Установочный педагогический совет «С новым учебным годом!»
обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
интегрированную проектную деятельность, циклы познавательных занятий, моделирование, образовательные ситуации;
внедрение новых форм сотрудничества с родителями в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Что такое познавательное развитие?
В чем особенности познавательного развития современных дошкольников?
Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Одним из основных принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития мы будем относить: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Давайте рассмотрим каждый из этапов подробнее.
1. К первой стадии мы относим любопытство. Для нее характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребенок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
Педсовет — КВН для педагогов детского сада
Педсовет — КВН «Давайте общаться!». Сценарий
(для педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Пояснительная записка Воспитатель должен иметь знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, с детьми, в работе с родителями. Использование разнообразных форм методической работы повышает уровень теоретической подготовленности воспитателя и выработки своей педагогической позиции по основным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка и межличностного взаимодействия.
Ход проведения КВН
Цель: закрепить знания участников игры об особенностях общения с ребенком, упражнять в понимании психических состояний детей, умении целесообразно выражать свое отношение к ним с помощью вербальных и невербальных средств общения. Развивать творческие способности и любовь к профессии. Ведущий: Мы рады приветствовать в этом уютном зале людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. Наш КВН посвящен сложнейшей и очень актуальной теме – общению взрослого с ребенком. Размышлять над проблемами взаимодействия, над путями и средствами создания у детей в ходе общения со взрослыми радостного и бодрого настроения мы будем, выполняя различные задания.
Ведущий: Компетентные судьи – жюри – вынесут решение об уровне профессиональной подготовки участников и дадут полезные советы и рекомендации.
I конкурс. «Приветствие» По русскому обычаю положено друг друга приветствовать, представить себя. II конкурс. «Ты- мне, я- тебе» Ведущий задает командам по очереди вопросы. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу. 1. Человек, как продукт общественно – исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. 2. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией. 3. Автоматизированный способ выполнения действия. 4. Целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей. 5. Метод психологического исследования, основанный на вопросах и ответах. 6. Активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. 7. Побуждение к действию, толчок, побудительная причина 8. Краткие испытания, предназначенные для оценки уровня тех или иных психологических качеств. 9. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. 10. Закономерно возникающий ответ организма на раздражение (Ответы 1 – личность, 2 – общение, 3 – навык, 4 – воспитание, 5 — беседа, 6 – деятельность. 7 – стимул, 8 – тест, 9 – мотив, 10 – рефлекс).
III конкурс. Решение педагогических ситуаций Ведущий: Для решения педагогических задач приглашаются по 2 педагога от каждой команды, имеющих небольшой стаж работы. Оценивается полнота и логичность ответов. Ситуации для первой команды
1. Воспитатель рассказывает маме Наташи (6 лет), что девочка очень любит помогать взрослым. — Наверное, дома вы приучаете ребенка делать все вместе с вами. Это очень хорошо – она будет вам помощницей. — Да. У моей дочери очень большое желание мне помогать. За какую бы работу я не взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь? Одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству. И вы с ней особо не церемоньтесь. Нечего взрослым мешать. Прокомментируйте ситуацию. Что вы посоветуете маме? 2. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает: — Что ты собираешься рисовать и чем? — Как будешь располагать рисунок на листе бумаге? — Что нарисуешь сначала, а что потом? Напоминает, что после рисования нужно все положить на место. Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?
Ситуации для второй команды 1. В приемной в присутствии детей одна мама говорит другой: — Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо. — А вы пробовали его учить? — Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору. Права ли мама Димы? Что вы посоветуете маме этого мальчика? 2. Сережа (4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она делает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа». В чем причина такого ответа ребенка? Что бы вы посоветовали маме Сережи?
IV конкурс. «Как наше слово отзовется» 1. Представители одной команды должны произнести с разными эмоциональными оттенками фразу «Солнышко ты мое», представители другой «Наконец-то» (радость, удивление, сожаление, гнев, упрек и т.д.). V конкурс. «Расскажи глазами» Ведущий: Словами утешают и целуют, Словами можно даже оскорбить, За них и мстят, И спорят, и воюют… А вывод? Думать надо, Прежде, чем что-либо говорить! Существуют прекрасные невербальные средства, делающие наше обращение красочнее, эмоциональнее. Можем ли мы понять переживания человека по его мимике? Проверим….. Попытаемся…. Каждой команде предлагается разыграть сказку, используя невербальные средства общения. 1. Игра – сказка для первой команды «Воробьиная семья» «Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа – воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и с этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как – то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели ли его кошки. Папа – воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее сыночком что- то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробышек, наконец – то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор. Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что он очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения. И родители простили его. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень его любят, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».
2. Игра – сказка для второй команды «Капризная лошадка» «Жила- была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу, не буду», — кричит лошадка и брыкается ножками. Папа уговаривает лошадку: «Погуляй, поиграй на солнышке!». «Не хочу, не пойду» — отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала, и отправилась гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!». А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую гущу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал, и никто его там больше не видел. Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям. И больше не капризничает» VI Конкурс капитанов Ведущий: Перед нами 2 капитана, два опытных педагога. Найти выход из экстремальной ситуации . Ситуации задают команды-противники VII конкурс «Умелые руки» Ведущий: Вам было предложено домашнее задание: способы успокаивания плачущего ребенка. Обыгрывание ситуации. Оценивается: оригинальность игрушки, находчивость, мобильность.
Подведение итогов жюри.
команда-победительница Литература: 1. О.М. Ельцова. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги. Волгоград. Учитель. 2010 г. 2. В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Москва. 1995 г.
Рекомендуем посмотреть:
Заседание родительского клуба в детском саду «Моя семья» Заседание семейного клуба «Карапуз» (ранний возраст) по теме «О здоровье — всерьез» Познавательное развитие детей 2-3 лет Театрализованная деятельность в детском саду
Похожие статьи:
Как увлечь ребенка чтением
Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе