Современный дошкольник, какой он.занимательные факты на тему


Современный дошкольник на пороге школы

Автор: Фомина Татьяна Алевтиновна

«Чтобы изменить общество,

нужно воспитать другого человека,

человека, умеющего жить в современном мире,

ориентироваться в любой жизненной ситуации».

Эрих Зелигманн Фромм

Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ребёнком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Главной целью современных образовательных дошкольных учреждений является обеспечение качественной подготовки детей к школе. Практические поиски в этом направлении связаны с углублением подходов к пониманию феномена «Готовность современного дошкольника к школе», с разработкой содержания, педагогических условий и технологией подготовки детей к школе.

Подготовка к школе — одна из важнейших задач обучения и воспитания ребёнка дошкольника. В то же время готовность к школе — важный итог развития ребёнка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и детским садом на протяжении всего дошкольного детства. И к тому же поступление в школу — новый этап в жизни каждого ребёнка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребёнок осваивает новую роль — ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».

Нет одного конкретного аспекта готовности к школе, оно многокомпонентное и включает в себя: физиологический (физическая готовность), психологический (психологическая готовность) и социально- личностный аспект (социальная готовность). Все эти аспекты взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Главным критерием подготовки к школе должен быть сформированный познавательный интерес, то есть ребёнок должен хотеть учиться. Если он этого хочет, то переход в школу становится для него радостным этапом в жизни, связанным с открытием нового.

Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своём развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. На вопрос «Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от Вас в этом же возрасте?» подавляющее большинство родителей ответили, что нынешние дети умнее, сообразительнее, более развиты, всё быстро схватывают, раскованы, лучше адаптированы к современной жизни.

Современный ребёнок больше теряет в плане психологического развития, чем приобретает.

Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Дети привыкли к более насыщенным событиям и персонажам произведения, поэтому тексты учебников для них скучны и непонятны, обладают малой побудительной силой и становятся, по сути, лишь текстами для упражнения навыка чтения. Соответственно, и рассказ о прочитанном не увлекает ребёнка.

У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «поче­му?» пришёл вопрос «зачем?». Если раньше у ребёнка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей пре­обладает рефлекс свободы — они сами выстраивают страте­гию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отме­чается их врождённое стремление к самореализации, к про­явлению своей деятельной натуры. Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жёстко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На всё это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребёнка всё чаще передаётся профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования.

Сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает ос­воить мобильный телефон и компью­тер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьёй и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать. В поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих инте­ресов, потребностей, возможностей. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощён­ными, открытыми, проявляют большую самостоятель­ность, инициативность, они проявляют чувства свободы и не­зависимости.

Наряду с определёнными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. Дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер явля­ется не роскошью, а средством труда, познания, досуга.

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объёмом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребёнка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребёнка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребёнок окружён телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Серьёзная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребёнку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

Более низким оказывается уровень развития общения современных детей: они не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил. Это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с её сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей среди детей.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребёнка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребёнка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребёнка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, весёлые, но по большей части пустые, ребёнку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Мы живём в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведём и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Социально-психологический норматив будущего школьника, заданный в соответствующих документах отчётливо свидетельствует, что школа ждёт совершенно иного ребёнка, нежели тот, который сегодня в неё поступает. В документах чётко прописан образ идеального дошкольника, готового приступить к школьному обучению: самостоятельный, любознательный, активный, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, обладающий развитой речью, воображением, эмоционально отзывчивый, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, овладевший необходимыми умениями и навыками и универсальными предпосылками учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок приходит в школу, начинает учиться, имея в своём арсенале достаточно развитые познавательные процессы, навыки социального взаимодействия, должный уровень мотивации, которые станут основой, базой для формирования универсальных учебных действий.

Необходимо анализировать содержание детской жизни и пытаться найти в ней новые аспекты и ресурсы, которые могут стать источниками полноценного психического и личностного развития современных детей.
comments powered by HyperComments

Внимание: современный ребенок!

Со времен классиков известны размышления на тему конфликта отцов и детей. Дискуссии на эту тему продолжаются, и, по всей вероятности, уже никогда не прекратятся. На малышей в этих спорах внимания не обращали, поскольку было общепринято, что это невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но вот относительно недавно взрослые стали замечать, что эти малыши совсем не такие, как были раньше. Возможно, свою роль здесь сыграл научно-технический прогресс. Сейчас дошкольники с уверенностью тащат в детский сад PSP и «режутся» в «стрелялки», «квесты», «ходилки», а воспитательница редко и с опаской, не нажать бы чего лишнего, раскладывает на компьютере пасьянс.

Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым (и не только ученые, иногда и просто люди, которым кажется, что они разобрались в вопросах воспитания), пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

К обсуждению этой проблемы мы пригласили:

  • БЕРЕЗИНУ Надежду Олеговну – кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника НИИГД;
  • ВАСИЛЬЕВУ Елену Юрьевну – детского аналитического психолога, арттерапевта;
  • ЕГОРОВУ Марину Сергеевну – доктора психологических наук, зав. кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • ЛАШНЕВУ Ирину Павловну – кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника НИИГД;
  • МИКЛЯЕВУ Наталью Викторовну – кандидата педагогических наук, доцента МГПИ, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ.

– На взгляд профессионалов, много лет работающих с детьми, есть ли принципиальные различия между современными деть­ми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет?

М.С. Егорова: Социальные институты, связанные с воспитанием детей, очень консервативные и не меняются с точностью до наоборот за 5–10 лет из-за изменения политической ситуации, дохода родителей или содержания телевизионных программ. Первые стихи и сказки, которые слышат дети, те же самые, что слушали их бабушки и дедушки (если на прабабушки). Во что играть с ребенком, за что хвалить и как наказывать, определяется детским опытом родителей. То новое, что появляется сегодня (игрушки, компьютеры, книги), фильтруется семьей и включается в старые, привычные структуры.

В нашей лаборатории в Психологическом институте РАО было проведено исследование: мы беседовали с 6-летними детьми на разные темы: что они любят и чего боятся, во что играют, что им читают, как проводят выходные дни и т.д. (в 2001 г. по результатам этого исследования была опубликована книга «Из жизни людей дошкольного возраста»). Сейчас, спустя 10 лет, мы проводим аналогичное исследование. Так вот, нельзя сказать, что социальное развитие дошкольников вызывает опасения: как и раньше, они любят классические сказки и находят своих «героев» среди их персонажей. Они очень хорошо знают, что хорошо, а что плохо, и хо­тят быть «хорошими» – помогать старшим, не обижать маленьких, не жадничать, не драться, беречь природу, хорошо учиться в школе. Не знаю, что должно было бы произойти в обществе, чтобы родители оказались не в состоянии передать эти базовые представления детям.

Н.В. Микляева: Прин­ци­пиаль­ных отличий, думаю, нет. Это дети, которые получают радость от двигательной активности и познания мира, стремятся к общению и хотят «делать, как взрослые» и «быть взрослыми», по словам Д.Б. Эльконина. Им, как и дошкольникам прошлых лет, нужно одобряющее внимание взрослого и принятие их чувств, любовь. Ради этого они готовы осваивать неизвестные территории и совершать немыслимые подвиги: например, многим родителям хочется, чтобы их дети рано научились читать и считать – и вот, они уже в 1,5–2 года готовы тратить все потенциалы психического развития на узнавание и опознание букв, складывать их в слоги и слова, пересчитывать баночки и формочки – лишь бы взрослый обратил на них внимание и показал, как рад их успехам. В итоге развитие зрительного восприятия и наглядно-дейст­венного мышления осуществляется на ином, чем ранее, материале – на более высокой, чем прежде, абстракции и степени схематичности. Увеличены конструктивные возможности дошкольников благодаря обогащенной предметно-развивающей среде дома и в детском саду. В итоге наглядно-образное и образно-логиче­ское мышление развиваются лучше.

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психиче­ское развитие стало другим (оно, как и прежде, развивается по законам системогенеза) или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отста­вать развитие социальных эмоций – со­пе­ре­живания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллекту­альные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в воле­вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и… перестают быть детьми. Дети это чувствуют – они боятся и не хотят взрослеть. Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости (кстати, оно часто касается только высказывания своих желаний и мнений, а не практической ориентировки в окружающем мире и соответствующей компетентности), они нередко имеют комплекс неполноценности (парадоксально: и это-то при повышенном уровне самомнения) и боятся… что их не любят.

Е.Ю. Васильева: Наиболее час­тая проблема, с которой я встречаюсь на практике в последнее время, – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны, мотивация снижена) на фоне развитого по возрасту интеллекта. У таких деток часто появляется невротическая симптоматика, затруднен контакт со сверст­никами, нарушена адаптация. На мой взгляд, в настоящее время родители очень много внимания уделяют интеллектуальному развитию ребенка, начиная с раннего возраста, и при этом мало внимания остается на чувства и переживания ребенка, теряется эмоциональный контакт. А возможно, это и требование времени – ог­ромный поток информации, с которым дети встречаются каждый день, они не в состоянии осмыслить и переработать…

Н.О. Березина: Наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья, абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше и меньше. За последние 20 лет первая группа здоровья уменьшилась практически в два раза. Сейчас в дошкольных учреждениях только около 5% абсолютно здоровых детей, практически в два раза выросло число детей с хронической патологией – около 25%. Не­гативная тенденция в состоянии здоровья современных детей прослеживается очень отчетливо. Это касается отклонений в физическом и нервно-психическом развитии дошкольников.

– Говоря об особенностях современных детей, вы не упомянули детей индиго, о которых сейчас так много говорят и пишут в различных средствах массовой информации. Вам доводилось на практике сталкиваться с подобным феноменом?

Н.О. Березина: Пока только в средствах массовой информации, в литературе. Мы бываем во многих садах, но детей индиго не встречали.

Н.В. Микляева: Идеи о необычных детях не новы. Так, на раскрытие «тайных духовных сил» в человеке и воспитание «шестой расы» уже претендовала в свое время вальдорфская педагогика. Есть и другие примеры.

Современная общественность недалеко ушла от идеи воспитания и обучения детей особой расы – представителей будущего человечества. Эти идеи воплощаются сегодня в рамках работы с детьми «индиго». Считается, что они являют нам прообраз того сверхчеловека, к которому идет все человечество: с огромными интеллектуальными и духовными возможностями, наделенного сверхинтуицией и экстрасенсорными способностями. Правда, почему-то сочетающего все это с гипердинамическим синдромом, нарушением внимания и поведения, невладением навыками коммуникации. Это очередной «социальный вывих» на пути воспитания и обучения подрастающего поколения, «педагогическая яма», в которую попадают родители и воспитатели, связанная с нежеланием реально смотреть на вещи, анализировать собственные и чужие ошибки и обусловленная потребностью в достижении мгновенных, «стопроцентных» результатов воспитания и обучения детей. Такого не бывает, тем более за чужой счет. Особенно, если этот «счет» предъявляют религиозные организации и сообщества, представляющие опасность для духовно-нравственного развития и воспитания детей, для формирования их мировоззрения.

В случае с детьми индиго именно так и происходит. Иначе не появилось бы среди их пропагандистов столько «эмиссаров света» и людей –«катализаторов человечества», занимающихся «духовной философией» и ментально-физической медициной, рэйки, хиропрактикой и парапсихологией.

Е.Ю. Васильева: По моему мнению, за этим термином часто стоят реальные трудности и ребенка, и взрослого. Это и нарушения контакта с малышом, и трудности адаптации… Не важно, как мы назовем ребенка, важно оказать ему адекватную помощь, в которой он, скорее всего, нуждается.

М.С. Егорова: Про детей индиго очень много популярных публикаций и очень мало серьезных работ. Всегда были дети, которые в 8 месяцев начинали ходить, в полтора года говорили сложными фразами и в два года умели читать. Дети развиваются с разной скоростью, и только прослеживая развитие ребенка в течение многих лет, можно сказать, действительно ли это был «особый» ребенок или же он просто развивался по-другому.

– Какие тенденции в развитии современных детей вас настораживают?

И.П. Лашнева: Современные дети более коммуникабельные, информированные. Они больше осведомлены о жизни во взрослом мире, чем дети прошлых лет. Но дети прошлых лет были более фантазийные, их воображение было развито гораздо сильнее. Современные игрушки и игры не позволяют воображению современных детей ярко развиваться. За их воображение все уже сделано.

Н.В. Микляева: Их неумение играть. У них нарушены предпосылки для перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения ознакомительной, отобразительной, сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой, ролевой играми. В основном дети застревают на этапе сюжетно-отобразительной игры. Потому что игра развивается спонтанно, главным образом через обыгрывание игрушек, которые есть дома и в детском саду, но не нацелена на воспроизведение разных векторов человеческих взаимоотношений, в которых игрушки выступают не самоцелью, а только средством, позволяющим наметить их контуры и атрибуты. Между тем игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».

Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Разновозрастных групп в детском саду практически нет. Во дворе они не складываются (да и родители этого боятся как огня, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками). В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Между тем, кто может научить детей тому, что конституирующими моментами игровой деятельности являются воображаемая ситуация, игровая роль и игровые правила?

М.С. Егорова: Современные дошкольники очень рано знакомятся с конкуренцией. Для того чтобы попасть в хорошую школу, надо быть «подготовленным», и бедного ребенка начинают дрессировать. И дело здесь часто не в амбициях родителей, а в том, что «плохая» школа – это в перспективе куча проблем (не только низкий уровень образования, но и друзья из неблагополучных семей). И что с этим делать – непонятно. Школы действительно очень разные. Поступление в школу нельзя отложить на следующий год, как институт, – не поступил, куда хотел, в этом году, подготовься получше и попробуй через год. Вот родители и стараются, причем зачастую не очень грамотно – не учитывают возрастные особенности ребенка, вызывают отвращение к учебе, переутомляют ребенка, что сказывается на здоровье.

Конкуренция есть и в детских учреждениях. Какие бы ни писались методические пособия, объясняющие, что нельзя дошкольникам давать отрицательную обратную связь, детей сравнивали и сравнивают друг с другом, ставят в скрытом виде оценки, говорят, кто лучше, кто хуже, и тем самым снижают у детей и самооценку, и познавательную потребность.

И.П. Лашнева: Нас настораживает, что увеличивается число детей, имеющих проблемы со здоровьем. В подтверждение опасений за малышей приведу результаты наших исследований. Отклонения физического развития достигают, по нашим исследованиям, 19–24%. У 12% детей наблюдается дефицит массы тела, а у 8–12% избыточный вес. За последние 5 лет выросло число детей с избытком массы. Каждый третий имеет диагноз «ожирение 1–2-й степени». Это уже не функциональное отклонение, а диагноз. У 60–70% детей отмечаются функциональные нарушения костно-мышечной системы. У 35–40% – отклонения в формировании свода стопы. При этом у 70–80% из них наблюдается сочетание плоскостопия с вальгусной деформацией стопы. У каждого третьего ребенка выявляется слабость мышц брюшного пресса, что увеличивает риск возникновения грыж. Асимметричные формы нарушения осанки связаны с длительными статичными нагрузками у дошкольников.

Отставание по физической подготовленности выявлено у 25% пятилетних детей и у 15% – 6–7-летних. У каждого четвертого ребенка отмечаются показатели ниже среднего по результатам выполнения прыжка в длину с места. Наиболее часто встречаются отклонения у детей, которые часто болеют, при отсутствии рационального питания, закаливания, режима дня с достаточной двигательной активностью. Физиометрические данные: у 25–35% детей выявлен уровень развития мышечной силы ниже среднего. Жизненная емкость легких снижена у 10–15% дошкольников.

– Ухудшающееся здоровье современных детей – факт очень тревожный. С чем это связано? Какие факторы влияют на состояние психиче­ского и физиологического здоровья детей?

М.С. Егорова: Здоровье матери, грамотное сопровождение беременности, патронаж в первые месяцы, по возможности грудное вскармливание. Сокращение численности детсадовских групп. Поддержка разных форм ДОУ. Нельзя сокращать дошкольный период – многие дети не могут начать обучение в 6 лет, они еще физиологически не готовы к школьному способу получения знаний. И это проблема не только школьной реформы – например, родители мальчиков боятся отдавать детей в школу в 7 лет из-за армии (не будет «запасного» года).

Н.О. Березина: Неблагоприятные факто­ры – это неблагополучная экологическая ситуация. Особенно в условиях большого города, например, в Москве. Это гипокинезия, характерная для современных детей. И опять-таки это те заболевания, которые связаны и с патологией беременности, и с тяжелым протеканием родов, в результате чего у детей возникают отклонения в физическом развитии, нервно-психическом. Сказывается на здоровье и влияние образовательного процесса, увеличение нагрузки. Для детей, особенно дошкольного возраста, это очень плохо. Пагубно воздейст­вует на детей нерациональный режим дня, долгие просмотры телепередач, нарушение сна, недосыпание, нерациональное питание. Нарушение гигиенических условий пребывания детей в дошкольных учреждениях. Значим также нездоровый образ жизни в семье.

– По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Что касается нашей страны, то статистика тоже неутешительная. По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6–7 лет не готовы к обучению в школе, а 30–35% дошкольников имеют хронические заболевания. Если опираться на статистику, то детей срочно нужно спасать. В первую очередь от кого и от чего?

Е.Ю. Васильева: От нас, взрослых, вернее, от тех, кто забыл, что когда-то был ребенком и наглухо захлопнул дверь в собственное дет­ство, от тех, кто знает ответы на все вопросы и поэтому всегда знает, как лучше… Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир, и задача взрослых учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.

И.П. Лашнева: Меня беспокоит та негативная информация, которую наши дети получают с экранов телевизоров, радио. Негативные герои встречаются даже в мультфильмах. Это, естественно, сказывается на детях. Обратить внимание также надо на квалификацию воспитателей, на гигиеническую культуру родителей. На всех совещаниях мы говорим о том, что нагрузка не должна приводить к ухудшению здоровья и должна быть адекватна функциональным возможностям организма.

Н.В. Микляева: Каждое поколение должно отвечать за то, что оно делает. Поколение современных взрослых – это люди, которые боятся будущего, которые страшатся жить, пугаясь бытовой неустроенности и житейских проблем. Их страх передается детям, которые еще даже… не родились. И, думаю, дело даже не в том, что дети рождаются слабыми и больными. К сожалению, именно такие дети нужны современным взрослым, чтобы почувствовать себя сильными, понять ответст­венность родительства и попытаться ее поднять – и понести, сколько можешь. Настрадаться на этом пути и… научиться понимать, что дороже этого малыша ничего быть не может, что ради него способна (или способен) горы свернуть и бороться с любым будущим, которое его ждет. Так страх сменяется любовью. Так наше поколение учится брать на себя ответственность за то, что ждет его и следующее поколение. Раньше этому учила война, теперь – болезни детей.

Другое дело, что мы не понимаем, как поступать в такой ситуации, отчаиваемся и унываем, бежим от этих проблем, пытаемся отгородиться от них, приклеив к ним ярлыки и благополучно забыв. Вы думаете, так важно, что ребенок в 6–7 лет не сможет выполнить ряд диагностических заданий и окажется неготовым к школе? Неужели весь смысл предшествующего периода в том, чтобы на следующей ступени его развития приклеить к нему бирочку «годен» или «не годен»? Дети – это не товар, который мы, взрослые, раскладываем по полочкам – негодный, с проблемами в развитии, или нормальный, а может быть, талантливый или одаренный, да­же ребенок индиго? В связи с этим в Интернете сейчас создано немало родительских и педагогических сообществ, посвященных проблемам и перспективам воспитания таких детей, появляются даже клубы семей индиго. Как будто они – избранные. Как будто их не касаются проблемы современного общества. У них – свой ярлычок и… своя цена.

Мы все анализируем и раскладываем по полочкам, определяя цену этому «всему», – здоро­вье детей, их интересы и взгляды, способности, интеллект и проблемы, стремясь защитить себя от ощущения собственной беспомощности. Словно от этого станет легче. Словно можно будет «по кусочкам» собрать какого-нибудь Колю или Дашу и определить цену его развития, воспитания и обучения… Так же, по фрагментам, мы собираем методы и приемы, современные технологии воспитания и обучения, забывая, что перед нами – просто ребенок, который хочет внимания, тепла и ласки, который ради этого готов на многое. В итоге мы пичкаем его всевозможными развивающими методиками, тратя уйму времени на то, чтобы он потерял интерес к движению и игре, к исследовательской и творческой деятельности. Он и теряет их… вместе с остатками здоровья. Да, перегрузки здесь играют большую роль, но, повторяю, дело не в них. Точнее, не столько в них. Скорее, дело в неумении целостно смотреть на мир и нежелании взрослого встать на место ребенка и понять, чего он ждет от вас сейчас и теперь, ради чего он общается с вами – чтобы малыш понял, ради чего он пришел в этот мир. Это рождает чувство доверия ко взрослому и ощущение доверия к миру, безопасности от общения с ним. Это та психологическая основа, на которой держится здоровье ребенка. Это и есть понятие НОРМЫ.

Кстати, оно сейчас практически утрачено. Мы занимаемся либо поиском отклонений – в худшую или лучшую сторону, либо их коррекцией. Эта же участь касается и физического, психического или психологического здоровья. В этом отношении не следует забывать, что развитие ребенка осуществляется по законам системогенеза: всегда есть периоды, когда одни функции развиваются хуже, другие – лучше, находясь в стадии созревания, перехода на следующий уровень развития. Однако диагностика детей в этот период покажет функциональные отклонения в развитии именно этой системы.

В критические периоды развития – в 1, 3 и 7 лет – вся система находится в состоянии неустойчивого равновесия. В особенности это касается костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. И что, после скрининга записывать детей в категорию имеющих отклонения в здоровье? А нельзя просто подобрать оптимальный режим дня, физической и умственной нагрузки, методику закаливания? Это оказывается сложнее, чем начать лечить ребенка от того, чего у него пока, к счастью, нет. Пока…

М.С. Егорова: К сожалению, «срочно» мало кого удастся спасти. Здоровье детей закладывается задолго до их рождения. Каким было детство у родителей, чем они питались, чем они больны – все это небезразлично для здоровья того, кто появляется на свет сегодня. А это в один день исправить нельзя. Необходима планомерная работа по улучшению охраны материнства и детства. Часто рассказы женщин о пребывании в роддоме по драматичности мало с чем можно сравнить. Необходимо развивать коррекционную педагогику для детей, неспособных учиться в нормальной начальной школе. Необходимы школы для детей, которые по уровню умственного развития готовы к обучению, но по состоянию здоровья не могут выдержать обычную нагрузку.

– Здоровье детей ухудшается, амбиции родителей растут, требования контролирующих организаций ужесточаются. Как быть воспитателям в такой ситуации?

И.П. Лашнева: Для воспитателей очень важно, чтобы они использовали в работе те методические рекомендации, которые утверждены и Минздравом и Министерством образования. Сейчас воспитателю очень сложно разобраться и найти то, что нужно для работы. Все материалы должны быть апробированы, чтобы не нанести вред детям. Н.В. Микляева: Я не согласна с тем, что воспитателям сложнее работать из-за того, что ухудшается здоровье детей. Да, у них есть определенные проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут быть связаны с пониженной активностью детей и восприимчивостью к педагогическому воздействию со стороны взрослых, с нарушением их обучаемости. Воспитателям сложнее осуществлять индивидуальный подход к детям в педагогиче­ском процессе. Это требует не просто опыта, а умений анализировать воспитательные и обучающие ситуации взаимодействия с ребенком. Возможностей для этого масса: есть много методических пособий и рекомендаций, позволяющих повысить уровень самообразования, постоянно организуются курсы повышения квалификации. Самое главное для современных воспитателей, на мой взгляд, – любить детей, уметь хотеть что-то делать ради них и для них, и учиться думать, прежде чем делать. Особенно это касается использования новомодных методик и технологий, за которыми ничего, кроме спекуляций, не стоит (это снова укол в сторону пособий по развитию детей индиго).

– Каким должен быть воспитатель, чтобы работать с современными детьми?

Н.О. Березина: Как правило, в детских садах в Москве педагоги квалифицированные. Воспитатели практически все с высшим образованием. Но надо обратить внимание, что они работают в такой бурный информационный период, когда со всех сторон много информации и порой противоречивой. Они с этим сталкиваются и даже теряются, что действительно нужно, а что и противопоказано. Очень сложно разобраться в потоке такой информации. Да еще и всякие авторские методики, которые не прошли гигиеническую экспертизу. Поэтому и нужны курсы повышения квалификации. Есть прекрасные институты, которые дают то, что нужно воспитателям по всем областям. И методические центры, которые должны сотрудничать с институтами научными и в унисон работать по проблемам детства.

– Насколько хорошо воспитатели владеют здоровьесберегающими технологиями?

Н.В. Микляева: Чтобы чем-то владеть, нужно это что-то знать и понимать, исследовать на практике и сделать выводы о возможностях применения. В этом отношении здоровьеукрепляющие, здоровьесберегающие и здоровье формирующие технологии относятся к разряду неустойчивых терминов – ученые сами точно не определились, чем они похожи и чем отличаются. На данный момент это, скорее, обобщающее понятие, которое предполагает акцент на профилактической и пропедевтиче­ской функции физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при этом создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы оказывают оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников, профилактику возможных заболеваний средст­вами физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни.

Что можно сказать относительно их использования в детском саду? Нередко воспитатели практически не обращают внимание на воспитательные технологии, но много времени уделяют образовательным. Между тем знание того, «как дышат легкие» или «движется кровь по сосудам», не воспитывает у детей желание самосовершенствования, напротив, появляется страх перед тем, что опасно для здоровья, перед болезнью и вездесущими микробами. Радость движений и двигательной активности, характерная для детей, теряется. Кроме того, лишний раз пробежаться по ступенькам или обежать вокруг веранды детского сада – тоже нельзя. Потому что бегать можно только в физкультурном зале, а здесь можно «лбы расшибить». В связи с этим мне иногда кажется, что разработанные сегодня «способы обеспечения безопасности жизнедеятельности» способны со временем заменить весь комплекс профилактических и мероприятий. Ведь, например, можно выпить кислородный коктейль, сделать точечный самомассаж и пройтись по мокрым полотенцам босыми ногами, чтобы не подхватить грипп и т.д. При этом почему-то «можно» парить 25 детей в теплой одежде перед выходом на прогулку, одевая оставшихся пятерых-семерых. Почему-то «можно» не обращать внимания на то, что они мокрые, а их выводят гулять на улицу, где мороз и т.д. Это нежелание воспитателей оторваться от решения каких-то ситуативных, даже не педагогических, а житейских, организационных задач взаимодействия с детьми, с детским коллективом. Оно же позволяет не замечать, как устали дети просто сидеть на занятии, слушая, как уже 30 минут «вещает» педагог, как не хватает им просто возможности… побегать по группе. Да и как такое возможно? Ведь группа не для того, чтобы бегать. Этакий пешеходный переход для дрессированных зайчиков. А что им можно делать еще? Сидеть. Вот они и сидят, а мы – бегаем, внедряя во все режимные процессы здоровьесберегающие технологии, чтобы наши дети не превратились в гипсовые статуи. В этом основная проблема внедрения данных технологий. Надеюсь, мы ее решим.

И.П. Лашнева: Проблема внедрения здоровье­сберегающих технологий – это необходимость совместной работы медиков и воспитателей. Но сейчас, как известно, очень сократили ставки в детских садах на персонал, занимающийся оздоровлением. С одной стороны, мы везде говорим о здоровьесберегающих технологиях, с другой – у нас ликвидируются ставки и медсестер по оздоровлению. У нас нет специалиста по оздоровлению для координации работы в дошкольных учреждениях. Порой не хватает помещений для проведения ЛФК или массажа. Нет необходимых условий и нет ставок. И хотя сейчас кризис, но детское учреждение не может без этого существовать. Для нас, практиков, это наиболее актуальные вопросы. И если они не будут решены, то состояние здоровья детей будет ухудшаться.

Круглый стол вела Элла Емельянова

Реферат «Современные проблемы и тенденции развития дошкольной педагогики»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»

на тему: «Современные проблемы и тенденции развития дошкольной педагогики»

ВВЕДЕНИЕ

  1. Дошкольная педагогика на современном этапе………………………………3
  2. Современные тенденции развития дошкольного образования…………….. 9

Литература………………………………………………………………………….14

  1. Дошкольная педагогика на современном этапе

Становление советской системы дошкольного воспитания и педагогической мысли тесно связано с революционными событиями 1917 г., периодом гражданской войны. Развитие дошкольного воспитания происходит в трудных условиях голода и разрухи, связано с занятостью женщин в общественной жизни и производственной деятельности.

Большинство организаторов дошкольного воспитания в этот период не имели практического опыта, не была разработана теория вопроса в связи с новым временем и целями воспитания подрастающего поколения. Интуитивно развивалась теория дошкольного воспитания, велся поиск методов работы с детьми, анализировался русский и зарубежный опыт. Забота об охране здоровья матери и ребенка. его воспитании были объявлены государственным делом. Детским садам передавались царские дворцы, особняки, мебель и другие ценности, обеспечивалось питание детей. При Наркомпросе был создан Совет защиты детей

, возникают другие добровольные общества. В Москве и Петрограде впервые были созданы
институты материнства и детства
, открыт первый в стране
педиатрический институт
. Повсеместно открываются детские сады и ясли.

В ноябре 1917 года дошкольное воспитание декретом Совнаркома было включено в единую систему народного образования. А.В. Луначарский (Нарком просвещения) выделил дошкольный отдел, заведующей которым была Д.А. Лазуркина. Проводились съезды, конференции, совещания по делам дошкольного воспитания. Серьезной проблемой был недостаток специально подготовленных кадров. Открывались краткосрочные курсы по подготовке воспитателей, проводились лекции на местах с выездными инструкторами. Дошкольный отдел привлекал к работе дореволюционных специалистов – Л.К. Шлегер, С. Т. Шацкого, Е.А. Флерину, Е.И. Тихееву, А.П. Усову, Е.И. Радину и др.

В 1918 г. был открыт институт дошкольного воспитания под руководством Константина Николаевича Корнилова в Москве. Одновременно был открыт Центральный музей по дошкольному воспитанию, директором которого стал профессор Ефим Аронович Аркин (1873-1948 гг.). Он изучал анатомо-физиологические особенности детей, уделял большое внимание вопросам физического воспитания и гигиены в дошкольном возрасте, рассматривал проблемы семейного воспитания. Его книга «Воспитание ребенка в семье читается специалистами и сейчас. Комиссия под руководством Е.А. Аркина анализировала игры

, рекомендованные для дошкольников, разработала образцы оборудования для помещений дошкольного учреждения.

Педагогической работой, разработкой методик для детского сада занималась заведующая педагогическим отделом музея Евгения Александровна Флерина.

. Она проводила исследовательскую работу в детском саду, особое внимание уделяла вопросам изобразительной деятельности детей, вела большую работу по подготовке кадров для детских садов, читала лекции в Институте дошкольного воспитания.

В Петрограде был открыт экспериментальный детский сад Е.И. Тихеевой, которая была одновременно преподавателем петроградского института дошкольного образования. Были ценны ее методика развития речи, методика сенсорного воспитания, дидактические материалы и четкие установки по содержанию и методам обучения дошкольников, программа воспитания и обучения детей в детском саду.

В апреле 1919 г. состоялся 1-ый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию

. Основным типом дошкольного учреждения был признан детский сад с 6-часовым пребыванием в нем детей (на время работы матери). В этом же году были обобщены «Инструкции по ведению очага и детского сада». Центральное место в них занимали вопросы организации обстановки детского сада и обеспечения активности дошкольников.

В педагогической теории часто звучала «идея свободного воспитания», существовало множество других теорий. Как следствие, появилось указание – анализировать педагогический опыт, не переносить его в практику без адаптации и учета положительных и отрицательных сторон.

После гражданской войны, в период индустриализации увеличивается число детских садов. Развитие промышленности требовало продления часов работы дошкольных учреждений.

С 1921-1930 гг. появляются новые типы дошкольных учреждений.

1. Детские дома – для детей дошкольного и школьного возраста.

2. Детские сады с 6-часовым пребыванием детей.

3. Детские очаги с 8-10-часовым периодом пребывания детей. С середины 20-ых годов они стали основными и получили название «детский сад».

4. Детские комнаты при жилищных управлениях с 6-часовым пребыванием детей. содержались на средства жилищных органов.

5. Дошкольные учреждения на кооперативных началах. Ведущими условиями для организации выступали: наличие не менее 10 детей, специалист по дошкольному воспитанию.

6. Детские площадки, как правило, летние учреждения. Продолжительность пребывания детей от 6-8 часов. Необходимые требования – хорошая территория, помещения для занятий и хранения инвентаря.

7. Детские комнаты при клубах с числом детей не менее 20-25 человек, необходимым оборудованием, наличием отдельного помещения.

8. Переходные или «нулевые группы» работали по 4 часа в день. Их задача – подготовка детей к школе. предусмотренное количество детей не более 20 человек.

В дошкольных учреждениях была установлена норма 15 детей, но из-за сложных условий допускалось до 25. Детские сады работали по методикам Ф.Фребеля, М.Монтессори. Е.И. Тихеевой, по теории свободного воспитания. Существовали дошкольные учреждения, которые сочетали в себе ряд методик. Постепенно в теории и практике происходил отбор и обоснование задач, содержания, форм, методов и средств дошкольного образования.

К началу 30-ых годов появился 1–ый проект программы обучения и воспитания в детском саду

. В 1934 году была утверждена
1-ая программы «Программы и внутренний распорядок дня».
В этом же году было выпущено
первое руководство для воспитателей по работе с программой.
Значительный вклад в развитие теории и практики дошкольного образования в первой половине XX века внесла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939 г.)

. Она посвятила значительное количество статей
вопросам теории и организации дошкольного
воспитания, была активной участницей съезда по дошкольному воспитанию, принимала участие в разработке нормативных документов. Развитие сети дошкольных учреждений рассматривала как важное политическое дело, так как это дает возможность женщине участвовать в общественной и производственной жизни. Много внимания уделяла развитию детских садов в национальных республиках, так как детские сады могли уничтожить остатки национальной вражды, религиозные предрассудки.

Одной из основных функций детского сада Н.К. Крупская считала всестороннее воспитание детей, организацию полной, яркой, радостной совместной жизни детей. Игру рассматривала как потребность детского организма и средство развития физических, волевых, нравственных качеств. Важной задачей детского сада выделяла развитие способностей детей, которое будет продолжаться в школе. Она отрицала ведущую роль наследственности в развитии ребенка, указывала на воспитание и учет возрастных особенностей в этом процессе. Рекомендовала для развития эстетических и нравственных чувств организовывать детские праздники, занятия. Особое значение придавала детской книге, выделила требования к ней с эстетической и дидактической точки зрения, которые в то время носили прогрессивный характер. Определяла важность знания педагогами возрастных возможностей детей. Н.К. Крупская указывала на роль посильного общественного труда ребенка в воспитании »в духе коммунистической морали». В детском саду должно присутствовать в доступной для детей форме общественно-политическое воспитание.

Н.К. Крупская доказывала необходимость контакта детского сада с семьей, обосновывала роль педагогической пропаганды в среде родителей. Значительна ее роль в обобщении и анализе имеющегося педагогического опыта. Рассматривала все части воспитания в детском саду, анализировала содержание и методики работы с детьми, целевые установки.

Значительный вклад в теорию трудового, семейного воспитания внес Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.)

. Так же им подробно рассматривались вопросы организации игр детей, дана классификация детских игрушек, проанализировано содержание детских игр. Он является автором теории коллективного воспитания, раскрыл стадии развития коллектива, способы работы в нем педагогов.

В 1944 году образуется Академия педагогических наук СССР. Параллельно ведутся психологические исследования Л.С. Выготского, Лурии, с.Л. Рубинштейна о закономерностях развития психики, психических процессов.

После Великой Отечественной войны продолжается развитие системы дошкольного воспитания и педагогической науки. В 1960 г. основан НИИ дошкольного воспитания под руководством А.В. Запорожца.

В 1962 г. была
принята «Программа воспитания и обучения детей в детском саду»,
разработанная на основе многолетних педагогических исследований.

В этот период выходят различные руководства, методические пособия для воспитателей, новые программы для детских садов (комплексные и по методикам). В 50-е годы над разработкой различных проблем дошкольного воспитания работали Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. радина, А.П. Усова, Б.И. Хачапуридзе и др.

Разрабатывались частные методики:

— методика развития речи (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Е.Ю. Шабад и др.);

— методика организации изодеятельности (Е.И. Флерина, А.А. Волкова, Н.А. Сакулина и др.);

— методика музыкального воспитания (Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан);

— ознакомления с окружающим (Р.М. Басс, А.А. Быстров, А.М. Степанова и др.);

— ФЭМП (М.Я. Морозова, М. Блехер и др.).

Вместе с достижениями дошкольного образования в дошкольной педагогике прослеживались серьезные перекосы, так как происходило отчуждение советской дошкольной педагогики от мировой теории и практики дошкольного воспитания, недостаточно анализировался и использовался позитивный педагогический опыт (русский и зарубежный).

В 1984 г. было принято постановление «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к обучению в школе». Благодаря этому постановлению появляется комплекс «ясли — детский сад». В этом же году произведена коррекция и выпущена «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.И. Васильевой, которая до сих пор работает в системе дошкольного образования.

В 1989 г. выходит Концепция дошкольного воспитания, рекомендующая типы взаимодействия с детьми, виды деятельности и направления работы в детском саду. Типовое положение о дошкольном учреждении определяет рекомендуемые типы дошкольных учреждений: арендные, семейные, смешанные (государственно-кооперативные). С неполным днем пребывания детей, кооперативные, вечерние группы, воскресные группы и группы праздничного дня, ведомственные, учрежденные предприятиями.

В 90-е годы XX века появляются программы обучения и воспитания детей, составившие альтернативу Программе воспитания и обучения М.И. Васильевой.

XX век в зарубежной дошкольной педагогике

тесно связан с развитием психологии. Психологические подходы к проблемам дошкольного детства определяли различные направления и специфичные аспекты развития педагогической теории и практики дошкольного образования. основные направления психологии в этот период – когнитивное (Ж.Пиаже), бихевиористское (Б.Скинер, А. Бандура), психоаналитическое (Э.Эриксон), гуманистическое (К.Роджерс, А.Маслоу и др.).

Следствием психологических теорий выступили различные модели дошкольного образования

:

  • Академическая модель – цель подготовка к школе. Воспитание осуществляется через формирование конкретных умений и навыков, необходимых для школьного обучения.
  • Интеллектуальная модель – основана на свободной поисковой деятельности детей в развивающей среде, интенсивном вербальном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Модель родительской эффективности – направлена на содействие и помощь родителям в создании развивающей домашней среды.
  • Традиционная модель (самая распространенная), сочетающая в системе воспитания умственное, социальное и эмоциональное развитие при формировании творческих способностей и заботе об укреплении физического здоровья.

Существовали и смешанные модели, объединяющие в себе признаки нескольких моделей. Модели сопровождаются разработкой значительного количества авторских программ дошкольного образования. Существовали специальные социальные программы , рассматривающие пути воспитания и развития детей из разных социальных слоев населения – прежде всего дискриминированных (малообеспеченные, многодетные семьи, негры и др.). Эти модели изучались и подвергались анализу в России, использовались отдельные рациональные идеи.

На современном этапе дошкольное воспитание в России

стало первым звеном системы образования, которое регламентируется проектом госстандарта и разнообразными образовательными программами. Сегодня, в системе дошкольного образования действуют ДОУ: присмотра и оздоровления, ДОУ комбинированные, санаторные, Центры развития, группы кратковременного пребывания в них детей, комплексы «детский сад – школа» и др. ДОУ действуют как на государственной, так и на коммерческой основе. Наряду с дошкольными учреждениями действует система индивидуального воспитания и обучения дошкольников в семейных условиях с помощью профессиональных гувернеров.

Поиск путей развития дошкольного образования, отбор содержания, эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания детей ведется постоянно в теории и практике. С этой целью существуют научные центры, лаборатории. Продолжаются дискуссии о целях ДОУ, его функциях, рассматриваются различные возможности организации других типов ДОУ, эффективно реализующих образовательные задачи. Идет процесс построения и внедрения в практику образовательных программ для ДОУ.

  1. Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции:

— субъект-субъктные;

-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. Расширение структур сопровождения:

-медико-валеологическая;

-социально-педагогическая;

— психологическая;

-коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация

устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, — процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

Демократизация

связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация

предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

— человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

— целостности педагогического процесса и комплексности целей;

— активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

— демократизации и гуманизации;

— системности и целостности управления;

— централизации/децентрализации;

— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

— единоначалия и коллегиальности;

— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

— совмещение инновационных программ с уже существующими;

— сосуществование представителей различных педагогических концепций;

— раскол педагогического сообщества;

— несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

— потребность в новом научно-методическом обеспечении;

— потребность в новых педагогических кадрах;

— приспособление новшеств к конкретным условиям;

— проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

— проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих

направления инноваций ДОУ:

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .

Литература:

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
  2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
  3. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003.
  4. История дошкольной педагогики/ Под ред. Л.Н. Литвина. – М., 1989.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
  6. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
  7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.

Особенности взросления современных детей

451 2 мин.

Доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института Казанского федерального университета Татьяна Галич анализировала проблемы, которые сопутствуют воспитанию детей в XXI веке, рассказала об особенностях их взросления.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Мир непрерывно меняется. Скорость, с какой жизнь претерпевает трансформации, сейчас намного выше, чем 20 или 30 лет назад. В прошедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума: семья, дворовая компания, пионерская организация — с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Иоганн Генрих Песталоцци, Ян Амос Коменский и Владимир Сухомлинский, но и от сверстников последнего десятилетия ХХ века.

«Дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Отсюда главная характеристика современного ребенка — высокая степень информированности»,— объясняет доцент Елабужского института КФУ Татьяна Галич.

Современные дети рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. «Вопрос спорный. Скорее это “наслушанность”, под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. Но у большой информированности есть оборотная сторона. Выявлено, что многие дети пяти лет нуждаются в помощи логопеда»,— продолжает Галич.

Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личного, эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация.

Одно из самых ярких проявлений сознания современного ребенка — это клиповое мышление. Оно вскормлено рекламой, музыкальными роликами, гаджетами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детей, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимание смысла происходящего. Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано.

Несмотря на негативные тенденции в развитии современных детей, в их личностном развитии есть такие черты, которые будут способствовать трансформации современного мира в мир света и добра.

Елабужский институт КФУ

Статья:

В настоящее время интерес к детству становится всё более пристальным, а образ ребёнка занимает всё более значимое место в мире взрослых.
В современной науке продолжаются исследования определённых закономерностей поуровневого развития личности в онтогенезе. Так, Д.И. Фельдштейн рассматривает детство как особое явление социального мира, которое учёный определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально детство – объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нём себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребёнка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребёнка, в значительной степени проявляют своё действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

В отличие от распространённого в психологических исследованиях подхода, когда детство обычно рассматривается «разорванно» – даётся отдельная характеристика младенческого, раннего, дошкольного возраста и т.д., Д.И. Фельдштейн предлагает вычленить главную образующую линию развития растущего человека на всей дистанции его детства, позволяющую проследить реальную непрерывность процесса взросления. Необходимость выделения единого образующего начала обусловливается тем, что имеющиеся для разных периодов детства показатели взросления (в качестве которых вычленяются отдельные психические новообразования) не соотносятся с интегрирующим свойством, которое одновременно является общим, постоянно развивающимся и саморазвивающимся в онтогенезе феноменом, по отношению к которому определяются все приобретаемые новообразования.

Обычно при характеристике генеральной направленности подчёркивается такой компонент, как присвоение ребёнком социальных норм, ценностей, уровня организации жизни общества, в котором он функционирует. Но при этом индивидуализация ребёнка рассматривается, как правило, вне социальных связей, лишь как реакция на них индивида, который противопоставляется фактически тем социальным отношениям, в которых его индивидуальность и формируется. Поэтому требуется выявить своего рода «сквозное» определение взросления, раскрывающее смысл и содержание того, что же развивается в ребёнке в качестве главного в этом взрослении.

Каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребёнок с раннего возраста свободно обращается с телевизором, компьютером, осваивает всё это как уже решённые задачи, исходную позицию. Современные дети стали, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии, направленной на окружающий мир в целом; с другой – более инфантильными в плане социальной направленности. Произошли серьёзные смещения в мотивационно-потребностной сфере детей – налицо появление новых, зачастую весьма спорных, ценностей, тревожный сдвиг мотивов и т.д.

В значительной степени это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, чёткости позиций в отношениях к действительности самого взрослого общества. Дети дошкольного возраста только входят в социальный мир, принимают, часто ещё до полного осознания, нравственные нормы взаимоотношений и поведения в человеческом обществе, воспринимают мир прежде всего чувствами, а потом уж сознанием.

Сравнительные исследования по разным направлениям развития ребёнка (интеллектуального, нравственного, физического, эстетического, по развитию игры, общения), проведённые Т.И. Пониманской, показали, что современные дети, так же как и дети прошлого века, усваивают например, такие нормы взаимоотношений, как взаимопомощь, готовность помочь товарищу.

Однако, в отличие от детей 80-х годов прошлого века, современные дошкольники высказывают новые суждения: помогать, конечно, нужно, но, во-первых, только тогда, когда об этом тебя попросят, а самому инициативу проявлять не нужно, и, во-вторых, «когда я увижу, что он сам работал, но не успел, а когда он болтал, ему помогать не нужно». Выявились различия и в проявлении доброты и бескорыстия. Современные дети не настроены давать свою игрушку другим детям «просто так», а вот «если и он тебе что-то даст, тогда можно».

Подобные изменения в детях, в их оценках поступков сверстников, в определении собственной линии поведения объясняются в первую очередь социальными изменениями.

В 90-е годы прошлого века, в период пересмотра жизненных ориентиров и ценностей, стала превалировать ориентация на индивидуальность, на независимость людей друг от друга, на сосредоточенность на себе, своих успехах. Дети, как известно, отражают все особенности мира взрослых, они активно присваивают их формы взаимодействия с окружающим миром, с людьми.

Сложилась сложная и неадекватная потребностям детей ситуация в построении отношений детей с взрослым миром. С одной стороны, взрослый мир как бы приблизился: дети стали более независимыми, раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, что связано с большей доступностью информации. С другой стороны, одновременно взрослый мир отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в чёткой позиции своего отношения, своих требований.

Мы выявили, что научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться во второй половине XIX века на основе утверждения идеи самоценности ребёнка. Но лишь в XX веке возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену, формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную, и духовную сферы. Именно в эти столетия усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства. На современном этапе психологи трактуют детство как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурными факторами.

Специалистами кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством А.И. Гогеберидзе выделены некоторые характерные для современного ребёнка черты:

  1. Становление гражданской позиции. Современный ребенок любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.
  2. Становление системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, они с уверенностью смотрят в будущее, легко рассуждают о том, где и кем он будет работать, сколько зарабатывать тратить, какая у него будет семья, сколько детей, в каких условиях будет жить и как отдыхать. К старшему дошкольному возрасту дети способны не только принять учебную задачу, но и понять её смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребёнка: научусь читать – буду хорошо учиться в школе – поступлю в институт – получу отличную работу! – буду хорошо жить! Детская деятельность обретает для ребенка всё больше и больше личного смысла.
  3. Проявление позиции активного деятеля. Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой ими деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых,
  4. Направленность современного дошкольника на общение, необходимо признать, что современный ребенок одинок. Ему очень часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется разговаривать и совместно действовать.
  5. Ориентированность современного дошкольника на познание человека и природы. Человек интересен ребёнку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры. Дети любят сравнивать себя и других, играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты и иллюстрации сказочных персонажей, модные журналы с мужчинами и женщинами, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать о нём самые разные вопросы.
  6. Современность, созвучность техническому прогрессу современного дошкольника. Это современный человек, который быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и модных дизайнах одежды и парфюма, магазинах и товарах.

Заметим также, что жизнь ребёнка XXI века не просто очень сильно изменилась, но и тесно связана с возможностями родителей. Можно заметить, что суждения детей о жизни, их предпочтения, интересы зависят от района проживания. Возрастающий интерес ребёнка к человеку и его жажда общения со сверстниками позволяет заключить, что приоритет должен быть отдан личностно-социальной сфере.

Представляется важным задуматься о том, какие задачи воспитания и развития объединили бы детей с разным жизненным опытом и условиями роста, и найти конкретные пути решения этой проблемы.

Литература: 1. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. Монография. [Текст] – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2009. – 521 с. 2. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: стуктурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004, 2-е изд. – 672 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]