«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Занятие «Про вулканы» для детей

В арсенале опытных педагогов есть множество способов привить дошкольнику любовь к науке. В их числе – работа в «детской лаборатории», проведение научных экспериментов, простых опытов. Самостоятельно экспериментируя с веществами и наблюдая физические явления, дети не только усваивают знания об окружающем мире. Они учатся мыслить нестандартно, исследовательски, а иногда могут удивить своей логикой.

Одна из интересных для детей тем о природе – вулканы. Удивительный мир этих природных явлений не оставит равнодушным ни одного ребенка. А практический опыт под руководством воспитателя приведет в восторг даже самых пассивных воспитанников.

Аудитория: дошкольники 5-6 лет

Реквизит:

  1. Слайды или плакаты об устройстве вулканов, книги про вулканы для детей, листы для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
  2. Набор для проведения опыта (таз или глубокая чаша, банка или бутылочка, вода, картон, скотч, сода, уксус, средство для мытья посуды, пищевой краситель).

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с загадки про вулкан:

-Я бросаю камни, лаву,

Я – опасный великан!

Знаменит недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан)

— Дети, сегодня мы с вами узнаем много интересного о вулканах, о том, из чего они состоят, как они спят, извергаются, изменяют природу вокруг себя. В нашей лаборатории мы проведем волшебный опыт и увидим, как из вулкана вытекает лава, а в конце занятия нас будет ждать викторина с вопросами про вулканы. Вы любите опыты и викторины? В конце занятия мы с вами еще и поиграем в игру «Вулканологи».

— Что такое вулкан? Может быть, кто – то уже знает?

Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки выливаются на поверхность земли.

— Откуда взялось такое название – Вулкан? У древнего народа – римлян – был Бог огня по имени Вулкан и жил он на острове Вулькано в стране, которая называется в настоящее время Италия. Бог Вулкан повелевал огнем и молниями, помогал кузнецам с помощью огня изготавливать предметы из железа.

Здесь воспитатель обращает внимание дошкольников на слайды или плакаты об устройстве вулканов.

— Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У нее есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он расположен на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма.

— Почему извергаются вулканы? Магма накапливается в пещере, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной.

Физминутка «Извержение вулкана»

— Давайте с вами изобразим как извергается вулкан! Сядем все на корточки или на пол. Мы – магма в подземной пещере. Теперь начнем закипать и бурлить. Будем плескать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь пусть наш вулкан вырывается через жерло наружу. Дети подскакивают и тянут руки вверх. Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.

Интересные факты о вулканах

— А теперь интересные факты о вулканах. Они бывают активные и спящие (потухшие). Активные вулканы – это те, которые извергались за последние 10 тысяч лет, и еще могут проснуться и извергать лаву. Спящие вулканы уже никогда не проснутся. Все вулканы изучают ученые – вулканологи, именно они делают прогнозы, что же будет дальше, извергнется вулкан или будет спать.

— Самый большой вулкан на планете, если считать высоту от уровня моря, – Охос-дель-Саладо. Его высота – 6887 метров. Он находится в Южной Америке и считается спящим, потухшим.

— Самый опасный вулкан расположен в Мексике, он называется Попокатепетль. Сможете повторить это слово? Вулканологи ждут, что он когда–нибудь проснется и извергнет лаву. Попокатепетль может погубить много людей.

— На Канарских островах есть вулкан, на котором построили ресторан, и прямо на огне вулкана люди готовят пищу! Поджаривают шашлык, рыбку и угощают гостей!

А теперь давайте попробуем сами устроить извержение вулкана!

Опыт в детской лаборатории

Воспитатель изготавливает макет вулкана заранее до занятия или в ходе занятия вместе с детьми.

На стол ставят таз или поддон. Это будет остров. Картон надо свернуть конусом, шов заклеить скотчем либо клеем. Кончик конуса – кратер срезать ножницами. Конус можно обмазать пластилином, так он будет похож на настоящий вулкан. На дно таза под конус надо поставить бутылочку, в нее всыпать столовую ложку соды, влить средство для мытья посуды (25 мл). Вокруг горы в таз можно насыпать камешки, песок, расставить фигурки животных. Так картина будет более реалистичной.

В кружечке развести пищевой краситель (можно красного или оранжевого цвета) с водой и вылить все в бутылочку под вулканом к другим ингредиентам. Так будет готова магма.

А теперь самое главное: вливаем в жерло вулкана уксус и наблюдаем извержение!

Здесь воспитателю надо быть внимательным, важно не пролить уксус мимо и не допустить, чтобы дети надышались этой жидкостью.

Смешиваясь с содой и средством для мытья посуды в бутылочке в основании вулкана, уксус создаст обильную пену из жерла, которая потечет по склону горы.

Если досыпать соду и доливать уксус, то извержение вулкана можно несколько раз повторить. Детям, несомненно, понравится зрелищный опыт.

После опыта желательно проветрить помещение.

Викторина

Викторина поможет маленьким исследователям закрепить полученные знания. Вопросы:

— Откуда взялось название «вулкан»?

— Каким ремесленникам помогал бог огня?

— Как называется горячее вещество в пещере под вулканом?

— Как называется длинное отверстие в вулкане, по которому поднимается магма?

— Что такое кратер?

— Во что превращается магма, которая вытекает из жерла вулкана?

— Какие бывают вулканы?

— Кто такие вулканологи?

— Как называется самый большой вулкан на планете? Такое трудное слово…

— Как называется самый опасный вулкан?

Игра «Вулканологи»

Самых активных участников викторины можно назначить учеными – вулканологами. Пусть это будут девочка и мальчик.

Теперь нужно выбрать 3 — 4 сильных мальчика, которые крепко возьмутся за руки и образуют жерло вулкана. Их задача – удерживать свои руки несмотря ни на что и не разрывать круг.

Вулканологам надо наполнить вулкан магмой. Для этого они зовут остальных участников в жерло. Девочка – вулканолог берет за ручки других девочек, приводит в круг – жерло вулкана. А мальчик – вулканолог приводит мальчиков, «вталкивая» их в жерло.

Круг – жерло стоит крепко, не разжимая руки. Детям будет очень весело залазить в круг и толпиться там, вулкан в это время уже бурлит, готовясь к взрыву.

Всех, кто не влез в жерло, можно назвать динозавриками, они бродят вокруг вулкана. Как только жерло переполнилось, вошли в круг все, кто смог, магма разорвала жерло – вулкан извергнулся, дети выскочили или вывалились на пол из круга. Это так весело!

Может быть теперь вулканологи сами выберут себе по помощнику и будут жерлом?

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассматривать книги про вулканы для детей с иллюстрациями. На основании полученных знаний дети могут сами нарисовать вулкан, процесс его извержения, воспользовавшись листами бумаги, красками, фломастерами, карандашами.

Так из рисунков в детском саду получится почти настоящая научно – познавательная выставка про вулканы для детей.

Все для развития ребенка

Предлагаем провести незабываемый опыт для детей «Извержение вулкана», который легко сделать своими руками в домашних условиях. Химический эксперимент, особенно, будет интересен дошкольникам и детям младших классов.

Вы можете приобрести готовый набор для опыта (на Озон: активируйте промокод на скидку OZONBDJ91B, на My-shop.ru) или изготовить вулкан из доступных материалов, которые есть в каждом доме. Рассмотрим два эксперимента.

Внимание! Все химические опыты проводятся под строгим наблюдением взрослых!

Вулкан из солёного теста

Необходимые материалы:
  • солёное тесто (рецепт тут) ;
  • фольга;
  • пластиковая бутылка;
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • средство для мытья посуды;
  • пищевой краситель (по желанию);
  • противень с высокими бортиками или контейнер.
Как делать

Источник: jugglingwithkids.com

Разрежьте пластиковую бутылку пополам.

Разместите верхнюю часть от бутылки на подносе горлышком вверх. Нарежьте полосы из фольги, оберните вокруг бутылки и создайте форму вулкана.

Приготовьте соленое тесто, раскатайте, разделите на три части и аккуратно выложите поверх фольги.

Для реалистичности раскрасьте жерло вулкана красным пищевым красителем.

Как проводить опыт

Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды.

Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!

РЕКОМЕНДУЕМ

Красочный вулкан из соды и уксуса

Необходимые материалы:
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • вода;
  • жидкость для мытья посуды;
  • жидкая акварель или разбавленные пищевые красители.
Как делать

Источник: funathomewithkids.com

Для того чтобы сделать массу для лепки вулкана, возьмите один стакан пищевой соды и смешайте с тремя столовыми ложками воды. Для создания вулкана как на фото вам понадобится 6 стаканов соды. Вы можете сделать вулкан меньшего или большего размера.

Тщательно смешайте соду с водой и сформируйте вулкан. Правильная масса для лепки должна хорошо держать форму. Дайте высохнуть в течении нескольких часов.

Далее предложите ребенку раскрасить вулкан при помощи пипетки и жидкой акварели.

Как проводить опыт

Разместите вулкан в контейнере или другой емкости с бортиками. Положите столовую ложку средства для мытья посуды в середину вулкана и добавьте немного уксуса. Реакция не заставит долго ждать — из жерла вулкана с шипением потечет густая пена. Извергающийся вулкан — очень увлекательное зрелище!

Книги с опытами и экспериментами для детей

(Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

  • опыты,
  • рисование

Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная). Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы Цель: развитие познавательных интересов. Задачи: Познание: — обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; -расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; расширить представления о природном явлении – вулкане. -развивать активность, инициативность и самостоятельность в процессе выполнения опытов.. Коммуникация: -расширить словарный запас на основе формирующихся у детей разнообразных представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; — активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д. Социализация: -воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира; -создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. -поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; -формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками; Здоровье: — укреплять здоровье детей; -формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Проблемный вопрос: Что такое вулкан? Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора. 2. Вулкан- это обычная гора. Оборудование и материалы: Экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды), уксус, посылочный ящик, макеты вулканов, материал для рисования, рисунки, магнитофон с аудиозаписью музыки. Предварительная работа: -Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев. — Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов. — Беседы о видах вулканов. — Изготовление макета вулкана. Ход совместной деятельности взрослого с детьми: 1. Снятие психоэмоционального напряжения. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки. А теперь, Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем, Что будет потом, мы не знаем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете. Глаза открываем, здравствуйте, дети! 2. Мотивация к деятельности. Ребята, сегодня почтальон принес посылку от детей и воспитателей из детского сада «Сказка». Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит. (в посылке лежит пемза и рисунки) Ребята, вы знаете, что это какое? Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей) Послушайте, что пишут ребята: «Дорогие дети! Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку. Он огромный, он могучий, Он бывает выше тучи. Басом может он смеяться, Кашей огненной плеваться. Старый добрый великан – Это дедушка … (вулкан) Да, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана». 3. Организация продуктивной деятельности. Присаживайтесь на стульчики перед монитором. (Показ презентации о вулканах « Огнедышащие горы») В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Захотел вулкан чихнуть – Поднялось давление. Через жерло лава в путь Пустилась в приключение. Пронеслась по жерлу вверх, Прорвалась наружу, С шумом, треском из прорех Разлилась! О, ужас! Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. (Слайд № 3) Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4) Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей) Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5) Вулкан спит, лишь изредка покуривает, выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей) Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»? (Ответы детей) Физкультминутка. Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились. И еще раз повторили.( Наклоны в стороны.) Приседаем мы по счету, Раз, два, три, четыре, пять. Это нужная работа- Мышцы ног тренировать. (Приседания.) А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью). Послушайте интересную легенду ( звучит спокойная музыка) . «Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» — со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места». Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы! Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? Дети: Похож на пирамиду, конус. Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Дети: На большую яму, воронку. Воспитатель: Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана? Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. А сейчас вы можете понаблюдать извержение вулкана. Презентация видеоматериала со звуковым сопровождением «Извержение вулкана» Выше, чем гуляют тучи, Поднимаются вулканы, Величавы и могучи, Словно в сказке великаны. 4. Самостоятельная деятельность. Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана. Давайте пройдем в уголок юного исследователя. (Дети проходят к столикам для опытов) Опыт 1. Ребята, а вы помните про посылку. Что там было? (Ответы) Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке. Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы) В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы) В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? (Ответы детей) Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт) Какое открытие мы сделали? (Ответы детей) Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Пальчиковая игра «Паучок» (Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.) Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, («Паучки» ползают по голове.) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. Опыт 2. Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы) (Подходят к макету вулкана) Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Игра в повелителей вулкана началась! Внутрь «вулкана» мы наливаем смесь (воспитатель выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. А дальше…Слегка разведенный водой уксус осторожно (это могут делать только взрослые) вливаем в «вулкан». И наш вулкан проснулся! Вулканы начали «вулканить» — Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать – Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул – И на десятки лет уснул. Пройдут века… И вновь вулкан проснется, И лава из нутра его польется. А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим. 5. Ребята, у меня для вас необычное задание. Дети из другого детского сада приготовили для вас загадку. Они начали рисовать действующие вулканы, но не закончили свои рисунки. Предлагают вам дорисовать. Вы согласны закончить рисунки? (Ответы детей) Приглашаю вас в творческую мастерскую. Выбирайте себе рисунки, садитесь за столы и дорисовывайте вулканы. (Звучит музыка, дети рисуют) Предлагаю вам вечером устроить выставку «Неизведанная планета. Вулканы». 6. Подведение итогов Ребята, вам понравилась наша встреча? (Ответы) Что запомнилось больше всего? (Ответы) Ребята, если вы заинтересовались вулканами, в детских энциклопедиях вместе со своим воспитателем вы можете прочитать, люди какой профессии занимаются изучением вулканов, как исследуют их, чтобы предупредить людей о возможном извержении вулканов. А еще вы можете узнать о детях вулканов — гейзерах! Спасибо всем за работу! Вы – очень способные и замечательные! 7.Сюрпризный момент А сейчас для вас сюрприз! У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного цвета) Использованная литература: 1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. 2. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997. 3. Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010. 4. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011. 5. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011. 6. Ресурсы Интернет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]