Тема «Путешествие в город Мастеров»
Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
- обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;
- уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;
- формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;
- обсудить вопросы гигиены органов чувств.
Коррекционно -развивающие:
- развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина, перепонка, осязания»;
- развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;
- развивать быстроту мышления, творческое воображение;
- расширять кругозор.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Методы и приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);
- игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра;
- практические (рисование, упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).
Предварительная работа:
- беседа об органах чувств у животных и человека;
- беседа по теме «Профессии разные важны»;
- беседа по теме «Зрение»;
- беседа по теме «Наши руки»;
- чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
- сюжетно ролевая игра «Больница»;
- разучивание комплекса упражнений для глаз;
- цикл образовательных ситуаций по валеологии (органы чувств)
- рассматривание познавательных рисунков;
- разучивание дидактических и подвижных игр.
Здоровье сберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- массаж для спины;
- игры с речевым сопровождением.
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Цель
: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Программное содержание
: — Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности; — Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами; — Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования; — Формировать представления о соли и её свойствах; — Продолжать развивать речь как средство общения. — Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования;
Материал и оборудование:
три вида соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, воронки, цветная соль, баночки для декорирования.
Ход занятия.
Приветствие: В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём, И с гостям поздороваемся! Поудобнее садитесь, Не вертитесь, не крутитесь. Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Отгадав загадку и узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты. Воспитатель загадывает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) Воспитатель: — Соль — незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. -Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей). Показ презентации. Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд). — А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (Слайд) Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд) В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу. (Слайд) Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд) Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд) Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд). Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. (Слайд). Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Слайд). Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. — А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха» У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? ( Не имеет запаха). — Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха. Опыт № 2. «Соль растворяется в воде» — Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая) — Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? (В тёплой воде соль растворилась быстрее). А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). — Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? (Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее). Опыт № 3. «Плавающее яйцо». Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная). Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет). А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло). Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). Опыт № 4. «Соль – чистящее средство». Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бакал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду). Физкультминутка. Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб). Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны). Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния). Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем). Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо). Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи). Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила). Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают). А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в баночки. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки). Для закрепления материала проводится игру «Что мы знаем о соли». (Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).