Патриотическое воспитание — неотъемлемая часть социально-нравственного воспитания подрастающего поколения и становления гармонично развитой личности. Именно поэтому новая образовательная система в Российской Федерации ориентирована на воспитание достойного гражданина и патриота с раннего возраста.
Занятия, посвященные патриотической тематике, входят в число обязательных как в частных, так и в государственных детских дошкольных учреждениях. О главных целях и задачах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольников расскажем в статье.
Главная цель патриотического воспитания детей в ДОУ
Основная цель нравственно-патриотического воспитания в детских образовательных учреждениях всех типов — формирование и развитие у детей патриотических чувств: любви к своей стране, родному краю, их природным богатствам, культуре, истории, моральным ценностям, национальным и семейным традициям, людям. В процессе взросления и накопления знаний о Родине, жизни общества, природе и труде людей эти чувства формируются у подрастающих детей ступень за ступенью.
Конспект урока по патриотическому воспитанию
ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятия с учащимися по патриотическому воспитанию
ТЕМА УРОКА:
«Патриотизм и верность воинскому долгу».
Учебные цели:
обучения
– формирование системы знаний, умений и навыков, а также новых понятий на определенном этапе изучаемой темы;
воспитания
– формирование интересов к содержанию урока и необходимых качеств;
развития
– формирование умений проблемного учения, а также и видеть проблему в системе изучения;
Тип урока
: урок – изучение нового материала.
Вид урока
: урок – рассказ с элементами беседы.
Методы обучения
: диалогическое изложение.
Метод преподавания
: информационно-сообщающий, побуждающий.
Метод учения
: репродуктивный.
Метод воспитания
: выразительное изложение, прямое воздействие.
Материальное обеспечение
: компьютер, мульти-медио-аппаратура.
Ход занятия
Сегодня наша Родина переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Процесс реформирования общества идет непросто. К сожалению, он сопровождается экономическим и социальным кризисом. Начавшаяся военная реформа осуществляется в условиях негативных процессов в духовной сфере общества (безверие, потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров), ограниченных материальных И финансовых возможностей государства.
В этих условиях каждому гражданину, каждому призывнику, встающему в армейский и флотский строй, особенно необходимо хранить и укреплять чувство любви к своему Отечеству, национальные гордость и самосознание.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Во все времена о Родине поэты слагали лучшие стихи и песни. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. Ее именем освящают славные дела рабочие и крестьяне, врачи и учителя… С именем Отчизны в сердце и на устах шли ее лучшие граждане в бой с врагами, совершали беспримерные героические подвиги. А если нужно было — за любимую Родину, за ее честь и независимость они отдавали самое дорогое, что есть у человека, — жизнь.
Ребята, так
Что же такое Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия?
Марина, Алмаз
Родина — это
исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Отечество — синоним понятия «Родина».
Антон Николаевич Толстой писал: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер. Это цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории».
Понятие «Родина» включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющий ее народ, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.
Органическая связь человека с Родиной предполагает сознательное и эмоциональное отношение к ней. Так, привязанность к привычному имеется и у животных. Но человек осознает свою привязанность, свои чувства к Родине. Он воспринимает ее не только сердцем, но и умом. Он гордится своим Отечеством.
Ребята, посмотрите, на рисунок и ответе пожалуйста , что вы здесь видите….
Условно различают большую и малую Родину. Большая Родина
— это страна, где человек родился, вырос, живет. Она включает малую Родину.
Малая Родина
— это место (село, город) становления человека как личности. Это место, которое навсегда остается в нашей душе и куда мы будем всю жизнь возвращаться, хотя бы в воспоминаниях.
Осознание своей Родины, чувство любви к ней возникают не сразу. И у каждого по-своему. Одно несомненно — с первым глотком материнского молока начинает зарождаться это объединяющее нас чувство. Вначале, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознает свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин, так формируется патриот.
Ребята, подскажите, что это такое патриотизм
Патриотизм (от греческого раtris
— родина, отечество) — это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.
Каждый призывник должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это
—
целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.
Патриотизм — это и естественное волнение, переживание за успехи и горечи
Отечества, его победы и поражения.
Следует подчеркнуть, что любовь к Родине и служение ей может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, художника или военного. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но у каждого это будет выражаться по-своему.
Ребята, подскажите, что означает – воинский долг
У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, храбрости и героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Для военных людей понятия «патриотизм» и «воинский долг», «подвиг» неразрывно взаимосвязаны, по сути дела являются синонимами.
.
Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его
Родина.
И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.
В блокноте, найденном в фашистском концлагере Заксенхаузен, были такие строки:
Что ж, и смертной тревогой опутан,
Не мечтая о лучшей судьбе,
Я до самой последней минуты
Буду верен, Отчизна, тебе.
Только горячо любящий Родину и мужественный человек мог так думать в аду за колючей проволокой. Мы уже никогда не узнаем, кто написал эти строки. Но благодаря именно таким людям, патриотам в самом высоком смысле этого слова, мы победили и будем побеждать.
Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться.
Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. Патриотом, как и настоящим человеком, надо стать.
Необходимо вырасти до этого уровня!
НЕЗЫБЛЕМОЕ ПРАВИЛО СОЛДАТА (МАТРОСА)
Из какой бы республики, края, области ни был призван юноша, он ответственен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за наше Отечество. А безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.
Не случайно легендарный А.А. Брусилов утверждал: «Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».
Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и прежде всего
—
в верности своему конституционному, воинскому долгу.
Что означает понятие «воинский долг»? На чем оно основывается? Как и в чем проявляется в процессе военной службы? Осмысление этих вопросов каждым призывником является чрезвычайно важным и необходимым.
В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Человек живет в обществе и не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребностей он пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшимися, проверенными веками нормами и правилами. Часть нз них общество силой государственной власти возводит в ранг законов.
Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и, хотя не облачены в форму государственных правовых документов, они не менее значимы. Это — так называемые
нормы морали и нравственности.
Правовые и моральные нормы теснейшим образом взаимосвязаны.
Подытоживая сказанное, отметим, что долг —
это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязанности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товарищеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга.
Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.
Воинский долг
—
это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.
Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных Сил.
Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной, и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно — с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.
Ребята,
Каждому военнослужащему важно понять, что
воинский долг
— не пожелание, а
непременное требование российского общества.
Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», *нежелаю», «небуду». Свое «хочу «или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.
Воинский долг, в сравнении с другими видами общественного долга, включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных Сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.
Ребята,
По-человечески просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И.Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу, … нанести врагу как можно больший урон».
Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу. По-другому быть не может.|
Ребята, что связывает этих людей на экране
Эти слова для каждого призывника, каждого воина должны быть руководством в службе.
Испокон веков о человеке судят не потому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий .
Ребята,
Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу?
Ваше мнения .. ..
Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе
«О статусе военнослужащих» (1998 г.).
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, отмечается в законе, составляют существо воинского долга,
который обязывает военнослужащих:
— быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
— строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
—- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
— быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
* * *
Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь. В знаменитом телефильме «Семнадцать мгновений весны» звучит песня »
( звучит песня)
на стихи Роберта Рождественского «Мгновения ». Там есть замечательные, очень точные слова: «А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего». Это главное.
______________________ А.П. Аширов
Задачи патриотического воспитания детей в ДОУ
Задачи патриотического воспитания в ДОУ довольно многогранны. Они расширяются и усложняются по мере взросления дошкольников, развития их мышления, а также постепенного формирования правильного отношения к окружающей действительности, родным и незнакомым людям, нравственных чувств.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду:
- Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
- Сформировать представление о главных символах России: Государственном гербе, Государственном гимне, Государственном флаге; научить понимать смысл основных элементов государственной символики.
- Постепенно расширять знания дошкольников о Москве — главном городе Российской Федерации, о главных достопримечательностях и памятных местах столицы.
- Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного города / села / поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях, о местах боевой славы, о природе и людях.
- Привить навыки общественно-полезного труда; сформировать представление о труде как о важной для каждого человека духовной ценности; поощрять стремления детей быть полезными, помогать другим людям.
- Воспитывать уважение к родителям и другим родственникам, пробуждать интерес к семейным традициям и моральным ценностям, истории семьи.
- Знакомить с особенностями национальной культуры и традиций на основе произведений художественной литературы и искусства, фольклора, творчества народных мастеров.
- Сформировать у дошкольников понятия о главных общегосударственных праздниках.
- Рассказывать о Российской армии, о воинах, охраняющих Родину, о военных профессиях (летчиках, пограничниках, танкистах, моряках), о боевой технике.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших за Родину бойцов.
- Развивать гражданско-патриотические чувства, интерес к происходящим в стране событиям, к исторически значимым датам.
- Формировать у воспитанников чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства; формировать понимание значимости труда на благо Родины.
- Привить уважение к людям, прославившим Россию: военным героям, космонавтам, ученым, писателям, художникам.
- Интернациональное воспитание. Формирование у дошкольников интереса и дружелюбия к людям, живущим в других странах.
Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме. Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные.
Средства развития у детей патриотических чувств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство, экскурсии по родному городу /поселку / селу, увлекательные игры, творчество, посильный совместный труд, подготовка к праздникам.
Конспект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств , к которым относится и чувство патриотизма.
Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольников. В нашем дошкольном учреждении сложилась система работы в этом направлении. Педагогический коллектив ставит перед собой такие задачи:
Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями, так как воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня не повторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» . Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда . К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: «позитивный Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения . Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей . Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Дети-наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, мир, Отечество. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями . «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
Литература.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика. 2005. №2.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.
Ветохина А.Я. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.-СПБ: Детство-Пресс,2013.
Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России. –М.: Аркти, 2003.
Дозорова М.А. «Семья»- М.:Аркти,2008.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? — М.: Сфера, 2004.
Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Сфера, 2009.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.-М., 1987.
Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольника
Патриотический уголок в детском саду, краткое описание
Хорошее подспорье для комплексной реализации задач нравственно-патриотического воспитания в детском саду — красочный, информативный, привлекающий внимание детей патриотический уголок в группе. Его можно оформить, а затем обновлять и дополнять новыми материалами совместно с дошкольниками и их родителями. Согласно ФГОС, патриотический уголок в дошкольном учреждении должен включать шесть разделов.
Основные тематические блоки патриотического уголка в детском саду:
- «Государство» — центральный блок патриотического уголка. Здесь на видном месте размещают: фотопортрет Президента, изображения Государственного герба, Государственного флага, текст Государственного гимна, географическую карту страны.
- «Родной край». Иллюстрации природного и растительного мира России и местности, в которой проживают дети. Символика родного края. Карты местности. Фото знаменитых соотечественников, героев Великой Отечественной войны. Тематические папки, знакомящие воспитанников с достижениями и славной историей родного края.
- «Семейные традиции». Фото, детские рисунки и аппликации, посвященные теме семьи, работе родителей, совместным семейным путешествиям, традициям и праздникам. Генеалогические древа семей, изображенные детьми.
- «Народное творчество и культура». Куклы в национальных костюмах. Макеты крестьянских изб. Предметы старинного быта. Образцы народного творчества: художественной росписи, вышивки, гончарного искусства и других народных ремесел. Альбомы с фото и репродукциями.
- «Малая родина». Фото, открытки, плакаты с изображением улиц родного города / поселка / деревни, детского сада. Географическая карта населенного пункта, в котором живут воспитанники. Рисунки на тему труда, красоты родной природы, городских праздников, значимых для родного края событий. Портреты земляков, прославивших малую родину.
- «Литература». Художественные произведения, брошюры, папки с наглядными материалами нравственно-патриотической тематики.
Варианты оформления патриотических уголков в ДОУ:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшей группы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с элементами тренинга эмоционально-личностного роста для детей старшего дошкольного возраста «Всемирный день городов»
Цель: продолжать знакомить детей с городами мира,закрепить знания детей про родной край, город и домашний адрес, создавать условия для становления основ патриотического сознания детей, развивать инициативу и творческие способности детей, формировать навыки межличностного общения и сотрудничества в детском коллективе.
Ход занятия Дети проходят под музыку в психологическую комнату.
Психолог: Ребята, я очень рада вас приветствовать в своей комнате
Упражнение «Приветствие». Дети прикасаясь, друг к другу ладошками смотрят в глаза и произносят: Добрый день, Маша!(улыбнуться и кивнуть головой).Далее по очереди все присутствующие приветствуют друг друга. Добрый день, солнце (все поднимают руки вверх) Добрый день, земля, (все опускают руки вниз) Добрый день, деревья (все поднимают руки вверх) Добрый день, речка, (все вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения) Добрый день, птицы, (все поднимают руки вверх и машут ладошками) Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, берутся за руки) А теперь помашем и подарим улыбки своим друзьям!
Беседа с детьми Психолог: Ребята, все люди и взрослые, и дети на Земле любят праздники и 31 октября, в последний день этого месяца тоже праздник — Всемирный День городов. Его утвердили на Ассамблеи ООН и отмечают только второй год. Чтобы узнать о городах больше надо их посетить. Я знаю, что вы любите путешествовать, предлагаю вам — отправится в путь! Начнем с нашего родного города. Послушайте стихотворение и посмотрите на рисунки, которые нарисовали наши дети. Город тихий, мирный, славный, По объему очень малый, Но уютный и красивый И для каждого он милый. Город славится делами И хорошими людьми. Он Шахтерском называется, Им гордимся всюду мы! Психолог:А какие достопримечательности есть в нашем городе? (парк, Дворец культуры, шахтные терриконы) Психолог предлагает детям выбрать картинки с изображение города и сделать коллаж (под музыку дети клеят и украшают плакат
«Наш любимый город» Психолог: Ребята, на каком транспорте можно путешествовать? (на автобусе, самолете, поезде, воздушном шаре, ракете). Предлагаю занять места, и отправится в путь.
(под музыку дети на «автомобиле» делают круг и рассаживаются на ковре)
Психолог:
Есть в каждой стране город главный, Большой он, важный и славный. Зовется город столицей. Не знать ее не годится! Отгадайте загадки и мы узнаем главные столицы мира.
1. Раскинулся на семи холмах Широкими кольцами чудо-град На Кремле алая звезда Город-Столица России …!(Москва) 2. Их Великая стена Аж из космоса видна Главный город в Китае один И называется столица …(Пекин) 3. Символ мира и любви Есть на каждой карте Этот город не забыть С Эёфелевой башней (Париж) 4.. Чай здесь пьют кому не лень Как 5-й час пробьет Биг-Бен Таурский мост стоит старинный Этот город очень дивный (Лондон) 5.Город из камня стоит на реке Петр-Великий возвёл на Неве Днём пушка стреляет из крепости А ночью разводят мосты (Санкт- Петербург) 6. С огромной горой Фудзияма Крупный город у вулкана Сотни людей заходят в метро Город будущего это…(Токио) 7.Ах! Куда не приглядись, Небоскребы взмылись ввысь. Кафе и магазинов столько На шумных улицах …(Нью -Йорк) 8. Нет на свете места краше, Чем родная область наша. Здесь есть реки и леса, И прекрасные места. Край родной мы очень любим, И всегда беречь мы будем, Ведь здесь с рожденья мы живем И любим больше с каждым днем!(Донецк) Психолог: Отгадали все, молодцы, предлагаю посмотреть видеоролик о городах мира (дети на большом экране смотрят видеоролик)
Психолог: Продолжаем путешествовать?
Упражнение «А сейчас мы с вами, дети» А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь! (1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 – основная стойка.) Психолог: Сейчас мы узнаем, что в городе есть. Я даю микрофон, а вы расскажете признаки больших городов. Интерактивная игра «Интервью» Психолог начинает предложение, дети его заканчивают: Город — это крупный населённый пункт, потому что……( в нём живёт много людей). В городе много магазинов, в которых продают продукты и промышленные товары, потому что ….(для большого количества людей нужно много продуктов и разных товаров). В городе много поликлиник и больниц, потому что …..(Много людей болеет и лечится). В городе строят высотные дома, потому что…..(в одноэтажных домах нельзя расселить всех людей)..Наш город называется……. Жителей нашего города называют….. Мне нравится жить в городе, потому что…. Психолог: И мне нравится наш город, вот послушайте стихотворение. Люблю я город свой, Люблю я край родной, И рада, что живу я тут, Где новых все открытий ждут. Наш город расцветает, Как будто он живой. (дети смотрят слайды про родной город)
Психолог: А как же в таком большом городе не заблудиться?
Игра «Вот эта улица, вот этот дом» (дети передают игрушечный домик и называют адрес проживания)
Психолог: Молодцы, ребята! Мы немножко разомнемся и продолжим путешествовать. Игровая разминка «Городские звуки» У окошка мы сидим, (Хлоп-хлоп.)Из окошка не глядим, (Хлоп-хлоп.)Ушки наши слушают, (Показывают ушки.)Что происходит там и тут. (Жест «удивились».)Кто по улице идет? (Топ-топ.)В небе самолет плывет — у-у. (Раскинуть руки.)Вот проехал грузовик — тр-тр. (Рулим.)И наступил короткий миг. (Пальчик к губам.)
Наступила тишина — тш-тш.На кустах шуршит листва — ш-ш.Пролетел огромный шмель — ж-ж.А в кресле мамин котик пел — мур-мур.За окошком тявкнул пес — гав-гав.Задает нам свой вопрос — гав-гав.Открываем быстро дверь — скрип-скрип.И все на улицу скорей! (Топ-топ.)С неба дождь закапал вдруг, — буль-буль.Получился странный звук, — буль –буль.Зонтик открывай быстрей, — чик-чик.И все по лужицам скорей, — шлеп-шлеп.Солнце на небе взошло, (Руки в стороны («солнышко»).)Сразу всем нам хорошо, — «ура»!Улыбаемся, друзья! Ха-ха!Вот и песня наша вся. Упражнение на релаксацию “Полёт высоко в небе” Психолог: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко.
Представьте, что вы находитесь на большом воздушном шаре. Над вами осеннее солнце и высокое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небо вас поднимает легкий ветерок. А земля, трава, города остаются внизу. И уже дома как кубики, а машины как кирпичики. А вам все легко и приятно подниматься вверх в небо. Мимо пролетают бабочки, птицы, облака….Воздух становится свежий и легкий Вы вздохнули и почувствовали себя выше всех, теперь вы высоко, высоко в небе…..От ветерка закружил наш воздушный шар и как осенний листочек стал опускаться на землю.. Все ближе и ближе вы приближаетесь к земле. Вот уже слышен и шум улиц, машин и мы уже дома, в нашем городе, в нашем садике, в комнате психолога. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на весь день» Пусть солнце ярко светит всегда И радует вех атмосфера добра Пусть слышится звонкий смех детей Давайте, ребята, будем дружней. И приятно под небом синим Дружить, трудиться и расти, Мы обещаем, что поможем Родному городу цвести! Завершение занятия. Психолог: Вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. — Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии? — Что усвоили вы за это занятие? — На этом наше занятие закончено, до свидание! До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Крещение Руси»
Беседа о смелости со старшими дошкольниками
Беседа о трудолюбии в подготовительной группе
Беседа с детьми 5-8 лет. Гимн России
О флаге России для детей 5-7 лет
Темы по патриотическому воспитанию детей
- «Наша Родина — Россия».
- «Я люблю тебя, Россия! День России».
- «Что значит — любить свою Родину».
- «Флаг и герб — государственные символы России».
- «Край любимый, край родной!»
- «Наши знаменитые земляки».
- «Достопримечательности нашего города».
- «Рассказываем о своей семье».
- «Почему мы гордимся своим поселком?»
- «Быт и народные ремесла в Древней Руси».