Конспект ООД по экологическому воспитанию «Мир комнатных растений» в старшей группе.
Конспект ООД по экологическому воспитанию
«Мир комнатных растений» в старшей группе.
Цель: расширять знания детей о комнатных растениях
Задачи:
- Закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части;
- Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями
- Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей
- Совершенствовать навыки ухода за растениями
- Формировать желание помогать взрослым по уходу за растениями
- Пополнять словарный запас детей (фикус, фиалка, аспидистра, кливия)
- Развивать образное восприятие, воображение, творчество
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями.
Количество детей:
вся группа
Место проведения:
групповая комната ДОУ
Предварительная работа:
рассматривание комнатных растений, рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения», выполнение трудовых поручений
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, слайды с изображением комнатных растений, схемы по теме.
Ход НОД:
В: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу поговорить с вами на очень интересную тему, но для начала отгадайте загадку.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения).
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. А у вас есть они дома? А какие? (ответы)
А у нас в группе они есть? Давайте посмотрим на них. Цветы и зимой и летом оставались зелеными. Может быть цветы не живые, а искусственные? Докажите, что это не так. Какие признаки живого вы знаете? (рост, питание, дыхание).
— Растут ли цветы? Чем и с помощью чего они питаются? (вода, питательные вещества из почвы с помощью корней).
— Дышат: поглощают углекислый газ и выделяют кислород (очищают воздух). Воздух нужен и для корней (рыхление).
— Умеют ли цветы передвигаться? (поворачиваются к солнцу).
— Какие условия необходимы для роста растений? (свет, тепло, влага).
Для хорошего роста растений их необходимо содержать в чистоте. Почему? (Листья цветка должны быть чистыми, чтобы хорошо дышать)
Ребята, вы такие молодцы! Знаете даже больше, чем я.
А может вы еще расскажете, какие части есть у растений?
Дидактическая игра « Покажи и назови части растения»
Воспитатель показывает части растения: корень, стебель, листья, цветок.
В: А сейчас я вам предлагаю побыть маленькими растениями. Садитесь на ковер.
(физкультминутка)
Посажу я зернышко в маленький горшок (садятся на корточки)
Вырастет из зернышка тонкий стебелек (тихо встает, руки вверх)
А потом листочки (руки в стороны, вперед, поочередно)
Подготовка к занятию. На столе воспитателя стоят растения: герань душистая и зональная, комнатный виноград, примула, папоротник. Абутилон в начале занятия убран.
Ход занятия.
Дети сидят на своих местах. Воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы рассмотрим некоторые наши комнатные растения и расскажем о них. Как называются растения, которые стоят на столе? (Дети называют.) Давайте сначала рассмотрим комнатный виноград».
Чтобы облегчить детям описание, о первом растении воспитатель задает вопросы: «Какого размера виноград? На что он похож, на дерево или на кустик? (На кустик, у него несколько длинных стволов.) Какой стебель у винограда, прямой или нет? (Стебель у него не прямой, он вьется вокруг планки.) Правильно. Он так и называется — вьющийся. А чем виноград цепляется за планку? Да, у него есть усики. Какие они, на что похожи? Правильно. На пружинки, ими виноград цепляется за опору. Какие листья у винограда? Расскажи, Рая. (Большие, темно-зеленого цвета, плотные, овальной формы, край листа с зубчиками.) Погладь листочек: какой он? (Гладкий.) Цветет ли виноград? (Нет, у нас он не цвел.)»
Педагог вызывает одного ребенка и просит его рассказать о винограде все, что подметили и рассказали другие дети.
В уголке природы дети с интересом трудятся: готовят землю для посева семян, сажают черенки, ухаживают за посаженными растениями.
После этого рассматривают примулу и папоротник. Воспитатель предлагает детям рассказать об этих растениях так же, как они говорили о комнатном винограде; если кто затрудняется, помогает ему вопросом или предлагает другому ребенку продолжить рассказ.
Далее педагог говорит: «Теперь сравним два растения. Похожи ли примула и папоротник? (Нет, не похожи.) Рассмотрите их внимательно и скажите, чем они не похожи. Какие листья у них? (У примулы листья круглые, не гладкие, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные; молодой листочек папоротника на конце закручен.) Еще раз посмотрите на них внимательно и скажите, чем они похожи. Какие по величине оба растения? (Небольшие.) Какого цвета их листья? (Светло-зеленые.) Правильно, этим они похожи, а чем еще? Виден ли у них стебель? (Нет, и у примулы, и у папоротника стебля не видно.) Значит, оба растения не только отличаются друг от друга, но и чем-то друг на друга похожи».
Затем педагог предлагает рассмотреть два разных растения герани, просит сравнить их и отметить, чем они похожи и чем отличаются. Дети рассказывают.
«Теперь я вам покажу новое растение,— говорит воспитатель и вносит абутилон.— Оно называется комнатный клен. Посмотрите на него внимательно и скажите, почему оно так называется. Правильно, у него листья похожи на листья дерева — клена. Расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассказывают.) Комнатный клен хорошо растет в светлом месте. Как по-вашему, где он должен, стоять у нас в группе? Правильно, вот на этом окне часто бывает солнце, после занятия мы поставим его сюда. Поливать его надо чаще. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду задавать вопросы о растениях, а вы — отвечать. У какого растения самые большие листья? А самые маленькие? Какое из наших растений цветет зимой? А какие из них начали цвести весной? Как у растений разворачиваются листья? У какого растения лист «одет в рубашку»? (У фикуса.) А у какого растения молодой лист сначала свернут в светло-зеленую трубочку, а затем он разворачивается и темнеет? (У дружной семейки.) У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника.) У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани.) У каких из растений ярко-красные цветы? А белые? А розовые? У каких растений большие одиночные цветы, а у каких много маленьких? А теперь сами придумайте вопросы о растениях уголка природы».
Дети учатся задавать подобные вопросы, педагог помогает им, обращая внимание на характерные признаки внешнего вида растения, его размер и др., хвалит тех, кто придумал интересные вопросы, подчеркивает — все вопросы детей говорят о том, что они любят растения и внимательно наблюдают за их ростом и развитием.
В заключение занятия обобщает: «Вы хорошо сегодня занимались, правильно рассказывали о растениях, увидели в них много интересного. Продолжайте и дальше наблюдать за нашими растениями; если кто-либо из вас увидит у них что-то новое, расскажите всем».
В начале года целесообразно предлагать детям для рассматривания и описания более простые растения, затем можно давать и посложнее. В конце некоторых занятий по ознакомлению с растениями используют и такие дидактические игры, как, например, «Угадай по описанию». Воспитатель загадывает какое-то растение, а дети отгадывают. «Растение большое, стебель не виден, листья узкие, плотные, темно-зеленые, гладкие, края листа ровные, цветы похожи на оранжевые колокольчики, они все собраны на одной стрелке,— говорит педагог.— Что это за растение? (Кливия.) А теперь вы загадайте, а я буду отгадывать».
Важно помнить следующее: когда дети учатся описывать растение на занятии, начинать его описание надо с самой заметной части (с цветов), а когда воспитатель во время игры описывает растение, наиболее заметные признаки упоминаются в самом конце описания.
Воспитатель вопросами помогает детям при описании растений отметить характерные признаки каждого из них.
На таких занятиях дети учатся внимательно рассматривать и описывать свои растения. Если в ходе занятия дети не смогут ответить на тот или иной вопрос о растении, педагогу не надо спешить самому на него ответить; следует предложить детям после занятия подумать, о каком растении так говорится, и через некоторое время спросить, догадались ли они, о каком растении был вопрос.
Кроме подобных по построению занятий, можно провести такое, которое полностью отводится дидактической игре, например «Цветочный магазин», где дети упражняются в умении описывать растения и угадывать их по описанию.
Во время рассматривания растений (на занятиях и вне их) воспитателю следует обращать внимание ребят на внешний вид растения, подчеркивая его привлекательность, как оно украшает группу. Например, спросить, какое из растений самое красивое; предложить детям рассказать о нем, отметить, чем оно привлекательно; найти самое красивое растение, рассмотреть, с тем чтобы на следующем занятии нарисовать его, сделать анализ рисунков и отметить, как удалось детям отразить в своих рисунках характерные особенности натуры, спросить, почему герань называется душистой, а бегония — вечноцветущей.
Растения, которые не следует выращивать в детской комнате
Внешний вид некоторых растений может вызывать страх у ребенка
Кроме полезных растений, существует еще масса других декоративных и красивоцветущих комнатных цветов, которые запрещены к выращиванию в помещениях, в которых находятся дети. А запрещенными они считаются в силу своих опасных веществ, находящихся в листве самих горшечных цветов. Отломав листок такого растения и пожевав его, можно получить отравления или нежелательную аллергическую реакцию, которая появится на коже ребенка в виде высыпаний.
Ядовитые растения
Все малыши любят познавать все новое, им интересно: что, как и почему. В некоторых листьях растений содержится ядовитый сок, который может вызвать серьезные отравления и аллергические реакции.
Список ядовитых растений:
- паслен – после цветения на месте коробочек образуются огромные, привлекательные ягоды, которые ядовиты для человека
- алоказия – в листьях содержится синильная кислота и алкалоиды
- олеандр – красивоцветущее растение характеризуется тем, что все вегетативные части содержат ядовитый для человека сок
Вышеназванные растения не рекомендуется выращивать в детских помещениях, а также:
Диффенбахия
Кустовые и высокорослые виды диффенбахии нельзя выращивать не только в детской, но и в учреждениях дошкольного образования
Диффенбахия Считается самым ядовитым комнатным цветком, так как сок листьев очень ядовит. В древние времена рабов заставляли жевать листья диффенбахии с целью, чтобы у них пропал голос, и они ничего не могли сказать.
Ядовитый сок, попадая на кожу, вызывает сильное жжение. А если ребенок еще и потрет рукой глаза – без врачебной помощи нельзя будет обойтись.
Растения, которые могут травмировать детей
Если высокорослые виды сансевиерии запрещены для выращивания в детской и в детских учреждениях, можно порекомендовать обратить внимание на низкорослые разновидности, например, сорт сансевиерии Хани
Многим нравятся обитатели засушливых районов – кактусы и суккуленты. Если для взрослого человека – это прекрасные растения, за которыми не стоит осуществлять пристальный уход, то для детей они могут принести огромный вред, так как имеют в наличие острые колючки.
Кроме кактусов, с осторожностью следует выращивать растения с длинными листьями, например, сансивиерию или «тещин язык». Это, несомненно, полезное растение, однако длинные листья могут сыграть злую шутку. Дело в том, что ребенок, ползая по дому может встать на ноги и дотянуться до растения, стоящего на столе, потянуть за красивый длинный лист и сбросить на себя со стола большой горшок. Во избежание травмирования, не следует выращивать растение в комнате у малыша, тем более, что лист очень острый, им можно пораниться.
Растения, вызывающие страх
Росянка – «страшное» растение для детей. Не дай Бог ребенок увидит так оно проглатывает насекомого. У малыша возникнет непреодолимый страх, что когда-нибудь это растение сможет укусить и его
Не секрет, что детский возраст – это время всяческих представлений и фантазирования. Поэтому с выбором растений нужно быть предельно внимательным. Можно купить совершенно безобидное растение, которое приносит только пользу для здоровья, однако будет отличаться замысловатой листвой, которая может напугать ребенка.
Не рекомендуется покупать в детскую комнату высокие пальмы и лианы. К ним относятся: монстера, драцена, сциндапсус, филодендрон. Названные цветы, после того, как разрастутся, в солнечный день могут отбрасывать страшные тени, в которых дети могут увидеть, благодаря воображению, страшных чудовищ и монстров.
Растения, вызывающие аллергию
Считается, что гортензия с экзотической окраской цветков может вызывать аллергию. Однако, прежде чем выбрасывать этот цветок, нужно проверить, на самом ли деле это так. Ведь не у всех людей растение может вызвать подобную реакцию
Комнатные горшечные цветы, вызывающие раздражение слизистой и кожного покрова:
- гортензия
- азалия
- пеларгония
Назвав список растений, запрещенных для выращивания из-за того, что они вызывают аллергические реакции, нужно сделать оговорку, что данные растения являются полезными для здоровья, поэтому, прежде чем отбросить их в сторону, рекомендуется проверить, есть на них аллергия или нет. Если отсутствуют какие-либо признаки, растения можно выращивать.
А вот азалия считается ядовитым растением, сок которой может вызвать сильную аллергию. Поэтому цветок не рекомендуется.
Мир цветов – прекрасный мир, который не только помогает очистить воздух и улучшить атмосферу дома, благодаря красоте и разнообразию горшечных цветов, можно ввести ребенка в мир прекрасного, показать, как живут, растут и размножаются растения, приучить ребенка к труду. Заботясь о растениях, малыши приобретают навыки ответственности за все живое на Земле. Они учатся тому, что за всем необходим уход и, только труд и упорство помогут сохранить красоту живого мира.