Упражнения для разных групп
Гимнастика после сна в младшей группе
Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.
Комплекс упражнений «Солнечный лучик»
Солнечный лучик в небе проснулся, Солнечный лучик к окну потянулся. Там, за окошком, двадцать ребят Дружно в уютных кроватках лежат.
(Дети потягиваются лёжа в постели)
Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки! Платьица надо надеть и штанишки! Где у вас ручки?
(Поднимают руки, по очереди трясут ими)
Где у вас ножки?
(Поднимают ноги, по очереди делают махи)
С вами сейчас поиграем немножко! Ну-ка, представьте, что лето настало: Город проснулся
Потирают кулаками глаза).
И солнышко встало.
(Поднимают руки над головой, тянутся).
Вот и отлично! Значит, поедем Вдаль по дорожке на велосипеде!
(Делают упражнение «Велосипед»)
Ехали, ехали… — На мельницу приехали!
(Делают упражнение «Мельница»)
Дальше поехали Ехали, ехали… — К речке приехали. Помочим ножки, Потрогаем водичку!
(Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол)
Ай, водичка холодна! Вот и ножка одна…
(Прыгают на правой ноге)
А вот ножка другая, Шустрая какая!
(Прыгают на левой ноге)
Мы в водичке постояли, Искупались, (Делаю движения руками, имитирующие плавание) Поныряли… Ай, хорошо!
(Делают приседания с вытянутыми вперёд руками)
Встали с пятки на носочек, Дружно вышли на песочек.
(На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики)
По песочку походили – На камешки наступили. Ох, горячо!
(2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам)
А теперь мы поднялись,
(Сходятся в центре зала)
Дружно за руки взялись.
(Образуют круг)
Потянулись,
(Потягиваются),
Улыбнулись.
(Улыбаются друг другу).
Наконец-то мы проснулись!
Гимнастика после сна в средней группе
Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.
Возможные причины отказа и способы решения
Когда ребенок только привыкает к саду, ему может мешать заснуть новая обстановка, отсутствие привычных домашних ритуалов. Рядом нет близкого человека (мамы, папы, бабушки, няни), поэтому засыпать страшно. У более старших детей возможны и другие причины: например, ребенок поздно встает утром и приходит в сад позже других детей. Или у него сбился ритм сна и бодрствования после выходных.
Период адаптации в детском саду. Первые недели в детском саду ребенок психологически адаптируется к новому ритму жизни, к новым людям, правилам и занятиям.В это время, даже несмотря на видимую усталость и желание спать, он может не хотеть ложиться, ведь он впервые надолго остается вне привычной обстановки и без близких людей. Ему также может быть сложно наладить контакт с другими детьми. Когда он привыкнет к новой ситуации и убедится, что после сна бывают интересные занятия или прогулки, а вечером он обязательно вернется домой, то будет сам ложиться спать с удовольствием.
Страх отделения от мамы в первые месяцы посещения детсада также повышает тревожность малыша и отгоняет сон. Сложнее всего пережить разлуку детям младшей группы — в этом возрасте им каждый раз кажется, что мама ушла навсегда.
В период адаптации родителям важно проводить больше времени с ребенком вне сада, играть и общаться. Поэтому лучше вначале не оставлять ребенка на целый день, а постараться забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его ходить в сад с радостью.
В разговорах с ребенком можно настраивать его на то, что он будет спать днем в детском саду. Чувство уверенности можно передавать словами: «Я знаю, ты справишься, у тебя получится», «Я обязательно приду за тобой вечером», «Меня не будет, но рядом с тобой будет Наталья Романовна, она поможет тебе уснуть».
Чтобы снизить уровень тревожности, можно давать ребенку в детский сад игрушку, с которой ребенок привык засыпать дома, или дать ему с собой другую, но тоже любимую, с которой приятно спать в обнимку. Возможно, получится договориться с воспитательницей, чтобы она несколько раз посидела рядом с малышом, почитала «домашнюю» книжку, помогая заснуть.
Шумное соседство. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед. Здесь опять же на помощь может прийти воспитательница. Именно она наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может лучше других знать причину, по которой ребенок не спит. Она же может попросить самых активных и бодрых вести себя тише. Или организовать для них тихий досуг в соседней комнате — в детских садах все чаще идут на создание таких мини-групп для бодрствующих детей на время тихого часа, особенно в старших группах.
Ритуалы перед сном. Домашние ритуалы, предшествующие дневному сну (качание на руках, присутствие мамы, любимая песня), далеко не всегда возможны в условиях детского сада. А без них ребенок может просто не настроиться на сон. Поэтому лучше заранее дома отказаться от ритуалов перед дневным сном и приучить ребенка засыпать самостоятельно. А семейные традиции укладывания, такие как совместное чтение, разговоры, тихие игры, лучше перенести на вечер.
Позднее пробуждение утром. Причиной отказа от дневного сна может быть также поздний подъем — в таком случае к тихому часу ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет — примерно 6 часов. Дневной сон в детском саду длится обычно с 13:00 до 15:00. Если ребенок, например, просыпается по утрам в 8:30, то в 13:00 (через 4,5 часа) он просто еще не хочет спать.
Чтобы найти оптимальное время утреннего подъема, начните будить ребенка в 6:30–7:00. Когда он снова начнет регулярно спать днем в детском саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее.
Выходные, праздники и отпуска. Даже если вся семья встает по звонку в 6:30 каждый будний день, в выходные ситуация может сильно меняться, и режим сна снова сбивается. Если трудно вставать «как обычно» всей семьей, можно пойти на хитрость и устроить «дежурства»: например, папа следит за соблюдением режима в эти выходные, а мама в следующие. О соблюдении режима сна нужно помнить не только в выходные, но и в отпуске, и даже на больничном.
Нехватка навыков самообслуживания. В детском саду нужно самим переодеваться в пижаму, а затем одеваться обратно. Если у ребенка еще не до конца сформированы эти навыки, то он начнет беспокоиться задолго до тихого часа, и тогда ни о каком сне речи идти уже не будет.
Научиться быстрее переодеваться в детском саду помогут домашние тренировки. Можно превратить процесс в игру: одеваться наперегонки или придумать считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Лучше не покупать одежду со сложными застежками или мелкими пуговицами, в которых ребенок запутается, лучшее решение — липучки везде, где это возможно, одежда на резинках и с широким воротом.
Физический дискомфорт. Иногда ребенку трудно заснуть, потому что он плохо себя чувствует, переел за обедом, ему холодно или слишком жарко в спальне. Некоторые дети отказываются спать, потому что боятся заснуть слишком крепко и проснуться в мокрой постели; возможно, с ними такое уже случалось в детском саду, и они столкнулись с негативными комментариями по этому поводу.
Выяснить причины нежелания спать в саду может помочь сюжетно-ролевая игра — например, ситуации, связанные со сном в детском саду, можно разыграть дома с куклами или зверями. Пусть игрушки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то — няней. Часто проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна выявляются именно в процессе такой игры.
Элементы гимнастики после сна
Гимнастика после сна – как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:
- потягивание;
- дыхательные упражнения;
- махи руками;
- поглаживание биологически активных зон;
- прыжки;
- приседания;
- несложные элементы йоги;
- пальчиковую гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- визуально-акустические упражнения.
Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.
Видео-пример утренней гимнастики:
Виды гимнастики после сна
В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:
- упражнения в кровати с элементами самомассажа;
- игровая гимнастика;
- гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
- ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.
При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду
Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.
Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.
Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.