье ребёнок получает первые трудовые навыки, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовывать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. До сих пор в науке нет единого определения семьи. Существуют разные понятия семьи: Семья – это социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Семья является многофункциональной системой.

Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Семья – это группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой, или это просто люди, живущие в одном селении. Семья — сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций, важных для общества, необходимых для жизни каждого человека. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семьи. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшее. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой. Рассматривая семью, приходим к выводу, что семья очень многофункциональна и ей присущие такие функции как: репродуктивная (продолжение рода), воспитательная, хозяйственная, функция организации досуга, коммуникативная, центральная функция любви и др.

  1. Традиционные формы (это такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны). К ним относятся: презентация детского сада, родительские собрания, семинары и консультации для родителей, наглядный материал, педагогические беседы с родителями, посещение семьи, дни открытых дверей, переписка педагогов и родителей, анкетирование.
  2. Нетрадиционные формы (это педагогические инновации, новые формы работы с родителями). К ним относятся: конкурсы и проекты, «круглый стол» с родителями, деловые игры, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, встречи знакомства, праздники в детском саду.

Таким образом, использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Список использованной литературы:

1.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

2.Гребенников И.В. Основы семейной жизни.- М., 1991 .

3.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 2003.

4.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М., 2007.

5.Жданов А. Техника семейного воспитания. – Архангельск, 1990.

6.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

7.Кальянова Н.Д. Взаимодействие педагогов и родителей в интересах ребёнка // Семья в современном обществе (сб. тезисов III окруж. конференции психологов). Н – Мар, 2007. с. 7-11.

8.Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников.- 1998. — № 4.- с.2-5.

9.Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.

10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2008.

11.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

12.Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

13.Метёнова Н.М. Родительское собрание в детском саду. – Ярославль, 2000.

14.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001.

15.Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 1999.

16.Немов Р.С. Психология. – М.,1995.

17. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М., 2008.

18.Педагогическая психология/ Под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003.

19.Плотниекс И. Психология в семье. – М., 1991.

20.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г. Силаевой. – М.,2002.

21.Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1999.

22.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

23.Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.

Семья в процессе сотрудничества

Большую работу в сфере взаимодействия детских учреждений с семьями провел В.А. Сухомлинский. Они утверждал, что до обучения в школе дети воспринимают себя частью семьи.

Они оценивают самих себя, опираясь на то, что говорят о них их родители. Поэтому чтобы успешно развивать личность ребенка, нужно поддерживать прочную связь с его семьей, развивать доверительные взаимоотношения с родителями.

Детские образовательные учреждения должны наладить сотрудничество с родителями и сделать это одной из основ своей работы. Важно, чтобы позиции обеих сторон имели равное значение. Нужно уважать мнение родителей, учитывать их индивидуальные особенности.

Взаимодействие с семьей выражается не просто в том, чтобы вместе с ней что-то делать. Важно добиться настоящего взаимопонимания, научить доверять друг другу. Родители и воспитатели должны положительно влиять друг на друга.

Важно учиться активно работать вместе с родителями, совершенствуя педагогический процесс.

Более точно описывает процесс взаимодействия с семьями детей слово «содружество».

Этапы жизненного цикла семьи

Существует несколько классификаций стадий жизненного цикла семьи. Их разрабатывали М. Эриксон, Р. Хилл, Э.К. Васильева, А.И. Антонов, Э. Дюваль. Все эти классификации имеют общую структуру и отражают главные и значимые этапы, которые проходит семья.

Некоторые авторы рассматривают семью с момента, когда двое влюбленных заключили брак, другие со стадии знакомства супругов, но последовательность этапов, а также их главные функции и задачи, остаются схожими и включают в себя:

  • период до брака;
  • возникновение супружеских отношений;
  • рождение первого ребенка;
  • появление других детей;
  • социализация детей;
  • зрелая семья;
  • дети покидают дом;
  • утрата одного из супругов.

Период до брака

Это время эмоционального подъема, влюбленности, слияния людей, когда им хочется проводить время вместе. На этом этапе должны быть решены важные задачи: насколько у пары схожи ценности, как они видят свою семейную жизнь, как будут распределяться финансы в семье, установление границы дозволенного.

Возникновение супружеских отношений

Цель – выработка правил совместной жизни, решение бытовых вопросов. Пара должна научиться эффективному взаимодействию и конструктивному выходу из конфликтов. Чуть расширяются психологические границы, пара находит баланс между близостью и свободой. Супруги должны расставить не только внутренние границы, но и внешние – определить, насколько другие родственники будут вовлечены в их семью, и какое место в жизни занимают друзья, работа, увлечение.


Этапы и жизненный цикл семьи

Рождение первого ребенка

Происходит освоение родительской роди, выработка ценностей и норм воспитания, которые разделяют оба супруга. Важный момент – осознание, что вас теперь трое, понимание того, насколько отец должен быть вовлечен во взаимодействие с ребенком, важность роли родителей. Еще одна задача – формирование у ребенка доверия к миру, к близким людям, умение родителей выражать свои чувства, обучение этому ребенка. Изменение быта и правил в доме.

Появление других детей

Возникает новая подсистема – между детьми. Необходимо правильно выстраивать их взаимоотношения, не перекладывать на старших детей родительские роли, установление родителями баланса между дисциплиной, свободой и ответственностью.

Социализация детей

То есть, вхождение детей в социум – детский сад, школу, общение с друзьями. Задача родителей научиться давать ребенку свободу, право выбора, ослаблять контроль, учить взаимодействию с другими людьми.

Зрелая семья

Это отношения, в которых есть стабильность, устоявшийся уклад. Супруги и дети находятся в эмоциональном контакте, оказывают друг другу поддержку, уважают свободу воли всех членов семьи. Супруги осознают свое место в жизни, происходит личностное и профессиональное самоопределение. Может возникать разочарование в партнере, личностные кризисы, монотонность и скука.

Дети покидают дом

Важно снова правильно перестроить семейную систему, отпустить детей, изменить свою роль по отношению к ним – теперь вы равные друг другу взрослые, самодостаточные люди, где нет «главных». Супруги осознают ценность их отношений, а с появлением внуков, осваивают новую роль.

Утрата одного из супругов

Это непростой период, к которому трудно подготовится. Он сопровождается глубокими переживаниями, осознанием смысла жизни, своего прошлого, прохождением пяти стадий утраты и выстраиванием своей жизни без партнера. Важно получать поддержку родных, не отказываться от привычных занятий, а также продолжать поддерживать социальные связи.

Детский сад и родитель — как организовать сотрудничество?

Важно, чтобы родителей объединяли с воспитателями общие интересы, взгляды на воспитательный процесс, даже дружеские отношения. Очень важно, чтобы родители положительно воспринимали педагогический коллектив, были развиты эмпатические отношения. Это идеал, к которому нужно стремиться.

Согласно 18 статье в законе «Об образовании» родители обладают самой большой ответственностью за воспитание их детей. Именно они являются первыми и главными учителями для ребенка. Именно они несут ответственность за формирование его личности. Невозможно воспитывать детей, не привлекая к этому процессу их родителей.

Главная задача детского сада заключается в том, чтобы сохранять физическое, психическое здоровье ребенка, развивать его умственные способности и творческий потенциал, предоставить его детям все необходимое для формирования личности.

Чтобы достичь положительного эффекта, нужно все время взаимодействовать с родителями. Только через тесное сотрудничество детский сад и родитель помогут малышу адаптироваться к социальной действительности.

Анализ взаимодействия с семьями

Проведя анализ тематической литературы, мы определили, что сегодня взаимодействие с семьями детей изучается достаточно широко. Причем этому вопросу уделяет достаточно времени как педагоги, так и психологи.

Например, Т. Данилина подробно пишет о том, какие трудности могут помешать развивать полноценное взаимодействие с родителями детей.

Т.Антонова описывает систему методически подходов, благодаря которым можно правильно организовать сотрудничество педагогов семьями.

Н.В. Глушко посвятила некоторые работы тому, чтобы опубликовать конкретные методики решения этой проблемы.

Выстраивание отношений с родителями – не всегда легкий процесс. Обычно трудности могут возникнуть из за того, что обе стороны имеют неоправданные ожидания друг ко другу. Родители, к примеру, могут не доверять воспитателям. Либо педагоги некорректно проводят работу с семьями детей.

Если возникают взаимные недопонимания, то это создает дополнительные трудности для самих детей. Исследование тематической литературы подтвердило, что есть потребность в том, чтобы найти новые методы взаимодействия с родителями дошкольников. Очень важно создавать и использовать такие подходы и методы, которые позволят ненавязчиво включить в работу образовательного процесса семьи детей.

Благодаря этому можно решить модернизационные задачи, стоящие сегодня перед всей образовательной системой. Поэтому мы считаем, что поиск и внедрение эффективных приемов работы представителей детского сада с родителями дошкольников очень актуальны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]