↑ Виды деятельности
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная
и
коллективная
.
По характеру: репродуктивная
(повторяющая уже достигнутое) и
продуктивная
— творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная
.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд
.
↑ Общение как вид деятельности
Общение
— вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация
— общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Структура общения:
Субъекты
— те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель
— это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание
— это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства
— это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение
— это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты
: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели
(то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание
(информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения
(способы передачи, переработки и расшифровки информации):
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
Функции
общения:
- коммуникативная
(осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); - познавательная
(олучение новой информации); - социализации
(формирование навыков взаимодействия в обществе); - психологическая
(эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное — общение посредством речи. | Межличностное — общение между двумя людьми. |
Косвенное — общение через других людей. | Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое — общение между тремя и более людьми. |
«Игра – это особый вид деятельности»
«Игра – это особый вид деятельности»
Фридрих Фребель
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
Новый стандарт дошкольного образования, а также современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста выделяет игровую деятельность, как важный вид детской деятельности в образовательном процессе.
Одним из основных понятий ФГОС является «индивидуализация» образования. Что предполагает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Ребенок становится сам активным в выборе своего образования. Опираясь на основные положения ФГОСа все игры мы выбираем с учетом:
•возрастного состава
(группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
1
Игра старших дошкольников имеет свои особенности и для освоения ее с детьми необходимы психолого-педагогические условия, способствующие постепенному развитию игры как специфической деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают играми с правилами со всеми их признаками как особой формой активности. Они способны понять и руководствоваться обязательными для всех правилами, а также правилами выигрыша, определяющими состязательность отношений между детьми. Особое значение в развитии игр как формы совместной деятельности имеют игры типа домино, поскольку для них необходимо не менее двух участников. Старшие дошкольники в процессе игры осваивают функции ведущего, обладающего преимущественными правами, от которого зависит действие игроков. Как правило, дети дошкольного возраста не проявляют желание взять на себя роль ведущего. Они предпочитают роли игроков. Взрослому приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать детей этой ролью. Показать им, что без нее игра невозможна. У некоторых детей к семи годам появляется интерес к роли ведущего, они с удовольствием ее выполняют и часто авторитарно регулируют игровые действия остальных детей. Игроки, как правило, спокойно на это реагируют. Бывают случаи, когда ребенок-ведущий «подыгрывает» своим друзьям. Остальные игроки не сразу, но замечают это и делают ему замечание. (Не надо подсматривать, так нечестно). Они чувствуют несправедливость в поведении
2
ведущего. Как правило, после таких замечаний ребенок-ведущий перестает нарушать принцип справедливости.
Дети седьмого года жизни способны понять и оценить соответствие своих действий правилами игры, а также их адекватность нормам взаимодействия между детьми. Поэтому они чаще всего регулируют свое поведение в соответствии с правилами, поскольку заинтересованы в совместной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста могут с помощью правила строить справедливые и равноправные взаимодействия в игре всех ее участников. Они применяют это правило и при определении начинающего следующий цикл игры: «Пусть Саша, он еще не начинал эту игру, а Даша всегда начинает».
Самый острый конфликт возникает между детьми-лидерами: они никогда не уступают друг другу. Возникший в такой ситуации конфликт между детьми необходимо
нивелировать.
Например: Наташа(6.9 лет) и Лиза(6.11 лет) очень агрессивно отстаивали свою лидерскую позицию в игре. Мы обращаемся к ним со словами: «Есть и такое правило — умный всегда уступает». После чего обе девочки стали уступать друг другу и отказываться начинать игру. Пришлось это делать нам (воспитателям).Более простой способ решения этой задачи это
— считалка или жребий. Как правил,о дети в этом возрасте не спорят. Они способны воспринимать неопределенную ситуацию на удачу Овладение детьми общими способами достижения игрового результата позволяет им самостоятельно находить способы решения частных игровых задач. В центре внимания ребенка находится не
только результат игры, но способ его достижения, что имеет решающее значение в интеллектуальном развитии детей.
• по полу (мужские, женские, смешанные) ;
Все дети любят играть в сюжетные игры, где происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому предметно – развивающая среда для развития игровой деятельности должна быть разнообразной для удовлетворения запросов каждого ребенка.
Учитывая то, что игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, украшения, косметику – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка со стабильным пространством, игрушками, игровым оборудованием, который мы создали в группе. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает, поэтому в группе создана обстановка, имеется одежда, утварь.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Поэтому в игровой комнате мы им отводим все свободное пространство.
• по уровню достижения:
одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
Отдельные виды игр по разному воздействуют на умственное развитие детей:
— сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
— игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;
— строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Все эти виды игр мы давно и успешно используем в работе с детьми.
Дифференциация дошкольников по уровню достижения (умственного развития) позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У нас, у педагогов появляется возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Дети с пониженной
обучаемостью
требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала
.Дети с повышеннойобучаемостью
также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в группе, мы также опираемся на дифференцированный подход. В группе имеются игры «лото», «домино», «мозаика» различной степени трудности, дети имеют возможности самостоятельно выбрать игру в соответствии со своими способностями и интересами.
В нашей группе имеются для самостоятельной художественной деятельности раскраски различной степени трудности. Дети которые легко владеют счетом выбирают раскраски «соедини по точкам» и без особого затруднения справляются с заданием. Более слабые дети выбирают раскраски «Раскрась по образцу»
В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в
области познания
. Для выполнения одного и того же задания «В игре «Прогулка по лесу» по теме дикие животные детям
с высоким уровнем развития
предлагаем посмотреть на карточки и запомнить зверей которые живут в лесу. За тем одну карточку убирают переворачивают, детям надо вспомнить какой зверь(убежал). Также можно убирать по две или три карточки. Детям со средним уровнем меняем несколько карточек местами и просим расставить карточки так, как они были расположены сначала. Для более слабой подгруппы детям предлагаем рассмотреть картинки обитателей леса и назвать их. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
• по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.) ;
Детям аудиалам
мы больше даем информации, которая воспринимается на слух;(рассказы, стихи), также в играх дается больше словесной информации. Детям
визуалам
информацию даем в виде схем, мнимотаблиц, сюжетных картин.
Особого внимания требуют и так называемые «тихие дети». В работе с такими детьми создаем такие условия, которые развивают активность детей, укрепляют их веру в свои силы. Способствует этому художественные произведения, сказки, потешки, хороводные игры, где дети могут раскрыть свои творческие способности. Использование различных масок и костюмов заинтересовывает детей, поднимает им настроение, объединяет коллектив. Ребёнку в игре легче запомнить текст потешки, песенки, он не чувствует себя вне коллектива. Обыгрывая сказку, потешку он не только развивает свою речь и память, но и получает навыки общения со сверстниками, взрослым, перестаёт быть замкнутым.
Еще используем в своей работе с капризными или непослушными детьми игровой приём сравнивания их с героем сказки. Например, ребёнок не в настроении, вредничает: «Ты, сегодня такой сердитый как папа Мишутки – Михайло Потапыч, расскажи на кого ты сердишься».
Есть дети, которые с трудом идут в группу, часто испытывают чувство сонливости, тогда можно предложить им поиграть в игру «Спящая кошечка». Ребёнок ложится на диванчик или коврик и «засыпает», а дети по очереди будят кошечку, говоря ей ласковые слова, поглаживают её. Ребёнок радуется такому вниманию со стороны сверстников и взрослого и эмоциональный настрой его поднимается. В утренние часы мы используем хороводные игры со словами, в которых у детей поддерживается интерес друг к другу, поднимается настроение, появляется желание поиграть со сверстниками. Дети, капризничавшие по утрам, с удовольствием приходят в детский сад.
• по уровню физической подготовленности(касается подвижных игр)
В процессе физического воспитания детей создаем такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к ребенку.
В системе индивидуальной работы с детьми в процессе их физического воспитания ведем учет особенностей физической подготовленности ребенка.
По характеру физической подготовленности, дошкольников мы делим на группы. (дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств).??
Четкой дифференциации игр не существует. Каждый вид дифференциации переплетается с остальными. Подбирая подвижные игры, мы также опираемся на уровень физического развития детей, а также на их интересы и желания.В играх повышенной двигательной активности таких, как «У медведя во бору», «Гуси-Гуси» роль ведущего выбирают дети более подвижные и активные. Дети с низким уровнем физической подготовленности выбирают роль ведущего в играх малой подвижности: « Летает не летает», «Жу-жу платочек положу» и.т.д.
Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности стараемся давать доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому служат знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой «Детство».Особое внимание уделяем развитию основных видов движений, для чего создаем условия для игр с движениями (место для движений, оборудования, ). Чаще проводим игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение.
Этим и обусловлен индивидуально-дифференцированный подход к детям с опорой на уровень их физической подготовленности.
• по области интересов
(технические, природоведческие, художественные, социальные) ;
Свободно игровая деятельность необходима каждому ребенку, в ней он может определить собственные позиции и реализовать свой творческий потенциал в полной мере. В тоже время ребенок может удовлетворить потребность во взаимодействии и общении с другими взрослыми и сверстниками, учитывая при этом их намерения и интересы. В свободной игре ребенка отражаются его потребности, эмоции и опыт. Мы стараемся поддерживать спонтанно возникающее общение и взаимодействие между детьми, так как при этом они могут самовыражаться . Педагог включается в игру если у ребенка возникнет потребность в общении с ним, обогащая деятельность дошкольника делая игру более интересной(парикмахерская, больница).
Организуя образовательный процесс с опорой на данный вид дифференциации мы помним, что:
—каждый ребенок неповторимая личность. Мы ориентируемся не только на возрастные возможности и особенности детей, но и на их индивидуальные черты и качества
-дети в следствие своего ограниченного жизненного опыта иначе, чем взрослые. Воспринимают и оценивают окружающий мир. У каждого ребенка своя собственная картина мира. И взрослый прежде чем воспитывать и учить должен постараться взглянуть на мир глазами ребенка.
—ознакомление с окружающим миром и развитие ребенка происходят не только во время организованного обучения, но ив процессе повседневного взаимодействия и общения.
-дети дошкольного возраста особенно нуждаются в поощрении. Помня это, мы не сравниваем результаты деятельности одного ребенка и другого. Все усилия направляем на то, чтобы дети испытывали радость познания и обретали уверенность в своих силах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 «Золушка»
«Авторский подход к разработке дифференцированных игр с детьми»
(Из опыта работы педагогов Борисенко Г.И, Грунтовской Е.В)
Все игры у нас в группе распределены по направлениям, которые отражены
во ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое). Дети могут использовать игры в свободной игровой деятельности. Есть игры, которые хранятся в метод.кабинете.. Игровая база группы постоянно обновляется (игры «обмениваются» между группами, некоторые игры убираются на время). Также некоторые игры предоставляются на время логопедом, музыкальным руководителем, педагогом-психологом.
Мы хотим представить вашему вниманию некоторые игры, помогающие нам осуществлять дифференцированный подход к детям.
1.Предметы и контуры(по уровню достижения ,умств. развит)
2.Лото «Профессии», Лото «Для девочек»(по полу)
3.Четвертый лишний(по полу, по уров. достижения)
4. «Зоркий глаз» (по уровню достижения)
5.Пазлы « Времена года», «Свойства» (по интересам, по уровню достижения)
6. «Гнездо, улей. нора»-кто где живет(по интересам)
7.Лото «Разноцветные предметы»- лото (по уровню достижения)
8. «Собери свой город»-лото (по достижению) 1-2-3-4-5-6 уровн достиж
9. «Российская армия»-лото (полу)
10. «На что похожи облака?»- по уровен.достижения, речевое развитие, развит. воображения, фантазии.
11 «Волшебные картинки» — по интересам разраб Г.Н Шушковой
12. «Собери по образцу девочку и мальчика»-по полу
13. « Цифры»- по достижению
14 « маски»- по интересам
15 Раскраски –по достижениям, по интересам, по уровню сложности.
↑ Игра как вид деятельности
Игра
— это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.
Характерные черты игры:
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
- В процессе игры используются определенные предметы
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Этапы развития игры
Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:
- Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
- Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
- Игра с правилами.
Рассмотрим также и классификацию способов игр по Н. Я. Михайленко:
- Условные предметные действия.
- Поведение в контексте той или иной роли.
- Развертывание сюжета.
Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка:
- Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
- Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
- Развитие нравственных инстанций.
- Формирование качественно новых мотивов.
- Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.
Рассмотрим также особенности игровой деятельности дошкольников.
Старших дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для дошкольников подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Игровая деятельность 420 ₽ Реферат Игровая деятельность 280 ₽ Контрольная работа Игровая деятельность 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками.
Довольно часто в своих играх дети демонстрируют те вопросы, которые когда-либо были затронуты их родителями. Кроме того, для детей нет проблемы в том, чтобы заменить один предмет совершенно другим, наделяя его таким же значением и функциями.
Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям. Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг. Правила для игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых.
Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.
↑ Труд как вид деятельности
Труд
— это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации,
например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация —
уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность
связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная
деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность
связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность
представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная)
деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность
.
Прогностическая деятельность
— это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство
— это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство —
производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный
(осознанная постановка целей и их достижение),
продуктивный
(создание полезного продукта),
орудийный
(создание орудий труда),
преобразующий
(изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и
общественный
(взаимодействие с людьми)
характер деятельности
.
Игра
– это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта. Игра тренирует ребенка в осознании значений предметов и явлений, развивает умение в овладении различными действиями и операциями, расширяет самосознание от восприятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.
Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых
, путь познания окружающего мира. В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку, но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
В игре принято выделять такие элементы
, как: 1) воображаемая ситуация; 2) роль; 3) игровые действия.
Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся прежде всего предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальна, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра
, которая достигает своего максимального расцвета в 4–5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя ролью.
Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
Игра основана на условном моделировании
той или иной развернутой деятельности. Впервые немецкий ученый
К. Гроос
отметил, что игра и животных и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых.
В подходе К. Бюлера
, который строил свою теорию на основе теории игры К. Грооса, акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на
мотивационный
. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности. Эти положительные эмоции были названы им функциональным удовольствием.
Оглавление