Конспект занятия по развитию речи «Беседа по картине «Поделись игрушкой»


Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Зимние забавы» (составление рассказа по картине)

  • 3 января 2021

Программное содержание:

  1. Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине.
  2. Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
  3. Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.
  4. Развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память.
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», музыкальный центр, DVD диск с музыкой А. Вивальди «Зима», доска, магниты. Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила. И на санках прокатила. (Зима).

Короткая беседа по вопросам:

  • Ребята о чем эта загадка? (О зиме).
  • Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).
  • Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Упражнение «Назови действие» (с мячом).

Воспитатель: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

  • Зимой метель… (метёт).
  • Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
  • Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
  • В лесу зимой голодный волк… (воет).
  • На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
  • Мороз щёки и нос… (щиплет).
  • Зимой вода в реке.… (замерзает).
  • Иней на ветках деревьев… (блестит).
  • Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
  • Деревья зимой… (спят).
  • Под снегом травка зимой… (греется).
  • Зимой насекомые… (прячутся).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы? Продолжим играть.

Игра «Третий лишний».

Воспитатель:Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

  • Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.
  • Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
  • Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.
  • Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.
  • Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.
  • Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки:

Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).

Бегут вперед, задрав носы За ними вслед – две полосы. (Лыжи).

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).

Физминутка.

  • «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
  • Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)
  • Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)
  • Дворник улицу метет, (имитируют)
  • Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
  • Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)
  • Ловко бегам на лыжах, (имитируют)
  • И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

Хорошо зимой – много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Динамическая пауза.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует –ш-ш, снежинки – оседают.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

(Дети ловят мяч, дают ответы воспитателю с уменьшительно-ласкательным суффиксом):

  • Снег – снежок
  • ветер – ветерок
  • звезда – звездочка
  • зима – зимушка
  • елка – елочка
  • снежинка – снежиночка
  • солнце – солнышко
  • снеговик – снеговичок
  • звезда – звездочка.

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»).

Воспитатель: В настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине?

Общение по картине:

  • Какое время года здесь изображено?
  • Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
  • Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).
  • Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).
  • В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.

– Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).

Рассказы детей по картине.

Рефлексия.

– Что мы сегодня делали? Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Автор: Гумерова Резеда Халидовна, воспитатель МБДОУ ДС КВ «Березка» г. Новый Уренгой, Тюменская область.

Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

-помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

— учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

— использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

  1. Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»
  2. Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
  3. Отгадывание загадок о весне.
  4. Повторение перелетных птиц — игра «Улетели – прилетели».
  5. Повторение весенних месяцев – игра «До – между — за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление

.

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

  1. Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет, грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет. В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? ( голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

  1. Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»
  2. Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

  1. Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.

Последовательность работы с картиной в детском саду

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребёнок проявляет большой интерес к картине. Когда мы показываем детям красочную картину с простым понятным содержанием, то даже застенчивые, молчаливые дети вступают в разговор. Картина вызывает активную работу мышления, памяти, речи. Рассматривая картину, ребёнок называет то, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта, рассказывает об этом. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания: следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С помощью картины воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. С какой бы целью воспитатель ни обращался к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства. В зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие друзьям и т. д.

Какие же задачи стоят перед воспитателем на нод с использованием картин?

  • научить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;
  • воспитывать чувства у детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
  • расширять словарный запас детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть и описывать изображенное художником.

Во второй младшей группе

осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста ещё не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. В беседе по картинам вопросы воспитателя – основной приём обучения.

Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой, показывая при этом указкой описываемое место. Для того, чтобы дети лучше поняли содержание картины, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой использует личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине. С помощью вопросов воспитатель переключает внимание детей на картину. Задавая вопросы, обобщая детские ответы, воспитатель не только синтезирует детские впечатления, но и усиливает воздействие картины на малышей.

В младшей группе

особенно важно использовать игровые приемы, например, «Расскажи кукле», «Что мы расскажем кошечке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле, кошечке и т. д. Можно связать её рассказывание с показом игрушки (такой же котёнок, петушок). Это можно сделать в виде инсценировки.

Наряду с основными приёмами-вопросами, можно выделить следующие характерные особенности непосредственно
образовательной деятельности по картине с детьми младших групп:

  • чередование хоровых и индивидуальных ответов;
  • обязательное наличие эмоциональных и игровых приёмов;
  • использование художественного слова.
  • НОД завершается обобщенным рассказом воспитателя.

В средней группе

цель остаётся прежней – учить детей описывать изображенное на картине. Однако уже расширяется объём связных высказываний, формируются навыки самостоятельного описания картины. Рассказывание по картине в средней группе проводится по вопросам и образцу воспитателя. Вопросы должны быть сформированы так, чтобы, отвечая на него, ребёнок учился строить развернутые, связанные высказывания, а не ограничиваться одним — двумя словами. Итак, какие основные этапы такой деятельности, разберем их на примере картины «Кошка с котятами»:

а) вводное слово воспитателя,

б) вопросы по картине,

в) рассказ воспитателя о кошке, описание детьми кошки с помощью воспитателя,

г) рассказ воспитателя об одном котенке.

д) о других котятах рассказывают дети, опираясь на рассказ – образец воспитателя,

е) дети слушают обобщенный рассказ воспитателя по картине.

В старшем возрасте

, когда активность детей возрастает, а речь совершенствуется, проявляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картине.

Здесь воспитатель ставит перед собой цели:

  • воспитать у детей интерес к составлению рассказов по картине,
  • учить правильно понимать её содержание,
  • формировать умение связно, последовательно описывать изображение,
  • расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь.

Вначале проводится подготовка детей к восприятию картины, т. е. вводное слово воспитателя. Проводиться оно может по-разному:

  • детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлению (о времени года, почему мы не слышим пения птиц и т. д.). Дав детям высказаться, педагог говорит, что ответы на все эти вопросы может дать картина, которую она сейчас покажет им.
  • дети слушают музыку (например, перед знакомством с зимним пейзажем – «Зимние грозы» Вивальди).
  • воспитатель читает небольшое поэтическое произведение о зимней природе, загадку.

Затем воспитатель проводит краткую беседу, касающуюся основных моментов сюжета. В конце беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шарик). Здесь он применяет различные методические приемы, учитывая речевые умения детей. В начале года воспитатель может применить приём совместных речевых действий – он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют дети.

Можно рассказывание по картине провести в виде вопросов и указаний. Нацеливая детей на составление рассказов, воспитатель говорит: «Подробно расскажите о том – то и том-то». В
старшем возрасте
воспитателем дается план для составления рассказов по картине. Рассказы детей становятся намного лучше, если воспитатель сообщает им название картины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]