Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Педагогический совет «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Методические разработки

Довгаль Ирина Валерьевна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Москва 2015

Цель:

  • систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
  • повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
  • формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей родной страны.

Предварительная работа:

  1. Проведение оперативного контроля «Организация работы по патриотическому воспитанию».
  2. Проведение консультации «Патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Проведение семинара-практикума «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  4. Оформление тематической выставки «Патриотическое воспитание» (опыт работы, литература, методические разработки).

Ход педсовета:

1. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.

Этапы патриотического воспитания:

  • предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
  • художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
  • когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
  • эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.

Средства патриотического воспитания:

  • окружающая мезосреда;
  • художественная литература и искусство;
  • народный фольклор;
  • практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту):

  • повышение познавательной активности;
  • эмоциональность восприятия;
  • корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
  • координация разных видов деятельности.

Формы патриотического воспитания:

  • создание развивающей среды;
  • тематические занятия;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т.п.).

Задачи патриотического воспитания:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.

2. Воспитание в детях любви к Родине (выступление воспитателей).

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.

Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:

  1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
  2. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.
Следующая >

Пед.совет»«Патриотического воспитания в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО»

Пед.совет

«Патриотического воспитания в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО»

подготовила:

Эппингер Н.С,

Цель:

Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания.

План работы:

1. «Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации».

2. «Музыка и патриотическое воспитание дошкольников».

3. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС

4. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры».

5. Дискуссия на тему «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».

6.

Ход педагогического совета:

I. «Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации».

В современном мире все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «милосердие». Поэтому воспитание любви к родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям, семье, родственникам, своему дому, улице, городу, стране.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, это любовь к земле, где родился и вырос, и эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию у детей патриотических чувств.

Еще советский поэт и публицист Илья Григорьевич Эренбург в свое время писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине — родному городу, родной природе, селу, краю». А русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал следующее: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольной образовательной организации.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необ­ходимо взять следующие документы:

— Конституция Российской Федерации.

— Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

— Федеральный закон «Об увековечении Победы совет­ского народа в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

— Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»» от 5 апреля 2013 г.

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

— Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач. Вот некоторые из них.

1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам.

3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, ко всему живому.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

5. Воспитывать уважение к труду.

6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

7. Актуализировать знания детей о символах государства (герб, флаг, гимн) и т.д.

Данные задачи должны решаться в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно-образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, а также в проектной деятельности.

Работа по патриотическому воспитанию также должна реализовываться и через интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно — эстетическое развитие», «физическое развитие».

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Система патриотического воспитания может реализоваться через следующие формы
работы
:

— создание развивающей предметно-пространственной среды по гражданско–патриотическому воспитанию. Это центры патриотического воспитания, в которых согласно требованиям и возрастным особенностям должен быть представлен необходимый материал и пособия;

— проведение НОД по данной тематике. Важно, чтобы эти занятия повышали мыслительную активность. Этому помогает прием сравнения «раньше и теперь», вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей. Отсюда следующая форма работы —

— взаимодействие с семьями воспитанников, где на конкретных фактах и примерах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников ВОВ, их подвигах) необходимо прививать детям уважение к героям, чувство долга перед Родиной, любовь к Отечеству и т.д. При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому развитию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю. Большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры;

— взаимодействие с социумом (экскурсии с воспитателями по городу, району, в музей, выставочный зал, к памятникам и т.д.).

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду построена по следующей схеме:

Идти надо от близкого к далекому. Педагог постепенно подводит ребенка к пониманию того, что у каждого человека есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация).

И задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны и интересны, и факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными. Педагог должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

Итак, говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

2.«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. Народную музыку необходимо включать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечений.

В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Включение устного фольклора: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

3.Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС.

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки. Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся:

— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, дет-скому саду, города);

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и воспитание уважительного отношения к человеку — труженику и результатам ею труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам.

Методы воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе — развитие национальных черт и качеств молодого поколения.

Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных особенностей.

Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявлений любви к Родине. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Для того, чтобы определить специфику процесса формирования у детей любви к Родине, есть необходимость определиться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его рождение, источники (на основе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной

основы не может появиться это сложное интегральное чувство). Действительно, если патриотизм — это чувство приязни, преданности, ответственности и т.д. к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо научить быть дружелюбным (к чему-либо, быть ответственным в его малых делах, поступках). Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, прививать любовь к труду. Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине необходимо считать накопление ребенком социального опыта проживания в своем Отечестве и усвоение устоявшихся норм поведения, взаимоотношений.

Патриотическое чувство по природе своей многогранно. Оно объединяет все стороны личности: моральную, трудовой, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно-диагностическую функцию.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:

1) отношение к природе родного края, родной страны;

2) отношение к людям, которые живут в родной стране;

3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4) отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию

личности ребенка при условии учета особенностей развития детей. Невозможно говорить о воспитании, любви к Родине без получения детям определенных знаний о ней.

Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях.

Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.

Такая схема содержания знаний о родной стране, на основе которых возможно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.

Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по логике

«от близкого к далекому» — от любви к родителям (точнее родному дому), к улице,

городу, любви к родной стране. Необходимо задуматься, действительно ли этот

«территориальный подход» эффективен в воспитании такого сложного и

многогранного социального чувства, как любовь к Родине. Очевидно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и составляющих итоге патриотизм: дружба, верность, чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен.

У дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к родному дому, желание беречь, делать лучше. Важно, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности – это способствует укреплению «чувства семьи».

4. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры».

7. Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурно-спортивных праздников, развлечений и подвижных игр. Так как, физическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, с воспитанием в духе патриотизма.

8. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагоги нашего дошкольного учреждения поставили перед собой ряд задач, в результате их решения, у детей формируются способности проявлять разумную смелость, решительность, уверенности в своих силах. Созданы условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развитие у детей терпение и выносливость, а так же для проявления положительных эмоций.

9. Подбирать физические упражнения следует соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей.

10. В ДОУ сложилась система работы по данному направлению. Для формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста мы используем различные формы и методы работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.

11. Проводятся игры в «Зарницу», «военных», спортивные праздники, посвященные дню Российской армии. По данному направлению работа ведётся как интеграция различных видов деятельности детей. Центром такой работы являются праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы — «Будем в Армии служить!» и «День Победы» оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.

12. Подобные мероприятия вызывают симпатию к военным и желание подражать им. Дети хотят быть похожими на защитников Родины, стараются быть выносливыми, смелыми, упорными выполняя то или иное задание в игре. Отрадно что, у ребят присутствует качество – готовности всегда прийти на помощь товарищу.

Конечно же, спортивные досуги проходят с обязательным участием родителей. Ведь когда мамы, папы рядом с детьми демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем. Это создает положительный эмоциональный настрой, дарит огромную радость, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

13. Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно такие мероприятия, как «Весёлые старты», «Юные пожарные», «Мы будущие космонавты» являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.

14. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Особенность народных игр в том, что взрослые не навязчиво, но целенаправленно вводят детей в мир народной культуры. На основе народных игр нами разработаны сценарии таких праздников как «Богатырские забавы», «Широкая Масленица», «Ярмарка народных игр». У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

15. Само по себе патриотическое чувство не появляется у людей. Это достижение продолжительного целенаправленного воспитательного влияния на человека, начиная с самого раннего возраста. Мы надеемся, что благодаря совместной работе педагогического коллектива формируется модель выпускника – физически развитая личность с ценными, нравственными качествами и потребностью в здоровом образе жизни обладающая творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

5.Дискуссия на тему «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».

Воспитателям предлагается разбиться на четыре команды по 2-3 человека.

Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.

Педагогические ситуации.

1. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»

Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»

2. На кануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.

На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.

Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»

3. На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).

Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.

4. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»

Вопросы для дискуссии:

1. Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?

2. Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

3. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?

4. Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?

5. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

«Мозговой штурм»

(нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)

Цель:

уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

— повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотического воспитания;

— обобщить знания педагогов о целях, задачах и средствах, с помощью которых определяется нравственно – патриотическое воспитание дошкольников;

— развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;

— способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Ход игры.

Ведущий.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам принять участие в игре мозгового штурма.

«Мозговая разминка».

Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ?
(Образовательная программа ДОУ).
1. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).

2. Земля, где ты родился? (Родина).

3. Древнее название России? (Русь).

4. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

5. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

6. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).

7. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

8. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

9. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).

10. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

11. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).

12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

13. Официальная эмблема государства? (Герб).

14. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).

«Педагогическая эрудиция».

1. Объясните понятие.

Нравственно – патриотическое воспитание – это ….

2. Перечислите задачи нравственно – патриотического воспитания:

3. Цель нравственно – патриотического воспитания:

2. Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу, учитывая следующие принципы:

«Мозговая атака».

Герб

Гимн

Россия

Честь

Родина

Москва

Война

Победа

Рефлексия «Всё в наших руках»

Ведущий.

У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!

Хотелось бы добавить в качестве рекомендаций чтобы в ваших центрах

патриотического воспитания появились материалы приуроченные к 300-летию Кузбасса, такие как

— памятные места нашей области

— города юбиляры

-природа и животные Кузбасса и т.д

А также материалы связанные с 75 -летием Великой Победы и юбилеем нашего родного города Киселевска.

Уважаемые коллеги , спасибо за ваше внимание, надеемся что наш педагогический совет был для вас полезен.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ /под ред. Л. А. Кондрыкинской. — Москва: ТЦ Сфера, 2006.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/авт.-сост. В.И. Натарова и др. — Воронеж: Учитель, 2005.

3. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. /под ред. М.Д. Маханевой. – Москва: ТЦ Сфера, 2009.

4. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников: Пособие для воспитателей ДОУ. – Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5. https://nsportal.ru

6. https://zanimatika.narod.ru

Нравственно – патриотическое воспитание

в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное населени

Задачи нравственно- патриотического воспитания

: Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа, заинтересованности народными промыслами и традициями. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье. Расширение знаний ребенка о городах республики. Воспитание любви и уважительного отношения к труду Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека Знакомство с государственными символами – гербом, флагом, гимном Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов Развитие чувства гордости за достижения родины Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Цель нравственно

— патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству « Малой Родине», воспитать патриотов своего края, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

— «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

-непрерывность и преемственность педагогического процесса;

— дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

-деятельностный подход;

-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

-создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

-обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

-последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

-тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Скачано с www.znanio.ru

Педсовет на тему: «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Доброта должна стать таким же

обычным состоянием человека,

как мышление. Она должна

войти в привычку».

В.Г. Сухомлинский

Наверное не раз приходилось вам слышать такую фразу, как «По доброте душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас счастливее и добрее.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад в плохо?

Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

Дети по своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

Мы создали картотеку «Вежливые сказки», в которых герои- это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.

В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

В повседневной жизни группы мы часто используем добрые стихотворения, четверостишья, такие как «это ты, а это я, ты хороший у меня, мой подарок дорогой, и не нужен мне другой!» Укладывая ребенка спать, проговариваем потешки и прибаутки, их же мы используем при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру.

С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Список литературы:

Дошкольное воспитание № 09.2007

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]